Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Возможные проблемы

Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.

Что нельзя игнорировать:

  • плохой аппетит, отказ от еды в детском саду;
  • частые больничные;
  • членовредительство: приступы агрессии, во время которых ребёнок кусается, царапается, дерётся;
  • социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных;
  • отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ёжика, а он нет;
  • кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным;
  • перенимание негативного поведения: начал неожиданно плеваться, говорить плохие слова;
  • жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.

В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения

Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда , но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду. Выделим основные из них:

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Реакция

Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.

Физиологическая

Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:

  • нарушения сна;
  • уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
  • восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
  • обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
  • у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.

Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.

Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.

Психологическая

Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:

  • истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
  • плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
  • агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
  • апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
  • упрямство;
  • постоянно плохое настроение.

Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.

Социальная

Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:

  • отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
  • перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
  • обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
  • формирование комплексов, занижение самооценки;
  • уход в себя, появление аутических черт.

В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.

Когнитивная

В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:

  • регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
  • снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».

Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

Как правило, родители принимают решение отдать ребенка в детский сад задолго до того, как его туда зачислят. Время ожидания места в желаемом ДОУ нужно провести с пользой, максимально подготовив малыша к посещению образовательного учреждения. В период адаптации это сэкономит много сил и нервов новоиспеченному детсадовцу и всем окружающим.

Психологи советуют:

постепенно приучать малыша к общению с разными людьми путем походов в гости, на детские праздники, в игровые центры;
привить ему минимальные навыки самообслуживания, например, научить ходить на горшок, самостоятельно кушать, надевать элементы одежды;
заранее рассказывать про детский садик и моделировать с помощью игрушек различные ситуации, например, сон час в ДОУ;
выяснить режим дня в желаемом саду и внедрить дома такой же, или максимально приближенный к нему;
рассказывать об образовательном учреждении только в позитивном ключе, расписывая ребенку все прелести его посещения;
акцентировать внимание на том, что в детский садик ходят большие дети, сказать, что малыш уже взрослый и самостоятельный, и родители им гордятся.

Для облегчения адаптации ребенка нужно заранее его приучать к большим компаниям

Особое внимание к ребенку и его нуждам стоит проявить в первые дни и недели посещения садика, чтобы сразу заложить благоприятный фундамент на все последующие годы. От того, какие ассоциации будут возникать у малыша при приближении к ДОУ, положительные или отрицательные, зависит благоприятное завершение адаптации и дальнейшее развитие событий

Лояльно настроенный детсадовец будет меньше болеть, более спокойно реагировать на конфликтные ситуации, сохранит здоровый сон и аппетит.

В период адаптации ребенка нужно:

  • сохранять спокойствие, расставаться с ним с улыбкой и уверенностью в необходимости разлуки;
  • поручить отводить его в садик тому из родственников, с кем он меньше капризничает;
  • наращивать время посещения постепенно, начав с небольшой прогулки на территории ДОУ;
  • позаботится об удобной, немаркой одежде и обуви, обеспечить несколько сменных комплектов;
  • дать с собой в садик домашнюю игрушку, чтобы рядом было что-то привычное и знакомое;
  • с пониманием относиться к капризам, стараться не конфликтовать и не ругаться;
  • снизить нагрузку на нервную систему, ограничив посещение шумных мероприятий;
  • искренне интересоваться, как прошел день в садике, хвалить за малейшие достижения.

В период адаптации ребенка нельзя:

  • поздно ложиться и утром будить невыспавшегося малыша;
  • собираться в спешке, нервничать и торопиться;
  • убегать из группы, пока он не видит;
  • оставлять детсадовца допоздна с первого дня;
  • растягивать прощание, провоцируя лишние слезы;
  • обманывать, обещая забрать раньше, чем это возможно;
  • давать волю своим переживаниям в присутствии малыша.

Если соблюдать эти нехитрые правила, то привыкание к условиям детского сада пройдет легко и безболезненно для ребенка и переживающих за него родителей. При желании, можно дополнительно придумать какие-нибудь приятные ритуалы, чтобы мотивировать малыша к более охотному посещению образовательного учреждения. Например, каждый раз, забирая его, хвалить за отличное поведение и выдавать вкусный фрукт. Главное, соблюдать меру в поощрениях, дабы не вызвать у малыша мысли, что ему должны бонус за любой хороший поступок.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме

Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс

Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным

Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду

Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Степени

Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.

Лёгкая степень адаптации

Привыкание длится примерно 3-4 недели.

Как проходит:

  • слёзы высыхают, как только заходит в группу;
  • без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
  • доверительно рассказывает, что произошло в садике;
  • играет вместе со всеми;
  • способен попросить о помощи;
  • выполняет основные требования взрослых;
  • истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
  • не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.

Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

Средняя

Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит:

  • часто болеет;
  • не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
  • отвлекается на игры и успокаивается;
  • может немного грустить в течение дня (недолго);
  • общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
  • неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
  • имеет избирательный круг друзей;
  • придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
  • может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
  • на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.

В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

Тяжёлая

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Как проходит:

  • при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
  • после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
  • не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
  • если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
  • отказывается есть и спать по расписанию;
  • не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.

Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Румяные щечки

Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Покажи картинку.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

– Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый

Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит,воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди – многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации

Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

Понижение иммунитета

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.

В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием

Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т

д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий