Статьи

7 вещей, которых боятся все мамы, а зря

Содержание статьи

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети

В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.

Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.

Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».

Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.

Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.

Строгий и любящий отец — возможно ли это?

Итак, отцам приходится проявлять строгость. Однако нередко случается, что родители переоценивают способности своих детей, требуя от них не только полной отдачи в общеобразовательной школе, но еще и высоких результатов в дополнительных занятиях. Получается, что родительский бескомпромиссный перфекционизм приводит к деспотизму в отношении ребенка. Малейшая погрешность, чуть более низкая оценка, полученная в школе, вызывает шквал родительского недовольства. В таких семьях будущее горячо любимого ребенка стремятся распланировать заранее. Разумеется, мнением ребенка в таких семьях пренебрегают. Излишне строгому отцу, именно таким образом проявляющему родительскую любовь и заботу, может быть непросто установить дружеские отношения с сыном или дочерью, поскольку отсутствует их основа — доверие к интересам и потребностям ребенка.

Итак, насколько строгим должен быть отец, чтобы вырастить своих детей уверенными в себе, подготовленными к взрослой жизни, а главное, имеющими четкие нравственные ориентиры?

  • Проявления строгости в процессе воспитания детей неизбежны, ведь поведение детей обязательно должно ограничиваться определенными рамками. И если строгость исходит именно от отца — сильного, спокойного и уверенного в себе человека, ребенку гораздо легче принять определенные ограничения. Папам, которые в этом не вполне преуспели, можно посоветовать следующее: если уж взяли суровый тон, не допускайте даже малейшего сомнения, что вас можно ослушаться. Тогда и для вашего ребенка вы будете убедительны.

  • Иногда, производя «разбор полетов» получается повысить тон. Это не слишком хорошо, но ведь вы не робот и не компьютерная программа. Вполне возможно, что плохое поведение ребенка могло вас огорчить. Однако все же не опускайтесь до крика и тем более рукоприкладства.

  • Если приходится прибегать к наказаниям, помните, что ваша цель — научить ребенка правильному поведению, а не нажить себе врага. Наказание — это не месть за плохое поведение, а всего лишь один из способов помочь сыну или дочери лучше усвоить урок. Это может быть какое-то ограничение: например, во времени, проведенном за компьютерными играми или вне дома. Кроме того, не стоит превращать в наказание какие-либо виды работы по дому. Так вы сформируете в ребенке негативное отношение к подобному труду.

  • Даже если вы ужасно рассержены за что-либо (например, вас вызвали в школу и сообщили, что ваш сын систематически прогуливает уроки), сделайте над собой усилие и дотерпите до дома, не выплескивайте ваш гнев в присутствии других людей — ребенок оценит вашу деликатность. И, наоборот, будучи униженным в присутствии своих товарищей, одноклассников, станет видеть в вас если и не врага, то уж точно не друга.

  • И последнее. Каким бы ни был ваш ребенок — это самостоятельная личность, требующая уважения. Постарайтесь всегда помнить об этом.

Анжела Воропай

Какой вы папа?

С помощью этого теста портал Я – родитель предлагает определить, какой вы отец. Но результаты любого теста – это не догма, а только повод для размышления, и лучше – совместного. Доверяйте себе, ведь вы знаете свою семейную ситуацию лучше всех.
Пройти тест

Холодные родители и их нелюбимые дети

Если родители эмоционально недоступны и холодны, дети порой идут на всё, чтобы получить крохи тепла и любви: стараются быть самыми лучшими, удобными, послушными. Из них вырастают самые чуткие на свете, заботливые, ответственные альтруисты — совершенно измотанные и несчастные.

Если ваши родители выросли в такой семье — с эмоционально холодными взрослыми, которые не проявляли любви и заботы или постоянно физически отсутствовали, — то собственный ребенок может стать для них надеждой на любовь.

В недополучивших тепла взрослых продолжает жить ребенок, жадно ждущий, что его «долюбят».

Когда появляется маленький человек, который любит безусловно, родители готовы ему давать и давать. Но взамен ожидают, что ребенок будет любить их вечно и навсегда останется рядом, чтобы заполнять их внутреннюю пустоту и компенсировать недолюбленность.

Читать так же:  Куда сходить в Москве: самые интересные места для посещения

Часто при попытке отделиться от таких родителей выросшие дети чувствуют вину: они уже поверили, что их присутствие жизненно необходимо и любимый взрослый без них не сможет — сепарация убьет его.

Куда жить дальше. Если родители считают вас единственным источником любви в их жизни, напоминайте себе, что вы тут ни при чем: ваши мама и папа ждут любви не от вас, а от собственных родителей. Это они должны были дать тепло, заботу и поддержку, из-за отсутствия которых в их внутреннем мире образовалась голодная черная дыра.

Как не допустить развития детских страхов

Если вы хотите, чтобы ребенок не приобретал страхи, вы должны в первую очередь, знать что проблема существует. Нечаянно оброненное слово «дядя полицейский заберет», «я ушла, я тебя бросаю, а ты остаешься», «никогда тебя больше не возьму никуда, так как ты плохо себя ведешь», способно очень навредить детской психике. Еще до рождения ребенка, родители должны знать о проблеме и формировать психику ребенка еще в утробе матери и уж тем более работать над ней после рождения.

Ряд исследований доказал что, чем спокойней была мать во время беременности, тем устойчивей психика была у ребенка после рождения. Соблюдайте спокойствие, иначе первичные зерна вашего страха впитаются ребенком еще до рождения.

Помните, ребенок не ваш подчиненный, а полноценная личность, которую нельзя наказывать с позиции старшего, или с позиции сильного.

Следите за своими разговорами. Если вы по телефону, скажете собеседнику что не придете по причине того, что ребенок заболел, вы можете привить чувство стыда у ребенка, ведь из-за него у вас сорвались планы.

Ни в коем случае не пугайте своих детей вымышленными персонажами. Фантазия ребенка намного более бурная, чем у взрослого и «Баба-Яга» или «Бабайка» может негативно отразиться на психике, поселиться в подсознании и вызывать животный ужас до глубокой старости.

Не приуменьшайте детские страхи и не смейтесь над ним, ссылаясь на то, что еще мал, а как вырастет все пройдет. Если ребенок боится, значит он нуждается в вашей поддержке.

Страх шестой: Я не смогу полюбить ребенка, я буду плохой мамой

В семьях потенциальных усыновителей могут быть две разные ситуации.

Семьи, не имеющие своерожденных детей, как правило, идут к усыновлению долго. У них абстрактные, часто идеалистические представления о будущем ребёнке, но зато нередко формируется ощущение, что они его любят.

Другой случай — когда кровные дети в семье уже есть. Тогда мама может сказать: «У нас есть возможность, есть желание взять ребёнка, но я никогда не смогу полюбить его так, как кровного».

В таких ситуациях мы предлагаем усыновителям сосредоточиться не на любви, а на важности их поступка. На том, что, они забирают ребёнка из системы, из тяжелой и иногда довольно страшной ситуации, и дают ему возможность почувствовать любовь, живущую в этой семье

Если эти страхи продолжают беспокоить серьезно и долго — тогда, когда ребенок уже появился, мы рекомендуем маме «отложить» переживания о любви, о своей пока еще материнской «несостоятельности», а оставаться просто… воспитателем. Мы заранее проговариваем будущим усыновителям: «Даже если вы первое время не будете любить этого ребенка — это нормально. Ваша задача — обеспечить ему уход, его развитие и безопасность».

В семьях, где уже есть несколько детей, мамы, как правило, знают, что они не любят всех детей одинаково. Там мы разбираем варианты, особенности любви к каждому ребенку.

Если у мамы один ребенок, можно предложить сравнить: «Как Вы любите своего ребенка? С нежностью, со страстью, с придыханием, со страхами?.. А, например, мужа Вы как любите? Это может быть совсем другая любовь — например, более спокойная».

Можно ещё поговорить о том, что есть другая форма любви — духовная, сосредоточиться на духовной стороне усыновления ребенка. Я сама долгое время не чувствовала любви к одной из приемных дочерей, поэтому молилась о том, чтобы ее принять всем сердцем.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Ужас! Он жует башмак!

Раньше квартира казалась вам достаточно чистой и безопасной. И даже если она была не настолько опрятной, как хотелось бы, серьезной проблемы в этом никто не видел. Периодически в дело шел пылесос, раз в неделю торжественно проводилась влажная уборка, и все: в доме вполне можно жить. Но вот родился ребенок, и внезапно выяснилось, что в каждой комнате имеется минимум 322 травмоопасных предмета, квартира просто наводнена опаснейшими микробами, острыми предметами и легковозгораемыми материалами, домашние животные представляют собой неуправляемую стихийную угрозу, а из-за изобилия пыли и грязи под кроватью скоро самопроизвольно зародятся новые формы жизни. И все это безобразие малыш упорно тащит в рот, включая пыль и хвост кота Васьки. Многие мамы в таких случаях бросают последние силы на борьбу с грязью, пытаясь продезинфицировать все вокруг, включая кота. И совершенно зря! Оказывается, современная наука считает, что ребенок прав, а мы нет.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Проблемы с питанием

А что если ребенок не захочет есть детсадовскую еду или его желудок не сможет с ней справиться? Чтобы этого не допустить – заранее подготовьте малыша к смене питания.

  • Посмотрите меню на сайте детского сада, в который вы собираетесь отдать ребенка. Или зайдите в садик лично и попросите дать вам меню. Также можно расспросить о питании мамочек, чьи дети уже ходят в садик.
  • Следуйте принципам 5-разового питания и установите запрет на «кусочничанье». Перекусывать печеньем и яблоками в саду не выйдет, а есть вместо 5 раз 2, но помногу, не получится.
  • Не давайте ребёнку экзотические продукты, кетчуп, майонез и специи. Старайтесь готовить простые блюда: овощные салаты, супы, пюре, омлеты, мясные и рыбные котлеты на пару. Если малыш привыкнет так питаться дома, то и детсадовская еда придется ему по вкусу.

Страх восьмой: Все дети из детских домов всегда имеют кучу психологических проблем, с которыми мы не справимся

Практически каждый ребенок имеет свои психологические и эмоциональные особенности, особенности характера. И это можно сказать не только про приемного, но и обычного ребенка, из любого садика или школы.

Другой вопрос в том, что детям из сиротской системы действительно присуще, особенно на первых порах, состояние стресса. И нередко переживание этого стресса для «молодых» приемных родителей выглядит как «куча» проблем.

Представьте себе, вспомните, кто для Вас в этой жизни значимые, близкие люди, что Вы любите делать, какие у Вас самые любимые места, погрузитесь в это мысленно. Почувствуйте, насколько в этой жизни Вам хорошо и тепло. А потом представьте себе, что от чего-то придется отказаться. Сначала от чего-то одного, — например, от хобби или друзей. И в этот момент уже испытываешь дискомфорт. Потом -от своих идеалов, привычек, от дома, семьи… Представьте себя в этом состоянии — будет ли Вам там комфортно? И даже если после этого Вас «подселят» к хорошим людям, все равно первое время любой человек будет испытывать стресс. Это очень хорошее упражнение, которое позволяет почувствовать состояние детей, попадающих в приемные семьи.

Читать так же:  Что показывает УЗИ шейного отдела позвоночника у грудничка и ребенка старшего возраста?

Многие дети, попадающие в семью, ведут себя первое время как «ненастоящие». Есть ощущение, что это не ребёнок, а какая-то маска — страха, предыдущего опыта, недоверия взрослым людям, необходимости бороться за свою жизнь. И мы часто видим, что такие дети со временем «оттаивают», оживают.

Но можно ли говорить о том, что так обязательно произойдёт со всеми детьми? Ведь кто-то из них пережил очень серьёзные психологические травмы, возможно, насилие.

Конечно, для позитивных изменений должно пройти время, нередко с ребёнком должны работать специалисты, я имею в виду, в первую очередь, психологи, специализирующиеся именно на теме приемных семей, детей-сирот. Иногда используются такие направления, как арт-терапия, игровая терапия

Ну, и конечно, важна осведомленность родителей о том, что происходит в это время с ребенком, как им себя вести; это очень важно. То есть важна их способность быть для приемного ребенка «надежной гаванью», понимать и принимать его переживания

Хотелось бы сказать, что у меня самой двое приемных детей. Но даже я — психолог, — сразу поставила себе условие, что терапией с ними дома я не занимаюсь. Для терапевтической работы, например, для проживания заново и проработки травмирующих ситуаций, мы посещаем моего коллегу. Конечно, где-то я замечаю больше, чем обычная мама, но своей задачей лечение ребенка все-таки не ставлю.

К сожалению, консультация тематических специалистов у нас не везде доступна. Наверное, лучший совет в этом случае — просто оставаться родителями. Оставаться теми взрослыми, которые просто будут рядом, которые слышат, видят, ощущают все, что происходит с ребенком, и при этом не выражают никакого негатива в адрес его переживаний, а поддерживают своего ребенка.

… а то, как ребёнок со временем расслабляется, раскрывается, видно даже по тому, как он спит. Сначала это — Маугли, сжатый в комочек. Потом постепенно начинает раскрываться, раскидываться во сне, начинает доверять миру, как обычный домашний ребенок…

И вдогонку хочу сказать: дорогие будущие приемные родители! Это очень хорошо, что вы боитесь. Это значит, что вы готовитесь, размышляете, работаете над собой. Это правильный путь. А вот когда ребенок появится дома, постарайтесь показать ему свою уверенность, свое доверие миру, свою веру.

У вас все получится!

Светлана Яковлева, психолог

Подготовила Дарья Менделеева

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет

А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Страх пятый: Ребёнок из детдома — обязательно с плохой генетикой

А вдруг родители ребенка — алкоголики или наркоманы, и у него куча заболеваний, в том числе такие, которые проявятся позднее. Такие страхи есть, и они обоснованы. В том случае, если ребёнок был оставлен в роддоме, у нас вообще нет никакой информации о его родителях, в том числе и сведений о наследуемых заболеваниях.

В том же случае, когда он изъят из семьи органами опеки, у нас, как правило, есть довольно тяжёлая картина всяких злоупотреблений его родителей.

С другой стороны, в кровных семьях у нас тоже не так много информации о генетических заболеваниях, и мы не всегда можем составить прогноз состояния здоровья даже биологического ребёнка. Существует масса заболеваний, о которых на момент, когда ребёнок рождается, мы сказать не можем.

Да, про детей из домов ребёнка мы знаем, что беременность могла протекать не в самых лучших условиях, и дети эти, как правило, нежеланны. Иногда мы даже можем подозревать, что предпринимались попытки прервать беременность. В общем, у таких детей масса рисков для здоровья.

Но, с другой стороны, даже те случаи, когда женщина специально готовилась, пила витамины, очень ответственно относилась к вынашиванию, не гарантируют от наследственных генетических заболеваний.

Если у усыновителей есть посыл брать ребёнка только с идеальной наследственностью и состоянием здоровья, то риск их неудовлетворённости очень высок.

Другое дело, когда родители больше думают о том, что усыновляют ребёнка, который иначе обречён на существование в системе детских учреждений. О том, что он лишён материнской заботы и потом, скорее всего, будет выпущен во взрослую жизнь совершенно неприспособленным и не сможет найти в ней своё место.

Если они думают о том, что смогут предоставить ему альтернативу — жизнь в семье, любовь, без особенных расчётов на то, что в дальнейшем он будет первым учеником в классе и академиком, — в этом случае шансов, что усыновление будет успешным, гораздо больше.

Кроме того, надо помнить, что наркомания и алкоголизм — это не наследственные заболевания. В этом случае возникает лишь некоторое количество факторов риска, и в дальнейшем для их реализации должны возникнуть ещё особые обстоятельства.

Для того чтобы оценить состояние ребёнка, которого вы собираетесь усыновить, существует медицинская экспертиза. Состав специалистов в ней зависит от того, каким врачам доверяют потенциальные усыновители. Однако здесь есть особый нюанс.

К сожалению, у нас очень немного врачей могут дифференцировать те изменения психики, которые вызваны длительным пребыванием ребёнка в системе детских учреждений от задержки развития, связанной с поражением нервной системы или генетическими факторами.

Это — довольно тонкая грань, так что необходимо, чтобы специалисты, проводящие экспертизу, знали о том, какие последствия имеет для детской психики пребывание без родителей. У нас есть психологи, которые специально работают с этой темой, а также врачи, которые знают особенности пребывания детей именно в домах ребёнка.

В тех же случаях, когда усыновители обращаются к врачам, не имевшим опыта работы с детьми из сиротских учреждений, особенности их состояния иногда принимаются за психиатрические и генетические диагнозы

А здесь очень важно отличать одно от другого

Наталья Белова, врач

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция

Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

За гиперпротекцией обычно стоит родительская тревога. Для тревоги может быть много причин:

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Как избавиться от комплекса «Я – плохая мама»?

  1. Понять, что идеальных нет. Никто не рождается с совершенным умением менять подгузники и угадывать заболевания ребенка по первому чиху. Ваша жизнь состоит не только из интересов малыша. Хорошие отношения в семье, привлекательность и настроение мамы важны и ребенку. А если у вас что-то не получается, можно доверить это профессионалам. Например, водить чадо на развивающие занятия, или самой посетить необходимые курсы.
  2. Поверить, что ваш ребенок уникален. Не стоит по ночам штудировать сайты педиатрии и сравнивать умения своего ребенка с теми, которые якобы необходимы в конкретном возрасте. Ваш малыш сядет, пойдет, заговорит и сделает еще сотни шагов своего развития тогда, когда будет к этому готов. Вы можете спокойно помогать ему в этом.
  3. Попробовать свести к минимуму общения с людьми, бесконечно упрекающих вас в неправильном подходе к воспитанию. Особенно этим грешит старшее поколение и другие новоиспеченные мамочки. Бабушки, прабабушки, тети могут долго рассказывать о вреде подгузников, смесей и современных методик развития. А на детской площадке вы можете услышать фразы типа: «Как вы можете позволять ребенку спать вместе с родителями?», «Как можно носить ребенка в слинге?», «А мой вот уже сам ложку держит» и так далее. Оградите себя от подобных замечаний, или старайтесь игнорировать их, ведь только вы ответственны за своего ребенка и можете принимать решения относительно него.
  4. Составьте перечень дел, которые, по вашему мнению, должны избавить от комплекса «плохая мама». Если считаете, что супермать лепит поделки, строит домики из песка, неустанно читает сказки и т.д., делайте это периодически для поднятия самооценки.
  5. Не стесняйтесь просить помощи и не отказывайтесь от нее. Вы не бросаете ребенка на произвол судьбы, если отправляете его немного побыть у бабушки. Напротив, смена обстановки нужна не только вам, но и ребенку. С удовольствием принимайте помощь в делах, разгружая себя, ведь ваша жизнь сейчас во многом состоит из мелочей.
  6. Отдыхайте и выделяйте время себе. Однообразность и монотонность повседневных дел изо дня в день любого могут ввести в угнетенное состояние. Поэтому займитесь собой, тем, что любите. Учите языки, читайте, занимайтесь спортом, научитесь делать что-то совершенно новое, открывайте себя в самых неожиданных областях. А в это время пусть ребенком займется папа, бабушка или другие близкие.
  7. Не бойтесь принять успокоительное. Не считайте себя душевнобольной, просто посоветуйтесь с врачом по поводу успокоительных препаратов, если это необходимо.
  8. Не осуждайте других. Это поможет и к себе относиться менее критично.
  9. Систематизируйте свой график. Как только избавитесь от мысли, что ничего не можете успеть, вы внутренне успокоитесь. Сделайте разграничение между действительно важными делами и второстепенными, заранее продумайте меню на неделю и списки покупок. Это освободит не только время, но и голову от тревожных мыслей (6 советов для мам, которым не хватает времени).
  10. Будьте позитивней. Посмейтесь над неудачами, улыбнитесь проблемам, и они, возможно, перестанут таковыми быть.
Читать так же:  Красивая одежда для новорожденных российского производства

У вас обязательно настанет звездный час. И если сегодня вы скучаете над пирамидкой, или с нетерпением ждете, когда малыш наконец заговорит, то в скором времени можете стать своему ребенку лучшим другом и соратником, вдохновляя своей внутренней силой и целеустремленностью. Всему свое время, главное – верить в себя и свои силы.

Читаем также:

  • Как я перестала считать себя плохой мамой: история Инны Вагановой
  • 10 вещей, за которые мама не должна себя винить
  • 12 вещей, за которые стыдно каждой маме
  • 7 напрасных родительских страхов
  • 13 привычек, от которых необходимо избавиться молодой маме
  • Как стать супермамой: 7 важных умений
  • Как вылезти из Интернета и перестать раздражаться на детей?

Низкое интеллектуальное развитие

Дома ребенок постоянно развивается: строит из кинетического песка, занимается по специальным карточкам и изучает с мамой буквы и английские слова. А что в саду? Гора игрушек и час малевания в альбоме. Конечно, воспитатели не будут заниматься с вашим ребенком по индивидуальной программе. Но рисование, лепка из пластилина, пение и игры с другими детьми – это тоже развитие. Ведь не просто так многие детки, которые дома не говорили, начинают разговаривать именно в садике. Для каждой возрастной группы в детских садах существуют специальные программы развития, которые составляются опытными методистами. Воспитатели строго им следуют: проводят развивающие занятия и готовят с детьми праздники. А изучать иностранные языки и учиться считать в уме ваш ребенок может и дома, детский сад не станет помехой для его развития.

Читаем также: Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Первые сложности

За время посещения подготовительной группы дочка научилась сама мыть руки, ходить в туалет, пыталась самостоятельно одеваться, с аппетитом кушала, с удовольствием общалась с другими детьми и отлично болтала для своего возраста.

Психолог подготовительной группы заверил, что мы готовы для посещения детского сада полного дня. Первые дни в новом детском саду прошли хорошо – у дочки было нормальное настроение, хороший аппетит, интерес к новым играм и общению с другими детьми. Но, так было до того времени, пока мы забирали ребенка через половину дня, до дневного сна.

Решили оставить на полный день и сразу начались проблемы:

  • каждый день утренние истерики, слёзы, капризы;
  • постоянные просьбы остаться дома, тяжелые расставания;
  • сложности с едой и сном.

Дочка начала писаться, хотя еще с полутора лет сама стала пользоваться горшком вместо памперсов – а это первая реакция на стрессовую ситуацию, так сказал нам психолог, к которому мы пришли на приём через неделю посещения нового детсада.

Появилась повышенная тревожность и даже некоторая пугливость, малышка боялась оставаться одна, рядом постоянно должна быть мама, бабушка, папа.

Естественно, мы с мужем сразу поговорили с воспитателями садика, но они уверили, что это нормальная адаптация к новым условиям и длится такое поведение может долго, зависит от характера ребенка – максимум два месяца.

Травмировать ребенка мы не хотели, поэтому опять сократили пребывание дочери в группе до 4 часов в день. Нас удивило, что в первый месяц посещения садика воспитатели отменили прогулки на свежем воздухе, ребята постоянно находились в помещении. Объяснялось это тем, что так проще и быстрее проходит адаптация малышей, они быстрее привыкают к новой обстановке.

Прошел месяц, но дочка не перестала капризничать и отказывалась ходить в садик категорически.

7) Суицид

Мрачных расцветок одежда, тяжелый рок и «синий кит» – еще не приговор

Есть гораздо более серьезные вещи, на которые стоит обращать внимание, чтобы предотвратить, возможно, самую главную ошибку ребенка в его жизни

Мнение психолога: «”Маячками” к суицидальным наклонностям, прежде всего, служат пророненные ребенком фразы следующего типа: “не хочу жить”, “зачем мне существовать на этой Земле”, “пойду спрыгну”. Невнимательные родители могут просто не услышать их или не придать этому значения. Запомните, мысли о самоубийстве не возникают внезапно. К ним ведут глубокие депрессии, игнорирование со стороны матери и отца, неправильные отношения с влюбленными, учителями. Если в школе образовался конфликт с педагогом, вплоть до рукоприкладства, немедленно обратитесь к директору для выяснения ситуации. Если у вас появились подозрения насчет суицидальных наклонностей вашего ребенка, последнее, что я советую – смотреть его страницы в соцсетях. Запомните, нельзя вторгаться в личную жизнь подростка! Поверьте, если он когда-либо узнает об этом, больше никакого доверия к вам не будет. Вы идете на огромный риск, читая его переписки, залезая в компьютер и смартфон. Не стоит заниматься самодеятельностью, не поленитесь, сходите вместе с ребенком к психологу». 

Четвертое место Передаренные вещи

Кому особенно обидно: близким людям, от которых физически ничего нельзя утаить

Единственный и неизменный подарок, который я в детстве каждый Новый год получала от мамы, — это гигиеническая губная помада «Маленькая фея». Потом она какое-то время дарила просто деньги, а сейчас она на пенсии и дарит коробки конфет и дурацкие сувениры с новогодней символикой, которые подарили ей. А я мечтаю о настоящих шерстяных носках крупной вязки, которые почему-то не найдешь в магазинах, о новогодней атмосфере, украшениях, гирляндах, елке и праздничном столе с оливье, селедкой под шубой и заливной рыбой.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button