10 игр на преодоление детской агрессии

Игры – выпускаем пар

1. «Обзывашки»

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника “обидным” словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» – «Ваня арбузик!» и т.д.

2. «Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

3. «Подеремся?»

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

4. «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

5. «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

6. «Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

7. «Шторм»

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

8. «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

9. «Упрямый ослик»

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

10. «Домашний футбол»

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.

Читаем еще: Игры, которые учат детей доброте

Чтобы понять, какие из игр более эффективны для вашего ребенка и интересны ему самому, нужно попробовать все варианты. Играя, не зацикливайтесь на том, что вы делаете это для преодоления агрессии

Наслаждайтесь процессом и давайте волю эмоциям – это очень важно для достижения хорошего результата

â ÐÑкÑда беÑеÑÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑиÑ

Ркаждом Ñеловеке Ð¾Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ ÐµÑÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑиÑ. ЭÑо ÑвоеобÑазнÑй заÑиÑнÑй меÑанизм, ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑаздÑажение. Ðогда Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ â напÑимеÑ, кÑо-Ñо оÑобÑал игÑÑÑÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ дал лопаÑкой по голове, Ñебенок заÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ðо иногда агÑеÑÑивнÑм ÑÑановиÑÑÑ Ñоновое поведение â Ñебенок Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñам, акÑенÑиÑÑеÑÑÑ Ð½Ð° плоÑÐ¸Ñ Ð³ÐµÑоÑÑ Ð² ÑказкаÑ, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñе Ñлова. ЭÑо не знаÑиÑ, ÑÑо он вдÑÑг ÑÑал плоÑим. ЭÑо знаÑиÑ, ÑÑо еÑÑÑ ÑаздÑажиÑелÑ, коÑоÑÑй поÑÑоÑнно пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ агÑеÑÑÐ¸Ñ Ð² акÑивнÑÑ ÑазÑ.

РпÑежде вÑего, ÑодиÑели Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ, ÑÑо ÑÑало пÑиÑиной агÑеÑÑии:

-ÐбÑÑановка в ÑемÑе.
ÐÑли папа и мама ÑÑгаÑÑÑÑ Ð¸ ÑпоÑÑÑ, Ñебенок пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÑо на Ñвой ÑÑеÑ. Ðак мÑÑÐ»Ð¸Ñ Ñебенок: «Ðни ÑÑгаÑÑÑÑ, знаÑиÑ, Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñой».

-ФизиÑеÑкое и моÑалÑное наказание, Ñнижение, пÑиÑологиÑеÑкий оÑказ Ð¾Ñ Ñебенка.
ÐапÑимеÑ, в надежде ÑÑкоÑиÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñебенка Ð¼Ð°Ð¼Ñ ÑаÑÑо говоÑÑÑ: «Я ÑейÑÐ°Ñ ÑйдÑ, а ÑÑ Ð¾ÑÑанеÑÑÑÑ». СÑÑÐ°Ñ ÑазлÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ â ÑамÑй ÑÑÑаÑнÑй Ð´Ð»Ñ Ñебенка. ÐÑли она полÑзÑеÑÑÑ Ñакими пÑиемами, малÑÑ Ð½Ð°ÑодиÑÑÑ Ð² поÑÑоÑнном ÑÑÑеÑÑе.

-ÐеблагопÑиÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑÑановка в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ в Ñколе.
РгÑÑппе еÑÑÑ Ð´ÐµÑи-агÑеÑÑоÑÑ, коÑоÑÑе пÑовоÑиÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа на поÑÑоÑннÑÑ Ð·Ð°ÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ воÑпиÑаÑели полÑзÑÑÑÑÑ ÑгÑозами Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñелей.

-ÐепÑинÑÑие ÑÑвÑÑв Ñебенка, запÑеÑÑ Ð²ÑÑажаÑÑ Ð³ÑÑÑÑÑ, обидÑ, гоÑеÑÑ.
Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ: «ФÑ, ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑ Ð½ÐµÐºÑаÑиваÑ, когда плаÑеÑÑ!» или «Ðе Ñеви, ÑÑ Ð¶Ðµ малÑÑик!». ÐÑли ÑмоÑии не пÑоÑабаÑÑваÑÑÑÑ, они накапливаÑÑÑÑ Ð¸ вÑливаÑÑÑÑ Ð² агÑеÑÑивное поведение.

-ÐовÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑÑевожноÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа.
ÐÑли мама Ñама наÑодиÑÑÑ Ð² поÑÑоÑнном ÑÑÑеÑÑе или ÑÑезмеÑно Ð¾Ð¿ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа: «Ðе Ð»ÐµÐ·Ñ Ð½Ð° гоÑкÑ, ÑÑо опаÑно!» или «Ðе Ñоди ÑÑда, ÑпадеÑÑ». ÐÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑм и он заÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.

Основные причины детской агрессии

Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. И все же, психологи называют пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии.

1. Проверка границ дозволенного

Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!»

Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка.

2. Неудовлетворенные желания

Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол.

3. Непринятие чувств ребенка

Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков.

Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию.

4. Особенности воспитания в семье

Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка.

Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля.

5. Подражание

Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Игры при агрессивном поведении

В данный возрастной период ведущая деятельность ребенка – игровая. Специалистами в области детской психологии были выделены специальные игры, которые позволяют снять агрессию, ощутить комфортное психоэмоциональное состояние.

«Обзови меня»

Главный атрибут – небольшой мячик. Нужно встать напротив ребенка и кидать друг другу мяч. Каждый бросок сопровождается «обидным словом», которое должно быть безобидным. К примеру, «Костя – гвоздик», «Мама – панама».

«Выбивание пыли»

В моменты, когда ребенок ощущает желание выплеснуть агрессию, стоит поработать с его телом, чтобы помочь ему справиться с эмоциями. Для данной игры можно взять мягкую подушку и попросить малыша активно бить ее, подбрасывать, кричать, пинать, выбивая таким образом из нее пыль.

«Как насчет драки»?

Следует захватить небольшие подушки и устроить с ребенком самый настоящий бой. Можно обеспечить звуковое сопровождение. Лучше сказать малышу, что можно лишь использовать подушки, не обзывая и не распуская руки, что приведет к прекращению игры.

«Обстрел снежками»

Необходимо заранее заготовить скомканную бумагу, бросаясь ей друг в друга.. Не нужно забывать уворачиваться от «снарядов», прятаться и искренне радоваться победе. Дети в восторге от подобного развлечения, которое способно не только снять агрессивность, но и обеспечить прилив положительных эмоций.

«Салют»

Для данной игры понадобится разноцветная бумага, которую следует отдать ребенку. Суть данного способа снять агрессию в том, чтобы для начала разорвать листы на кусочки, а затем начать подбрасывать их вверх. Главное – обеспечить достаточное количество бумаги, чтобы ребенок смог вдоволь насладиться игрой, а уже после собрать все листки с пола.

«Катание мячика»

Данная игра предполагает использование теннисного мячика, который следует расположить на поверхности. Задача малыша – дуть на мячик, чтобы тот смог сдвинуться с места. Также можно придумать различные траектории, по которым будет катиться мячик. Глубокий вдох будет способствовать расслаблению всех мышц, успокоению, вследствие чего не стоит недооценивать пользу дыхательных упражнений для коррекции агрессивного поведения.

«Буря в море»

Можно устроить игру в процессе купания или набрать воду в глубокую и широкую посуду, воображая, что это море, на котором вот-вот начнется шторм. В данной игре также используется сила дыхания, что позволяет устраивать самые настоящие волны.

«Повелитель ветров»

Нужно усесться напротив ребенка и дать ему звание повелителя ветров. Суть игры – дуть как можно сильнее на своего спутника. Мама может подыграть малышу, делая вид, что ее активно сдувает, что приходится сопротивляться порывам ветра.

«Упрямый ослик»

Малышу необходимо улечься на что-то мягкое. Суть игры- поднять и силой опустить ноги, сопровождая действиями фразами «Нет!», «Никогда». Ребенку позволительно выплескивать эмоции, активно отстаивать в этот момент свою позицию.

«Футбол дома»

Понадобится подушка или мяч, изготовленный из тряпок или ненужной бумаги. Родитель и ребенок начинают игру, обсудив правила. Суть – возможность ребенка попинать, покидать мяч, сбросив таким образом, эмоциональное напряжение.

Чтобы подобрать наиболее оптимальную игру для малыша, стоит испробовать все варианты. Не нужно делать акцент на том, что она необходима, чтобы скорректировать агрессивное поведение

Лучше всего понимать, что это прекрасный способ лишний раз уделить внимание своему ребенку

â Снимаем ÑÑÑеÑÑ

ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавиÑÑ Ð°Ð³ÑеÑÑÐ¸Ñ Ñебенка в нÑжное ÑÑÑло и даÑÑ ÐµÐ¹ вÑплеÑнÑÑÑÑÑ, пÑиÑологи ÑовеÑÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² опÑеделеннÑе игÑÑ, где ÑÑо негаÑивное поведение Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑпÑавлÑемÑм. Ð ÑÑи игÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð¸ ÑодиÑели, и Ñами деÑи в Ñадике. Чем болÑÑим колиÑеÑÑвом вÑемени Ð²Ñ ÑаÑполагаеÑе, Ñем лÑÑÑе: малÑÑ Ð¿ÐµÑвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð³Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð³ÑÑваÑÑÑÑ Ð² «СалÑÑ» и «УпÑÑмого баÑаÑка».

ÐгÑа 1. «ÐбзÑвалки»

Ðама и Ñебенок вÑÑаÑÑ Ð´ÑÑг напÑоÑив дÑÑга и кидаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð¼ÑÑ. Ðогда Ñебенок кидаеÑ, он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ñ Â«Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñм» Ñловом, коÑоÑое на Ñамом деле ÑазÑеÑено, напÑимеÑ, Â«Ð¢Ñ ÐºÐ°Ð¿ÑÑÑа!» â «РÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð´Ð¾Ñ!» и Ñ.д.

ÐгÑа 3. «ÐоÑÑба на подÑÑкаÑ»

ÐклÑÑиÑе веÑелÑÑ Ð¼ÑзÑкÑ, возÑмиÑе в ÑÑки подÑÑки и Ñлегка подеÑиÑеÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸. Ðо ÑодиÑели ÑеÑко Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑÑÑановиÑÑ Ð¿Ñавила â не биÑÑ ÑÑками, не кÑиÑаÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñе Ñлова. ÐÑли пÑавила наÑÑÑаÑÑÑÑ, игÑа оÑÑанавливаеÑÑÑ.

ÐгÑа 5. «СалÑÑ»

Ребенок ÑÐ²ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ Ñ Ñилой бÑоÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ ввеÑÑ. ÐоÑом вÑе вмеÑÑе ÑбиÑаÑÑ Ð¼ÑÑÐ¾Ñ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°.

ÐгÑа 6. «ÐÑÑик, каÑиÑÑ!»

ТенниÑнÑй мÑÑик кладеÑÑÑ Ð½Ð° ÑовнÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑноÑÑÑ. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¿ÑедлагаÑÑ ÑдÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ пÑокаÑилÑÑ Ð¿Ð¾ заданной ÑÑаекÑоÑии. ÐгÑÑ Ñ ÑÑаÑÑием дÑÑаÑелÑнÑÑ ÑлеменÑов пÑиÑологи ÑÑиÑаÑÑ ÑамÑми ÑÑÑекÑивнÑми.

ÐгÑа 7. «ÐÑгÑÑка»

ÐÑли малÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¸Ñ ÐºÑпаÑÑÑÑ, пÑедложиÑе ÐµÐ¼Ñ Ð´ÑÑÑ Ð½Ð° повеÑÑноÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилиÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ. УÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ñебенка Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно инÑенÑивнÑми.

ÐгÑа 8. «УÑаган»

СÑдÑÑе напÑоÑив малÑÑа и пÑедложиÑе ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð°Ñ ÑдÑÑÑ. ÐÑÑÑÑ Ð¾Ð½ набеÑÐµÑ Ð² легкие поболÑÑе воздÑÑа и как ÑледÑÐµÑ Ð´ÑÐµÑ Ð½Ð° Ð²Ð°Ñ â мама пÑи ÑÑом Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð¸Ð´, ÑÑо ÑопÑоÑивлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñокам воздÑÑа.

ÐгÑа 9. «УпÑÑмÑй баÑаÑек»

ÐалÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° пол и Ñ Ñилой вÑпÑÑмлÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸, в воздÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ бÑÐµÑ Ð¸Ð¼Ð¸ об пол. Ðа каждÑй ÑÐ´Ð°Ñ Ð¾Ð½ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Â«ÐеÑ!».

ÐгÑа 10. «ФÑÑбол»

Ребенок и взÑоÑлÑй игÑаÑÑ Ð² ÑÑÑбол подÑÑкой. Ðе можно оÑнимаÑÑ, пинаÑÑ, бÑоÑаÑÑ â главное, ÑоблÑдаÑÑ Ð²Ñе пÑавила.

Самое ÑиÑаемое:

РÐÐÐÐÐРХÐЧÐТ ÐЫТЬ ÐСÐÐÐÐ ÐÐРÐЫÐ

ЧÑо можно и Ñего нелÑÐ·Ñ ÐºÐ¾ÑмÑÑей маме: 10 запÑеÑов…

ÐаждÑй ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ взÑÑÑ Ñебе на вооÑÑжение ÑÑ…

15 мÑдÑÑÑ ÑиÑÐ°Ñ ÐиÑаила ÐабковÑкого о воÑпиÑании

Что такое агрессия?

Суть агрессии — атака, когда внутри мозга рождается порыв к чему — либо. Агрессия- это:

  • Любая вспышка атакующей энергии, направленная на что-то или кого-то.

  • Не план, а движение эмоции фрустрации к выходу.

  • Не плохое поведение, а эмоциональная, физическая конкретная атака.

Метафорой для агрессии может служить котел с кипящей водой и крышкой. Пар внутри- это накапливающееся напряжение, раздражение, которое в конце концов, если ему нет выхода, срывает крышку. В таком случае можно ли сказать, что котел себя плохо, отвратительно ведет?

Понимая абсурд этого вопроса, можно понять и абсурдность наказаний за вспышки агрессии у ребенка. Тем боле, что агрессия имеет много лиц. И наказывать тогда пришлось бы за каждое ее проявление.

Многоликая агрессия

Вот какие облики может приобретать агрессия у детей и взрослых.

  • Удары и драки
  • Подлые поступки
  • Проявление неприязни
  • Агрессивные жесты
  • Нытье, ворчание, ругательства
  • Осуждение самого себя
  • Нетерпеливость, раздражительность
  • Унижение
  • Укусы, бросание предметов, крики, плевки
  • Оскорбления
  • Игра «Молчанка», игнорирование
  • Злорадство в детских играх
  • Самоагрессия
  • Припадки и истерики
  • Фантазии о причинении вреда другому.

Обычно родители наблюдают всего несколько проявлений агрессии у своих детей, а не все сразу. Но каждый раз- это испытание для родительски нервов. Очень немногие мамы и папы способны выдерживать чувства ребенка и его агрессивные атаки, относясь с пониманием.

Знание о механизме агрессии позволяет многие выпады ребенка понимать и прощать.

Часто мы видим «смещенную агрессию», когда ребенок злится на папу и это всем очевидно, но достается тумаков младшему брату. Ребенок так ведет себя потому, что на папу наскакивать для него слишком уязвимо. Папа может ответить, может «перестать любить» в понимании ребенка. Агрессию на папу выражать очень небезопасно для отношений, а на брата- можно. Ведь при прочих равных ребенок всегда предпочтет сохранить контакт с родителями.

И в этой связи важно обратить внимание, что если агрессия все же направлена на родителей, а не на брата, то это в каком-то смысле повод для тихой радости. Потому что ребенок внутренне чувствует уверенность, что он может себе позволить освобождаться от напряжения именно так. И это ему ничем не грозит

Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

И это ему ничем не грозит. Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.

Так что первое, что нужно делать в инциденте с агрессией ребенка- принимать его выпад. И никогда не принимать агрессию на свой счет, не обижаться, не оскорбляться.

Затем важно быстро- быстро скомкать агрессию, выведя ее в игру. Дело в том, что игра- это всегда понарошку, ребенку так легче выносить собственное поведение.

Проявления детской агрессии

У каждой эмоции есть свои определенные телесные выражения. К примеру, при агрессии наш организм мобилизуется для отпора обидчику: мышцы напрягаются, сжимаются кулаки. Если же ничего не произошло, то гнев так и остается в виде напряженности в нашем теле.

Психологи выделяют три главных проявления детской агрессивности:

  • мимические реакции (показывание языка, нахмуренное лицо, поджатые губы);
  • поведенческие (укусы, пинки, тумаки и т.д.);
  • вербальные (ругательства, грубые выражения, угрозы).

Кстати, выражения гнева и злости у маленьких деток так же разнообразны, как и у взрослых, однако малыши пока не могут их замаскировать.

Например, трехлетний ребенок, когда злится, может покраснеть, сжать кулачки и крикнуть: «Я тебя сейчас стукну!»

Шестилетний мальчик, возможно, уже не станет драться со сверстником, а отвернется и так дернет колесо у детской машины, что оно отвалится. Это тоже вариант агрессии.

Почему так важно уметь отмечать проявление агрессии у своего чада? Это пригодится, чтобы вовремя заметить наступление «бури» и направить гнев в мирное русло.

К примеру, если малыш начал топать ножками из-за того, что его приятель по песочнице не дает свой совочек, не стоит ждать драки – лучше развести их по разным сторонам.

Игры для преодоления агрессии

Предлагаем специально подобранные игры, которые помогут выплеснуть агрессию, отреагировать гнев и злость. Вы можете играть в них вдвоем с ребенком или с целой группой детей.

  1. «Обзывалки». Вам понадобится маленький мяч, которым нужно будет перекидываться. На каждый бросок участник называет соперника любым необидным словом. Только заранее договоритесь, какие обзывалки можно использовать. Например, это могут названия фруктов или овощей: «Ты – редиска!»
  2. «Барашки». Встаньте на четвереньки напротив друг друга и упритесь лбами. Для смеха можно издавать соответствующие звуки: «Бе-е-е». Только следите, чтобы ваш маленький «барашек» во время игры не расшиб себе лоб.
  3. «Петушиный бой». Сегодня вы не мама с ребенком, а петушки, которые прыгают на одной ножке и дерутся легкими подушками. Чтобы было еще веселее, включите динамичную музыку. Перед игрой необходимо договориться о правилах: нельзя обзываться; проигрывает тот, кто наступит на пол второй ногой.
  4. «Бумажные снежки». Это развлечение подойдет для всей семьи. Сначала подготовьте «снаряды» – скомкайте листы бумаги в мячики. Кидайте друг в друга снежки, прячась в укрытие и уворачиваясь от особо метких бросков.
  5. «Брыкалки». Малыш ложится на спину на мягкое одеяло или ковер. Это нужно для того, чтобы он не отбил пятки. Пусть он брыкается, касаясь при этом пола всей ножкой. Ноги можно чередовать, постепенно увеличивая силу и скорость брыканий. На каждый удар следует произносить: «Нет!», «Никогда!», «Нельзя!»
  6. «Выбивалки». Это занятие отлично подходит для расслабления и снятия напряжения. Попросите малыша помочь вам выбить пыль из средней по размеру подушки. Разрешите ребенку подкидывать ее, пинать, колотить руками.
  7. «Дуй на мячик». Дыхательные упражнения замечательно успокаивают и расслабляют мышцы. Положите теннисный мяч на ровную поверхность и предложите ребенку дуть на него так, чтобы тот скатился со стола. Для детей постарше можно усложнить задание: прокатить мячик в определенном направлении, поставить на пути следования препятствия в виде фишек.
  8. «Мыльные пузыри». Подобная игра подойдет как для снятия агрессии, так и для отвлечения внимания у маленьких детей. Выдувайте пузыри, а малыш пусть их ловит, избавляясь от злости и повышая настроение.
  9. «Зерно для курочки». Попросите кроху приготовить «зернышки» для курочки из бумаги. Суть игры заключается в том, что ребенок разрывает лист бумаги на множество мелких кусочков и бросает вниз. Гнев и раздражение обычно проходят уже на стадии подготовки «корма».
  10. «Футбол». В теплое время года побыть футболистами дети могут и на улице, а зимой лучше взять тряпичный или надувной мяч. Тогда вам не придется беспокоиться за люстру и окна. Ребенок может пинать, подкидывать мячик, забивать его в ворота (дверной проем или сложенные вместе стулья).

Пробуйте все варианты, чтобы подобрать наиболее эффективный способ для преодоления детской агрессивности. Во время игры не думайте о поведении ребенка, просто наслаждайтесь процессом и выпускайте на волю эмоции. Хороший результат зависит, в том числе, и от маминого настроения.

Если вы испробовали все вышеперечисленные развлечения, а детская агрессия не проходит, вы сами стали срываться и кричать на ребенка, обязательно обратитесь к психологу. Чем раньше родители заметят проблемы с поведением малыша, тем скорее вместе со специалистом найдут выход из этой ситуации.

Природа детской агрессивности

В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.

1. «Погода в доме»

Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».

2. Сомнительные методы воспитания

Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: что делать, если вы постоянно кричите на своих детей), бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.

3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе

Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.

5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций

Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы (см как правильно на капризы реагировать), крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).

6. Высокий уровень тревожности у ребенка

Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя  – упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.

Проявления агрессии у детей

Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:

  • драки;
  • укусы;
  • попытки пинать, бить родителей;
  • обзывательства и грубые выражения;
  • агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
  • ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
  • подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.

Упражнения на преодоление агрессии

Чтобы снять физическое напряжение, скопившееся в теле:

  • Спортивное соревнование с мамой/папой на выход физического напряжения в ребенке. Кто дальше прыгнет? Кто быстрее пробежит?

  • Устроить прыжки на кроватях или батутах.

  • Пойти на улицу и бегать в догонялки с захватом заложника.

  • Устроить бой с подушками

  • Кусать все мягкое, что попадется под руку.

  • Поиграть в корриду, где ребенок бык или тореадор.

  • Щекотка и бессмысленная возня с родителями на кровати или на полу.

Снять напряжение можно с помощью голоса и работы рук:

  • Покричать в баночку или коробочку.

  • Порвать, покомкать бумагу, пластилин, почеркать на бумаге

  • Повыть голосами разных зверей.

Словесную агрессию можно преодолеть так:

  • Устроить словесные поединки, игру с вычурными обзываниями.

  • Придумать, над чем в ситуации можно посмеяться?

Можно использовать деликатную Холдинг- терапию. Это терапия удерживанием агрессивного ребенка. Когда его берут(хватают) в охапку и удерживают. Такой способ подходит для маленьких детей, которые точно не смогут вырваться из маминых рук. Это попытка «смирить ребенка насильно» с неизбежностью, что ничего не остается, как только успокоиться, расслабиться и поплакать. Может сработать только, если родители не впадают в крайность.

Агрессия ребенка- это «боль» родителей, воспитателей и учителей. И ее снимать, преодолевать успешно и быстро не всегда получается. Но главное, что нужно помнить — агрессия ребенка не должна влиять на отношения между родителями и ним.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector