Что может и должен уметь ребенок в 2 месяца: навыки и показатели развития мальчика и девочки

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Психическое развитие

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Развитие детей полутора лет

Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.

Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.

Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.

Физическое

Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.

Физические навыки малыша в 18 месяцев:

  • уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
  • способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
  • умеет пинать ножкой мяч;
  • сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
  • отлично ходит по лестнице с поддержкой;
  • может бросить мяч рукой;
  • чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
  • активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
  • открывает двери в комнаты;
  • садится на корточки.

Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.

Нервно-психическое

Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.

Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.

Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.

Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.

Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку

Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое

Интеллектуальное

В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».

Ребенок в 1,5 года также умеет:

  • играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
  • знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
  • собирает пирамидку;
  • показывает предметы по просьбе взрослого;
  • знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
  • использует предметы в игре, согласно их назначению;
  • умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
  • проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
  • говорит до 40 простых слов;
  • пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».

Занятия для малыша в 2 месяца:

До того, как начать развивать своего ребенка в 2 месяца, стоит купить не тяжелые и мягкие погремушки. Нужно попеременно вкладывать их в ладонь малыша, чтобы развивалось тактильное восприятие, цепкость рук и мелкая моторика. Пусть он держит игрушку всего несколько секунд и теряет, но такие игры – лишь основа.
Следует выкладывать ребенка на бок на жесткой, но мягкой поверхности. Он неосознанно перевернется на спину, но, очень быстро он поймет взаимосвязь и легче, и быстрее научится переворачиваться с живота на спинку и обратно.
Очень важен для развития ребенка с 2 до 3 месяцев тактильный контакт. Объятия, поглаживания, прикосновения различными материалами (руки, мягкая ткань, прохладная ткань, шерстяная вещь, массажные мячики, и т.д.) развивают тактильное восприятие, концентрацию внимания, ребенку интересны новые ощущения.
Воздушные ванны – элемент укрепления и развития иммунитета в этом возрасте

С первых недель жизни стоит уделять внимание и давать ребенку как можно чаще полежать голеньким.
Основа будущего здоровья – сон на свежем воздухе. Поэтому, стоит как можно чаще гулять с малышом, если погода позволяет это делать

Если нет – нужно одеть и положить спать малыша в коляске на лоджию. Чтобы услышать ребенка, можно использовать радионяню, или не закрывать дверь. Однако, это не лучшая идея, если под балконами расположена проезжая часть.

Занятия с малышом в этом возрасте – носят лишь условное название «занятий». Это знакомство с окружающим миром, с родными, тренировка иммунитета. Особенно полезны они для родителей, чей ребенок активничает и уже в 2 месяца плохо спит днем.

Развитие 2-месячного грудничка

Развитие ребенка в 2 месяца проходит достаточно стремительно. Малыш изменяется в физическом и психическом плане. У него появляются определенные умения, формируются предпосылки к развитию новых навыков.

Поведение двухмесячного грудничка имеет определенные особенности

Родителям важно знать нормы физического и психического развития. Это поможет им вовремя заметить отклонение и предпринять соответствующие меры

Важно учитывать, что на становление ребенка двух месяцев влияют такие факторы:

  • срок появления на свет. Недоношенные дети сильно отстают в развитии;
  • половая принадлежность. Девочки появляются на свет с меньшим весом и параметрами тела, но развиваются  быстрее мальчиков;
  • тип питания. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют более стабильную психику, сильнее в физическом плане. Материнское молоко содержит все питательные вещества и витамины. Магазинные детские смеси не всегда отличаются высоким качеством. Несмотря на то что они адаптированы под материнское молоко, усваиваются они дольше и хуже. На рост и развитие также влияет количество и частота кормлений;
  • достаточность внимания и заботы со стороны родителей. Маме с папой требуется помогать ребенку осваивать полезные навыки;
  • наличие заболеваний (врожденных, приобретенных). Патологии ослабляют организм, мешают нормальному становлению. Особенно это касается болезней психического характера.

Физическое

Физические изменения заключаются в наборе веса, росте ребенка. Масса тела с первого по второй месяц жизни увеличивается на 400-1000 грамм. Чаще всего прибавка составляет 600-700 г.

В норме вес грудничка должен стать больше минимум на килограмм с момента рождения. Длина тела у двухмесячного ребенка увеличивается на 2-3 см.

Окружность головы и груди становятся больше на 1,5-2 см. Физические параметры мальчиков и девочек в два месяца приведены ниже в таблице.

Половая принадлежностьПараметры тела в 2 месяца
Рост, смОкружность груди, смОкружность головы, смВес, кг
Девочки53-61,135,6-39,935,8-40,73,9-6,6
Мальчики54,4-62,435,7-40,836,8-41,54,3-7,1
Среднее значение57,1-58,437,8-38,338,3-39,15,1-5,6

Родителей должно насторожить:

  • чересчур большая масса тела;
  • недобор веса;
  • слишком большая окружность головы;
  • отставание в росте.

В данных случаях рекомендуется проконсультироваться с педиатром, неврологом. Малыш уже адаптировался к новым условиям жизни и начал осваивать мир.

В два месяца его зрение и обоняние улучшаются. Это позволяет более детально знакомиться с окружающей средой. Грудничок бодрствует более продолжительное время, больше двигается, стремится осваивать новые способности.

Психическое

Новорожденным детям был важен лишь собственный комфорт. У двухмесячных малышей появляется интерес к предметам и людям, которые их окружают.

Начинает активно развиваться эмоциональная сфера. Свои чувства дети выражают при помощи гуления, плача, улыбки. Груднички пытаются выстраивать причинно-следственные связи: они понимают, что, для того чтобы подошли родители, нужно громко закричать или заплакать.

Нервная система ребенка еще слабая. Поэтому требуется защищать младенца от стрессов, переутомления. В этом возрасте для грудничка важен тесный контакт с матерью.

Если родители в этот период будут мало уделять внимания ребенку, то может замедлиться его эмоциональное и умственное развитие.

Возможные проблемы на втором месяце жизни

Второй месяц жизни малыша несет для родителей новые эмоции, новые умения крохи, но в то же время и возможные проблемы, которые могут быть опасны для грудничка:

Кашель и насморк. Кашель и насморк у ребенка в 2 месяца является довольно частым симптомом при простуде. Ни одно простудное заболевание у крохи не способно обойтись без него, особенно он опасен для маленьких детей, ведь их дыхательные пути очень уязвимы, и сильный кашель способен стать причиной различных заболеваний.

Ребенок плохо спит. Если ребенок в 2 месяца плохо спит, то причиной этого могут быть следующие обстоятельства:

  • слишком высокая температура в комнате. В идеале она должна составлять 18-20 градусов тепла, повышенная температура не только ухудшает сон, но и способствует возникновению опрелости и потливости;
  • отсутствие дневных прогулок, они способны насытить организм малыша кислородом и благоприятно сказаться на его сне;
  • чтобы малыш уснул, купайте его перед сном, так как вечернее купание успокаивает и расслабляет, настраивая на продолжительный ночной сон.

Если вы соблюли все условия, но ребенок все равно плохо спит, ведет себя беспокойно и часто просыпается – это повод показать его врачу. Возможно, плохой сон — это первый симптом серьезного недуга.

Частые срыгивания. Если ребенок в 2 месяца часто срыгивает, то не следует впадать в панику. Срыгивание представляет собой абсолютно нормальный и даже в некоторой степени необходимый процесс. Однако, сильные «фонтанирующие» или слишком частые срыгивания могут являться признаком некоторых заболеваний. К примеру, повышенное внутреннее давление, в этом случае они потребуют консультации невропатолога, либо гастроэнтерологические проблемы – пилороспазма, пилоростеноза, а в некоторых случаях судороги появляются на фоне дисбактериоза кишечника.

Плохой стул. В норме кал у ребенка в 2 месяца может быть не чаще 8-10 раз в сутки, но не реже раза в 30-36 часов. В среднем нормой является 2-4 «подхода» за день. Поводом обратиться к врачу может стать и наличие поноса (слишком жидкого или пенистого стула).

А вот наличие створоженных желтых или белых кусочков (в том числе, и ставшие привычным делом зелень или слизь, при условии, что она появляется не чаще одного раза в 6-7 отходов кала), не должна пугать родителей. Все это в пределах нормы.

Запор. Запор у ребенка в 2 месяца можно констатировать в том случае, если опорожнение отсутствует на протяжении суток и более. Запор у ребенка в 2 месяца можно констатировать в том случае, если опорожнение отсутствует на протяжении суток и более. Причины запоров: нехватка жидкости; дефицит молока; ослабление работы перистальтики; лактозная недостаточность. В качестве профилактики запора старайтесь кормить ребенка больше грудным молоком, так как именно оно способствует восстановлению микрофлоры кишечника, стимулирует его работу и приводит к нормализации стула.

Гноятся глаза. Существует две главные причины, по которым у ребенка в 2 месяца гноятся глаза:

  • дакриоцистит – болезнь, связанная с непроходимостью слезного канала и его дальнейшим нагноением;
  • конъюнктивит – воспалительное заболевание слизистой оболочки глазного яблока. Зачастую его причиной бывает инфекция и вирус, сопровождающийся ОРВИ, ОРЗ и гриппом. В случае первых признаков заболевания глаз младенца, необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу!

Что нового в физическом развитии годовалого ребенка

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Может приседать или садиться без опоры.
  5. Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в и месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психологическом развитии

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
  • Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
  • Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Непослушание, упрямство;
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев

  • Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
  • В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
  • Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector