Ребенок поступает в 1 класс: что он должен знать и уметь перед школой, как подготовить будущего первоклассника?

Тест Керна-Йирасека

Этот тест школьной зрелости впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. — В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых.

Плюсы теста — внешняя простота и быстрота проведения, наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом. Неизбежным минусом применения теста учителями начальных классов и воспитателями детских садов стало то, что по нему стали делать категоричные выводы о готовности/неготовности ребенка к школе.

Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.

По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты ниже среднего уровня, плохая успеваемость наблюдалась в 50% случаев (то есть вероятность точного прогноза — на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка).

Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна-Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких результатах) — проведения углубленного психологического обследования.

Предлагаем вам один из тестов для диагностики школьной зрелости ребенка.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке

Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2

Тренируйте внимание и умение концентрироваться.. Учите ребенка всегда доводить начатое до конца

Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Психологические аспекты готовности к школе

Самым главным навыком, которым должен обладать ребенок, отправляющийся в первый класс, будут не знания по тем или иным дисциплинам, а его психологическая готовность к школе. Она включает в себя способность воспринимать новые знания, влиться в новый детский коллектив, усидчивость. Психологическая незрелость малыша может превратить начальную школу в непосильный груз и отбить желание учиться.

Чтобы в первом классе малыш не столкнулся с такими проблемами, как неусваивание материала по математике или письму вследствие его неусидчивости или рассеянного внимания, первоочередной задачей родителей становится помощь малышу в преодолении психологических проблем. Конечно, задача психологической подготовки к школе есть у воспитателей и психолога детского сада, однако не стоит целиком и полностью полагаться на других людей. Какими бы профессионалами они ни были, никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы.

Бытовые навыки, необходимые ребенку, который идет в первый класс

Кроме того, что ребенок должен знать к 1 классу, есть еще ряд навыков, необходимых ему дома для успешной «школьной карьеры». Быстрей и легче привыкает к школьному распорядку дня тот ребенок, который и дома отвечает за свой круг обязанностей. Большинство детей-дошкольников уже умеют самостоятельно умываться, убирать постель и складывать вещи.

При подготовке к школьному этапу жизни ребенка стоит научить его следующему:

  • Самостоятельно складывать рюкзак. Для начала он будет делать это под диктовку взрослого. Затем достаточно перепроверить все ли на месте. И третий этап – собственная ответственность ребенка за собранные вещи.
  • Подготовить с вечера ту одежду, в которой пойдет на занятия.
  • Соблюдать режим дня и недели. Чтобы не пропустить дополнительные занятия или тренировки, можно сделать пометки в календаре ярким маркером.
  • Поддерживать чистоту на своем «рабочем месте». А в обязанность мам и пап вменяется контроль над правильностью освещения и высотой стула.

Впервые ознакомившись с перечнем необходимых для первоклассника навыков, вы можете быть шокированы. Но не стоит впадать в панику. Ведь ежегодно школы пополняются новыми первоклашками, чей уровень подготовки сильно отличается от установленных стандартов. Самое главное — помочь ребенку поверить в себя, свои силы. Отправляясь в первый класс, малыш должен быть уверен, что вы придете ему на помощь в любой момент.

Готовьтесь к школе всей семьей, занимайтесь с ребенком в игровой форме и мотивируйте его на успех. Тогда вы без труда сможете дать положительный ответ на вопрос о том, готов ли ребенок к школе.

Практические знания

Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы

Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах

Счет

Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:

  • посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
  • сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
  • назвать «соседей» заданного числа.

Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.

Чтение

По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:

  • уметь различать гласные и согласные буквы;
  • определять на слух твердые и мягкие звуки;
  • называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
  • находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
  • иметь понятие о слогах, уметь их читать.

Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.

Письмо

Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.

Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:

  • правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
  • заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
  • ровно обводить детали рисунка;
  • аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
  • повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
  • писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.

Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями

Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.

Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.

Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:

  • уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
  • признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
  • уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
  • самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
  • уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.

Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения

Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.

Как помочь ребенку?

В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен

Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитии Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

 

Уровень развития математических знаний

Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
 

Навыки чтения и письма

Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
    2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
    3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
    4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Психологическая готовность

Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:

  • Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. 
  • Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.

Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время

Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом. . Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами

Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса. 

Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса. 

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Интеллектуальное развитие

Это пожалуй один из основных критериев, который больше всего волнует родителей будущего первоклассника. Умение читать, писать и считать — не обязательные условия для поступления в школу, но, как показывает статистика, большинство детей к этому времени уже обладают вышеперечисленными навыками, поэтому и специалисты, составляющие учебные пособия ориентируются тоже на большинство. В виду этого лучше заранее подготовить ребенка, чтобы потом не отставать от программы.

Так какие же навыки должны быть сформированы до поступления в школу?

  1. Счет:
  • счет от 1 до 10 и обратно;
  • счет от заданной цифры, например от 3, в прямом и обратном порядке;
  • сравнить два числа в пределах 10 (какое из них больше, а какое меньше);
  • назвать соседние числа.

Можно также научить ребенка простейшим математическим действиям — сложению и вычитанию в пределах первого десятка, счету десятками до ста.

  1. Чтение:
  • уметь различать гласные и согласные буквы;
  • определять на слух твердые и мягкие звуки;
  • указывать местонахождение предложенной буквы — в начале, середине или конце слова;
  • уметь находить слова, которые начинаются на предложенную букву;
  • иметь представление о слогах и уметь их читать.

По мнению специалистов именно умение быстро читать является важным условием хорошей успеваемости ученика, так как ребенок, читающий плохо, тратит много времени на то, чтобы понять задание, вместо того, чтобы приступить к его выполнению. Начинайте работать над чтением по возможности заблаговременно, до поступления в первый класс.

  1. Письмо:
  • умение правильно держать принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
  • уметь штриховать крупные и мелкие фигуры, не выходя за их контуры;
  • ровно обводить детали рисунка;
  • копировать несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
  • уметь писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

Если у ребенка недостаточно хорошо развиты навыки письма, то необходимо как можно больше заниматься с ним развитием мелкой моторики. Для этого, вырезайте по контуру, лепите фигурки, занимайтесь аппликацией, нанизыванием бус и т.д.

В следующем видео рассказывается о том, с чего начать процесс подготовки, какие пособия использовать и почему это лучше сделать самостоятельно дома:

https://www.youtube.com/watch?v=h8dPxRnHj3o

Дополнительные требования

Некоторые специализированные гимназии и лицеи могут предъявлять повышенные требования к знаниям и умениям будущих первоклассников. Для того, чтобы Ваш ребенок точно поступил в эти учебные заведения, лучше всего отдать его в подготовительный класс на их базе.

И еще помните, что начинать готовиться к школе необходимо заранее, а не усиленно в последние несколько недель перед первым сентября, чтобы в последствии Ваш ребенок не чувствовал себя отстающим от сверстников в учебном процессе.

Что должен уметь ребенок перед школой

Общее развитие

  • Различать домашних животных от диких, птиц от зверей и разбираться в различиях фруктов от овощей и ягод.
  • Определять части суток, дни недели, количество и названия месяцев, времена года.
  • Разбираться в понятиях «вправо», «влево».
  • Совершать манипуляции с пуговицами.
  • Лепить предметы.
  • Вырезать геометрические фигуры, складывать из них композиции.
  • Рисовать элементарные фигуры.
  • Обладать навыками штрихования.
  • Верно удерживать ручку при письме.

Математическая область

Считать до десяти и обратно.
Выполнять графические диктанты по инструкции взрослого и по образцу.
Определять пропущенное число в числовом ряду.
Называть «соседей числа».
Сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету, длине.

Подготовка к чтению и письму

Дошкольник должен уметь:

  • Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
  • Придумывать слова с заданным звуком.
  • Подсчитывать количество слогов в слове.
  • Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
  • Составлять предложения из нескольких слов.
  • Задавать вопрос и отвечать на него.
  • Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
  • Придумывать повествование к иллюстрации.
  • Копировать по образцу печатные буквы.

Когнитивные навыки

Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.

Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.

Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:

  • Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
  • дни недели;
  • сезоны и месяцы года, месяц рождения;
  • направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
  • названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.

Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:

  • объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
  • определить лишний предмет из нескольких предложенных;
  • расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.

Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.

Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.

Проверка на готовность

Итак, рассмотрим психологические навыки, которые помогут малышу с легкостью встретить новый этап его жизни – поступление в школу.

Психологическая подготовка детей к школе
Усидчивость и тяга к знаниямКонцентрация внимания у дошкольников занимает небольшой промежуток времени. И усваивать новый материал на протяжении 30-45 минут (стандартное время урока) ему бывает не под силу. Поэтому первоочередной задачей мамы будущего первоклассника будет развить у него усидчивость и интерес к новым знаниям.
Новые знания — залог успеха

Мама и папа должны мотивировать ребенка правильно: ты идешь в школу, чтобы стать образованным человеком; полученные тобой знания помогут тебе не только добиться успеха, но и сделать мир лучше. (А не так: иди в школу, все дети в твоем возрасте ходят в школу).

Хорошо учиться — основная задачаОбъясните малышу, что учеба в школе – задача важная и ответственная. Можно сравнить его уроки в школе с работой родителей. За работу дают вознаграждение (зарплату). А наградой за хорошую учебу станут высокие оценки. Не стоит вознаграждать ребенка деньгами за хорошие оценки. Он должен понять, что смысл учебы — в обретении новых знаний.

Учитывая обязательное поступление в школу по достижении ребенком шестилетнего возраста, у родителей и детей нет выбора: идти в школу или подождать еще.

Психологическая подготовка детей к школе — целиком и полностью в руках его родителей

Их забота, внимание и поддержка понадобятся малышу, когда он будет делать первые шаги на своем новом школьном пути. Родные и близкие помогут справиться с трудностями этого жизненного этапа и разделят первые радости и успехи

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector