«Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу?

Как обучать и воспитывать левшу

Последние исследования в области медицины, психологии и педагогики подтверждают, что ни в коем случае нельзя переучивать левшу. У ребенка могут возникнуть неврозы (энурез, заикание и пр.), проблемы с мышлением, речью и письмом.

Не заостряйте внимание на особенностях леворукого малыша. Пусть он не чувствует себя непохожим на других детей, иначе у него могут развиться комплексы.
Правильно оборудуйте рабочее место

Маленький левша должен сидеть за столом с прямой спиной, свет должен падать справа. Слева от листа или тетради должно быть достаточно места, чтобы ребёнок мог удобно расположить руку.
При чтении и письме тетрадь или книга должны быть наклонены справа налево.
Приобретите письменные принадлежности для левшей: сейчас можно найти удобные наборы с ручкой, линейкой, ножницами, созданными для удобства леворуких малышей.
Следите, чтобы карандаш, фломастер или ручку ребёнок держал не у самого пера, а на расстоянии около 4 см от кончика, чтобы он мог видеть, что пишет и рисует.
Маленький левша особенно нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки.
Из-за отличий нервной системы левши быстро переутомляются, поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть.
Если ребёнок попал в ситуацию, когда ему нужно сделать что-то правой рукой (взять нож за столом, приложить проездной к турникету), ласково подскажите ему: «Это удобнее делать правой».
Не ругайте ребёнка, не кричите на него и не наказывайте за промахи. Не забывайте, что многие вещи, которые вы делаете с лёгкостью, ему тяжело даются.

Помните, что ваш маленький левша — очень способная, творческая и эмоциональная личность. Пение, игра на фортепьяно, актёрское мастерство и виды спорта, где задействованы обе руки (лыжи, плавание, баскетбол), — подходящие сферы, где малыш может полностью реализовать свои склонности и добиться успеха.

Теги по теме:
левшаписать левой рукой

Не с той ноги

«АиФ-Прикамье» спросил, как живётся левшам?

Бухгалтер Надежда Красич:

«Меня с детства переучивали писать правой рукой. Методы были жёсткие: привязывали левую руку, чтобы сдержать рефлекс, а в правую давали ручку и карандаш. Поэтому сейчас я пишу только правой, но всё остальное: от приготовления еды, уборки и до накладывания макияжа могу делать обеими руками. Ем я тоже обеими руками. Что касается вождения, то леворукость не мешает. Руль же находится слева, поэтому проблем нет. Одно замечаю за собой: встаю всегда с левой ноги, и шаг делаю тоже с левой. Когда не задумываюсь, то делаю больше левой рукой».

Эколог Виолетта Коюшева:

«Никаких необычных ощущений от того, что я левша, не испытываю. Да, могу писать двумя руками, зеркально тоже умею, но всё же почерк левой рукой корявей намного, чем правой. Всё остальное делаю левой рукой. Это даёт свои преимущества. Например, удобно красить глаза или брови: правую сторону – правой рукой, левую – левой. Есть и небольшие неудобства: не всеми ножами могу пользоваться. Есть ножи с односторонней заточкой,не могу ими резать левой рукой. Поэтому режу ножом с двусторонней заточкой. Ножницами левой рукой тоже резать неудобно, приходится правой. И банки консервные не получается открывать. Знаю, что у многих левшей такие проблемы с открывашками».

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

  • АиФ / Ольга Семёнова

В чем уникальность левши?

У левшей более активно правое полушарие мозга, которое отвечает за креативность и фантазию, поэтому из левшей вырастают отличные художники, писатели и музыканты

Левши отличаются импульсивностью, повышенной эмоциональностью и ранимостью, именно поэтому не следует акцентировать внимание на их особенности, а тем более пытаться их переучивать. Так дети все воспринимают в штыки

Многие люди также используют свою особенность в спорте и активных играх, ведь противникам сложно понять ход рабочей руки левши (например: единоборства, бадминтон, теннис, фехтование и прочее, где требуется активное участие ведущей руки). Левша и правша не имеют разницы в умственном развитии, но первые часто предлагает необычные решения математическим задачам.

Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу, это может привести к категорическому отказу ребенка от обучения

Также не стоит акцентировать внимание на непохожести и неправильности малыша. Попытайтесь убедить его, что он вовсе не ненормальный, а уникальный и особенный.
Поговорите с учителем или воспитателем и предупредите об особенности, также скажите, что вы против того, чтобы вашего ребенка насильно заставляли писать правой рукой.
Купите специальные принадлежности для левшей (качественные выпускаются фирмой Mamped).
Для письма приобретите ребенку ручки лайнеры или рапидографы, они имеют стойкие чернила, которые не будут размазываться рукой, что сделает почерк аккуратнее.
Если вы узнаете, что учитель занижает оценки из-за почерка или неправильного наклона букв – сразу идете в школу, обговаривайте ситуацию с учителем, либо с директором.
Вероятно и такое, что ваше чадо будет подвергаться насмешкам со стороны сверстников

Не советуем сразу бежать разбираться с детьми. Какой бы нравоучительный и воспитательный разговор вы бы с ними ни провели, ситуации это вряд ли поможет, а возможно и наоборот, одноклассники лишь пуще начнут смеяться. Лучше всего поговорить с самим ребенком, объяснить ему, что он должен уметь постоять за себя, либо же обговорить ситуацию с родителями на собрании, но не с детьми.
Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним все на свете, он должен видеть в вас друга и не бояться вам довериться, так будет легче узнавать о проблемах, с которыми он сталкивается.
В некоторых, запущенных случаях, когда, например, ученику так и продолжили снижать оценки за почерк и пытаться переучить его, а сверстники и дальше пускают шутки и издевки в его сторону, малыш может превратится в очень нервного, замкнутого, необщительного и неконтролируемого подростка. В таких случаях нужно без промедления идти к психологу за профессиональным советом.

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности ребенка, ведь левши рождаются с более развитым левым полушарием мозга, это значит, что переучивание загубит весь его потенциал. Родителям необходимо ценить ребенка и самостоятельно поспособствовать развитию его способностей, но как определить правша или левша ребенок заранее? Для этого есть несколько несложных методик.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.

  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга

Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Физики или лирики?

Психолог Ольга Норина поясняет: леворукость – результат устройства мозга. У каждого полушария головного мозга своя роль. Так левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным  мышлением и отвечает за правую сторону тела: принимает  информацию от правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое же полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение и обслуживает левую  сторону тела.

«Поэтому левши более склонны к фантазированию, чем правши. Они эмоциональны, у них развиты творческие способности, они хорошо рисуют, любят рукоделие и конструирование», – говорит Ольга Норина.

Эти особенности проявляются и в процессе обучения. Левша может блистать на уроках литературы, а вот на математике и черчении откровенно скучать, с нетерпением ожидая звонка на перемену. Поэтому, чтобы у ребёнка не было «завала» по этим предметам, на них нужно сделать упор.

«В моём классе учатся девочки-близнецы, обе левши. Они пишут интересные, красивые сочинения. Любят читать, и всё прочитанное проходит через их сердце, обязательно воплощаясь в жизнь в виде поделок или рисунков. Вообще, к выполнению любой учебной работы они подходят творчески. Точные науки им даются сложнее, в таких предметах они прикладывают больше старания. Но временами могут и в математике блеснуть, например, победить в олимпиаде», – рассказывает учитель начальных классов гимназии №33, победитель конкурса «Учитель года» Альфира Мусина.

Педагоги советуют родителям левшей заниматься с детьми проектной и исследовательской деятельностью.

«Это благодатное поле для проявления заложенного в детях творческого потенциала», — считает Альфира Мусина.

Большинство левшей выделяются среди своих сверстников. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка

Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия

90 % населения составляют люди, у которых доминирующей рукой является правая. Однако все-таки существует и некоторый процент левшей. В большинстве физиологических и психологических особенностей они такие же люди, как и остальные. Тем не менее, учеными признано мнение, что мозг левшей работает несколько иначе, чем у правшей.

Как утверждает Рональд Йео, профессор психологии в Университете Техаса в Остине, управляющая рука еще в утробе матери определяется, так как именно в этот период у ребенка формируются основные механизмы организма. Узнать, чем же так особенны люди, пишущие левой рукой, вам поможет список фактов, перечисленный ниже.

Как пройти тест на леворукость?

Моторика
:

  • завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
  • предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
  • положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.

Ловкость
:

  • предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
  • бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).

Веселые игры

Рутина
:

предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.

Креативность
:

дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.

Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Советы родителям по дошкольной подготовке ребёнка-левши

Развитие детей с доминантной левой рукой требует терпеливого и заботливого участия со стороны взрослых. И чего уж точно не стоит делать родителям и педагогам – это переучивать левшу на правшу, как это было заведено раньше. Может быть, именно поэтому число левшей выросло в наше время с 15% до 30%. Переучивание сбивает программу, заложенную природой, ребёнок теряется, не понимает, чего от него хотят, и чего хочет он сам.

Ни в коем случае не надо заострять внимание на том, что ваш ребёнок – левша. Более того, чаще предлагайте ему занятия и игры, в которых малыш задействует обе руки

Из-за особенностей нервной системы и эмоциональности, дети-левши быстро устают. Поэтому дошкольные занятия для них должны длиться не более 20 минут. После непродолжительного отдыха можно снова продолжить учёбу.

Обучение чтению, письму и счёту требует от ребёнка-левши дополнительной нагрузки и времени. Пусть вас не раздражает его медлительность. Не надо злиться и нервничать, иначе он тоже начнёт паниковать и суетиться, вместо того, чтобы сосредоточиться на задании.

Ещё с младенчества дети-левши просят по нескольку раз перечитать, пересказать или показать один и тот же отрывок, сказку, сюжет. Это не потому, что у них плохая память, а потому что так им легче выстроить логические цепочки. Поэтому обучение ребёнка-левши включает большое количество повторений пройденного материала.

При обучении чтению леворуким детям трудно уследить за строчками, они могут начать читать предложение с его середины. Пусть малыш использует линейку или закладку, помогающую не путать строчки.

Обучение письму тоже может доставить хлопот. Ребёнок может не дописывать строчки, начать писать зеркально, справа-налево.

Как помочь левше справиться с возможными проблемами

Родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, становится понятно, что подготовку к школе ребёнка-левши нельзя пускать на самотёк. Но и обычные курсы ускоренной подготовки к школе, или нулевой класс, ему вряд ли подойдут.

Малыш-левша познаёт мир творческим полушарием мозга, а значит, на занятиях должны присутствовать яркие пособия, фигурки, песенки, ритмика и т.д. Ну, и кубики Зайцева в придачу. Согласитесь, что для такого обучения необходим настоящий специализированный центр детского развития.  И у нас в Бишкеке он есть.

Приглашаем вашего творческого ребёнка на пробное занятие в детский центр развития «Чудо-Чадо». Гарантируем — ему понравится!

Факты о левшах

Статистика показывает, что в Западной цивилизации — больше левополушарно ориентированных людей (логиков), в Восточной – больше правополушарно ориентированных (творческих). 
Левшей в Средневековье часто обвиняли в колдовстве. Пользоваться левой рукой означало принадлежать дьяволу: все проклятия и заклинания произносились с левой руки. По этой же причине казнили Жанну д’Арк и считали, что среди рыцарей не могло быть леворуких. В Японии до сих пор мужчина может развестись с женой, если заметит, что она леворукая, как будто это физический изъян.
Леворукость – такая же врожденная (чаще всего) особенность ребенка, как цвет глаз или рост, поэтому ее не нужно пытаться исправить. За то, какая рука будет ведущая, отвечает ген LRRTM1. Если оба родители левши, вероятность 46%, что ребенок будет левшой, если один родитель – 17% и если оба правши – 2%. В 40 лет женщина имеет на 130% больше шансов родить левшу, чем в 20.
Из наблюдений: когда кладешь новорожденного на живот, правша поворачивает голову вправо, левша влево или в обе стороны одинаково. Ведущая рука формируется к 4-5 годам. До этого дети могут одинаково использовать как правую, так и левую руки

Важно не настаивать, чтобы они пользовались какой-то одной рукой.
Часто дети-левши начинают говорить позже сверстников, и имеют сложности с произнесением некоторых звуков, а также чаще имеют дислексию.
Следствия переучивания: по статистике, каждый третий ребенок с заиканием – переученный левша; возникают серьезные перемены в эмоциональном стоянии (капризность, раздражительность, беспокойный сон, вспыльчивость); могут развиться головные боли, постоянная вялость, неврозы, тики, энурез.
Левши более восприимчивы к отрицательным эмоциям, таким как гнев, страх, тревога. Они более нерешительны, быстрее утомляются и чувствительнее к критике

В тоже время, больше склонны к эмпатии, впечатлительны и ранимы.
У них отлично развита интуиция, они находят нестандартные решения, легче приспосабливаются к новому.
Дети-левши намного упрямее.
Левшам сложнее адаптироваться к школе. Им сложно работать в больших группах, где все регламентировано, поэтому военные училища не для них и могут быть сложности в детском саду.
Левши легче обучаются, если использовать зрение, осязание, поэтому в работе с ними важны наглядные пособия.
Левши предрасположены к творчеству, а не к точным наукам. В тоже время, они сильны в ориентировании в пространстве, архитектуре и математике. Многие левши отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом.
Тестирование университета Сейн-Лоуренс в Нью-Йорке показало, что среди левшей больше людей с коэффициентом умственного развития больше 140.
Среди зверей примерно половина – леволапые или амбидекстеры (те, кто хорошо орудует обеими лапами). У кошек – 40% левшей и 10% — амбидекстеров. А все белые медведи — леволапы. 

Фото: depositphotos.com

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:

Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности

Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными

С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).

Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.

Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.

Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Вторая группа — так называемые компенсаторные левши.

Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие, и ведущей становится левая рука. Компенсаторные левши — часто дети поздних мам, потому что беременности у таких мам нередко протекают сложно и заканчиваются трудными родами. Компенсаторные левши нередко встречаются среди трех-четырех близнецов — то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными.

Компенсаторных левшей среди нас 12-13%, и в развитых странах их становится все больше, потому что все больше там рождается поздних детей.

Третья группа — вынужденно лево-рукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой, которая становится более тренированной и умелой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие мозга-то у него левое, оно отвечает за письмо, и оно же «курирует» правую руку. Таких вынужденно леворуких в мире — 2-3%.

Четвертая группа — подражательные левши. Она самая маленькая, меньше полпроцента населения.

В Институте возрастной физиологии рассказывают такой случай. На прием пришла мама с двумя сыновьями. Оба пишут левой, но у старшего почерк хороший, а у младшего — сплошные проблемы с письмом. Стали разбираться. Старший сын оказался генетическим левшой. И неудивительно — и папа у них
левша, и дедушка. Поэтому, когда младший стал все делать левой рукой, родители восприняли это как должное. Но когда младший пошел в школу и у него возникли трудности с письмом, родители призадумались. Оказалось, что младший у них — правша, но поскольку все мужчины в семье лучше владели левой, малыш тоже все делал левой рукой, как папа, как брат.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

Как определить: ребенок правша или левша?

Определение ведущей руки стоит начинать с 18 месяцев. До этого времени все дети являются амбидекстрами, то есть они одинаково управляются и левой и правой рукой. Для того, чтобы понять как определить правша или левша ребенок внимательно наблюдайте за поведением малыша: какой рукой он старается дотянуться до предметов, в какой держит лопатку или игрушку. В этом возрасте не стоит ограничивать ребенка попытками сделать из него правшу, например, постоянно выкладывая ложку на стол с правой стороны. Это только создать неблагоприятный фон для общего развития и не повлияет на формирование левши.

Если вы обнаружили, что ребенок предпочитает работать левой рукой, то внимательно осмотрите окружающее малыша пространство. Стандарт мира — праворукость, поэтому большинство предметов созданы для удобства использования правой рукой: дверная ручка или большинство игрушек.

При достижении возраста в 36 месяцев формирование ведущего полушария мозга и, соответственно, ведущей руки практически завершается. Для определения левши можно воспользоваться рядом простых хитростей и игр.

  • Довольно простой способ как определить правша или левша ребенок — это игра в ладоши. Ведущая рука у ребенка будет всегда преобладать при попытке малыша хлопнуть вашу ладонь. Кроме этого весьма эффективно поиграть с ним в «сорока-ворона» (когда необходимо пальцем руки водить по вашей ладони). В этом случае ведущая рука всегда будет выступать в качестве указателя.
  • Попросите ребенка совершить простое действие с предметом. Это может быть как просьба открутить крышку у бутылочки или удержать воздушный шарик на веревочке. Мозг человека устроен так, что любое действие должно выполняться им с наибольшим комфортом и для осуществления операции будет выбираться ведущая рука.
  • Попросите ребенка погладить пушистую игрушку или животное. Развитие ведущей руки приводит не только к определению ее в качестве основного инструмента для совершения операций, но и значительно развивает чувствительность всех рецепторов. Для осуществления приятного действия ребенок задействует именно ведущую руку. Для этих же целей можно попросить ребенка выполнить какие-либо действия одной рукой. Например, рисование кисточкой или собирание пазла не требует использование одновременно двух рук и выполнять эти действия вполне можно одной рукой. Но с другой стороны они требуют концентрацию и собранность, что позволит успешно выполнить задачу.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок является левшой, то ни в коем случае не стоит его «переучивать» на владение правой рукой. К этому привели не сбои в развитии, а особенность строения мозга и все действия по «перевоспитанию» приведут к психологическому дискомфорту и возникновению психологических комплексов на данной почве. Поэтому старайтесь наоборот поддерживать ребенка и помогать ему. Для этого стоит произвести небольшие изменения в быту для удобства пользования левой рукой: делать межкомнатные двери с ручкой с левой стороны или создавать арочные проемы без ручек, приобретать компьютерные комплектующие или другие предметы, созданные для левшей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector