8 мифов о педагогическом виде прикорма

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок», 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

Знакомство малыша с пищей происходит как естественный процесс. Ребенок сам проявляет интерес и выбирает продукт по своему вкусу и желанию, нет навязывания определенного вида, как это происходит при педиатрической системе. Очевидны и другие преимущества:

  1. С малого возраста ребенок усваивает традиции семьи, учится есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами.
  2. Нет надобности покупать готовые пюре, которые стоят недешево, или готовить отдельные блюда для ребенка. Малыш сразу начинает есть то, что едят родители.
  3. Освоение пищи происходит без ущерба для грудного вскармливания.
  4. Ребенок учится жевать сразу, как только происходит первое знакомство с пищей. Многие дети, приученные к пюреобразному питанию, долгое время не могут научиться жевать.
  5. При подобном подходе проблем с аппетитом у детей, как правило, не возникает.

Стоит отметить и минусы такой системы. Прежде всего, многих смущает, что данная методика не имеет научного обоснования. Здесь сторонники приводят многовековой опыт предков, которые отдельно для младенцев никогда не готовили, а прикармливали их с общего стола.

Внимание: Так как педприкорм не предполагает введение пюреобразной пищи, а сразу ее кусочки, пусть и небольшие, ребенок первое время может ими давиться. Обнаружить продукт, на который возникла реакция – аллергия или расстройство стула – достаточно сложно

С другой стороны, при естественном методе действует так называемый принцип «приучения к аллергенам». Так, если у малыша только покраснели щечки или появилась мелкая сыпь, педприкорм не отменяют, продолжая давать микродозы введенных ранее продуктов. Только при возникновении серьезных расстройств или мокнущего дерматита убирают продукты-аллергены. Если реакция не пропадает, отменяют полностью и через месяц начинают все сначала

Обнаружить продукт, на который возникла реакция – аллергия или расстройство стула – достаточно сложно. С другой стороны, при естественном методе действует так называемый принцип «приучения к аллергенам». Так, если у малыша только покраснели щечки или появилась мелкая сыпь, педприкорм не отменяют, продолжая давать микродозы введенных ранее продуктов. Только при возникновении серьезных расстройств или мокнущего дерматита убирают продукты-аллергены. Если реакция не пропадает, отменяют полностью и через месяц начинают все сначала.

Питание семьи должно быть правильным, сбалансированным, исключающим все жареное, копченое, соленое, острое, следует отказаться от приправ. Для многих семей это становится определяющим минусом. Готовить отдельно маме и малышу не будет выходом, потому что педприкорм предполагает обучение традициям семьи и строго совместное пребывание за столом.

Как правильно вводить прикорм грудничку. Профилактика пищевой аллергии.

В начале ноября прошел мой вебинар: «Как правильно вводить прикорм грудничку. Профилактика пищевой аллергии», по приглашению проекта МД Класс.

На вебинаре мы поговорили о таких темах, как:

1.Основы питания,

2.Почему нужно вводить прикорм,

3.Разница между педиатрическим и педагогическим прикормом,

4.С чего нужно начинать прикорм,

5.Аллергические реакции на введение прикорма,

6.Что лучше, готовить или покупать еду для малыша,

7.В конце я ответила на ряд вопросов от участниц вебинара.

Встреча оказалась довольно насыщенной и полезной.

Я поделилась своим опытом введения прикорма старшему и младшему сыну.

Со старшим сыном Левой мы начали прикорм в 5 месяцев по табличным значениям, поэтому грудью я кормила всего 9 месяцев. Мы покупали баночную еду и предлагали её малышу. У ребенка было нарушено пищевое поведение, так как пропущен этап педагогического прикорма. Нам приходилось кормить малыша с книжками и игрушками, что очень плохо сказывается на формировании нормального режима питания.

Этот опыт позволил мне полностью пересмотреть тактику введения прикорма второму ребёнку. В основе нового принципа введения прикорма лежит индивидуальные особенности и потребности питания ребенка, которые способствуют правильному пищевому поведению ребенка и формированию нормального режима питания в семье.

Прикорм второму ребенку Марку я вводила не раньше 6 месяцев, до года полностью было исключено коровье молоко, ориентировалась на пищевой интерес ребенка, который появляется индивидуально, примерно с 5-7 месяцев. Мы кормились грудью до 2 лет с переводом ребенка на взрослый стол с 1.2 года. Во время еды ему не требовалось отвлекание и игрушки. Посмотрите, как он кушает с аппетитом столько, сколько хочет.

На вебинаре мы поговорили о целях прикорма:

  1. познакомить ребенка с новым видом пищи,
  2. сформировать правильное пищевое поведение ребенка,
  3. удовлетворить потребности организма в питательных веществах.

Существуют определенные признаки готовности ребенка к новому виду пищи:

  1. интерес ребенка к пище, которую он видит в тарелке у папы или мамы,
  2. появление зубов, но это не обязательный признак,
  3. хорошо сидит в детском стульчике,
  4. уверенно держит ложечку в руке,
  5. появление рефлекса глотания твердой пищи,
  6. угасание рефлекса выталкивания языка изо рта.

Чтобы удовлетворить интерес ребенка к пище, мы вводим педагогический прикорм, который способствует тому, что ребенок учится жевать и глотать новую пищу, отличную от грудного молока или смеси.

С чего начинать прикорм?

Рекомендации по началу прикорма зависят от особенностей здоровья ребенка. Если у ребенка недостаточные прибавки в весе, тогда вводим безмолочные каши. А с овощного прикорма нужно начинать в том случае, если у ребенка наблюдается запор.

Что лучше давать ребенку баночное пюре или собственного приготовления?

Это вы решаете сами с учетом своих желаний. Можно начать с баночек, но если вы видите, что ребенок отказывается есть баночную еду, тогда готовьте свою пищу. Особенно хорошо, если первые овощные пюре или каши будут разбавлены грудным молоком.

Какие существуют патологические реакции на введение прикорма?

Нормой реакции является изменение окраски стула, особенно на овощи. Патологические реакции могут быть следующего характера: слизь или зелень в стуле, неприятный запах, пенистый водянистый стул. Сыпь на коже в виде покраснения, сухости, шелушения или изъязвлений на разных участках тела, как крайняя степень  кожной аллергии.

В случае аллергии необходимо вести пищевой дневник и получать лечение, которое помогает быстрей справиться с аллергией.

Каждая ситуация требует индивидуального наблюдения и рекомендаций по питанию и профилактике аллергии у ребенка.

Остались вопросы?

Будьте здоровы!

Получайте больше информации от проекта на свою почту!

Как повысить иммунитет или 10 причин, почему дети часто болеют.

Как формируется пищевое поведение в детстве, как оно влияет на питание и здоровье.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политикой конфиденциальности сайта, а также на получение информационных рассылок

Как давать прикормы?

Консистенция всех прикормов должна быть пюреобразной. После введения одного или двух прикормов вполне допустимо введение в питание фруктов и соков. Их необходимо давать ребенку между основными кормлениями или добавлять в прикормы для улучшения вкусовых качеств.
Необходимо соблюдать постепенность и последовательность введения каждого прикорма. Первый прикорм начинают вводить по 0,5-1 чайной ложке с выходом на полный объем в 120-150 г (максимально 200 г) на одно кормление в течение 10-14 дней. При этом следует использовать только один продукт (например, только гречневую крупу). После этого при хорошей переносимости необходимо постепенно вводить другие продукты этого прикорма (после гречневой крупы вводить рисову или кукурузную). Новые продукты могут давать в смеси с уже введенными или отдельно. Второй прикорм можно начинать вводить не ранее, чем через 3-4 недели после первого. При этом необходимо также постепенное наращивание объема до 120-150 г (максимум 200 г) и последовательное введение продуктов этого прикорма (после кабачков, например, капуста, картофель и т.д). Третьим прикормом традиционно является мясной. Особенность введения мяса заключается в том, что его, как правило, добавляют в каши или овощи. Обычно объем мяса составляет 50-70 г в сутки. После введения 50-70 г одного сорта мяса можно вводить и другие сорта. Мясо необходимо давать младенцу ежедневно.

После введения трех основных прикормов необходимо формировать режим питания ребенка, который принят в семье. В возрасте около 8 месяцев ребенок должен получать густую пищу не менее 3 раз в день.

Многие авторы считают, что давать продукты прикорма ребенку следует после кормления грудью. Обосновывают это тем, что введение прикорма до кормления грудью может привести к снижению лактации. С другой стороны не каждый ребенок после грудного молока согласится на овощное пюре или кашу. Кроме того, во второй половине года значительно ниже риск гипогалактии. Поэтому в этом вопросе следует подходить индивидуально.
В настоящее время достаточно широко используется так называемое баночное или коробочное питание для грудных детей, которое обладает тем преимуществом, что изготовлено из качественных и экологически чистых продуктов. В то же время на Российском рынке еще встречаются различные промышленные прикормы, в состав которых входят морально устаревшие продукты детского питания. Кроме того, на некоторых упаковках встречаются рекомендации о введении этих прикормов с 2-3 месяцев. Поэтому необходимо дифференцировано и внимательно подходить к употреблению промышленных прикормов и в некоторых ситуация считать более предпочтительным применения обычных продуктов.

При введении какого-либо нового продукта требуется оценить переносимость его ребенком. Для этого чаще всего достаточно контролировать самочувствие ребенка, его стул и аллергические реакции. При появлении диспепсического стула, срыгиваний, высыпаний на коже или явного беспокойства ребенка вводимый продукт отменяется. Повторные попытки введения прикорма необходимо отложить на 1-2 недели, в течение которых возможно кормление ребенка только грудным молоком.

Использование в питании грудного ребенка соли является нецелесообразным. Это является пищевым стереотипом взрослого человека, который нельзя применять к грудному ребенку.

Во втором полугодии темпы нарастания массы тела у ребенка снижаются и в среднем составляют 400-450 г в месяц или около 15 г в сутки. Таким образом: — во втором полугодии жизни ребенок продолжает получать грудное молоко/адаптированную смесь. Мать должна поддерживать лактацию и продолжить вскармливание грудью до 1,5-2 лет и дольше — начиная с 6-8 месяцев в питание, водятся последовательно три прикорма с соблюдением основных принципов диетологии — дополнительно в питании после 6 месяцев возможно введение соков и фруктов с целью разнообразия и улучшения вкусовых качеств, но не в качестве прикорма — введение неадаптированных кисломолочных продуктов следует начинать не ранее 8 месяцев жизни, а цельного коровьего молока не ранее 12 месяцев — при введении новых продуктов в питании требуется контроль за самочувствием ребенка.

Когда начинать прикармливать ребенка

Еще не так давно прикорм начинали вводить с возраста 3-4 месяцев. Сейчас педиатры советуют не торопиться, замечая, что до 6-8 месяцев малыш получает все необходимые вещества из материнского молока. Кроме того, до 6-тимесячного возраста у многих малышей сохраняется так называемый выталкивающий рефлекс, когда они выталкивают языком все, что попадает в рот.

Сторонники естественного прикармливания советуют начинать приучать ребенка к пище сразу, как только замечено первое любопытство с его стороны к содержимому тарелки родителей. У одних малышей оно проявляется в 6 месяцев, другие дети до 8 месяцев ничего, кроме материнского молока, есть не хотят. Поэтому четкого календаря введения прикорма при педагогическом подходе нет. Точкой отсчета считается момент, когда ребенок начинает проявлять интерес к пище.

Начинать следует при физиологической готовности ребенка, которая выражается в следующем:

  1. Умеет держать предметы в руке, более или менее координировать свои движения. То есть малыш поднесет ложку с едой именно ко рту.
  2. Ребенок совершает жевательные движения челюстью.
  3. Умеет сидеть без помощи взрослых, пусть и опираясь на спинку стула или подушки.
  4. Присутствует пищевой интерес, то есть ребенок тянет руки и пытается попробовать то, что лежит на тарелке у родителей.

Готовность пищеварительного тракта к введению пищи можно определить по тому, как реагирует организм. Если у ребенка появилось вздутие живота, колики, разжижение стула, рвота, то со взрослой пищей стоит повременить.

Причины противоречий

Базовое правило современной международной педиатрии гласит: ребенок должен получать до полугода только грудное молоко или адаптированную смесь. Эксперты «Ла Лече Лига» несколько смягчают данную формулировку, рекомендуя период начала прикорма к середине первого года жизни ребенка.

Причины противоречий международных норм и национальной программы кормления детей первого года жизни заключаются в особенностях социального развития общества. «До начала девяностых в России понятие грудного вскармливания было практически полностью утрачено, — комментирует врач-педиатр Алена Парецкая. — Нередко мамы выходили на работу, оставляя в яслях трех и шестимесячных малышей. Их кормление организовывалось на основе коровьего молока, кефира, манной каши».

Этот рацион крайне скуден и в корне не отвечает потребностям детского организма. Как-то «сгладить» его позволял прикорм. Уже с первого месяца малышам был рекомендован яблочный сок, затем фруктовые пюре. В раннем прикорме в четыре месяца уже присутствовали и яйца, и творог.

Введение целого спектра продуктов до возраста шесть месяцев служило возможностью решить важнейшую проблему — сбалансировать рацион, в котором отсутствовало грудное молоко. Оно четко нормировалось по граммам, чтобы избежать перекорма. И в методических рекомендациях для российских педиатров эта схема сохранилась, хоть и не отвечает международным нормам медицины сегодня.

В современных условиях правила введения прикорма в России должны быть пересмотрены. Благодаря рекомендациям ВОЗ, методическим курсам для педиатров и медицинских работников, отношение к вопросу меняется, но недостаточно прогрессивно.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Вредный совет 2: можно выбрать любую смесь, потому что все они одинаковы

Чего только не начитаешься на мамских форумах. Например, часто встречается утверждение, что все смеси одинаковые по составу, отличаются только производители и цена. На самом деле это совсем не так, смеси бывают сухие или жидкие, а еще они отличается по составу. Например, могут быть изготовлены на основе коровьего или козьего молока. Моя дочка часто срыгивала и я решила попробовать дать ей смесь на козьем молоке, я прочитала что она ближе по составу к материнскому и легче усваивается. Каждая смесь рассчитана на разный возраст ребенка и учитывает возможные проявления у него аллергии. Подобрать подходящую смесь для твоего малыша поможет педиатр.

Читаем также: как выбрать смесь для ребенка

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы

Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector