7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Полноценный сон для ребенка

Малыши не только растут во сне, но и восстанавливают свои силы. Тихий час дома устраивать можно всей семьей. В европейских странах это называется — сиеста. Однако давать малышу пересыпать не стоит, так как работа организма сбивается. Действовать можно по принципу детского сада — 1,5 час в обед в период с 13 до 15 часов дня.

Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным сил и энергии, довольным жизнью и счастливым. А ведь основа всего этого – хорошее здоровье.

О нем стоит подумать уже на этапе планирования беременности, ведь иммунитет малыша закладывается в утробе матери и во многом зависит от состояния ее организма.

А вот после рождения ребенка залог его отличного самочувствия – формирование здорового образа жизни, что должны обеспечить родители.

Настойчивость

 Не жди, что будет легко. Формирование новой привычки – процесс длительный и тяжелый. Он состоит из трех этапов:

  1. Это легко. Тебе интересно. Все дается на «ура».
  2. Борьба. Появляются сомнения, а надо ли все это? На этом этапе очень важна осознанность всех действий и их последствий. Такой подход поможет прийти к верному решению и завершить этап борьбы с самим собой победителем. Кстати, готовься к тому, что пережить тебе придется не одну битву.
  3. Второе я. Финишная прямая, проходя которую ты почувствуешь, что новая привычка наконец-то стала неотъемлемой частью твоей жизни.

Fotolia

Теперь ты обладаешь преимуществом: зная этапы, можно заранее подготовиться и избежать попадания в ловушку «я не могу, это все-таки не для меня». Каждый способен привнести изменения в свою жизнь. Только надо помнить, что хорошие привычки, как и достижение успеха в любом другом деле, требуют постоянных усилий.

Реклама лекарственного средства. Перед применением проконсультируйтесь с врачом и обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Производитель «Биологише Хайльмиттель Хеель ГмбХ» (Баден-Баден, Германия). Траумель С, мазь. Р.с. МЗ Украины № UA/5934/01/01 от 23.02.2012 г. Траумель С гель, гель. Р.с. МЗ Украины № UA/5934/04/01 от 28.03.2012 г.

Питание — важная составляющая ЗОЖ

Здоровое питание очень много значит для ребенка. Для роста и взросления детям требуется много сил, поэтому с пищей они должны получать все необходимые витамины и минералы. Если рацион несбалансирован, это может повлечь за собой множество проблем со здоровьем.

Как должен питаться ребенок? В рационе должны быть разные виды мяса, морепродукты, молочные продукты, яйца, полезная выпечка, рыба, различные овощи и фрукты, ягоды, зелень, орехи, мед, крупы.

А из мяса лучше всего выбирать индейку, кролика, курицу, телятину, говядину. Из молочных продуктов стоит отдать предпочтение кефиру, натуральным йогуртам без добавок, молоку, творогу. Можно употреблять и сыры, но не слишком острые и соленые. Овощи можно есть любые. Часть их обязательно употреблять в сыром виде, но можно также готовить разные блюда с тепловой обработкой (супы, рагу). Фрукты и ягоды можно есть любые, если нет аллергии. В блюда стоит добавлять больше трав и меньше соли.

Крупы стоит давать разные. Чем больше выбор, тем лучше. Яйца можно варить или делать омлет. Орехи и мед следует употреблять в небольшом количестве и только, если нет аллергии. Выпечку следует готовить самостоятельно или приобретать в магазине, но выбирать ее надо тщательно. Желательно, чтобы она была не только из пшеничной муки, но и из овсяной, гречневой, цельнозерновой. А еще хорошо, если в ней будет не очень много сахара.

Составлять меню следует с учетом возраста ребенка. Ведь до пяти лет, например, не рекомендуется есть грибы, а до трех — морепродукты. Детский ЗОЖ предполагает максимально разнообразное меню, но без экспериментов, которые могут навредить здоровью.

Вот меню для малышей 3-6 лет:

  • завтрак: каша с фруктами и чай с печеньем; или творожный пудинг и фрукт;
  • перекус: банан или яблоко;
  • обед: суп из овощей, рыбное блюдо и гарнир, кисель; или борщ, мясное блюдо, салат, морс;
  • полдник: молоко с булочкой; или яблоки, запеченные с творогом;
  • ужин: овощное пюре и омлет; или рыбное суфле и салат;
  • перед сном: кефир или теплое молоко.

А вот меню ребятам старше шести лет:

  • утром: оладьи со сметаной и бутерброд, чай; овсянка с орехами и ягодами, вареное яйцо и огурец;
  • перекус: фрукты или творог;
  • обед: рассольник, картофельные зразы с мясом, кабачковая икра, компот; или овощной суп, тефтели, салат, кисель;
  • полдник: фруктовый салат; или ягодное желе;
  • вечером: тушеные овощи, ломтик рыбы, чай; или ленивые вареники, отварное яйцо, какао.

Составлять меню детям школьного возраста надо, учитывая их большие умственные нагрузки. А значит, в рационе обязательно должна быть рыба, орехи, овощи. И в целом, питание у ребенка любого возраста должно быть максимально разнообразным.

Почему так трудно сопротивляться вредной еде

Нездоровая еда очень быстро и незаметно проникает в нашу жизнь. Иногда даже под видом здоровой, поэтому противостоять этому действительно непросто.

Во-первых, упакованная еда — удобная штука. И с этим сложно поспорить: схватил что-то и ешь на ходу. Или купил полуфабрикатик, принес, разогрел и съел. Чистенько и без фарша по стенам.

Во-вторых, промышленная еда формирует зависимость, что вовсе не случайно. Идет битва титанов за наши желудки и кошельки — повсюду рекламируют здоровые продукты, которые никакого отношения к здоровью не имеют. На это работают целые отделы в больших корпорациях.

Наконец, последствия питания нездоровой едой видны далеко не сразу. Диабет же не зарабатывается за неделю, согласитесь. И вроде бы умом понимаешь, что это вредно, но так как последствия в моменте не видны, то почему бы и не скушать. Вкусно же.

И если уж взрослым тяжело удержаться от соблазна и начать фильтровать, что такое хорошо и что такое плохо, то от детей этого ожидать наивно. Рассказывать им страшные истории развития болезней от вредных продуктов — так себе стратегия.

Ну, не бывает такого, чтобы съел кусок колбасы — и тут же уехал на ампутацию ноги или отстегнулась селезенка, например. Потому нудить о «вредно/полезно» зачастую малоэффективно. Что же делать?

Спорт и питание — основа здорового образа жизни школьника

В современных условиях здоровый образ жизни школьника не так просто обеспечить. Нагрузки в школе растут, усложняется программа. Дополнительные занятия отнимают у школьников все больше свободного времени. К кружкам добавляются занятия с репетиторами по школьным предметам, поскольку школьники могут хуже справляться с программой. Современные дети перегружены гораздо больше, чем поколение их родителей. Добавьте к этому негативное влияние компьютеров и мобильных телефонов. Также оставляет желать лучшего и питание. Недостаточное время для принятия пищи, однообразие блюд и их несбалансированность не способствуют здоровым привычкам.

Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку существенно улучшить здоровье, если сформируете соответствующий стиль питания и убедите его развить физическую активность.

По мнению диетологов, растущему организму необходимо 4-разовое питание. Обязательно есть горячие блюда на завтрак, обед и ужин.

Завтрак школьника должен включать в себя макароны и каши, а также продукты, богатые кальцием — творог или яйца

Также важно, чтобы в рационе ребенка был сахар. Он полезен для умственной активности, но злоупотреблять им не рекомендуется.

С обедом ситуация сложнее. Основные проблемы — низкое качество школьных обедов и отсутствие времени на них. И далеко не во всех школах есть микроволновые печи для того, чтобы подогреть обед, взятый из дома. Поэтому давайте ребенку еду с собой: горячие блюда можно положить в термос, способный удерживать тепло в течение нескольких часов. Для перекусов лучше давать несладкий йогурт или фрукты. Само собой, школьнику следует избегать чипсов и гамбургеров, как бы ни был приятен их вкус.

Ужин ребенка также должен быть полноценным и питательным. Он обязательно должен включать в себя отварную рыбу, мясо, овощи.

Важно помнить, что количество белков, жиров, углеводов и витаминов должно соответствовать возрастной норме. Недостаток тех или иных веществ в организме приводит к ухудшению умственной и физической активности и заболеваниям желудка.. Здоровый образ жизни школьника — это не только правильное питание, но и достаточная физическая активность

К сожалению, уроки физкультуры в школах не дают детям нужный уровень активности, а часто и вовсе внушают отвращение к спорту. Поэтому хорошо, если школьник посещает занятия по фитнесу или спортивные секции.

Здоровый образ жизни школьника — это не только правильное питание, но и достаточная физическая активность. К сожалению, уроки физкультуры в школах не дают детям нужный уровень активности, а часто и вовсе внушают отвращение к спорту. Поэтому хорошо, если школьник посещает занятия по фитнесу или спортивные секции.

Если в начальных классах дети достаточно активны, любят подвижные игры, много бегают, то старшеклассникам могут потребоваться физические нагрузки. Разумеется, они должны соответствовать личным интересам и состоянию здоровья школьника.

Что помогает двигаться больше, если не хватает времени на спорт:

  • Прогулки на свежем воздухе с собакой или младшими братьями/сестрами (если есть);
  • Пользование лестницей, а не лифтом при проживании в многоквартирном доме (насколько возможно);
  • Катание на велосипеде или роликовых коньках;
  • Выполнение обязанностей по дому: уборка квартиры, поход в магазин;
  • 15-минутная зарядка после 45 минут неподвижности.

Идеальный вариант физической активности — семейные занятия спортом в выходные. Лыжи, коньки, велосипедные прогулки оздоравливают не только тело, но и душу. Единение с семьей и время, проведенное вместе, очень много значат для гармоничного развития ребенка.

Здоровый образ жизни школьника — основа его душевного, физического и умственного здоровья. Чем здоровее ребенок, тем лучше он учится. А полезные привычки перейдут и во взрослую жизнь.

Что такое формирование здорового образа жизни у школьников

Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек.

1. Правильное питание школьников

Правильное питание школьников

Начнем с питания, так как рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

2. Физическое развитие и занятия спортом

Физическое развитие и занятия спортом

Правильное формирование здорового образа жизни у школьников невозможно без воспитания у детей понимания необходимости для здоровья занятий спортом. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

3. Закаливание и гигиенические процедуры

Закаливание школьников

Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание, которые дает организму возможность сопротивляться всевозможным простудам и вирусам, которые не только ослабляют организм, но и нарушают принятый распорядок дня. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника

То же касается и соблюдения правил личной гигиены, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным

4. Режим дня школьников

Здоровый образ жизни распорядок дня у школьников

Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.

Распорядок дня школьника

Одним из важнейших правил, позволяющих добиться отличного самочувствия, хорошего состояния здоровья и высокой работоспособности, является соблюдение дневного режима.

Благодаря многочисленным исследованиям, проведённым учёными, удалось выяснить, что большинство протекающих в организме человека процессов подчиняются суточному ритму.

Например, днём наибольшую активность проявляет вегетативная нервная система, регулирующая деятельность органов пищеварения, дыхания и т. д.

Поэтому разработан определённый распорядок дня, наиболее подходящий детям школьного возраста:

В 7 часов утра — подъём. Необходимо посетить туалет, затем заправить кровать, выполнить зарядку, умыться, переодеться и позавтракать, после чего отправиться в учебное заведение.
С 8.00 до 14.00 — пребывание в школе.
15.00 — обед, занимающий около получаса

После него важно пройтись на свежем воздухе.
С 15.30 до 17.00 — посещение секций (можно вместо прогулки).
17.00—19.00 — выполнение уроков, заданных на дом.
19.00 — ужин.
19.30−22.00 — свободное время, которое школьнику позволяется посвятить любимому занятию.
22.00 — отход ко сну.

Поначалу родителям важно хвалить ребёнка, что позволит сформировать у него устойчивую привычку следовать режиму. https://www.youtube.com/embed/Tl6Tri-63jM

Формирование навыков ЗОЖ

Итак, с понятием ЗОЖ и компонентами мы определились, с возрастом тоже. Рассмотрим, как лучше прививать различные навыки маленьким детям:

Режим дня

Это основа всех компонентов ЗОЖ, если день распределен неправильно, ребенок либо ничего не успеет, либо будет чрезмерно нагружен

Очень важно чередовать активность и отдых. Если ребенок ходит в сад, то соблюдать режим легче, так как в дошкольном учреждении все подчинено графику

Если малыш воспитывается дома, нужно составить режим самостоятельно.

Что важно? Ложиться и вставать нужно в одно и то же время. Приемы пищи тоже должны быть по расписанию

Обязателен дневной сон и гигиенические процедуры. В остальное время нужно грамотно прописать физическую и умственную активность и свободное время. Дети быстро привыкают к режиму и соблюдают его без проблем.

Питание

Чтобы ребенок приучался к ЗОЖ, нужно ненавязчиво объяснять, зачем нужно кушать те или иные продукты, которые он есть не хочет. Питание должно быть разнообразным. В меню ребенка должны присутствовать: мясо, рыба, овощи, фрукты, злаки. А также молоко и молочные продукты. Если ребенок с детства будет приучен к правильному питанию, он будет его соблюдать в старшем возрасте самостоятельно.

Физическая активность

Это вовсе не означает, что ребенок с малых лет должен посещать спортзал. Начинать нужно с утренней зарядки

Выполнять ее важно вместе с ребенком, подбадривая его собственным примером. Кроме того, приветствуются все активные занятия на свежем воздухе: катание с горы, лыжи, коньки

Даже если ребенок поможет почистить снег маленькой лопатой, это будет в 100 раз лучше, чем он проведет это время на диване перед телевизором.

Умственная активность

В человеке должно быть все гармонично: и умственное и физическое развитие. Большой запас знаний и жизненный опыт помогут ребенку лучше осознать себя. Поэтому с раннего детства приучаем детей к умственному труду. Особенно хорошо программа обучения развита в детских садах, но можно заниматься и дома.

Закаливание

Споры по этому вопросу не утихают до сих пор. Некоторые родители категорически против этой процедуры. Но по результатам многолетних исследований: постепенное и планомерное закаливание организма приносит несомненную пользу, при отсутствии вреда. Закаливать ребенка можно разными способами: солнечные и воздушные ванны, обтирание прохладной водой, обливание и пр. Главное, чтобы закаливание нравилось ребенку и проходило постепенно

Очень важно объяснить ребенку, зачем нужна процедура. Тогда у него появится желание закаливаться самостоятельно, когда он станет старше

Правильный сон

Ребенок должен хорошо высыпаться, от этого зависит его самочувствие на весь день. Одинаково вредны и недостаток, и избыток сна. В обоих случаях ребенок будет вялым и малоактивным. Привычка к здоровому сну вырабатывается с детства, тогда и во взрослой жизни этот компонент ЗОЖ будет соблюдаться.

Личная гигиена

Важнейший компонент ЗОЖ, так как гигиена имеет прямое отношение к состоянию здоровья. Начинать нужно с малого: мытье рук и чистка зубов. Другие гигиенические навыки прививаются постепенно.

Отказ от вредных привычек

Ребенку необходимо объяснять, почему нельзя обладать вредными привычками и к чему они могут привести. Простой запрет не приведет к результату, всегда необходимо понимание.

Позитивный настрой

Чтобы ребенок был весел и бодр, в семье не должно быть ссор, конфликтов и разногласий. Малыш должен чувствовать себя значимым и быть уверенным в своих силах. Оптимисты реже болеют, а если и подхватили инфекцию, то легче переносят последствия.

Не должно быть «перекоса» между компонентами здорового образа жизни. То есть, если ребенок правильно питается и хорошо спит, но при этом мало двигается, то это далеко от здорового образа жизни.

Физическая активность у детей является залогом здоровья

Основные принципы здорового образа жизни для детей

Давайте разберём, что можно сделать для своих детей уже сейчас.

Режим дня

Формирование навыков здорового образа жизни у детей начинается с правильного и продуманного режима дня. Детский распорядок дня должен представлять собой продуманный и гибкий план, адаптированный под потребности и возможности вашего школьника. При этом в нём обязательно нужно найти время и для игр, и для сна, и для общения с семьёй и друзьями, а периоды выполнения уроков лучше разбавлять периодами отдыха — так обучение эффективнее.

Следите, чтобы ребёнок не был перегружен. Иногда школьная нагрузка бывает непомерной и может достигать 10-12 часов для учеников начальной школы и до 15-16 часов в старшей.

Физическое развитие

Отсутствие физической активности повышает риск возникновения множества болезней в будущем, а также ухудшает сон и качество жизни прямо сейчас. Поэтому хорошо начинать приобщение детей к здоровому образу жизни через знакомство со спортом. Именно в детстве формируется мышечный корсет, мышцы как бы запоминают то, что с ними происходит. Так, например, неполноценное питание в детском возрасте влияет на силу и рост в дальнейшем.

При этом не обязательно отдавать ребёнка в профессиональный спорт. Физическая активность может быть любой: от ходьбы и плавания до танцев и гимнастики. Пусть школьник выберет то, что ему нравится. Главное — регулярность, не менее 3 раз в неделю по 1 часу, и удовольствие от процесса — тогда у ребёнка сформируется потребность в постоянных физических нагрузках и любовь к спорту.

Дополнением к физической активности может стать закаливание. Для многих этот процесс ассоциируется с моржами, которые обливаются водой на морозе, но обычного ребёнка достаточно просто не укутывать, одевать по погоде и не прятать от малейшего сквозняка.

Полноценное питание

Мы уже затронули важность питания в предыдущем пункте, и действительно, сбалансированное питание необходимо. Организм должен получать достаточно полезных веществ для роста, но при этом нельзя допускать переизбытка калорий и употребления большого количества нездоровой пищи — такой тип питания может привести к ожирению, которое ухудшит здоровье

Хорошим выбором может стать интуитивное питание, когда ребёнок ест то, что ему хочется, но выбор делает из здоровых продуктов. В этом случае у родителей и детей будут свои задачи в организации правильного питания. У родителей — спланировать меню, купить еду и приготовить её. У детей — выбрать, что он хочет есть из приготовленного, сколько и когда.

Такой осознанный подход к питанию должен быть привычкой, образом жизни, а не временным решением проблемы. Так, например, иногда родители, заметившие, что школьник набрал вес, начинают стыдить его и ограничивать в питании. Но эта тактика не даёт долговременного результата, а приводит к срывам и последующему набору веса.

Личная гигиена

Воспитание гигиенических навыков у детей также важно для общего состояния здоровья. Сюда можно отнести:

  • регулярный душ и мытьё головы;

  • чистку зубов 2 раза в день;

  • мытьё рук после прогулки и туалета, перед едой и по мере загрязнения;

  • контроль за чистотой своей одежды и обуви.

Важно не просто заставлять ребёнка делать что-то, но и объяснять причины. На руках могут быть микробы, одежда будет неприятно пахнуть, а в зубах «заведётся» кариес

Игровая форма станет удачным вариантом формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста, например, можно закрашивать дни на календаре, когда ребёнок почистил зубы или сам постирал свою одежду.

Спокойная атмосфера в семье и школе

Постоянные ссоры и крики родителей, уроки в ночи с истерикой, травля со стороны одноклассников или учителей неизбежно приведут к стрессу, который пагубно влияет на состояние здоровья и повышает риск развития депрессии. Поэтому научите ребёнка:

  • общаться спокойно и без криков;

  • говорить о том, что его беспокоит;

  • понимать и выражать свои эмоции безопасным для него самого и окружающих способом;

  • принимать решения и брать ответственность за свои поступки.

Если в вашей семье будет принято общаться именно так, то и для ребёнка это станет привычной моделью общения.

Рекомендации родителям

Если разбираться в методах формирования у детей привычек, необходимо отметить, что любые указания взрослых должны сопровождаться простыми и понятными пояснениями, для чего это нужно. Существуют рекомендации, которые помогут родителям справиться с такой задачей:

  • формировать у детей словесно-образные ассоциации, имеющие отношение к здоровому способу жизни;
  • заботиться о своём здоровье;
  • вырабатывать положительные привычки (мытьё рук, чистка зубов, выполнение утренней гимнастики);
  • хвалить ребёнка;
  • воспитывать чувство ответственности и человечности;
  • прививать навыки на собственном примере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector