Статьи

Как определить, что ребенок готов к прикорму – 10 признаков

Прикорм грудничка

Когда достигается необходимый возраст, нужно выбирать тип прикорма: педиатрический или педагогический. В первом случае новая пища требуется для того, чтобы перевести питание малыша с молочной формы на общую. Педагогический метод направлен на приучение пищеварительной системы к новому виду пищи и волокон. Количество продуктов и срок ввода в программу питания определяет врач.

Как начать вводить прикорм

Недостаточно просто выбрать прикорм или знать, когда и с чего начать его внедрение в рацион. Нужно учитывать, что существуют определенные правила, следовать которым рекомендуется, чтобы сохранить здоровье ребенка. Они включают в себя понятия начальных продуктов и меню по месяцам.

С чего начинать

«Взрослое» питание должно начинаться с овощей. Их волокна легче усваиваются организмом. Исключение – установленный дефицит массы тела у малыша. В этом случае первым продуктом становятся каши (безмолочные или на молоке), только потом вводятся овощи. Они должны быть измельчены в пюре. Кормление ими проводится в обеденное время. Для того чтобы начать прикармливать, выбираются:

  • брокколи;
  • цветная капуста;
  • кабачок;
  • тыква;
  • морковь.

Начинать подкармливать рекомендуется в небольшом количестве – ½ чайной ложки. Также существуют ограничения по количеству и срокам. Так, морковь или тыкву нужно вводить в числе последних, давать не чаще, чем 3 раза в неделю, смешивая с другими видами овощей. Также нужно следить за тем, появится ли аллергическая реакция (покраснение, высыпание). Первый прикорм состоит из 1 компонента, консистенция однородная. Комочков в пюре быть не должно.

Таблица прикорма

Порядок введения новых видов продуктов по месяцам

Возраст Продукт
6 месяцев Овощи
7 месяцев Каша (без добавления молока, коровий белок может оказаться тяжелым для организма): кукурузная, рисовая, гречневая
8 месяцев Нежирное мясо, яичные желтки, картофель
9 месяцев Творог, кефир (без сахара)
10 месяцев Фрукты

Яичный желток нужно давать, начиная с 1/4, 1-2 раза в неделю. Фрукты лучше выбирать зеленого окраса для первого раза, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию. Врач может скорректировать календарь, с учетом особенностей развития (даты сдвигаются, когда ребенок недоношенный).

Что должна помнить мама

Мама должна знать определение норм прикорма – количества продукта в порции. Начинать нужно с 5-10 г., постепенно увеличивая до 100 г. в день.

Включение прикорма – это знакомство малыша с другим типом пищи, тренировка организма. Особенность: если вводятся новые продукты, то нельзя давать их часто. Например, с овощами нужно знакомить так: 1 вид в неделю. Нельзя давать сразу 2-3 продукта, так как организм может не справиться с нагрузкой.

Прикорм является дополнительным источником микроэлементов и витаминов, а не лакомством, поэтому нужно соблюдать нормы. Если ребенку исполнилось полгода, но он отказывается есть прикорм, не стоит специально его кормить, лучше проконсультироваться с педиатром.

Важно! Сахар, соль, специи и приправы включать в программу питания малышей раннего возраста нельзя, так как это дополнительная нагрузка на почки и печень

Вкусовые ощущения формируются с первого года жизни

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Читать так же:  Особенности кетогенной диеты при эпилепсии у детей: меню и список разрешенных продуктов

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов – здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша. После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок  ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес. С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка. Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке — ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть. Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или отвернуться, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания. Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу, чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком вверх-вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус. Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Как вводить прикорм в 6 месяцев?

Если мама начинает вводить прикорм ребенка в 6 месяцев при грудном вскармливании, как и предполагает современная таблица введения прикорма и советы педиатров, важно постепенно вводить каждый новый продукт в меню. Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи

Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши

Как правило, первыми в рацион детей в шесть месяцев вводят овощи. Однако детям, у которых фиксируется очень маленький вес для их возраста, целесообразно давать каши. Какие каши можно давать такому младенцу, можно спросит у врача. В основном это рисовая, гречневая каши.

Схема прикорма с 6 месяцев по дням следующая: изначально малышу нужно вводить в рацион овощное пюре, лучше всего это делать в обеденное время. Что можно кушать ребенку, которого начинают прикармливать с овощей? Специалисты рекомендуют изначально давать малышу кабачок, далее идет брокколи, цветная капуста, морковь, тыква. Овощи – это продукт, от которого у детей реже всего бывает аллергия. Тем не менее, меню ребенка при искусственном вскармливании предполагает, что такие овощи, как тыква и морковь, 6-меячный малыш ест не чаще, чем 2-3 раза в неделю.

В 6 мес. такое пюре начинают давать с небольшой дозы – изначально малыш должен съедать 1 чайную ложку блюда, далее дозу нужно постепенно увеличивать.

Если изначально практиковалось питание на искусственном вскармливании, и развитие ребенка, по мнению педиатра, не отклоняется от нормы, уже в это период постепенно можно начать смешивать овощные пюре. Однако такой овощной микс можно давать малышу только после того, как он попробует пюре из одного вида овощей, и на него у него не проявится аллергическая реакция.

Новый вид пищи малышу дают только на голодный желудок, чтобы можно было четко определить, как малыш реагирует на такую пищу. Например, если мама только начинает давать желток ребенку, с овощами нужно подождать.

Во многом то, с чего начать первый прикорм в этом возрасте, зависит и от предпочтений родителей. Так, пюре из брокколи и других овощей мама может готовить самостоятельно. Решив, с каких овощей начинать, нужно взять овощи, хорошо промыть их под проточной водой и очистить от семечек и кожуры. Далее их нарезают и складывают в пароварку или кастрюлю. Сваренные овощи (варить их на пюре лучше на пару) измельчают блендером, предварительно добавив води или овощного бульона. В итоге необходимо приготовить пюре, похожее по консистенции на кефир. Старшего малыша прикармливать можно уже более густым пюре, но в этот период, он, как правило, уже ест каши и другую пищу.

Такая пища не должна храниться – норма прикорма предусматривает, что грудничок получает только свежеприготовленную еду. Кстати в пюре не добавляют соль, специи, сахар.

Режим питания ребенка в 6 месяцев предусматривает, что над вопросами, с какой рыбы или с какого мяса начинать прикорм, маме задумываться еще рано.

Приблизительный график введения овощного прикорма

Дни Схема
Первый 5 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Второй 10 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Третий 20 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Четвертый 40 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Пятый 80 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Шестой 120 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Седьмой 150 г кабачкового пюре, далее докармливать грудным молоком или смесью
Восьмой 5 г пюре из цветной капусты можно добавить кабачок, если не отмечено аллергии на него.
Девятый 10 г пюре из цветной капусты, после чего с каждым днем схема повторяется, как и с кабачковым пюре
Читать так же:  Бить или не бить? История всеми осуждаемой мамы

Когда можно давать ребенку картофельное пюре, зависит от того, какие овощи до данного периода его жизни вы уже успели ввести. Как правило, картофель вводят немного позже.

Если ребенок не ест всей порции, значит, количество докорма для него слишком большое. Малыш отказывается, значит, заставлять его не нужно, так как уже в первый год его жизни формируются пищевые привычки.

10 признаков готовности ребенка к прикорму

Каждый ребенок — индивидуальность, развитие у каждого разное, поэтому нельзя назвать конкретный возраст, когда можно вводить прикорм грудничку. Специалисты утверждают, что существует лишь два фактора, подтверждающих готовность малыша к знакомству с новой пищей. Это созревание головного мозга и нервной системы, и готовность желудочно-кишечного тракта. Если данные факторы совпали во времени — значит, ребенок готов к прикорму.

А вот определить, наступил ли данный момент, можно по следующим признакам:

  1. Этот момент наступает в возрасте старше 4 месяцев (для малышей, родившихся раньше срока, в расчет берется гестационный возраст).
  2. Вес ребенка после рождения увеличился в два раза, если ребенок недоношен — то в два с половиной раза.
  3. У малыша пропал выталкивающий рефлекс языка. Если вы даете ребенку пить из ложки, ее содержимое не остается на его подбородке. А прикорм нужно давать только из ложки, чтобы пища проходила обработку слюной.
  4. Ребенок уже может сидеть, умеет наклоняться корпусом вперед или назад, поворачивать в голову в сторону, показывая этим свой отказ от пищи.
  5. Малышу, находящемуся на искусственном вскармливании, не хватает на день одного литра смеси. Грудничок за один прием пищи высасывает обе груди — и не наедается. Такие дети готовы к прикорму.
  6. Ребенок может зажать в руке какой-либо предмет и целенаправленно отправить в рот.
  7. У малыша прорезались первые зубки.
  8. Малыш проявляет большой интерес к пище родителей и постоянно пытается ее попробовать.

Чтобы начинать вводить прикорм, не нужно ждать появления всех признаков — однако большинство из них должны уже присутствовать. Перед тем, как начать знакомить ребенка с новыми продуктами питания, обязательно проконсультируйтесь у педиатра. Он подскажет вам действительно ли готов ваш ребенок к этому и поможет составить для него правильную схему прикорма.

Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений

Для обеспечения достаточной степени усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка.

На потребление пищевого продукта оказывает влияние целый ряд органолептических факторов: вкус, запах, внешний вид и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий.

Практика показывает, что при разнообразном питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании

Важно, чтобы дети, для которых поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а в среднем знакомство с новым вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда – обычное явление

Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда прикорма, поскольку интерес к новым видам пищи и к новым вкусам притупляется.

Процесс введения прикорма – это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами – опосредованно через молоко матери.

Рацион питания здорового ребенка первого года жизни должен содержать разнообразные продукты растительного и животного происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей.

Список литературы:

1. Ёлкина Т. Н, Кондюрина Е. Г, Грибанова О. А, Суровикина Е.А, Белецкая О.А. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Г. Новосибирск, 2007 г.

2. Конь И.Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) /Вопросы детской диетологии, 2003. — № 1. – С 8-15.

3. Руководство по детскому питанию /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – Москва, 2004. – 662 с.

10/03/2011
Оксана Журавлева
  
  диета, о детях до года  Другие статьи автора

Памятка для молодых родителей

Начинать вводить прикорм допускается лишь в том случае, когда малыш не болеет.
Он должен приходиться на второе кормление.
Пищу дают в теплом виде перед кормлением молоком или смесью.
Кормить нужно исключительно с ложечки. В первый раз можно добавить в пюре молоко и налить в бутылочку

Так ему легче будет привыкнуть и к новому виду пищи, и к ее вкусу.
Каждый новый продукт дают по ¼ ложечки, а потом постепенно увеличивают его количество на протяжении 15 дней до необходимого объема.
Важно, чтобы первый прикорм был из тех плодов, которые растут в вашем родном регионе. Если пюре из банана для ребенка из Африки будет идеальным вариантом, то для нашего крохи этот продукт может вызвать стресс

У него может расстроиться пищеварение, а также ухудшиться самочувствие.
Не нужно вводить в рацион новые продукты слишком часто. Перед тем, как добавить новый продукт, должно пройти около 2 недель, чтобы кроха привык к старому.
Первый прикорм должен представлять собой пюре из какого-либо одного вида плодов. Таким способом можно будет вычислить наличие аллергии на те или иные овощи или фрукты.
Когда вы только начинаете вводить прикорм, следите за тем, чтобы пюре было жидким. Оно должно быть как густое молоко
Постепенно в пюре следует добавлять все меньшее количество жидкости, чтобы в конечном итоге кормить ребенка пюре нормальной консистенции.
Если по каким-либо причинам вы приняли решение покупать готовое питание для детей, важно обратить внимание на несколько основных признаков. В первую очередь, при покупке всегда смотрите на дату производства
Организм крохи приспособлен к перевариванию разной пищи намного хуже, чем организм взрослого. Поэтому отравиться ему гораздо легче. А переносить отравление кроха будет намного болезненнее, чем взрослый человек. Еще один важный момент – это состав питания. В нем не должно быть ни сахаров, ни солей, ни декстрозы. Выбирайте питание тех фирм, которые хорошо зарекомендовали себя, и являются известными. Желательно, чтобы это питание было рекомендовано педиатрами. Следует насторожиться, если питание стоит слишком дешево. Скорее всего, оно некачественное.

Читать так же:  5 основных критериев, по которым следует оценивать детскую коляску

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов — здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша. После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок  ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес. С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка. Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке — ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть. Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или от, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания. Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу, чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком -вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус. Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Признаки готовности к прикорму

Безусловно, в том, как понять, что ребёнок готов к прикорму, нам помогают различные внешние признаки в его поведении и развитии. Они свидетельствуют о созревании внутренних структур организма, в частности, нервной и пищеварительной систем.

Но среди этих признаков далеко не все являются основными и решающими для введения в рацион малыша новой пищи. Каждый ребёнок индивидуален и темпы развития у всех свои. Поэтому часть признаков считаем приоритетными для готовности к прикорму, а остальные – желательными, условными.

Явные признаки

Психологическая готовность ребёнка к прикорму;

Что под ней подразумевается?

Малыш проявляет интерес ко взрослой пище, тянется к ней, внимательно смотрит, как кушают родители. Он хватает столовые приборы, по своему «исследует» их.

Но будет неправильно учитывать только этот принцип, хотя в некоторых статьях по прикорму, вы можете встретить и такое: якобы, этого признака вполне достаточно для того, чтобы начать знакомить ребенка с новой пищей.

Угасает рефлекс выталкивания пищи языком;

Данный рефлекс защищает малыша от случайного попадания различных предметов в рот. Но при знакомстве с новой пищей он станет явной помехой.

Если малыш упорно продолжает выталкивать языком всю еду, которую вы предлагаете, то с прикормом стоит повременить.

Вес увеличился в два раза;

Для доношенных малышей нормой является увеличение веса в 2 раза от рождения, для недоношенных детей — в 3 раза.

Тем не менее вес не является признаком того, что прикорм можно отложить или вообще не вводить до года.  У прикорма свои задачи и пропустив важные этапы, вы можете получить ребенка, который давится от малейшего твердого кусочка.

Число кормлений увеличивается, ребёнок стал чаще требовать грудь;

Косвенно на то, что ребенку требуется новая пища, может указывать его регулярное беспокойное поведение во время и после сосания, ухудшение сна, прикладывание к обеим грудям за одно кормление. При этом малыш здоров и у него не режутся зубки.

Ребёнок может удержать в руке четвертинку яблока;

Это признак созревания нервной системы для введения прикорма.

Малыш может сидеть сам или делает это с незначительной поддержкой взрослых;

Этот признак больше относится к удобству и безопасности кормления. Но, при задержке развития и отсутствии данного навыка, детям отказывать в прикорме всё же не стоит.

Дополнительные признаки

  1. Появление первых зубов. У одних детей уже с 3-4 месяцев начинают прорезываться зубки, у других их нет вплоть до года! Поэтому на данный признак полагаться не стоит. Подробно этот вопрос рассмотрен в статье: Прорезывание зубов у детей>>>;
  2. Отсутствие резких изменений стула. Если ребёнок реагирует на прикорм регулярным жидким стулом или сильными запорами, то, скорее всего, он ещё не готов к новой пище, либо вы вводите прикорм неправильно.

Поэтому, когда начинаете вводить прикорм, сразу же обращайте внимание на этот признак. Но помните о том, что изменение цвета, консистенции и частоты стула можно считать нормальной реакцией на знакомство со взрослой едой

Важно учитывать то, что все приведённые признаки говорят не о готовности сразу же переходить на взрослую пищу и кушать её в больших объёмах. Они указывают на готовность малыша знакомиться с новой пищей, переваривать ее и усваивать

Они указывают на готовность малыша знакомиться с новой пищей, переваривать ее и усваивать.

Чтобы правильно ввести прикорм и разобраться в тонкостях его введения, смотрите курс Азбука прикорма: схема безопасного введения прикорма грудничку>>>.

  • Таблица прикорма ВОЗ
  • Стул после введения прикорма
  • Как правильно кормить ребенка?

Подпишитесь и получите запись семинара о пяти главных ошибках прикорма.

*- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button