Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата.  Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.

Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.

Учеба в школе: секреты хороших оценок

Моббинг: травля на работе

Почему дети не делятся проблемой с родителями

1. В большинстве семей принят определенный стиль коммуникации, когда пне принято говорить о своих личных переживаниях. Например, старшее поколение бабушек в разговорах с детьми хватается за сердце и говорит: «Ой, не говори мне про это, а то мне сейчас плохо станет!». По этой причине дети и не хотят расстраивать и тревожить близких.

2. Бывает, что жертвы буллинга сами становятся агрессорами, чаще всего чтобы отвести угрозу от себя. Такой ребенок подумает, прежде чем сказать маме, потому что тогда узнают и о его проделках.

3. Хорошая успеваемость. Для родителя это зачастую главный показатель ребенка. И тогда ничего не говорят о проблемах, потому что понимают, что им не поверят: «Ты же хорошо учишься, какие у тебя сложности?»

4. Боятся подвести родителей; от них ожидают, что они будут очень успешными во всем — в оценках, в социальной жизни, и когда они сталкиваются с такой неприятностью со стороны коллектива, для них самих это доказательство неуспешности.

Виды буллинга

Буллинг – это намеренное и длительное причинение вреда (эмоционального или физического) одним ребенком другому. Существует несколько его видов:

Открытый буллинг

Сюда относится буллинг, признаки которого явно видны:

  • Физический буллинг. Это очень распространенный вид травли, к которому относятся щипки, удары, подножки, а иногда даже избиение.
  • Экономический буллинг. Вымогание денег, кража и/или порча вещей жертвы.

Косвенный

Это травля, последствия которой не видны на первых порах, и внешне не проявляются. Это:

  • Психологический буллинг – самый распространенный и самый опасный. В него входят насмешки (со стороны обидчика и других детей), унижение, обидные прозвища, распространение ложной информации с целью запятнать репутацию жертвы, запугивание, бойкот.
  • Экономический буллинг – вымогание денег, кража и/или порча вещей жертвы.
  • Сексуальный буллинг – действия над ребенком извращенного сексуального характера.
  • Кибербуллинг – рассылка по SMS, телефону угрожающих или унижающих сообщений.

Бойкот

Весь класс уговаривается не общаться с одним или несколькими детьми, не контактировать с ними, не принимать в команды и игры. Это можно отнести и к открытому буллингу, потому что иногда дети могут бить такого ребенка. Тот, кто нарушит уговор – предатель, ему тоже объявят бойкот. Это самый жестокий вид травли, так как все люди, и дети в том числе, нуждаются в общении и признании общества. Детей же, которым объявили бойкот, лишают этой необходимости.

Жертвы травли в школе

Жертвами травли в школе чаще всего становятся:

  • двоечники;
  • круглые отличники;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств.

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для <роли козла отпущения> надо быть каким-то особо ненормальным. <…> В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя».

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

 Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Что делать учителю

Проблема детского буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка, и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация с травлей в школе, как правило, себя исчерпывает.

К сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

Беспричинные боли в животе и груди;
Нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
Нервный тик, энурез;
Печальный вид, беспокойство, тревожность;
Нарушенный сон, кошмары;
Длительное подавленное состояние;
Участившиеся простуды и другие заболевания;
Склонность к уединению, нежелание общаться;
Проблемы с аппетитом;
Излишняя уступчивость и осторожность;
Быстро устает и не может сконцентрироваться;
Замыкается в себе, становится обидчивым, часто повторяет «ты меня не понимаешь!»…;
Часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение;
Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление;
Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков;
У ребенка нет друзей;
На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей;
Боится выходить к доске;
Нет желания идти в школу или на внеклассные занятия;
Не ходит в гости к друзьям;
Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть;
В школу ребенок ходит разными маршрутами;
Карманные деньги часто пропадают;
Возвращается из школы подавленным;
Никогда не упоминает никого из одноклассников;
Очень мало говорит о своей школьной жизни;
Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
Одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде­ния, и он никого не хочет позвать к себе.

Что делать ребёнку – жертве травли

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Как НЕ НАДО делать

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Профилактика буллинга

Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.

Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:

  • «Чучело» Ролана Быкова;
  • «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
  • «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
  • «Садист» Ларри Кларка;
  • «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.

Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.

[править] Травля IRL

Be nice to nerds.
Some day you’ll be working for one.

— Билл Гейтс

Травля IRL называется «моббинг». По версии самих «травителей», в основном травят нердов, гиков, задротов, уродов и просто неудачников. На самом деле — «белых ворон».
Алсо, в различных коллективах нередко имеет место своеобразная латентная травля: крутая компания приглашает в свой круг какого-нибудь чудика, который тут же превращается в терпилу, вынужденного сносить издевательства под угрозой изгнания из тусовки. А послать всех на йух ему не позволяет банальная гордость.
Случаи травли наиболее распространены в школах, ПТУ и офисах, что связано с неспособностью их обитателей к какому-либо иному, за исключением опускания других, способу самоутверждения. Именно поэтому травля чаще всего является методом самоутверждения неудачников за счет, по их мнению, более слабых, в силу того, что последние отличаются от толпы и по этой причине привлекают к себе больше внимания. За травлей стоит самый тупой фрейдизм и подлая натура. Занимается травлей, как правило, быдло, которое является быдлом в гораздо большей степени, чем те, кого оно травит.

Травля может довести до:

  • Becoming an hero;
  • Становления хикикомори;
  • Лютой, бѣшеной ненависти ко всем (мизантропии);
  • Бойни и Постала травителей;
  • Мести а-ля Монте-Кристо. Если у объекта травли хватает терпения, чтобы не напороться на один из вариантов выше, он может наконец подправить внешность и прийти к успеху, и тогда уже не ради цели, а скорее просто в отместку и ради лулзов он находит способы травли при первой же встрече с тем, кто травил его в прошлом и в силу своей безмозглости и лени скатился до уровня жлоба обыкновенного. Тема раскрыта в over 9000 сериалов и ситкомов, а также в паре фильмов, но IRL такой вариант редко случается по причине того, что объекты травли по лени и тупоумию не всегда отличаются от тех, кто травит (как пример — «представители» субкультур вроде херок и педовок).

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников. Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого. Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет. Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы. Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются. Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля. Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Буллинг способы противостояния

Детям, которые попали в немилость к своим сверстникам можно помочь. На помощь в таком случае первыми приходят родители, они должны неотлагательно провести беседу со своим чадом. Пояснить суть происходящего, помочь выработать модель поведения.

«Достоинство ребенка». Тот кто ведет себя по хамски не всегда счастлив сам. Он имеет очень заниженную самооценку, и ничего не умеет кроме как кричать и издеваться. А ваш ребенок должен в первую очередь знать, что он особенный, потому как любим родителями, хорошо учится, воспитан, умеет что-то делать своими руками, ходит на какой-то кружок. Когда произойдет следующая потасовка, он будет воспринимать обидчика, как обиженного судьбой ребенка, и помнить что он не такой, он лучше, умнее и добрее.

Его уверенность в такой момент поможет выстоять, принять правильное решение, дать внушительный ответ.

«Стена». Стоить научить ребенка следующему методу. Он должен научиться ограждаться неприступной стеной, через которую к нему не доходят обиды. Ребенок продолжает выполнять свою работу делая вид, что он ничего не слышит, что вообще ничего не происходит. Такая ситуация выводит забияку из равновесия, он не понимает что происходит, часто не знает как реагировать, успокаивается. Пара раз такого игнорирования отобьет у него желание доставать вашего ребенка.

«Неадекватность обидчика». Поясните ребенку, что обижающий его сверстник, обижает не его, а самого себя. Он не совсем адекватен, нормальные здравомыслящие люди так себя не ведут. Он сам обижен, поэтому обижает других. Когда ваш ребенок это поймет, у него пропадет боязнь, он будет воспринимать происходящее совершенно по — другому. Когда пропадает боязнь, ребенок становится более уверен, он может сам дать отпор обидчику.

«Толстокожий слон». Ребенок должен усвоить новую для него тактику, внушение себе. При психологической давке он должен про себя повторять: «Я огромный слон, ко мне ничего не доходит, все обиды не пробивают меня». Научите его пропускать обиду мимо ушей, словно это его не касается. Ведь чем сильнее расстроится обиженный, тем больше будет ликовать маленький тиран.

«Противопоставление». Правильные ответы на издевки помогут быстро поставить обидчика на место. Когда вашему ребенку говорят: « ты страшилище», он пусть отвечает: «ты такой классный».  Когда девочке говорят: « да ты тупая», она пусть отвечает: «ты же у нас отличница, тебе виднее». Не стоит принимать колкости сверстников, пока они его не затрагивают, он им не по зубам, но как только принял обиду и поверил в нее, над ним будут продолжать издеваться.

«Командные игры». Процесс захватывающий, он учит детей работать в команде, отвечать за другого. Во время игр им некогда подшучивать и издеваться. Наоборот, того, кого они обижали, начинают видеть с другой стороны. Наблюдались ситуации, когда жертва и обидчик становятся друзьями, обидчик начинал защищать и противостоял другим.

«Самореализация». Если вашего ребенка часто достают сверстники, займите его чем-то интересным. Любые кружки где он может себя реализовать и достигнуть чего-то, повысят его самооценку. Он будет знать, что стоит большего, что его хвалят тренера, педагоги, он имеет способности, и вообще уникален.

Кто, зачем и за что может травить ребенка

Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости

Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения

В таком случае травля приносит агрессору облегчение.

Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:

  • внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
  • уровень жизни и состав семьи;
  • интересы и предпочтения в одежде, хобби;
  • особенности поведения;
  • тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
  • любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.

Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.

Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.

За что педагог может травить ребенка:

  • выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
  • неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
  • национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
  • нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
  • неформальное лидерство в классе.

Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.

Особенности участников буллинга

Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

Жертва

Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

  • импульсивные;
  • гиперактивные;
  • неуклюжие;
  • вспыльчивые;
  • незрелые для своего возраста.

Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

Агрессоры

Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности

Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора)

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Профилактика

Команда проекта, заручившись поддержкой опытных юристов, разработала и представила на своем портале антибуллинговую хартию, регламентирующую действия педагогов, учащихся и их родителей при возникновении травли. Документ можно скачать на сайте и представить для рассмотрения в администрацию школы, где учится ребенок. Хартию должен подписать директор, и тогда ее положения вступят в силу. По мнению создателей, соблюдение правил хартии не только убережет детей от буллинга, но и поможет в судебных разбирательствах, если ситуация с травлей все-таки возникнет.

Эффективной мерой по предотвращению травли может стать создание согласительной комиссии – органа школы, члены которого могут принимать решения по борьбе с буллингом. В состав комиссии могут входить родители, ученики, учителя и представители администрации школы. Также стоит пригласить медиаторов (независимое лицо, содействующее принятию сторонами решений) и психологов.

Заняться созданием согласительной комиссии лучше с первого дня обучения ребенка в образовательной организации. Для этого родителям нужно написать заявление директору школы. Работу органа необходимо описать в Уставе школы, а исполнение решений комиссии сделать обязательным.

Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. Моббинг (прим. – массовая травля в коллективе, психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.

Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги

Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса

Винить только школьных преподавателей в буллинге в школе нельзя. По большей части, в этом виновата система. Но в глазах родителей это не оправдание, ведь пострадавшими из-за невыполнения школой своих обязанностей являются дети. Много детей – в каждом городе и каждой школе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector