Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

«Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие личные финансы (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, как заработать деньги. И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение активного и пассивного дохода. Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) — это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на пассивный доход.

Умение тратить деньги. Я всегда это подчеркиваю: умение тратить деньги не менее важно, чем умение их зарабатывать. Сколько бы человек не зарабатывал, если он не умеет грамотно тратить — его финансовое состояние всегда будет максимум нестабильным

У людей, которые зарабатывают, допустим, 200 долларов, и тратят 200 долларов на свои текущие нужды, и у людей, которые зарабатывают 1 млн. долларов и тратят его на свои текущие нужды, одинаково ничего не остается. Этот вопрос я тоже не раз рассматривал в разных публикациях сайта, например, вот тут: Как правильно тратить деньги?

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить — это «жаться», отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия — это просто бережливость, а экономить — значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: Экономия денег: зачем экономить? и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение учитывать. Личные финансы должны подвергаться учету. Отсутствие учета = отсутствие контроля, анализа и планирования. Любой хозяйствующий субъект (государство, город, предприятие, предприниматель) ведет учет своих финансов. Человек или семья — это тоже небольшой хозяйствующий субъект, поэтому тех, кто не ведет учет личных доходов и расходов, никак нельзя отнести к финансово грамотным людям. На домашнем уровне тоже должна вестись своя простенькая бухгалтерия, как ее правильно организовать — читайте в статье Домашняя бухгалтерия.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять — можно почитать тут:

  • Как составить финансовый план на год? (пример);
  • Как составить личный финансовый план?

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать — в статье Методы оптимизации расходов

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь — материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь — тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: экономические циклы, инфляция, девальвация, валютный курс и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта — заходите, изучайте.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры

Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег”. Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Что должен знать о деньгах ребёнок?

Воспитание финансовой грамотности служит гарантией того, что у ребёнка будет хорошее будущее. Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:

  • формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае, если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребёнок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
  • провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи, что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
  • не путать бюджетные и личные деньги ребёнка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления, подвести сына или дочку к правильному решению.

Нельзя поощрять дополнительными карманными деньгами хорошую успеваемость или лишать за плохие отметки. Для формирования адекватной самооценки есть множество других способов, например, специальные развивающие занятия.

Дальнейший план мероприятий состоит в вовлечении детей в обсуждение семейного бюджета, совместные походы в магазин, обсуждения цены и качества товаров. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.

Для чего нужна финансовая грамотность детям

Весь процесс воспитания ребёнка – это его подготовка к взрослой жизни. От того, насколько он будет подкован в финансовой теме, зависит его материальное благополучие в будущем. Курсов и уроков финансовой грамотности недостаточно, ведь это теоретическая часть даёт знания, но не навыки. А навыки ребёнок зачастую бессознательно копирует со своих родителей. Если родители сами постоянно испытывают финансовые трудности, не умеют делать выводы из своих ошибок и стесняются говорить о деньгах, то и дети будут считать такой образ жизни нормой. Возможно, во взрослом возрасте они смогут переосмыслить материальную сторону своей жизни, но им будет гораздо легче, если они получат в наследство от родителей правильные финансовые установки, а не страхи, предрассудки и негативные стереотипы.

Вам не нужно быть финансовым гуру, чтобы объяснить своему ребёнку, что такое деньги и как с ними обращаться. У вас, как у взрослого в любом случае есть какой-то опыт, успешный или негативный, и этот опыт побед и поражений вы можете передать. Но, конечно, личного опыта зачастую недостаточно. Чтобы сформулировать у ребёнка правильное представление о финансах, скорее всего вам и самим придётся совершенствоваться в этой области.

Важно понимать, что ваши дети всё равно будут узнавать что-то о деньгах. От своих друзей, от учителей, родственников, знакомых

И вы не можете быть уверены в том, что эти знания будут полезными. Кто-то из ваших родственников может взболтнуть, что «в нашей семье не были богаты, нечего и начинать». Как вы считаете, с такой установкой у ребёнка будет тяга к финансовому успеху? Скорее всего, он примет это, как данность, и будет думать, что богатство можно получить только в наследство. А кто-то из одноклассников может рассказать, что можно разбогатеть, если научиться воровать или играть в карты на деньги.

Будет лучше, если финансовой воспитание своих детей вы возьмёте под свой контроль. И к моменту, когда ваш ребёнок услышит неправильные установки, у него уже будет своё мнение на этот счёт.

Обучение дошкольников финансовой грамотности

О бартере и природе денег

Основы финансовой грамотности для дошкольников и школьников – это ответы на вопросы: что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Расскажите ребёнку о том, что раньше люди обменивались товарами. К примеру, барашка меняли на 15 куриц или буханку хлеба на кувшин молока. Но со временем люди поняли, что это неудобно.

Задайте ребёнку наводящие вопросы:

  • Что легче принести на рынок для обмена буханку хлеба или мешок муки?
  • Что делать, если у тебя есть корова, а тебе нужна курица? Выгоден ли обмен коровы на курицу?
  • Допустим, сегодня у тебя было 100 яиц, а тебе нужен отрез ткани, чтобы сшить себе платье. На базар никто не принёс ткань и ты не смог обменять яйца. Сколько дней ещё есть у тебя, чтобы успеть обменять яйца, пока они не протухли?

Ответы на эти и другие подобные вопросы должны подвести ребенка к тому, почему же неудобно жить в мире без денег, обмениваясь товарами:

  • Предметы для обмена иногда трудно переносить с места на место (мешок муки, осёл или иголка имеют разные свойства при переноске и учесть это в цене очень сложно)
  • Неделимые товары для обмена (можно обменять одно яйцо или десяток, но нельзя обменять половину козы или курицы)
  • Товары портятся и теряют цену (сегодня молоко свежее и оно ценно, а завтра оно прокисло и уже никому не нужно)

После этого разговора вы с ребёнком должны придти к выводу о том, что деньги – это универсальный товар, который решил вышеупомянутые проблемы. Когда-то люди пользовались золотыми монетами. Они не теряли ценность, они выпускались разными номиналами, их легко переносить с места на место. Золото всегда ценилось людьми из-за своих физических свойств и красоты.

Что такое номиналы купюр и монет

Теперь пришло время познакомиться с современными деньгами. Покажите своему ребёнку все номиналы купюр и монет. Объясните, что 50 копеек меньше, чем 5 рублей. А 5000 больше, чем 500 рублей.

После знакомства с деньгами предложите ребёнку разложить кучку монет по номиналам, а потом можно потренироваться в составлении разных сумм (например, собери 115 рублей 50 копеек).

Расскажите о том, что можно купить за ту или иную купюру, это поможет составить представление о том, насколько ценна та или иная денежка. Можно «поиграть в магазин», разложить разные предметы, написать на них стоимость, покупать и продавать, расплачиваясь настоящими деньгами, собирая разные суммы. Так ребёнок будет учиться выбирать, подсчитывать потраченные деньги и остаток. После этого можно сходить в настоящий магазин и позволить ребёнку расплатиться за какую—то небольшую покупку. Это будет хорошим практическим уроком по финансовой грамотности для вашего ребенка.

Потребности и желания

Личные желания купить что-то появляются у детей довольно рано

В определённый момент важно подключить ребёнка к распределению семейного бюджета. Это даст понять, чем отличаются потребности от желаний

Потребность – то, что необходимо: тепло, вода, еда, одежда, дом. Желания – то, чего хотелось бы, что-то излишнее: сладости, электроника, ювелирные украшения. Важно объяснить, что сначала мы закрываем потребности всей семьи, потом справедливо распределяем деньги на желания членов семьи.

Если ребёнок не согласен с такой последовательностью, можно задать ему наводящие вопросы: «Хочешь, чтобы мы купили эту машинку? А что мы будем кушать в таком случае? Как думаешь, мы могли бы жить без отопления? Или без воды?» Нужно выстроить диалог так, чтобы ребёнку стало понятно, что коммунальные услуги и покупка еды для всей семьи важнее желаний кого-либо.Совместное распределение семейного бюджета позволит ребёнку понять, что бюджет семьи ограничен. А так же то, что он справедливо распределяется на семейном совете, где учитываются потребности и желания каждого. Не умеете распределять заработанные деньги, живёте от зарплаты до зарплаты? Есть ощущение, что денег всегда не хватает или они «утекают сквозь пальцы»? Пришло время отпуска, сломалась машина, нечем платить за квартиру, а для Вас это сюрприз и денег нет? Тогда читайте статью «Как вести семейный бюджет». Вы с лёгкостью разберетесь, что такое доходы и расходы семьи, и научитесь правильно распределять свой семейный бюджет.

Совет эксперта. Лет до 14 не нужно рассказывать ребёнку о сумме доходов семьи, если он проговориться об этом где-то, то это может принести неприятности всей семье. Однако рассказывать о том, куда деньги тратятся, нужно обязательно. Это поможет ребёнку отличать необходимые траты от излишних. Покажет, что родители, если отказывают в просьбах о покупке, делают это не из жадности, а от того, что они следуют плану, составленному всей семьёй. Совместное планирование позволяет детям понять, что они часть семьи и должны действовать в соответствии с интересами семьи.

В каком возрасте нужно начинать прививать ребёнку финансовую грамотность?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь все дети развиваются индивидуально. Если видите, что ребёнок готов, не медлите. Начинайте с простого и продвигайтесь по мере осмысления материала. Чем раньше вы начнёте обучение детей финансовой грамотности, тем легче им будет усвоить необходимые навыки.

Примерный ориентир по возрасту таков:

  • В 4 года возможно знакомство с деньгами в игровой форме
  • С 5-6 лет можно начинать обучение осознанной трате денег
  • К 7-8 годам ребёнку нужно давать карманные деньги и объяснять, как пользоваться ими
  • С 10 лет можно переходить к более сложным понятиям о банках и электронных деньгах
  • В 12-14 лет пора рассказать чаду о возможностях самостоятельного заработка и инвестирования.

Как научиться?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является дисциплина. Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Швейцария

В Швейцарии, как и в США, нет унифицированной учебной программы – каждый кантон устанавливает свои правила финансового воспитания. В Цюрихе, к примеру, учат считать сдачу на уроках математики уже во 2 классе. Многое делается, чтобы дети росли самостоятельными. Родителям рекомендуется приучать детей выполнять домашние задания без помощи взрослых.

В семье иммигранта Сергея Попова принято давать детям на карманные расходы 2 франка каждую неделю. Детвора не только тратит деньги на себя, но и иногда покупает продукты для семьи. Ребенок 7-8 лет у кассы не вызывает удивления окружающих.

Должны ли дети до 18 лет зарабатывать?

Дети могут начать зарабатывать уже с 14 лет, выполняя посильную работу не более 6-8 часов в неделю. Не путайте работу с исполнением обязанностей по дому — посильная помощь родителям входит в понятие семейной жизни и, как правило, вознаграждается уважением, благодарностью и похвалой. А вот тщательно покрасить бабушкин забор или присмотреть часок за соседским сыном, помочь дяде вымыть его машину — совсем другое дело. Это уже работа, и она требует отдельной оплаты. Что еще могут делать подростки? Перепечатать небольшую статью, помочь сделать генеральную уборку после ремонта. Подростки могут выводить на прогулку соседского пса, забирать из школы знакомую первоклашку и помогать ей делать уроки. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком обременительными, трудоемкими или длительными. Они не должны отвлекать детей от школьных занятий и препятствовать их полноценному отдыху. Распоряжаться заработанными деньгами подросток может по своему усмотрению. Если вы будете навязывать ему, как потратить деньги, он скоро потеряет интерес к самостоятельному зарабатыванию. Но он не должен забывать о запретных покупках!

Как правильно поощрять своего ребенка

ПроблемаНеудачное поощрениеУдачное поощрение
Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату.Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота.Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино.
Ваш 4-летний сын в магазине хватает все, до чего может дотянуться.Когда ребенок начнет хватать все подряд, дайте ему шоколадку и скажите: «На, ешь! Только ничего не трогай!»Обещайте малышу, что, если он будет вести себя хорошо и брать с полок только то, что скажет мама, вы купите ему любую конфету или маленькую игрушку, какую он выберет. А вручая заслуженную награду, обязательно похвалите ребенка за то, что он был таким молодцом
Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает.Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор.Повесьте на стену «мусорный календарь». Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector