Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Как мы можем поддержать застенчивого ребёнка?

Когда ребёнок действует исходя из своих инстинктов застенчивости, это даёт подсказку взрослым, что нужно учитывать окружающую обстановку. Привязан ли ребёнок к людям, с которыми его оставляют? Считает ли он их частью своей деревни привязанностей? Инстинкты застенчивости присутствуют в каждом ребёнке и способствуют сохранению законной ведущей роли за ближайшими привязанностями

Каждому ребёнку, когда он застенчив, совершенно необходим взрослый, который поймёт его и примет во внимание следующие стратегии:

Когда ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что он не общительный или не вовлечённый, это может вызывать чувство стыда. Нестыдящий подход может потребовать терпения, пока ребёнок не воодушевится и не обвыкнется в новом месте. Это значит не подталкивать его, а поддерживать в шагах вперёд, когда он будет готов сделать их. Когда мои дочери были маленькими, на редких днях рождения им требовалось посидеть у меня на руках некоторое время, прежде чем они чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в играх с другими приглашёнными детьми.

2. Позвольте ребёнку играть.

Чем более развитой становится личность, тем больше у неё появляется сил, чтобы самовыражаться и пробиваться сквозь инстинкт застенчивости. Развитие личности происходит во время игры, где ребёнок может свободно исследовать, открывать и слушать, как эхо его “я” резонирует в окружающем мире. Для того чтобы играть, детям необходимо пространство, свободное от организованных занятий, от школьного обучения и указаний, от устройств, которые развлекают их или дают информацию, и от давления по поводу результатов и производительности.

Дети могут играть, когда их жажда контакта и близости утолена и когда они могут считать само собой разумеющимся, что взрослые позаботятся о них. Также поможет, если родители терпеливо разговорят ребёнка и выслушают его видение окружающего мира

Слишком часто застенчивый ребёнок уступает более разговорчивым детям, перехватывающим внимание взрослых. Если уделить время тихим детям, у которых тоже богатый внутренний мир, это поспособствует процессу их индивидуации как независимых личностей

3. Сватайте их взрослым из деревни привязанностей.

Сватовство – это ритуал привязанности, служащий для представления ребёнка взрослым из его “деревни”, которые будут заботиться о нём. Родителям необходимо взять на себя ведущую роль в установлении отношений между своими детьми и их бабушками и дедушками, тётями и дядями, учителями, тренерами, стоматологами и педиатрами. Когда стоматолог сказал моей маленькой дочке открыть рот, ответом ему был ледяной взгляд, сжатые губы и руки, скрещённые на груди в знак отказа. Я сказала дочке, что “мамочке нравится этот доктор, и мамочка попросила его помочь поухаживать за её зубками”. Я сказала ей открыть ротик, чтобы он мог почистить её зубки, и она послушалась, хотя и не без сомнений. Детям необходимо ощущать, что существует невидимая матрица взрослых, окружающая их с целью заботы, но именно родители должны возглавить строительство этой “деревни” для них.

Застенчивость – это естественный инстинкт привязанности, который часто рассматривают как недостаток ребёнка, а не как стратегический шаг природы, чтобы сохранить его привязанным к заботящимся взрослым. Несмотря на то, что инстинкт застенчивости никогда не покидает нас, конфликт, который мы ощущаем по этому поводу, вместе со здоровым ростом и развитием являются конечным решением для обретения способности выражать себя более полно. Если мы действительно хотим помочь своим детям справиться с застенчивостью, нам стоит начать с того, чтобы перестать их стыдить за то, что естественно. У природы есть решение, нам же остаётся быть терпеливыми и способствовать условиям для хорошего роста. 

Советы по приучению малыша к бутылочке

Следует отметить, что в некоторых случаях приучать ребенка к бутылочке нет необходимости. К примеру, если малыш питается материнским молоком, а бутылочка используется для докорма. Некоторые мамы используют бутылочку, чтобы дать крохе лекарство. Не все знают, что применение для малышей сосок и бутылочек может привести к негативному влиянию на формирование прикуса. Поэтому в случае с докормом  лучше воспользоваться маленькой ложечкой. А вот дать лекарство ребенку можно при помощи шприца без иголки.

Если же бутылочка со смесью полностью заменяет грудное молоко, то родителям следует запастись терпением, и постараться приучить своего кроху к бутылочке. Для того чтобы процесс приучения к бутылочке прошел успешно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Заранее познакомить ребенка с бутылочкой. Не нужно сразу пихать малышу в рот незнакомый предмет – так можно добиться прямо противоположного результата. Лучше еще до кормления дать крохе в ручки бутылочку вместе с соской, чтобы он мог ее потрогать и изучить. Малыш должен понять, что этот предмет безопасен и не причинит ему вреда.
Приучать к бутылочке нужно постепенно. Родители должны быть готовы к тому, что процесс приучения крохи к бутылочке может занять длительное время, и с первого раза может ничего не получиться. Для начала достаточно кормить малыша из бутылочки хотя бы раз в день, а затем постепенно увеличивать число кормлений.
Имитировать кормление грудью

Это особенно важно, если приучать к бутылочке ребенка приходится практически с рождения. Для крохи время кормления – не только время принятия пищи, но и время тесного общения с мамой, что малышу жизненно необходимо

Поэтому даже при кормлении из бутылочки лучше держать грудничка так, как при кормлении грудью. Перед началом кормления нужно выдавить из соски несколько капель смеси и провести по губам ребенка, стараясь попасть ему в рот – так малышу будет легче сориентироваться. Важно, чтобы грудничок правильно захватывал соску, и родители должны его этому научить.
Подобрать хорошую соску. Не всегда соска, выбранная родителями, нравится малышу. Среди большого выбора сосок (силиконовые, латексные, резиновые), детишки, как правило, предпочитают самые обычные резиновые соски.
Соблюдать режим кормлений, режим сна и отдыха. Важно придерживаться режима дня, свойственного возрасту ребенка, и тогда мама точно будет знать, в какие часы малыша необходимо покормить.

Таким образом, проявив терпение и настойчивость, и следуя вышеуказанным рекомендациям,  можно довольно быстро приучить грудного малыша к бутылочке. Главное условие: мама должна оставаться спокойной в любой ситуации, нельзя злиться на малыша за то, что он отказывается пить из бутылочки, ребенку сейчас нужна любовь и забота родителей! Только при таком подходе у родителей получится безболезненно и в кратчайшие сроки приучить своего малыша к бутылочке.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима – странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор

Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», – взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание

Особенности застенчивых детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
Нежелание участвовать в общественных мероприятиях

Застенчивым ребятам кажется, что они – центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно – вызвать критику.
Нежелание обсуждать свои проблемы.
Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Застенчивый ребенок. Как помочь?

В наши дни исследования говорят о том, что примерно 40% дошколят имеют достаточно высокий уровень стеснительности.

Так как же помочь ребёнку? Вот несколько полезных советов:

Как можно чаще хвалите, целуйте и обнимайте своего ребёнка. Старайтесь участвовать в его жизни и одобрительно относиться к любым его идеями.

  • Ни в коем случае не давите. А лучше всего поговорите с ребёнок в непринуждённой обстановке. Объясните ему, что у дружбы есть много плюсов. Также приведите примеры из своей жизни. А дальше постепенно знакомьте его с другими детьми. Во время общения побудьте рядом, чтобы ребёнок меньше волновался. Ваш малыш ложен сам научиться находить себе друзей.
  • Позвольте похулиганить. Да да! Но только не пугайтесь. Все дети шалуны и непоседы. Разрешите своему малышу выйти из зоны комфорта и что нибудь сотворить. Но конечно все не должно заходить за границы разумного. А вы должны показать свою самую спокойную реакцию. Тем самым ребёнок поймёт, что может и дальше познавать мир и все вокруг не такое уж и страшное.
  • Учитесь договариваться. Будьте дипломатами и никогда не придерживайтесь авторитарного режима. А ваш ребёнок в это время будет нормально развиваться и начнет учиться находить компромиссы.
  • Запишитесь в кружок или секцию. Любое общее занятие по интересам со сверстниками поможет раскрепостить застенчивого ребёнка и поможет ему стать более уверенным в себе. А круг единомышленников поможет ему раскрыть новые таланты.
  • Ребёнок должен принимать решения самостоятельно. Особенно это касается бабушек. Надо понимать, что наши дети будут жить в этом мире, где ему будет необходимы базовые навыки самообслуживания и самостоятельности. Он должен принимать верные и грамотные решения.

Рекомендации родителям застенчивых детей

Не ругать и не упрекать. Ни в коем случае не стоит постоянно говорить ему о том, что он не общительный и застенчивый, а также ругать и упрекать его за это. Ведь нельзя же вот так просто взять, щёлкнуть пальцами и стать уверенным и общительным. Если постоянно напоминать ребенку о его несостоятельности, то он подсознательно решит что его никто не понимает и не поддерживает и еще больше замкнется в себе. 

Поговорить с ним. Иногда нужно просто поговорить с ребенком, но не прямо и в лоб о его недостатках. Пусть этот разговор будет откровением не для него, а для родителя. Нужно попытаться как бы, между прочим, рассказать ему о своем детстве или о детских годах какого-то другого человека

Важно чтобы в истории присутствовал герой, который имел бы похожие проблемы с общением и застенчивостью, как и у вашего ребенка. Но, не нужно сравнивать с ним героя своей истории и избегать таких фраз, как: «…был(а) таким(ой) же скромным(ой) и необщительным(ой) как ты»

Нужно рассказать о похожих трудностях и как герой вашего повествования их перенёс, как с ними справился и что он для этого делал. И пусть даже если после этой истории ваш малыш не изменится моментально, она всё равно поможет ему мыслить и действовать в правильном направлении. 

Вместе придумать сказку. Если малыш находится в дошкольном возрасте или уже пошёл в первый класс, то вы можете придумать историю вместе с ним, заранее рассказав ему, что главным героем будет застенчивый и скромный персонаж, который испытывает трудности в общении. Вместе с ребенком стоит находить возможные пути решения проблем и спрашивать его мнение как бы он сам поступил в таких ситуациях. На роль главного персонажа можно взять героя какой-нибудь сказки или мультфильма. 

Развивающие игры. Опытными педагогами и психологами разработано множество методик и игр, которые предназначены для закомплексованных детей. Они позволяют раскрепоститься и снять внутреннее напряжение у ребенка во время общения. Вот одна из таких игр.   Нужно построить детей в ряд, взять в руки мяч и поочередно каждому ребенку задавать вопросы. После того как был задан вопрос, нужно бросить ему мяч начать считать до трёх. За это время ребенок должен дать ответ и бросить мяч вам. Если ответ малыша правдоподобен, то он выходит из строя на шаг вперед, являясь, таким образом, стимулом для других его опередить. Здесь очень важно сделать так, чтобы застенчивый ребенок не отставал от остальных. Для этого подбирайте для него более легкие вопросы. Вопросы должны быть такими, которые могут развить мышление и логику ребенка. Например: «почему летают птицы» или «Почему лягушка зеленая». Эту игру можно изменить по своей фантазии. 

Увлечения и спорт. Для застенчивых и скромных детей очень важно уметь делать что-то лучше других. Это помогает им не чувствовать себя ущербным и помогает избавиться от комплекса неполноценности. Можно записать его в какую-нибудь спортивную секцию и постоянно побуждать его добиваться там результатов. Это могут плавание, футбол, теннис, баскетбол или же боевые единоборства. Занятия спортом помогут ему не только снять скованность и зажатость в поведении, но и обрести новые знакомства и друзей. Если убедить ребенка дополнительно заниматься с репетитором по какому-нибудь предмету, например, иностранному языку, то вскоре он будет знать этот предмет лучше всех в классе, все будут просить его дать списать, что поднимет его самооценку.

Что делать, чтобы помочь ребенку справиться с застенчивостью?

  1. Не действуйте с наскоком, дайте ребёнку привыкнуть к сложившейся ситуации и адаптироваться в новых условиях. Чтобы его действия перешли в активную фазу, он должен убедиться, что новая среда действительно безопасна, а людям можно доверять. Торопливость со стороны родителей часто оборачивается тем, что ребёнок, наоборот, сильнее замыкается в себе. Проявите терпение, позвольте ребёнку самому выбирать время для взаимодействия с новой средой.
  2. Обязательно предупредите ребёнка о том, что в ближайшем будущем его ожидают перемены. Объясните, с чем ему придется столкнуться, кого он встретит, что будут ожидать от него окружающие.
  3. Не настаивайте на тех действиях, в которых ребёнок чувствует себя неуверенно (например, публичные выступления, контакт с незнакомыми детьми/людьми и так далее). В период привыкания ребёнка к новым лицам и условиям не стоит оставлять его в одиночестве. Лучше, если с вами будут несколько знакомых ребёнку лиц, тогда чувство одиночества не будет острым. Если малыш категорически отказывается вступать в новую среду, оставьте его в привычных условиях (например, дома).
  4. Стеснительным детям иногда требуется помощь, чтобы начать контакт. Если ваш малыш не может завести знакомство с другим ребёнком, помогите ему: представьте детей друг другу, найдите им общее занятие.
  5. Публичные замечания, порицания и чтение нотаций болезненны для самооценки ребёнка. Критика воспринимается лучше, если в момент нравоучений нет посторонних глаз и ушей.
  6. Научитесь хранить детские секреты, разделяйте и оберегайте те чувства и эмоции, которыми ребёнок поделился только с вами. Нарушение вами конфиденциальности сообщенных сведений приведет к тому, что малыш перестанет доверять взрослым. За недоверием может наступить и полный отказ от общения с другими людьми.
  7. У застенчивых детей должна быть своя зона спокойствия, где они могут побыть в одиночестве. В такие моменты дети обычно переосмысливают происходящее, учатся смотреть на ситуацию по-другому.
  8. Не останавливайте малыша в его хороших начинаниях. Саморазвитие в тех областях, которые поддаются ребёнку, позволяет застенчивому малышу укрепить веру в себя и свои силы. Если ребёнок проявляет заинтересованность к какому-нибудь творчеству, поспособствуйте развитию этих навыков.

Если вы не можете самостоятельно найти подход к своему ребёнку, а его застенчивость только усиливается, возможно, вам понадобится консультация детского психолога.

Основные симптомы детской стеснительности

Прежде всего, стоит принять во внимание, что застенчивость не является полезным качеством, поскольку такие дети не могут чувствовать себя комфортно практически нигде и ни с кем. Стеснительный ребенок отличается проявлениями отстраненности и трусости, что мешает ему грамотно выстраивать свое взаимодействие с окружающими

Для того, чтобы понять, как именно можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, необходимо ознакомиться с основными ее признаками:

Излишняя осторожность. Застенчивый ребенок весьма осторожен в своих действиях

Навряд ли он упадет при катании на коньках, ведь он скорее предпочтет вообще на них не становиться. Еле слышный голос, учащенный пульс, повышенное потоотделение, дискомфорт в области живота, постоянное волнение – основные виды реакции ребенка на стрессовую ситуацию.

Самокритичность. Стеснительные дети отличаются неуверенностью в себе, которая только усугубляется от постоянной критики к самому себе. Таких детей не устраивает в себе практически все: внешность, черты характера, поведение с друзьями и знакомыми. Ребенок без остановки сравнивает себя с окружающими и приходит к выводу, что он хуже других. В результате неспособность адекватно оценивать себя приводит к отстраненности и отчужденности.

Скрытность. Любой застенчивый ребенок отличается замкнутостью. Он не может найти в себе силы поделиться переживаниями с другом. В большой компании такие дети стараются не привлекать к себе внимания и держаться на расстоянии.

Пугливость присуща не всем стеснительным детям, но встречается достаточно часто. Такие дети боятся всего нового. Для них любое изменение в жизни ассоциируется с новыми проблемами и сложностями. Смена места жительства, покупка нового гардероба – любое резкое изменение будет приниматься в штыки.

Нарушение речи. Если ребенок не уверен в себе и часто испытывает страх, то это может отразиться на качестве его речи. Заикания, невозможность связно выразить свое мнение, проблемы с дыханием – эти признаки присущи чрезмерно стеснительным детям.

Важно

Если вы заметили, что ваш ребенок стал скрытным и нерешительным, то не стоит сразу же думать, что он капризничает и наказывать его за это. Подобные действия приведут только к ухудшению состояния малыша.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Какого ребенка дошкольного возраста можно назвать замкнутым

Психологи считают, что замкнутость формируется после одного года. Как правило, такие крохи сильно привязаны к маме и болезненно реагируют на ее отсутствие. Они не идут на контакт с незнакомыми людьми и не отпускают родителей от себя надолго. По мере взросления появляются и другие симптомы:

  • Ребенок больше молчит, а если и обращается к кому-то, то делает это неуверенным, тихим голосом.
  • Плохо адаптируется к компании сверстников: играет один на детской площадке, в садике.
  • Старается не высказывать своего суждения, соглашается с мнением большинства.
  • Не любит посещать детские секции, кружки, где требуется коммуникация.
  • У ребенка мало или вообще нет друзей.
  • Уклоняется от разговоров, любимая фраза: «Я не знаю».
  • Отсутствует живая жестикуляция, часто прячет руки в карманах или за спиной.

Врачи отмечают у замкнутых детей дошкольного возраста некоторые психосоматические проявления: боли в животе, частое поверхностное дыхание, беспокойство, перепады настроения.

Похожие модели поведения могут наблюдаться и у излишне застенчивых детей. Однако закрытость и застенчивость – это совершенно разные состояния.

Главное отличие в том, что застенчивый дошколенок хочет общаться и очень переживает из-за своей стеснительности. У закрытого ребенка потребность в общении напрочь отсутствует. Если первому нужно помочь преодолеть скромность, то второго — грамотно мотивировать к общению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector