5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Задержка развития речи у детей

Подобный диагноз нельзя ставить самостоятельно. Для его подтверждения или опровержения необходимо посетить логопеда или дефектолога, которые при наличии реальных проблем смогут оказать квалифицированную помощь в их решении.

Что такое задержка речевого развития, задержка развития речи у детей или, коротко, ЗРР? Это патология, которая характеризуется отставанием ребенка в овладении речью в возрасте 2-4 года. Ребенок-молчун — боль многих родителей.

До 2-3 летнего возраста маме и папе очень сложно распознать патологии, связанные с речью у детей, ведь они еще практически не умеют разговаривать и не слишком любят это делать

Врачи советуют начинать коррекцию речи как можно раньше, поэтому стоит обратить внимание на следующие тревожные звоночки, говорящие о наличии проблем с психоречевым развитием:

4-5 месяцев: младенец не обращает внимание на голос и жесты близких людей, и никак не реагирует на них; 9-10 месяцев: к этому возрасту малыш не обладает навыком повторения одинаковых слогов – не лепечет; 12 месяцев: практически не издает звуков; 18 месяцев: не произносит и не понимает самых простых слов – мама, дай; 24 месяца: не расширяет словарный запас, не говорит, имеет в обиходе до 10 простых слов, но не может составить простейшую фразу, например: «Мама, дай!»; 2,5 года: не может составить фразу, состоящую из 2-3 слов, не понимает значения простых понятий, не стремится повторить сказанное взрослыми.

Если ты обнаружила подобные отклонения, это отнюдь не значит, что ребенок умственно отсталый или у него аутизм. Для диагностирования подобных особенностей развития необходимо обладать определенными знаниями в области медицины. Однако обратиться за помощью стоит незамедлительно

Важно помнить, что чем раньше будет выявлена задержка речи у детей, тем легче его будет ее корректировать, что поможет не отстать в дальнейшем развитии

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Некоммуникативные жесты

Жесты адаптеры – жесты стресса

Более информативным признаком состояния стресса являются некоммуникативные жесты – так называемые жесты-адаптеры. Их еще называют жестами самоуспокоения. К ним человек прибегает бессознательно, чтобы вернуть себе в ситуации стресса душевный покой. Появление жестов-адаптеров – верный признак того, что человек пытается взять себя и ситуацию под контроль. В этом случае верификатору необходимо ответить на вопрос: «Почему опрашиваемое лицо начало себя контролировать?». Необходимо иметь в виду, что эти жесты бессознательные – они слабо осознаются.

Жесты-самоадаптеры, как правило, связаны с прикосновением к себе, к своему телу. Наблюдая за уровнем проявления жестов-самоадаптеров, можно судить об уровне стресса человека. Чем выше жесты-самоадаптеры, тем выше уровень стресса. Когда человек закрывает руками лицо, в разных контекстах верификатор с уверенностью может говорить о стыде, позоре или горе.

Типы жестов-самоадаптеров

  1. Прикосновения к голове;
  2. Прикосновения к телу;
  3. Ноги.

Жесты-манипуляторы

К адаптационным жестам относят также жесты-манипуляторы, которые выполняют ту же функцию, что и жесты-самоадаптеры, но в основе их лежат манипуляции с предметами. У человека, который лжет, происходит переход с правого полушария на левое, и именно в этот период и появляются жесты-манипуляторы. Это связано с тем, что переход с правого полушария на левое всегда вызывает в действиях человека паузу. Поэтому функция жестов-манипуляторов – это не только адаптация, но еще и замещение. При этом у каждого человека есть свои особо любимые манипуляции, свойственные только ему.

Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут.

Жесты-манипуляторы используются лжецом в двух случаях

  1. Маскировка точки ориентировочного замирания (неконтролируемую паузу перед ответом);
  2. Придумывание правильного ответа на вопрос.

Понимая причину возникновения жестов-манипуляторов, верификатор при задавании проверочного вопроса и при наличии жеста-манипулятора в правдивом ответе должен его перепроверить, задав через некоторое время вопрос в иной формулировке.

В ситуации детекции лжи нет надобности, определять точное значение каждого жеста-адаптера, если верификатор основное внимание обращает на структуру речевых высказываний. Так как жесты-адаптеры сигнализируют об уровне стресса, то в процессе опросной беседы верификатор может понимать, насколько близко он подобрался к нужной информации

Жесты-самоочищения

Человек старается контролировать себя в присутствии наблюдателя или группы наблюдателей, потому что считается, что в присутствии иных людей неприлично совершать жесты самоочищения. К этим жестам человек прибегает тогда, когда считает, что его никто не видит. Или человек начинает совершать эти действия бессознательно, если у него есть ощущение, что его никто не видит.

В жизни человек очищает себя, как правило, наедине, когда его никто не видит, он находится в полном состоянии погружения в себя, сосредоточен на себе, а главное – ему безопасно.

Для детекции лжи эта причина возникновения жестов самоочищения может быть достаточно информативной и значимой. В ситуации опросной беседы, а особенно это может быть информативно в случае проведения групповой беседы, наличие жестов самоочищения в невербальном поведении человека, говорит об отсутствии эмоции страха, отсутствие интереса к расследуемому событию и является дополнительным маркером непричастности человека.

О лжи жесты самоочищения свидетельствуют тогда, кода опрашиваемое лицо сообщает о сильном душевном переживании, но при этом демонстрирует действия по самоочищению себя.

Еще одни информативный признак, который можно отнести к информации о наличии обмана, – это отсутствие любой жестикуляции на протяжения всей опросной беседы. Некоторые лжецы, желая не выдать себя, пытаются контролировать все телодвижения и мимику. Это выглядит так, словно человек задеревенел. При этом речь становится краткой, логичной и эмоционально не окрашенной. Такое поведение верификатор сразу определяет как информацию о наличии обмана. Часто лжецы не понимают, что попытка подавить в себе все является доказательством сокрытия информации.

Таким образом, в связи с неоднозначностью возникновения жестов трактовать и интерпретировать их нужно крайне осторожно. Лжеца выдают эмблематические оговорки, увеличение числа жестов-адаптеров, диссонанс иллюстраторов, увеличение числа жестов иллюстраторов у людей с быстрой подвижной нервной системой

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет о ребенке в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест

К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста

И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц — он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет получить, например, на пачку сока или на игрушку.

Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели

Даже если он пока не может сказать «самолет», он может показать на него пальцем и сказать «о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Что может сделать мама:

  1. Больше разговаривать и подавать хороший пример общения.
  2. Отвести малыша к логопеду и выполнять все его рекомендации.
  3. Петь любимые детские песенки.
  4. Приостановить изучение иностранных языков.
  5. Развивать мелкую моторику с помощью простых игр.
  6. Стимулировать общение с другими детьми и взрослыми, для полноценного общения с которыми необходимо учиться правильно говорить.
  7. Насыщать жизнь маленького человека положительными эмоциями, ведь маминой ласки и нежности много не бывает!

Как помочь ребенку научиться разговаривать и что делать с задержкой развития речи у детей также знает известный педиатр Е.О.Комаровский.

Читай также: Развитие речи ребенка: проблемы и нормы

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда

Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам

Факторы отклонений развития речи у ребенка

Факторы, из-за которых происходит задержка развития речи у ребенка делятся на внутренние и внешние. Внешний — заключается в не совсем благоприятной домашней среде. Близкие мало общаются и занимаются с малышом или у родителей сжатый словарный запас, ограничивающийся несколькими короткими фразами, содержащие как грамматические, так и речевые ошибки.

Второй – внутренний, связанный с замедленным развитием речевых клеток головного мозга, как следствие патологий при беременности или родов, а также с заболеваниями первых лет жизни ребенка. Причиной могут стать частые его падения, оставленные без внимания, а также следствия черепно-мозговых травм. Не редко бывает, что причина скрывается в пониженном слухе, который не всегда вовремя выявляют на ранней стадии.

В некоторых случаях задержкой в развитии речи является генетический фактор, передаваемый из поколений, а также отставание в общем или умственном развитии.

Мутизм

Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Как распознать и исправить задержки развития

Г оворить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.

Зарегистрируйся и получи подробную программу курса «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев»

Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.

Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.

Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания. Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.

Первые признаки задержки речи

Первые признаки речи у ребенка начинают проявляться с двух месяцев. Это является одним из наиболее важных сигналов для родителей, от которых напрямую зависит, насколько хорошо и правильно будет говорить их ребенок. Если они его проигнорируют, то впоследствии это приведет к плачевным результатам, развитие речи у ребенка затормаживается, что в итоге отрицательно сказывается на его полноценном развитии.

Не имея возможность общаться, ребенку тяжелее удается познавать мир, заводить друзей, учиться, а хуже всего-то, что задержка речи приводит к отставанию в умственном развитии. Такой диагноз специалисты обычно ставят, начиная с трех лет, но первые признаки можно заметить намного раньше, первый год-два.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Не ждите! И не утешайте себя! Или пост про задержки развития речи

Захотела я написать такой пост.

Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.

Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге .

И вы обязательно услышите:

Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги . (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).

Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!

– Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.

– В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?

И так далее, и тому подобное.

Так вот. Это вредные советы и утешения.

Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.

Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.

Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами “для развития речи”. НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.

А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).

Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.

1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать “лекарства для речи” для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.

Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!

А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).

2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.

3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.

4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.

5. Наблюдаем, занимаемся и . просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!

Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых – отторжение.

Нет, такого с нами не может случится.

Нет, это не про нашего ребенка, он же такой . (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).

Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.

И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.

П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.

Когда стоит бить тревогу, если у ребенка задержка речи?

Родителям необходимо тревожиться и принимать меры если:

  • К трем месяцам ребенок плохо реагирует на знакомые голоса, не проявляет к них никаких эмоций.
  • Не лепечет после восьми месяцев и не пытается произносить гласные.
  • Если к полутора годикам не может говорить первые несложные слова, отвечать на простые вопросы родителей.
  • После двух лет имеет скудный словарный запас и его не удается пополнить.
  • В два с половиной года не связывает слова во фразы и предложения.
  • В 3 года ребенок разговаривает настолько плохо, что его понимают только родные и близкие ему люди.

Причины задержки речи у детей

Врачи выделяют биологические (связанные со строением тела, заболеваниями, генетикой и т.д.) и социальные (определенные окружающей средой) причины задержки речевого развития у детей. Для грамотной коррекции детей с задержкой речи рекомендуется начать с определения причин задержки говорения.

К наиболее распространенным биологическим причинам ЗРР, влияние на которых родители не имеют, относятся

  • внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, недоношенность;
  • частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка и его иммунитет.

Читай также: Что негативно влияет на развитие речи у ребенка: почему у тебя растет маленький молчун

А вот часть социально-педагогических причин, по которым возникает задержка речи у детей. Она может быть скорректирована изменением стратегии воспитания. Это такие факторы как:

  • недостаток контактов, невостребованность речи (когда мама понимает малыша с полуслова, а также недостаточно внимания уделяет его общению вне семьи);
  • билингвизм (когда малыш путает разные языки, не может быстро подобрать нужное слово и от этого сбивается);
  • слишком большой поток информации и стрессы (оптимальным будет сокращение нагрузки на неокрепшую нервную систему крохи).

Критический возраст ребенка для развития речи

Педагоги выделяют три критических периода, в течение которых влияние негативных внешних факторов имеет огромное значение для возникновения различных речевых нарушений:

Возраст ребенка 1-2 года. Стремительно развиваются речевые зоны коры головного мозга
Недостаточное внимание к развитию речи может вызвать дефицит активного лексикона.
В 3 года начинается становление связной речи

Важно корректно замечать и исправлять ошибки в построении фраз.
С 6 до 7 лет «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание
При первых же его признаках необходимо тактично снизить нагрузки и начать коррекцию с помощью специалистов.

Коррекция задержки речи у детей

Самое главное – не надо отчаиваться и терять веру в себя и маленького молчуна. В истории немало примеров, когда гений, на которого все махнули рукой, признав его отсталым, благодаря маминой поддержке и вере многого добился в жизни и стал великим человеком.

Читай также: Самые известные двоечники. Гении, которые плохо учились

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector