Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Методы воспитания и развития малыша в детском саду:

     Любое дошкольное учреждение использует в своей работе определенные методики, направленные на развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Основными и наиболее эффективными принципами и способами работы с детьми принято считать следующие:
     
     ◦ Воспитание детей, а также их комплексное развитие осуществляется в ходе различных видов деятельности: обучающей, художественной, двигательной, трудовой (разнообразные упражнения и задания по развитию речи, математике, изобразительной деятельности, конструированию, физической культуре, музыке; развлечения, праздники), игровой;
     ◦ Создание в группе доброжелательных отношений (психологическое сопровождение дошкольников, сюжетные игры, игры – драматизации, занятия и мероприятия по этическому воспитанию), формирование уважения и любви к окружающим;
     ◦ Привлечение семьи к жизни группы садика и всего дошкольного учреждения (праздники, родительские собрания, тренинги, конференции).
     ◦ Преемственность в жизни и деятельности детского сада и начальной школы (совместные праздники, экскурсии, посещение школьных уроков и занятий в детском саду, день открытых дверей, выступления на родительских собраниях воспитателей и учителей).
     ◦ Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении строится по таким важным направлениям: физическое развитие, умственное и нравственное воспитание, трудовое обучение, чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность (весь процесс осуществляется согласно утвержденным планам).
     

Преимущества детского сада

Одним из достоинств детского сада является режим. Не все родители его соблюдают дома. А зачем? Ведь им так удобнее. Некоторые даже и не знают, насколько полезно для детского организма в одно и то же время спать, есть, гулять.

Далее — дисциплина. Не в плане муштры, а дисциплина как навык соблюдения общепринятых культурных норм. Ведь очень редко детей дома в чем-то ограничивают. Как следствие, дошкольники, которые не посещали ДОУ, не считаются с мнением других, часто не уважают старших.

Дисциплина и самодисциплина, как доказывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, — это качества, развитие которых особенно важно для детей с кожным вектором. Поэтому кожному ребенку просто необходимо посещать детский сад

В саду у ребенка появляется возможность научиться самостоятельности. Там нет мам и бабушек, которые готовы днем и ночью ублажать своего кроху. Детский сад быстро научит ребенка самостоятельно убирать игрушки, одеваться, есть, ухаживать за собой. Зачем лишать ребенка возможности проявить свое «я сам могу», отдавая предпочтение домашнему тепличному воспитанию.

Первые навыки общения с другими взрослыми кроме семьи ребенок также получает в детском саду. Общение с воспитателем, няней и другими работниками сада помогает в дальнейшем избежать проблем во взаимоотношениях с учителями в школе. И учит пониманию того, что кроме мамы есть и другие взрослые, с мнением которых необходимо считаться.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Подготовка к школе — главная задачи дошкольного возраста

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы. Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому? Комфортная обстановка или естественная среда.

На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка.

Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду.

Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт. Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз.

Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом! Нет стресса.

Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду.

100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника.

Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка. Воспитание под наблюдением.

Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог.

Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи. Нет уравниловки.

В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе.

Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы.

Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты».

Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом. Недостаточная социализация.

Учится: находить способы общения с группой, играть по правилам, конкурировать, договариваться, учитывать мнение других, подбирать друзей по интересам, примерять социальные роли, отстаивать свое мнение. Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника.

Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами. Неквалифицированная подготовка к школе.

Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики. Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей

Воспитание ребенка в саду: преимущества и недостатки детсадовского воспитания

Многие родители задаются вопросом о том, стоит ли ребенку посещать детский сад, когда в условиях современной жизни родители могут позволить себе воспитывать малыша дома. Для того чтобы понять, нужен ли ребенку детский сад, необходимо оценить преимущества домашнего воспитания и воспитания ребенка в саду.

К преимуществам домашнего воспитания относятся:

  • Полный контроль над активностью, здоровьем и развитием ребенка;
  • Индивидуальный подход к образованию ребенка в зависимости от его предпочтений;
  • Домашнее воспитание прививает ребенку навыки решения мелких бытовых вопросов (уборка комнаты, уход за домашними питомцами, помощь в приготовлении обеда и прочих), что развивает в ребенке чувство ответственности и осознания своей значимости в жизни взрослых;
  • Отсутствие внешних факторов стресса – расставание с родителями, строгость воспитателей, ссоры с детьми. Домашнее воспитание происходит в комфортной для ребенка среде;
  • Отсутствие риска «дурного» влияния других детей – воспитание ребенка в детском саду не может исключить общения с детьми из неблагополучных семей.

Однако домашнее воспитание ребенка также имеет свои недостатки:

  • Изоляция ребенка – семья для ребенка не является его естественной средой для развития и апробации приобретенных знаний и навыков коммуникации. Кратковременные прогулки, посещение студий также не могут заменить ребенку полноценного общения со сверстниками, которое малыш получает в детском саду. В результате такого воспитания ребенок становится замкнутым, боязливым, нерешительным;
  • Благосклонность родителей в большинстве случаев мешает ребенку в развитии (дефекты речи, поведения, обращения с вещами), результатом чего может стать «трудный», избалованный ребенок, перевоспитание которого не представляется возможным без участия психологов.

К преимуществам воспитания ребенка в саду относятся:

  • Комплексный подход к развитию детей – многие родители придерживаются щадящего режима воспитания и обучения ребенка дома, полагая, что детство – это время для отдыха и игр, что является в корне ошибочной тактикой. Родители развивают малышей умственно, не уделяя должного внимания эстетической либо физической составляющей воспитательного и образовательного процесса;
  • Воспитание ребенка в саду в первую очередь призвано подготовить малыша к школе, привить ему основные навыки коммуникации, научить его на примере игр находить правильное решение в различных жизненных, повседневных ситуациях, неизбежных в дальнейшей жизни;
  • Профессиональный подход – воспитание ребенка в саду реализуется с привлечением профессиональных педагогов, воспитателей, психологов, художественных руководителей, врачей, которые помогают ребенку гармонично развиваться, раскрывая в нем новые таланты и умения, что крайне сложно реализовать в домашних условиях;
  • Объективное мнение педагогов – не каждый родитель сможет дать объективную оценку умственного и физического развития своего ребенка. В процессе воспитания ребенка в саду педагоги могут объективно оценить уровень развития ребенка, а также восполнить «пробелы» его образования и воспитания;
  • Социализация – одно из важнейших преимуществ воспитания ребенка в детском саду. Помимо воспитателей и педагогов, детский коллектив является еще одним воспитательным механизмом для малыша, той естественной средой, в которой он может опробовать и усовершенствовать полученные навыки в игровом процессе.

Воспитание ребенка в саду является вспомогательным механизмом для родителей, который призван выполнять две основные функции: решение проблемы занятости родителей, а также коррекцию ошибок родительского воспитания для лучшей адаптации малыша в обществе и для подготовки его к следующему жизненному этапу – школьному образованию.

Статья ( группа) на тему: Детский сад или домашнее воспитание? | Образовательная социальная сеть

Детский сад или домашнее воспитание?

Воспитатель ГБДОУ №120

Белая Л.Е.

В чем привлекательность домашнего воспитания и обучения и в чем преимущество детского сада?

Есть масса аргументов и доводов о пользе домашнего воспитания и обучения. Останавливаться на всех не будем. Отметим очевидное преимущество. Ребенок, окруженный дружественно настроенными близкими людьми, получает больше возможностей развиваться согласно законам природы естественно и гармонично.

Сама идея детского сада – не искусственно придуманная человеком модель. Эта модель подсмотрена в природе. Многие животные, например, пингвины также устраивают детские сады. Пингвины-воспитатели оберегают подопечных, помогают им, защищают их в случае необходимости,

И в чем недостатки домашнего воспитания и обучения?

Ребенок оказывается в ситуациях искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития.

Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми. Это факторы способны создать в будущем массу поведенческих проблем.

Домашние дети испытывают трудности в организации социальных контактов, но они также испытывают и потребность в них. Если в ситуации вне дома ребенок потерпит неудачу в контактах со сверстниками, это разовое огорчение будет переживаться им болезненно.

Полученный отрицательный опыт затрудняет будущие попытки социальной адаптации.

Школьная жизнь домашнего ребенка может носить механистический характер. Он может усвоить общие стереотипы правильного поведения и, научаясь не мешать другим, существовать рядом со всеми.

Формально правильно отвечать на вопросы учителя, знать имена учителей, одноклассников, но не обращаться к ним, не принимать участия в реальной жизни класса.

Словом, без дополнительных педагогических усилий он не осваивает более сложные, более гибкие формы отношений с другими людьми, которые мог бы освоить в стенах детского сада.

Социальная наивность домашнего ребенка делает его удобным объектом для таких «развлечений». Только страстная тяга учиться, быть вместе с другими позволяет ему в это время продолжать ходить в школу.

Ребенку жизненно необходимы социальные контакты с другими людьми, со сверстниками. И домашняя теплая атмосфера не заменит эту потребность. Можно найти компромиссы для тех, кто яростно отстаивает домашнее воспитание и образование.

Можно организовать посещение детского сада на короткое время (время прогулок или игр).

В чем сложность организации домашнего воспитания и обучения?

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто — нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям.

Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек.

Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей

Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива…

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Пойдем домой!

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел…

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок

Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки

Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровьяСемейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,старший научный сотрудник Института современного детства

Статья предоставлена семейным центром «Ого-Город»

Что представляет собой домашний детский сад?

Такие «учреждения», как бы это странно для кого не выглядело, действительно набирают популярность в нашей стране, а вот на Западе – это и вовсе нормальная тенденция, к которой молодые родители давно привыкли и с удовольствием пользуются. Как организовать подобное явление?

Обычно организаторы, а, чаще всего, это целая семья, располагают новоиспеченный детский сад прямо у себя в квартире, обязательным условием обычно становится наличие, как минимум, двух комнат. В качестве персонала в большинстве случаев выступают сами члены семьи: мама за воспитателя, папа отвечает за техническое обслуживание и занимается доставкой продуктов, бабушка, если таковая имеется, обычно занимается готовкой.

 Если в семье есть подросшие дети, они иногда выступают в роли старших наставников, в результате – целый семейный бизнес, который, увы и ах,  в большинстве случаев существует полулегально или вообще без всякого оформления. В основном, в таких садиках группа совсем небольшая, от 3-х до 10-ти детей, что, конечно же, заманчиво, ведь ребенку уделяется куда больше внимания, чем в обычном муниципальном аналоге.

Иногда домашние центры устраивают в загородных коттеджах, в таких помещениях и оформить документы намного проще, да и шумные в таком возрасте дети не будут мешать соседям.  Конечно, хоть это может быть удобно для самих организаторов, загородные помещения не всегда устраивают родителей, ведь каждый день везти ребенка по пробкам через весь город – не самое увлекательное занятие.

Выводы

К профессии воспитатель отношение сформировалось неоднозначное, поскольку не все родители довольны тем, как относятся к их ребенку, как устроено обучение в детском саду, как происходит воспитание детей.

Действительно работа воспитателем станет в радость только в случае, если есть любовь к детям, если человек готов быть терпеливым, сдержанным и уравновешенным, так как за день все равно придется услышать детские слезы, необходимо будет успокаивать поссорившихся детей, а после думать, чем их занять, чтобы в группе был порядок и они занимались общим делом, не ссорились и не баловались. Работа воспитателем очень сложна психологически, так как дети растут в разных семьях, к ним применяются различные методы воспитания, однако с опытом работать с группой будет проще и легче.

Оплата работы воспитателем небольшая, но со временем с увеличением разряда она будет становится больше, не считая выплат различных премий и доплат. Оплачиваемый отпуск у воспитателей большой, не менее 42 дней.

https://youtube.com/watch?v=xITVZ-rCbaU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector