Детоцентризм или родители на службе у ребенка

В чём опасность такого воспитания

Дети формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Когда у маленького человечка проходит процесс становления личности и характера, необходимо взять главенствующую роль на себя.

Детская нервная система уязвима, особенно подвержена стрессовым факторам. Ребёнок устаёт от суеты вокруг него, от стремления достичь невозможного. Это провоцирует апатию, комплекс неполноценности, депрессивность в подростковом возрасте.

Дети становятся невыносимыми, невоспитанными, грубыми, им безразличны чувства окружающих. Самое главное для них – молниеносное удовлетворение собственных нужд и потребностей.

Желая дать своему чаду самое лучшее, родители забывают о нравственных ценностях, душевных качествах – о том, что делает человека человеком. Если вы хотите «посеять» в ребёнке высокомерность, желание манипулировать, неумение справляться с поставленной задачей – практикуйте детоцентризм.

Как избежать детоцентризма и его последствий

Не забывайте, что у вас есть свои потребности и их тоже надо ставить не на последнее место. Приучайте ребенка к обоснованному отказу. Учитесь твердо говорить «нет» там, где это надо. Не поддавайтесь истерикам, если не хотите вырастить манипулятора, которому будете подчиняться всю оставшуюся жизнь.

Учите ребенка терпению. Слово «потом» или «подожди» имеет волшебный эффект и учит ребенка терпению, силе воле и уважению к потребностям другого. Используйте эти слова, если чадо требует исполнения сиюминутных прихотей.

Не балуйте большим количеством игрушек и развлечений. Он пресытится. Яркие эмоции должны быть дозированными, чтобы оказывать нужное влияние.

Не старайтесь развивать «уникального» ребенка. Не надо записывать его во все кружки и секции. Не крадите у него детство. Пусть больше общается со сверстниками во дворе.

Приучайте его к бережному отношению к вещам, учите соблюдать порядок дома. В идеале даже у маленьких детей должны быть хотя бы мелкие обязанности. Это будет та зона ответственности, за которую он получает поощрение или неодобрение.

Не принижайте роль отца или матери в воспитании. Конфликты обсуждаем наедине, без участия ребенка. Старайтесь не ломать авторитет педагогов и вообще взрослых людей. Ребенок может знать о своих правах (как это сегодня модно!), но в первую очередь ему стоит помнить, что у него есть и обязанности.

Старайтесь бывать вдвоем. Вы не предаете ребенка и не лишаете его внимания. Вы не только родители, но и просто пара – мужчина и женщина. Вы не обязаны проводить все выходные на детских площадках или в поездках с целью расширения детского кругозора. Всего должно быть в меру.

Не делайте за ребенка уроки, поделки и другие задания. Учеба – это тоже зона его ответственности. Разумный контроль и не более. Вы свое отучились. Пусть сам вырезает аппликации для очередной школьной постановки или новогодней выставки поделок. Этот принцип прекрасно работает с моей старшей дочкой. Она хорошо учится и умеет взаимодействовать с педагогами. Уровень адаптированности к новому коллективу всегда высокий, потому что она вынуждена строить отношения сама, без моего стояния за спиной.

Не отказывайте себе в покупках. Я понимаю, что все на благо «фронта и государства», но все-таки… Вместо очередных кофточек для дочурки купите себе помаду что ли…

Вам стоит быть всегда эмоционально доступными для своих детей, но сохраняйте авторитеты и приоритеты. Соблюдайте семейную иерархию и потребности каждого в проекте под названием «ячейка общества». Не забывайте устанавливать личные границы. Выделяйте время на общение с детьми, пусть полчаса или час в день, но не надо это делать в ущерб своему самочувствию, супружеским отношениям. Просто не давайте ребенку власть, с которой он ничего не может сделать!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Трудности общения

Свекровь и тёща

Свекровь и тёща являются героями многих анекдотов. Часто негативную информацию можно слышать от них и о них. Нередко каждая выступает в защиту своих детей, как бы парадоксально это ни выглядело. Также и дети часто говорят « Мои родители так не делали и достойны большего уважения».

  • Со стороны родителей мужа отношения затрудняются, когда свекровь вслух и часто высказывает ностальгию по прошлым тёплым отношениям с сыном. Это может усиливаться, если свекровь уже вдова или разведена или у неё единственный сын. Возможно, она привыкла быть главой в доме и хочет и дальше общаться с сыном в той же манере. Также у родителей мужа может быть чувство превосходства над невесткой из-за неправильного понимания патриархальных устоев.
  • Отношения с родными жены омрачаются, если тёща сосредоточивается на минусах зятя и постоянно указывает на них своей дочери. В основном тёща считает, что зять ленится и недостаточно умён.
  • Сами супруги могут сравнивать своих родителей и говорить негативную информацию из-за чего неизбежно возникают конфликты. У молодой семьи ещё нет опыта и мудрости, поэтому им кажется, что правда, только на их стороне.

Разные правила общения

Правила общения и особенность общения в каждой семье свои. Эта разница обусловлена прошлым семьи, её материальным достатком и ценностями. Также принципы взаимодействия у старшего поколения и в молодой семье различны из-за разницы возрастов. То, что принято в одной семье считается абсолютно неприемлемым в другой.

Из-за чего в основном происходят недопонимания?

  • Например, у родителей мужа было принято громко и бурно обсуждать семейные ситуации, а в другой всё решалось спокойнее.
  • У одних гостей приглашали чаще, чем у других.
  • Кто-то привык начинать день пораньше, а у кого-то жизнь кипела допоздна.
  • Кто-то плотно ужинал, а другие ограничивались лёгким перекусом.
  • У одних преобладала бережливость, а у родителей мужа тратили много и сразу.
  • Кто-то более обидчив, более задумчив, а другой привык не скрывать эмоций.

Стоит отметить, что такие различия — это норма. У родителей мужа, как и у ваших просто не может быть всё одинаково.

Если научиться правильно это воспринимать, то обязательно получится выстроить хорошие отношения.

Кто важнее?

Вопрос приоритетов у молодой семьи встаёт очень остро. До брака отношения с вашими родными были на первом месте. Возможно, вы привыкли в первую очередь всё рассказывать своим родным и ждали поддержку и руководство.

Частые ссоры случаются из-за неправильной расстановки приоритетов. Жалоба родителей мужа в том, что дети будто про них забыли, а молодые не могут успевать уделять внимания родным как раньше.

  • Например, родители мужа говорят, что сын должен помогать им в ремонте и в огороде, так же как и раньше.
  • Родные жёны ожидают от дочери ежедневных звонков и частых визитов.
  • Молодой муж часто сравнивает свою маму с женой, как бы ставя её на трон для подражания.
  • А молодая жена с горестями и радостями спешит не к мужу, а к маме.

Расставить правильно приоритеты сложно, но возможно. Как это сделать написано ниже.

Ребенок как центр семьи: основные проявления детоцентризма

Откуда пошла «мода» на полную отдачу себя ребенку, ведь раньше детей даже в зажиточных семьях сильно не баловали?

Многие молодые люди сейчас стараются построить карьеру и рождение ребенка, как правило, откладывается «на потом». А это «потом» может наступить очень не скоро — остается время только на рождение одного малыша. А раз ребенок один, значит его нужно максимально окружить заботой. Кому же еще дарить нерастраченные любовь и ласку, на кого же еще тратить деньги?

Еще один немаловажный фактор — развитие гуманистического подхода в психологии и педагогике. Авторитарный «режим» сменился на демократический. И это хорошо! Но беда в том, что далеко не все принципы гуманизма были поняты правильно — родители не становятся опорой для ребенка, а просто потакают его прихотям.

Сейчас так принято — дети должны получать только самое лучшее. Об этом нам постоянно твердят по телевизору и все знакомые. «Хвастаться» достижениями своего чада — норма. Ну как не потакать всем прихотям ребенка, когда соседская мамочка «на благо» своего малыша купила ему десятый телефон за год? «Разве наш ребенок хуже?» — вот как рассуждают многие родители. Вот только добиться того, чтобы малыш вырос достойным человеком, умным и уверенным в себе, можно не только методами детоцентризма!

Детоцентризм, когда в семье «правит балом» именно ребенок, имеет такие проявления:

  • Малыш истинно верит в то, что именно его потребности и желания на первом месте. И его не беспокоит, есть ли у вас деньги на новую игрушку, остались ли у вас силы на веселые игры после тяжелого дня — он должен получить желаемое прямо здесь и сейчас.
  • Ребенок постоянно требует, что за него все делали. И это касается даже тех навыков, которые он давно усвоил и прекрасно может справиться с задачей самостоятельно.
  • Малыш без каких-либо угрызений совести постоянно нарушает личное пространство родителей — вмешивается в беседы, ни на минуту не оставляет их одних.
  • Ребенок частенько применяет «тяжелую артиллерию» — чтобы получить свое, устраивает истерики, обвиняет в нелюбви, грозиться убежать из дома.
  • Маленький член семьи может только брать, но вот отдавать не умеет (вернее сказать — не хочет).

Типичная картина ребенок «на троне»

Виктория — редактор в журнале. Ее муж Антон — оператор на телевидении. У них — поздние, долгожданные дети. “Мы постоянно думаем о том, как дать каждому ребенку все, что возможно, — говорит Вика, — Врачи — только по личной рекомендации (в обычной поликлинике, не лечат, а калечат). Одежда — исключительно европейских брендов. Продукты — строго фермерские или с собственного огорода. В обычных магазинах покупаем только сладости: мы с мужем считаем, что маленьких нужно радовать “чем-то вкусненьким”. Бассейн, рисование, вокал, танцы, шахматы, английский, посещение музеев — стараемся сделать все, чтобы дети развивались гармонично. А наши личные интересы теперь существуют только в фантазиях. Мы с мужем перестали ходить в рестораны, не покупаем новых вещей, сто лет не были вдвоем в отпуске. Даже еду себе не готовим — доедаем детские каши и котлеты. Жизнь и настроение полностью подчинены ИМ.


Shutterstock

Читай также: В чем польза родительских объятий для ребенка?

Психологи сказали бы, что в семье наших героев процветает детоцентризм. Стиль воспитания, при котором интересы ребенка считаются высшей ценностью, а сам он становится для родителей и бабушек с дедушками центром вселенной. Таких семей с каждым годом становится все больше: психологи бьют тревогу, да и папы с мамами, как мы видим, не очень довольны своей жизнью.

Почему страдают взрослые

Когда дети воспринимаются как гаранты комфортной старости, формы скрепления брака, атрибуты социального статуса, традиционный семейный институт разрушается.

Родители попадают в коммерческую «ловушку», и в «погоне» за всем самым лучшим записывают дитя на несколько секций, обучают иностранным языкам, приобретают дорогостоящие гаджеты.

Постепенно ребёнок привыкает к постоянной суете вокруг него, и воспринимает такую ситуацию как должное. Ему нравится, что «царь» в этой семье – он, и каждый пытается угодить и сделать всё как можно лучше. Вскорости вы почувствуете усталость и другие последствия детоцентризма:

  • психологическое и физиологическое изнеможение;
  • ощущение того, что вы не принадлежите самому себе;
  • нарастание истеричного поведения ребёнка;
  • полное отсутствие свободного времени.

Станет проблемой даже поход на прогулку – вам придётся всегда одевать ребёнка, ведь он не желает этого делать. На этом фоне развивается апатия, ощущение безвыходности.

Детоцентризм ведет к синдрому лузера

Но даже если в семье царят мир и близость, вечные поиски лучшего для собственного чада изматывают взрослых.

Психолог Людмила Петрановская в своей книге “Если с ребенком трудно” пишет:

Чувство собственной некомпетентности, неспособности правильно воспитывать детей и общей негодности посещает родителей очень часто”.

Что делать же делать родителям? Вспомнить, зачем вы создавали семью, вернуться к прежним отношениям, возродить любовь и сместить малыша с пьедестала — тем более, что ему на нем и самому неудобно.

Хочешь избежать ошибок в воспитании ребенка? Смотри!

ЧИТАЙ ЕЩЕ:

Опекать или давать свободу

Эксперты сходятся во мнении, что в повышенном внимании к детям есть положительные моменты: родители больше контактируют с ними, стимулируют их активность, поддерживают определенный стиль воспитания. 

Еще один плюс: поскольку теперь и в малообеспеченных семьях обучению детей отводится все больше внимания, разрыв в подготовленности к школе между детьми разных социальных слоев сокращается. 

Однако остается неясным, насколько успехи детей в действительности предопределены их неустанным воспитанием и обучением? Психологи давно пришли к выводу, что при гиперопеке дети испытывают больше беспокойства и меньше удовлетворены жизнью, а те из них, кто обладает большей свободой: играющие без присмотра, не находящиеся в поле зрения родителей 24 часа в сутки, не пребывающие в постоянном стрессе от перегрузки, цейтнота и опозданий, − в социальном плане и с точки зрения эмоциональной зрелости развиваются быстрее и лучше

Психологи бьют тревогу по поводу высокого уровня нервозности у перегруженных занятиями детей и их зависимости от родителей, говорят о важности и необходимости развития таких качеств, как умение принимать решения, свободомыслие и самостоятельность. . Интересный факт

Интересный факт

Недавно в штате Юта был принят закон, который освобождает родителей от обвинений в халатности, если они позволяют своим детям играть или передвигаться без сопровождения взрослых.

В свою очередь, у родителей (особенно у работающих мам) накапливается переутомление и чувство вины из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к родителям обществом. Практика показывает: чтобы найти дополнительное время для воспитания детей, приносятся в жертву сон, общение с партнером и друзьями, свободное личное время и работа по дому. Все это порождает очень серьезную проблему: все больше женщин, оказываясь в ситуации выбора: приостановить карьерный рост или вообще не иметь детей − выбирают второе…

По материалам статьи C. C. Miller «The Relentlessness of Modern Parenting» (The New York Times).

Перевод Екатерины Кириченко

Как взрослые должны взаимодействовать с детьми

Общаясь с детьми, родители не всегда думают о последствиях сказанных слов. Стоит помнить, что дети очень восприимчивы в отличие от взрослых. Все психические проявления ребенка устанавливаются непосредственно при общении детей со взрослыми. Чтобы не ранить детскую психику необходимо следовать определенным правилам для эффективного общения с детьми.

Слушайте ребенка с вниманием – не игнорируйте даже самые нелепые высказывания и просьбы. Дети в любом возрасте нуждаются во внимании и поддержке со стороны родителей

Лучшее, что родители могут сделать для своих детей – выслушать их.
Выполняйте дела вместе – родителям необходимо как можно чаще заниматься вместе с ребенком (играть, читать).
Не требуйте от ребенка невыполнимых задач – родители должны анализировать возможности и силы ребенка, учитывая возрастные ограничения, соизмерив при этом собственные ожидания.
Выражайте недовольства как можно реже – если упреки будут систематическими, то ребенок перестанет их воспринимать.
Помогайте, когда ребенок просит – остальное предоставьте выполнить самостоятельно. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит о помощи.
Следите за интонацией в общении – требуя что-либо от ребенка тон должен быть разъяснительным, а не требовательным.
Говорите ребенку о своих чувствах, эмоциях, переживаниях – чаще говорите ребенку, в спокойной обстановке, о своем настроении, о том, что вас беспокоит в его поведении.

Взрослея, процесс общения для детей усложняется, так как круг общения становится шире, начинают проявляться новые способности. Общение со взрослыми влияет на детей в любом возрасте, но только через общении со взрослыми дети становятся личностью, познают и учатся понимать себя и окружающий мир, находят свои интересы в жизни. Задача родителей заключается заботиться и воспитывать ребенка должным образом.

На сегодняшний день во многих семьях складываются дружественные и гармоничные отношения, но в большинстве не лучшим образом. Особенно непросто процесс общения протекает с детьми у родителей лишенных родительских прав. К лишению родительских прав прибегают, если ребенок, его интересы и развитие подвергается опасности со стороны родителей.

Будучи лишенными, родители теряют право общаться и воспитывать своего ребенка при всем желании. Общение родителя лишенного родительских прав с ребенком будет происходить по инициативе ребенка.Органы опеки могут разрешить видеться родителям с детьми, но если общение будет негативно отражаться на ребенке, то свидания запретят.

Правильные подходы к воспитанию

Ребёнок (правильно воспитанный) счастлив тогда, когда счастливы его родители. В «погоне» за новыми игрушками, одеждой и гаджетами для своего дитяти вы забываете о себе, о супруге, о ваших интересах.

И что самое главное – этим вы не делаете блага для ребёнка. Вы не обучите маленького «босса» правилам достижения успеха и развития, всегда потакая ему.

Узнав всё это, вы, наверное, задумались, как перевоспитать своё чадо. Выделяют множество подходов к воспитанию детей, и все они эффективнее детоцентризма.

Методы коррекции

По утверждению психологов, у детей уверенность в себе формируется, когда они ощущают себя под защитой родителей. Дети должны следовать вашим советам, слушать и слышать вас. Ребёнок должен выбирать из того, что вы ему предлагаете, а не то что выбрал самостоятельно – ведь это прихоть.

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, уважающую других людей, нужно:

  1. Отдавать себе отчёт в том, что мир не будет вращаться вокруг вашего ребёнка. Не позволяйте вашему чаду подумать иначе.
  2. Показывать ребёнку, что вы его любите, но он – не единственный. Покажите, что вы также цените ваших родителей, супруга, братьев и сестёр.
  3. Будьте слегка эгоистичны. Не выполняйте желания малыша, если вы заняты своим делом – пускай подождёт либо сделает желаемое самостоятельно.
  4. Установите чёткий режим дня. Это поможет вашему чаду сформировать уверенность в себе.
  5. Выработайте определённые запреты. Если вы отказываете ребёнку в чём-либо, не меняйте своего решения независимо от ситуации и его истерик.
  6. Будьте искренни и честны. Не нужно растить ребёнка с иллюзорными представлениями о действительности. Он должен познавать реальный мир для адекватного восприятия социума и правил поведения в нём.

Что касается семейного времяпрепровождения, то не следует постоянно заниматься тем, что нравится малышу. Родители вправе провести свободное время вместе наедине друг с другом, оставив ребёнка с бабушкой или няней.

Так ваше чадо поймёт, что вы – личности, которые интересуются ещё чем-то помимо него. Он начнёт понимать, что не является «пупом Земли», и манипулировать он вами не сможет.

Причина детоцентризма – финанcовая нестабильность?

Детоцентризм в 90-х был нормой для людей с хорошим доходом. Однако этот подход к воспитанию теперь считают наилучшим представители и других социальных слоев, даже те, у кого нет ресурсов для его реализации.

Причина этого − неуверенность взрослых, вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежат, в собственной финансовой стабильности и будущем благополучии детей. По мнению многих социологов, родители в Соединенных Штатах обеспокоены тем, что нынешнее молодое поколение будет менее успешным, чем те, чье становление пришлось на конец ХХ века. Понятие «дать детям лучший старт в жизни» теперь на деле означает «сделать все возможное, чтобы дети могли или подняться выше, чем мы, или хотя бы удержались на том социальном уровне, к которому принадлежит семья».

По мере того как приближается момент поступления ребенка в колледж, без диплома об окончании которого не может быть успешной карьеры, а значит, и финансовой стабильности (в этом уверены большинство родителей в Америке), расходы семьи на дополнительное обучение ребенка вырастают в среднем на 50%. Причем это происходит как в богатых семьях, так и в семьях с невысоким достатком. Разница лишь в том, что если обеспеченные семьи и представители среднего класса способны увеличить свои расходы в таком объеме, то малообеспеченным семьям приходится экономить на необходимом и влезать в долги и кредиты. 

Стейси Джонс из штата Джорджия (США), мать-одиночка, вырастившая двух сыновей, которым сейчас уже за 20, говорит, что в рабочих районах родители стараются изо всех сил находить все доступные варианты, чтобы дети в будущем знали и умели больше, чем они сами. Например, они отдают их в муниципальные спортивные школы или школьные оркестры, если нет средств на частные уроки музыки или хорошую секцию. 

Также некоторые родители признают, что разный социальный статус сдерживает неформальное общение взрослых с разным уровнем дохода, и о некоторых дополнительных возможностях для своих детей небогатые мамы и папы узнают случайно или спустя много лет. 

Быть родителем стало намного сложнее

Интенсивное материнство, а теперь уже и родительство (англ. intensive parenting) и идея детоцентризма впервые были описаны американскими социологами Шэрон Хейс и Аннет Ларо в 1990-х и начале 2000-х годов. Эта модель воспитания выросла из изменения восприятия детей обществом − новое поколение стали считать уязвимым, а формирование личности все чаще связывают с впечатлениями, знаниями и опытом, которые ребенок получает в первые годы жизни. В результате главенствующей идеей современной педагогики становится детоцентризм, принцип «все для и во имя детей». При этом такой подход требует от родителей огромных эмоциональных и временных затрат и не может не влиять на семейный бюджет. 

На практике детоцентризм выглядит так: родители отдают детям максимум своего времени: вместе читают, лепят, рисуют, посещают концерты, игровые классы, помогают детям с домашними заданиями, постоянно контролируют не только их успеваемость в школе, но и каждую минуту их пребывания в стенах образовательной организации. Свободное время, которое раньше взрослые посвящали своим хобби или общению с друзьями, теперь они все больше разделяют с детьми. 

Матери тратят на детей в среднем по 5 часов в день (по сравнению с 1 часом 45 минутами в 1975 году) и беспокоятся, что этого недостаточно. И как может быть по-другому − сегодняшнее общество ожидает, что все свои силы они будут отдавать воспитанию детей. 

Для молодых женщин все начинается, когда ребенок находится еще в утробе: им рекомендуют не есть большинство продуктов, изменить распорядок дня, к которому они привыкли, оставить свои привычки, а главное, осознать, что их высшее предназначение − родить, обеспечить безопасность, воспитать, обучить, окружить заботой своего ребенка. 

Остановимся на некоторых деталях: пока малышу не исполнится год, его следует кормить исключительно грудью; мама не имеет права оставить ребенка ни на минуту без присмотра; следует с пеленок, а то и с момента зачатия малыша заботиться о его музыкальном и эстетическом развитии; даже торт на день рождения кого-то из домашних должен быть без сахара − ведь он так вреден ребенку. Подобные проявления опеки должны стать нормой на протяжении следующих 20 лет вплоть до звонка работодателей после успешного прохождения «ребенком» собеседования о трудоустройстве.

Интересный факт

В других странах многое выглядит совсем не так. В Токио дети самостоятельно ездят в метро с первого класса, в Париже они играют на площадках без присмотра.

Активно продвигает идею того, что родители должны постоянно контролировать и обучать детей (при том, что наука не дает однозначного ответа о пользе раннего развития), и Американская академия педиатрии. Теперь рекомендуется устанавливать кровать малыша в спальне мамы и папы на первом году жизни, а позже, когда ребенок немного подрастет, родителям, вместо того чтобы провести час-другой наедине друг с другом, обсуждая свои взрослые темы и, к примеру, готовя ужин, рекомендовано проводить свободное время с ребенком за развивающими играми или просмотром детских обучающих телепрограмм. По мнению специалистов академии, участие в обучении родителей повышает его эффективность для детей. 

В то же время нельзя сказать, чтобы поддержка работающих родителей со стороны государства (возможность уйти в оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, перейти на гибкий график работы с сохранением дохода и прочее) увеличилась. 

Энни Сентиллес, мама 12-летнего мальчика из Атланты, ощутила это в полной мере, когда выяснилось, что у ее сына появились серьезные нарушения сна. Ей и ее бывшему мужу пришлось изменить рабочие графики и выстроить их с учетом занятий ребенка с репетиторами и психологами. При этом государство никакой поддержки родителям не оказало.

Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети

В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.

Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.

Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».

Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.

Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий