Развитие

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться. В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия. Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или «покоряет» тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания

Довольно часто взрослые расценивают агрессивные реакции малыша как немотивированные. Однако чтобы понять, так ли это, нужно взглянуть на проблему глазами ребенка.

Например, если очень хочется покататься на качелях, то толкнуть сидящего на них «пользователя» – самый быстрый и эффективный способ добиться своего, ведь переговоры могут надолго затянуться и их результат непредсказуем.

А если у ребенка еще и плохо развита речь, его выбор в пользу физической агрессии вполне оправдан.

Когда начать беспокоиться. Если в течение года при условии регулярных и доброжелательных объяснений, демонстрации приемлемых форм поведения малыш продолжает взаимодействовать с окружающими с помощью физической агрессии.

В современном мире существует определенная мода на коммуникабельность. Считается, что она – одна из составляющих успеха, поэтому нежелание ребенка водить хороводы воспринимается в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Но родители должны учитывать такое психологическое «свойство» ребенка, ка к темперамент.

Когда начать беспокоиться. Если практически отсутствуют ситуации, в которых ребенок стремится к общению. Например, он отказывается не только от шумных игр, но и от мысли выйти из комнаты к гостям, которые принесли ему интересный подарок.

Или вообще отказывается говорить даже с хорошо знакомыми детьми и поддерживает общение лишь с некоторыми членами семьи

Также стоит обратить внимание на то, уменьшается ли застенчивость в зависимости от времени общения

Если ребенок не «оттаивает», например, к концу детского праздника, визита в гости или в процессе спокойного разговора, необходимо получить консультацию психолога.

«Глупые» ошибки и неспособность сосредоточиться на занятиях часто беспокоят родителей, т. к. это основные врачи успеха в обучении.

При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений, яркого и наглядного материала. Когда начать беспокоиться

Если, несмотря на интересное, разнообразное и доступное для детского понимания задание, ребенок не способен сосредоточиться больше, чем на 5 минут. Это должно относиться абсолютно ко всем видам деятельности

Когда начать беспокоиться. Если, несмотря на интересное, разнообразное и доступное для детского понимания задание, ребенок не способен сосредоточиться больше, чем на 5 минут. Это должно относиться абсолютно ко всем видам деятельности.

А вот если у малыша есть любимая игра, в которую он может долго играть, или книжка, которую он листает в течение продолжительного времени, значит, проблема не в его невнимательности, а в том, что вы неверно подбираете задания.

Понаблюдайте за тем, на что именно отвлекается ребенок: если он предпочитает бесцельно ходить по дому и трогать все, что попадается под руку, это тревожные признаки!

Как помочь тревожному ребенку?

Сначала следует понять, не привела ли к состоянию тревожности какая-то объективная причина. Это справедливо для случаев, когда характер и поведение ребенка изменились, а раньше вы не замечали у него симптомов повышенной тревожности.

Если в прошлом или настоящем есть какое-то травмирующее событие – развод родителей, болезнь или смерть кого-то из членов семьи, серьезная болезнь самого ребенка, конфликты в школе и т.д., необходима ваша совместная работа с детским психологом. Тревожные дети могут психологически «застревать» в тяжелой ситуации, поэтому им надо помочь выйти из нее и жить дальше.

Если же ничего подобного в жизни ребенка не происходило, а тревожным и робким «зайчиком-трусишкой» он был всегда, от вас потребуется терпение и настойчивое желание сделать своего малыша спокойным и счастливым.

У тревожных детей, как правило, занижена самооценка, им не хватает уверенности в себе. Поэтому любыми способами надо эту уверенность культивировать.

Что именно нужно делать?

Хвалите ребенка за любые достижения, даже незначительные. Рисунок, аппликация, помощь по дому, рассказанное стихотворение, «четверка» за контрольную – перехвалить в случаях с тревожными детьми практически нереально.

Избегайте сравнения с другими детьми.
Почаще создавайте ситуации, где ребенок сам принимает решение

Поначалу это может быть что-то не очень важное – например, выбрать одежду, в которой он пойдет сегодня в садик, какую сказку прочитать на ночь, какой фрукт съесть на десерт. Так вы прививаете ему ощущение, что принимать решения самому – естественный и нестрашный процесс.
Старайтесь достаточно времени проводить вместе с ребенком, заниматься какими-то общими делами, создавать свои собственные семейные ритуалы

Часто взрослым кажется, что если ребенок накормлен, одет-обут, ему покупаются новые игрушки, то вроде как и жаловаться ему не на что. А малышу может элементарно не хватать вашего внимания!

Тревожным детям очень важно соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать и в целом спать достаточно (в том числе днем, если по возрасту это положено). Любое перевозбуждение, нервное перенапряжение, обилие впечатлений и дефицит отдыха способны свести на нет все ваши усилия, и ребенок снова начнет нервничать

Стоит ли говорить, что компьютерные игры и просмотр по телевизору чего-то, помимо детских передач и добрых мультиков, тоже не на пользу.

Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Очень полезно любыми подходящими способами снимать мышечное напряжение у ребенка – годятся массаж, ванночки, специальные упражнения, прогулки.

Если у вашего ребенка есть конкретные страхи, постарайтесь скорректировать их. Как это можно сделать, мы подробно рассказывали в статье о детских страхах. Если ваши усилия не дают результата, необходимо показать ребенка специалисту.

И наконец, старайтесь обрести и поддерживать собственное душевное равновесие: поменьше читать негатива в Интернете, побольше вспоминать о красивом, добром, вечном, заранее «стелить соломки» там, где может быть причина для беспокойства, относиться доброжелательно к окружающим.

Тревожные дети очень хорошо чувствуют настрой родителей – если вы привыкли нервничать, паниковать и расстраиваться по пустякам, трудно ожидать от ребенка, что он окажется мудрее вас и сам научится расслабляться в нужную минуту.

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Рекомендации психологов

Самые близкие люди ребёнка, прежде всего, должны понять и принять состояние малыша. Необходимо постоянно интересоваться его мыслями и чувствами, ситуациями из школьной или детсадовской жизни. Ведь, выход из трудного положения всегда легче найти вместе. Малыш должен знать, что ему есть к кому обратиться за помощью.
Если ребёнок не желает открыто говорить о своих трудностях, то можно попробовать обыграть ситуацию через сюжетно-ролевую игру с куклами и попробовать разные варианты развития событий.
Чтобы уменьшить тревожность ребёнка, нужно создавать условия, при которых ему не будет так страшно. Например, если сын или дочь боится совершить покупку в магазине, то нужно сделать это вместе, что бы показать, что в этом нет ничего страшного.
Тревожного дошкольника или ученика стоит заранее подготавливать к важным событиям, например, если ребёнок долго не ходит в детский сад по причине болезни, то мама может заглянуть в группу, поздороваться вместе с малышом с другими детьми, дружелюбно поговорить с воспитателем в присутствии сына или дочки

Кроме того, никогда не нужно преувеличивать трудности, например, школьнику подчёркивать, какая сложная его ждёт завтра контрольная.
Маме или папе полезно рассказывать о своём прошлом опыте: как они сами в детстве справлялись со своими тревогами.
В любой ситуации нужно стараться выделять плюсы, например, низкая оценка за диктант — это важный опыт: школьник теперь знает, на что ему обратить внимание.
Недопустимо сравнивать своего ребёнка с другими детьми: сопоставлять неудачи можно только с его собственными достижениями.
Родители должны учить сына или дочь расслабляться, выплёскивать свои негативные эмоции через рисунки, занятия спортом и пр. Кроме того, трудно переоценить значение телесного контакта: в течение дня нужно многократно обнимать ребёнка, целовать его, ласково поглаживать по голове.
И самое главное, мама и папа должны проанализировать своё собственное поведение, ведь, у оптимистичных родителей и дети вырастают оптимистами.

Тактильный контакт очень важен в любом возрасте для преодоления психологических проблем

Что касается сепарационной тревоги в раннем возрасте, то лучше свести расставания с малышом к минимуму. Оставлять его следует только с людьми, которых он хорошо знает. Если же родители вынуждены пользоваться услугами няни, то кроха сначала должен привыкнуть к ней: вначале пусть они поиграют в присутствии мамы или папы.

Чем опасно такое состояние у детей?

У тревожного ребенка могут развиться следующие проблемы:

  1. Ухудшение успеваемости. Стоит отметить, что некоторые дети, наоборот, начинают лучше учиться, боясь гнева или наказания родителей.
  2. Социальное отчуждение. Оно выражается тем, что ребенок уходит в себя и перестает общаться со сверстниками и окружающими людьми, за исключением родителей. В дальнейшем он может так и не научиться контактировать, не усвоит основных социальных навыков, станет изгоем.
  3. Каждый новый человек в окружении, разговор с малознакомым человеком вызывает беспокойство ребенка.
  4. Страх перед совершением ошибки. Это серьезная проблема, которая со временем будет отражаться не только на нерешительности ребенка при совершении ответственного шага, а даже в мелочах. Он, вероятнее всего, привыкнет всегда и во всем отступать, вырастет нерешительным. Если для девушек такая черта характера простительна, то юноша столкнется со многими проблемами в жизни.
  5. Неадекватное поведение. Тревожные дети, вырастая, зачастую становятся так называемыми фриками. Даже перерастая детские страхи, они стремятся любым способом выделиться или, наоборот, отстраниться от социума.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией
При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол
Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми»

Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него

Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

Классификация

Есть несколько видов патологий психологического развития. Обычно медиками используется для классификации отличий таблица, составленная профессором Лебединской. Здесь всего несколько пунктов, позволяющих без особых сложностей определить вид заболевания, поставить диагноз ЗПРР, после чего назначить специальное лечение.

Благодаря классификации медикам легко определить или аутизм, или нарушения в развитии. Это значительно облегчает воздействие на заболевание – безошибочно поставленный диагноз формы ЗПР позволяет составить индивидуальную схему лечения.

Конституциональная задержка психического развития

Замедление созревания ЦНС – основная причина этого вида патологии конституционального происхождения. Ребенок может отставать по возрасту, вести себя, как присуще младшим детям. Эта особенность обусловлена психическим инфантилизмом.

Особенности задержки – недостаточный объем памяти, слишком слабое внимание. Особенно ярко заметны эти черты, проявляющиеся в школьном возрасте

Если обратиться к врачу раньше, своевременно поставленный прогноз помогает частично устранить часть проявлений в 3-5 лет.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Одно из проявлений, которое встречается чаще всего. ЦОГ развивается на фоне незначительных повреждений головного мозга ребенка или недоразвития одной из частей органа. Задержка развития ребенка 2-х летнего возраста выражается такими признаками:

  • отсутствием активности, эмоциональных проявлений;
  • скудным воображением;
  • трудностями в процессе восприятия;
  • заторможенностью в движениях;
  • непритязательностью.

На выздоровление уходит до нескольких лет, но при условии, что родители строго следовали назначению медиков и упорно занимались с карапузом.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Среди самых основных причин торможения психического развития соматогенного происхождения медики называют патологии важных органов в раннем возрасте. Последствия патологий – серьезные поражения нервной системы.

Спровоцировать ЗПР соматогенного происхождения способны такие заболевания:

  • диспепсия (только хроническая);
  • бронхиальная астма;
  • патологии почек;
  • серьезные нарушения в работе сердца или системы;
  • воспалительные процессы в легких.

Соматические заболевания ребенка нужно лечить на ранних стадиях, в противном случае неприятных последствий, связанных с нервной системой или развитием речевых навыков, избежать не получится.

Темповая ЗРР

При темповой ЗРР у малыша наблюдаются ярко выраженные симптомы, среди которых наиболее выделяется полное отсутствие навыков речи в 3-4 года. Также дети в этом возрасте с трудом произносят даже простые звуки, не пытаются воспроизводить их после взрослых. Наблюдать можно и нарушение некоторых функций – малыш старается «разговаривать» жестами и мимикой, не прибегая к речевому общению.

Задержка психического развития психогенной генезы

Еще одна классификация нарушений связана с окружением ребенка. Интеллектуальные процессы замедляются под воздействием жестокости со стороны близких людей, при безразличии или отсутствии воспитательных моментов. В первую очередь изменений претерпевает эмоционально-волевая сфера. Такой малыш обычно отличается не только отклонениями, но и состоянием здоровья – наблюдаются тяжелые заболевания, стремительно развивающиеся патологии.

ЗПРР с элементами аутизма

При отсутствии правильного воздействия на проблему у малыша способны проявиться некоторые черты аутизма, спровоцированные нарушениями психики. Среди них:

  • карапуз отказывается налаживать эмоциональный контакт;
  • проявляется склонность к агрессивным поступкам, нередко малыш пытается причинить вред себе (покусать руки, расцарапать кожу, удариться об пол, стену);
  • покачивания в разные стороны, стоя на месте, хождение по кругу;
  • привыкание к одной игрушке, отсутствие реакции на окружающие предметы;
  • изолированность – ребенок отказывается контактировать со сверстниками, не знает, как себя с ними вести.

Диагноз ставится только после тщательных исследований. Комиссия состоит из специалистов разной квалификации – невропатолога, педиатра, логопеда, психолога.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств. Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике. В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:

Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.

Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения

Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.

Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде

Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.

Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.

Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Симптом №4. Повышенная активность

Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер. Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.

Когда начинать беспокоиться?

Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.

Читаем также: Ребенок-ураган: как справиться с гиперактивностью

Читать так же:  Английский для детей: как заинтересовать ребенка в изучении языка

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button