Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Рядом, но не вместе

Иногда мы можем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя и тремя с половиной годами: дети играют не вместе, а друг около друга. Они еще разговаривают монологами, а не диалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть не вместе, а рядом и смотреть на то, как ведут себя другие дети

Особенно это важно для единственных детей в семье, которые в основном общаются только со взрослыми

Очень важно, чтобы в круг общения ребенка примерно с полутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, но можно выучить, как зовут мальчиков и девочек, которых ребенок встречает на детской площадке, возможно, научиться их узнавать, возможно, научиться здороваться

Очень важно для ребенка в этом возрасте научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно, что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем, проблем социализации ребенка, нарушения психики, даже нервные и психические заболевания. Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

  1. Ребенок начинает жаловаться родителям, что ему не с кем поиграть, что с ним никто не хочет дружить, никто с ним не разговаривает, все над ним смеются. Стоит заметить, что такие признания, тем более – от детей очень замкнутых и стеснительных, можно услышать очень редко.
  2. Родители должны больше смотреть на своего ребенка со стороны, замечать все малейшие проблемы в поведении и общении с детьми. При игре на детской площадке ребенок может быть и очень активным, кататься с горки, на качелях, бегать, но при этом – ни с кем из других детей не контактировать, или же вступать с другими в многочисленные конфликты, но не пытаться с ними играть вместе.
  3. В детском саду или школе, где детский коллектив собран в одном помещении на большую часть дня, ребёнку с проблемами социализации становится ещё труднее. Он не имеет возможности отойти в сторонку, воспитатели и учителя часто стараются вовлечь таких детей в общую деятельность вне их желания, что может только добавить им стресса. Родители должны присмотреться – с кем из детей ребёнок общается, обращается ли он к кому-то за помощью, обращаются ли ребята к этому ребёнку. На праздничных мероприятиях родители также могут подметить – активен ли их малыш на празднике, рассказывает ли стихи, танцует ли, выбирает ли его кто-нибудь в пару для игр и танцев.
  4. Дома ребёнок с патологической необщительностью никогда не рассказывает о своих сверстниках, друзьях. Он предпочитает игры в одиночку, может неохотно идти на прогулки.
  5. Малыш не против оставаться дома в выходные дни, он не чувствует себя плохо, когда он играет один, сидит в комнате в одиночку.
  6. Ребёнок не любит ходить в детский сад или школу, и всегда ищет любую возможность, чтобы не посещать их.
  7. Чаще всего ребёнок приходит из детского сада или школы нервным, возбужденным, расстроенным.
  8. На день рождения ребёнок не желает приглашать никого из сверстников, и его также никто не приглашает.

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков, которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры, пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Первые друзья в жизни ребенка

Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?

  • Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
  • Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
  • Трех-четырехлетние дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
  • И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.

Именно в раннем и дошкольном возрасте образуются первые социальные связи, которые потом упрочняются и переходят в полноценную дружбу.

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться

Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.

Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению

Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.

Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.

Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.

Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.

Ищите альтернативные группы для общения

Если выясняется, что ребенку, в общем, не очень интересна компания в школе, но ему так грустно одному, что он готов переломить себя, лишь бы его взяли, то самое время разнообразить его круг общения. Пусть он ходит не только в школу, но и в кружки по интересам, в разные студии, пусть общается с разными детьми (конечно, стоит присматривать, чтобы он не попал, например, в дворовую компанию), пусть ищет, где ему интересно. Может быть, он не просто станет где-то своим, а даже сам начнет формировать вокруг себя компанию. Главное – поймать ребенка до того, как он разуверится в себе и начнет замыкаться от мира.

Не редкость и не диво, если дети поначалу не вписываются в какой-то социум; в конце концов они находят компанию в другой среде. Например, дети с интеллектом выше среднего в обычной районной школе могут страдать от социальной изоляции, а попав в хорошую продвинутую школу, где они окружены такими же умненькими детьми, быстро находят друзей.

Но родителям следует помнить, что их ребенок находится в зоне риска и может быть не принят другими детьми, если он чем-то от них сильно отличается. Это могут быть любые индивидуальные особенности мышления, поведения, внешнего вида, речи. Таких детей в детские сообщества не включают, более того, над ними издеваются. Эта жестокость имеет свое объяснение: дети – довольно тревожные существа, им проще и легче в компании себе подобных. А сверстники, отличающиеся от большинства – прекрасные объекты для того, чтобы насмешками над ними и бойкотом «гасить» такую тревогу, чувствовать себя рядом с ними увереннее и комфортнее.

Бывает, что у ребенка есть серьезные отличия от других детей, которые ему самому не под силу изменить, например, заикание, нервный тик, низкий достаток, физическое увечье. В таких случаях родители должны приложить как можно больше сил, чтобы этот недостаток по возможности устранить или минимизировать. Но в любом случае, возможно это или не возможно, ребенку надо объяснить, что все люди разные, у всех разные особенности, и каждый может найти для себя определенный круг общения.

Принципиально важно, чтобы ребенок не относился к своей особенности как к чему-то негативному и ограничивающему. Тогда и остальные не будут так это воспринимать

Не играют только с теми детьми с особенностями, которые эти свои особенности подчеркивают, выделяют, стесняются их или не принимают.

Ролевая игра

Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос «Почему вы не берете меня в игру?» и его возможные контр-предложения:

Причина: Ты не умеешь играть в эту игру!Предложение: Я научусь, если вы возьмете меня.Причина: Ты мухлюешь!Предложение: Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение — не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

Свежие новости

  • Из-за сериала «Ход королевы» вырос интерес к шахматам

  • Рейтинг самых дорогих для жизни городов от The Economist

  • Общественный транспорт в Украине сменят на более экологичный

  • Дакота Джонсон новый креативный директор велнес-компании Maude

  • Первая женская футбольная лига появилась в Саудовской Аравии

    Новости на главной

Ребенок ни с кем не дружит: что делать родителям?

  • Если с ребенком не хотят общаться из-за того, что у него старый мобильный телефон или нет модной одежды, не стоит бежать в магазин за дорогими гаджетами и вещами. Лучше всего поговорить с малышом, выяснить его мнение по данному вопросу. Можно купить новый телефон, но с учетом имеющихся финансов. Стоит отметить, что многие родители сами выбирают для ребенка престижную школу, в которой учатся более обеспеченные дети, но при этом сами не отличаются высокими доходами. Лучше всего, чтобы ребенок обучался в заведении, где не будет испытывать комплекса неполноценности из-за материального положения своей семьи.
  • Можно записать ребенка в спортивный или танцевальный кружок, если у него присутствует лишний вес, а также не забывать про сбалансированный рацион. Это позволит ребенку приобрести новое увлечение, обрести новых приятелей, а также стать более стройным.
  • Всегда можно записаться на прием к психологу, если присутствуют особенности поведения, из-за которых у ребенка возникли трудности в общении.
  • Любимому чаду обязательно нужно ощущать поддержку родителей: можно делиться собственным опытом общения со сверстниками. Не нужно критиковать друзей ребенка, лучше, если они будут в пределах видимости, чем будут слоняться по подъездам и заброшенным местам. Возможно, что удастся завести дружбу семьями и тогда можно организовывать грандиозные мероприятия, на которых удастся отдохнуть и самим родителям.
  • Можно испечь печенье или купить конфеты, чтобы ребенок смог поделиться ими со сверстниками. Более того, родители способны своими усилиями создать подходящие условия для игры, в которой любимый малыш сможет раскрыть свои способности и научиться общаться со сверстниками.
  • Родители должны мотивировать ребенка знакомиться с новыми друзьями. Можно попросить педагогов включать стеснительного ребенка в театральные занятия, которые будут способствовать избавлению от застенчивости, отточат навыки ораторского мастерства и позволят обучиться работе в команде.

При попытках наладить отношения сына или дочери со сверстниками, не стоит принуждать к дружбе и общению. Вы в любом случае должны помнить, что ребенок – прежде всего, личность, и у него может быть своё собственное мнение.

Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Решение проблемы

Если ребенок является чужаком в детской команде из-за недостаточно модной одежды или отсутствия дорогого смартфона, не соглашайтесь на крайности такие как игнорирование либо приобретение дорогой вещи. Поговорите с ребенком, узнайте у него какой телефон купить, можно ли как — то сэкономить на его приобретении. Таким образом, он будет чувствовать себя более уверенным, потому что его мнением интересуются.

Когда ребенок не принят детским обществом из-за избыточного веса или стройности, решение этой проблемы может быть в спорте. Хорошо, если он пойдет в спортивную школу с одним из своих одноклассников, другом с детской площадки или садика — с единомышленником всегда веселее добиваться успешных результатов.

Родители должны понять и передать воспитаннику мысли, по какой причине, качествам характера с ним не хотят дружить. Здесь главная задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, поддержке намерений исправиться, в особых случаях, может потребоваться консультация опытного психолога.

Каждую инициативу закрытого и нерешительного ребенка следует поощрять добрым словом и проявлением родительской гордости. Нельзя плохо говорить о детях, с которыми он чаще всего играет или общается — это может пресечь всю его дальнейшую инициативу.

Для лучшей адаптации, необходимо научить ребенка уважать других, говорить «нет», управлять своими эмоциями и придерживаться правильной формы поведения в различных ситуациях. Как уже упоминалось, в случае серьезных нарушений, лучше обратиться к психологу, который найдет настоящую причину и обязательно ее исправит.

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры

Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером

И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Важно почувствовать ситуацию успеха

На следующем занятии все-таки вернулся к групповой работе, но на этот раз назначил Артема капитаном одной из команд. Восторга у остальных это не вызвало, но спорить не стали.

Ученикам нужно было из деталей конструктора собрать катапульту, которая потом стреляла бы дальше других. У Артема с напарниками долго что-то не клеилось, но потом Артем взял лист бумаги, начал рисовать и объяснять, что предлагает сделать.

Команда начала помогать, потому что идея, очевидно, была хорошая. В итоге, победили. И в следующие дни я назначал Артема капитаном, а через неделю – нет. Артем, очевидно, расстроился, но ненадолго: в команде активно работал, предлагал идеи.

Что произошло? Вначале он почувствовал ситуацию успеха, понял, что тоже может быть победителем, что может быть лидером. А потом этой ситуации его на время лишили (нужно было показать, что успех не бывает вечным). Артем справился, продолжил работать. Главное, одноклассники постепенно начали воспринимать его как полноправного члена группы.


Источник фото: pixabay.com

Надеюсь, так будет и дальше: по крайней мере, с их будущим классным руководителем ситуацию обсудили, учительница обещала обратить на Артема внимание

Как помочь адаптироваться

Повысить навыки общения поможет совместная деятельность. Пусть малыш принесет в коллектив мелки или карандаши и предложит всем порисовать. Нужно чаще приглашать сверстников в гости, вместе играть в настольные игры, жмурки, прятки.

Обычно игнорирование отбивает у ровесников интерес дразнить и обижать

Следует обратить внимание и на педагога, ведь негатив может исходить и от него. В разобщенном коллективе часто не хватает влияния грамотного наставника

Хорошим решением будет записать сына или дочь в кружок. На дополнительных занятиях они смогут найти себе много новых друзей. Детям, получающим удовольствие от одиночества, родители могут помочь только оставив чадо в покое. Мудрый не по годам малыш сам решит, когда и с кем ему дружить. А вот ряд признаков должен насторожить родителей и заставить обратиться к специалисту. Патологическая необщительность выражается в крайней отстраненности малыша, заторможенности, невнятной речи, неспособности концентрироваться во время разговора, игнорировании общепринятых правил и установок.

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка  за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке – причины такого поведения

Если у ребёнка много комплексов или есть какой-то физический недостаток – возможно, он стесняется этого, и уходит от прямого контакта со сверстниками. Бывает также, что дети дразнят ребёнка из-за его излишней полноты, неаккуратности, заикания, картавости и т.д., и ребенок может уходить от контактов со сверстниками из-за страха быть осмеянным.
Ребёнок может сторониться контактов с другими детьми из-за своего внешнего вида – может быть, дети смеются над его не очень модной или неопрятной одеждой, старой моделью мобильного телефона, прической и т.д.

Негативный детский опыт: возможно, ребенка всегда подавляют родители или старшие в семье, на ребенка часто кричат в семье, его друзей ранее осмеивали и не разрешали принимать у себя дома, и впоследствии ребенок начинает сторониться компании сверстников, чтобы не вызывать гнев родителей.

Ребёнок, который испытывает недостаток родительской любви, склонен чувствовать себя одиноким и в компании со сверстниками

Возможно, в семье недавно появился ещё один ребенок, и всё внимание родителей направлено к младшему брату или сестре, а ребенок постарше стал недополучать внимания, чувствует себя ненужным, неумелым, плохим, «неудобным» для родителей.
Ребенок становится аутсайдером в детской среде часто из-за своей застенчивости. Его просто не научили идти на контакт

Возможно, этот ребенок имел с младенчества проблемы в общении с родными людьми, которые заключались в его вынужденной или нарочной изоляции (ребёнок, рожденный не от любимого мужчины, ребенок, который много времени провёл в больнице без мамы, имея последствия так называемого «госпитализма»). Такой малыш просто не знает, как идти на контакт с другими детьми, и даже боится этого.

Ребенок, который ведет себя всегда агрессивно и шумно, также нередко страдает из-за одиночества. Это бывает с детьми, получившими гиперопеку родителей, так называемые баловни. Такой ребенок всегда хочет быть первым, побеждать, быть лучше всех. Если же в детском коллективе этого не принимают, то он отказывается дружить с теми, кто, на его взгляд, просто недостоин его внимания.

Дети, которые не посещают детские учреждения – а, например, воспитываются заботливой бабушкой, относятся также к группе риска детей с проблемами социализации в детском коллективе. Ребёнок, который обласкан заботой бабушки, которому достается всё внимание и любовь, который большую часть времени проводит дома, может не уметь общаться с другими детьми, и в школе будет иметь проблемы адаптации в коллективе.

Как научить ребенка общаться со сверстниками

Умение дружить – качество, которое необходимо любому ребенку и взрослому

Важно научить ребенка понимать, что у другого человека могут быть другие взгляды и другие потребности. Различия делают отношения более яркими и интересными, и в них должны быть не только общие интересы, но и разногласия

Доброта и приветливость хороши только на первом этапе отношений. За ним могут последовать серьезные разногласия и даже конфликты. Это нормально, так как все люди разные и необходимо научиться уважать чужие потребности, и уметь отстаивать свои.

Чтобы малыш мог нормально общаться со сверстниками, родителям следует самим научиться выражать эмоции, предъявлять потребности, не игнорировать собственные желания и чувства. Только способность родителей выражать и реализовывать свои потребности, поможет ребенку научиться корректно выражать его желания и стремления. Родители становятся для своих детей своеобразным «тренажером», благодаря которому малыш учиться осуществлять защиту и просить о помощи, когда это необходимо.

Если ребенок вырос в семье, где у родителей много друзей, а в доме часто бывают гости, как правило, он растет открытым и общительным. Но никогда не будет лишним рассказать о том, что такое дружба, как вы помогаете друзьям или они помогают вам.

Ребенок любит петь, рисовать, ему нравятся танцы или футбол? Тогда стоит его записать в секцию или детскую студию, где он встретит детей с такими же интересами и ему легче будет найти друзей.

Поговорите с ребенком, узнайте все ли его устраивает в отношениях со сверстниками, что он хотел бы изменить. Подскажите ему, что друзья

  • всегда говорят правду, даже если она неприятна;
  • прощают, даже если ты виноват;
  • принимают, несмотря на недостатки.

Ребенку необходимо показать разные модели поведения, которые помогут ему приобрести друзей, сохранить дружбу и не потерять свое «я». Ведь дети не любят н тех, кто слишком заносчив, но и не уважают тех, кто не может за себя постоять. Его отношения со сверстниками будут вытекать из отношений с вами. Ведь до 4 лет дети, играя, повторяют в той или иной степени действия родителей, и лишь к 5-6 годам усложняют игры.

В этом возрасте они начинают ценить оригинальность, умение предложить что-то неординарное. Поэтому помогите найти ребенку новую игру или внести изменения в старую. Пусть он немного выделится. Дети младшего школьного возраста это ценят. Но с другой стороны не мешайте ему быть похожим на других.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector