Формирование характера ребенка начинается с пеленок

Типы характеров

Американские педиатры выделяют три типа темперамента у младенцев, а также промежуточные случаи.Ребёнок с легким темпераментом отлично приспосабливается к условиям извне, им легко привыкнуть к режиму, они спокойны, их очень легко уложить спать.
Такие дети прекрасно себя чувствуют на руках мамы и папы, среди игрушек, лояльны к посторонним, зачастую они даже минуют «страх чужаков».
После того, как ребёнок вырастает, не возникает проблемы отнимания от груди и отучения от пустышки.
Таких малышей можно назвать наградой для родителей. Когда они взрослеют, они уравновешенные – флегматики и сангвиники, они доброжелательны, им легко влиться в коллектив, они доброжелательные.Следующий тип – средней тяжести, они немного хуже переносят перемены, несколько негативны к чужим людям, но в целом особых проблем с ними нет.Другой тип – тяжёлый характер, по-другому ещё безрежимный. Они с большим трудом переносят перемены, не комфортные условия, всё время требуют внимания со стороны родителей, легко становятся «ручными», но на новых людей обычно реакция негативная.
Проявления такого ребёнка крайне интенсивны, малыш долго расслабляется, его очень тяжело уложить спать. Заставить заснуть самостоятельно такого малыша на первом году жизни практически невозможно.
Тяжёлые дети всегда считались проблемным явлением, считались «наказанием».
Некоторые книги, близкие к сфере психологии, писали о будущих проблемах в подростковом возрасте, о том, что такие дети вырасту истеричными, непослушными эгоистами, даже писали о криминальных наклонностях.
Произошла реабилитация тяжёлых детей благодаря педиатру Уильяму Серзу. Он не стал давать термин «трудное дитя», вместо этого он называет таких детей, имеющими повышенные психологические потребности. Уильям Серз говорит о положительных качествах таких детей. Это эмоциональность, способность к переживаниям, сильная воля, в будущем развитая эмпатия, способность к пониманию смысла вещей. Для проявления таких положительных качеств необходимо грамотно подойти к воспитанию дитя, быть чутким с ним.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите — пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи

Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер,  разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку

Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов. Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится. Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Кризисы этого возраста

На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.

Кризис 1 года.

В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.

Характерными признаками являются:

  • требование внимания к себе;
  • упрямство;
  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • бурная реакция на замечания родителей;
  • капризы;
  • противоречивость поведения.

Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.

Способы, как преодолеть кризис:

  • не наказывать его за проступки и капризы;
  • создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
  • если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
  • спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность

Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет

Кризис 3 лет.

Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.

Признаки кризиса:

  • негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
  • упрямство;
  • настойчивость;
  • самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
  • обидчивость;
  • хвастовство.

Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.

Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными

Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся — это очень важно слышать каждому ребенку

По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.

Как формируется характер

Представления маленького ребенка об окружающем его мире складываются под влиянием того, как с ним обращаются взрослые. Если они доброжелательны, улыбчивы, удовлетворяют его необходимые потребности, то и ребенок будет расти открытым и доверчивым.

И наоборот – если они редко с ним общаются, разговаривают с ним повышенным тоном и с недоброжелательной интонацией, плохо удовлетворяют его потребности, то и ребенок будет расти скрытным, замкнутым и недоверчивым. В дальнейшем ребенок начинает понимать, какие его поступки поощряются, а какие наказываются, и его поведение и черты характера определяет то, за что он хочет получить поощрение. То есть он поступает так, чтобы его действия заслужили положительную оценку окружающих его людей. Черты характера, за проявление которых ребенок получает наказание, проявляются все меньше.

Круг окружающих ребенка людей постепенно расширяется, в него включаются все новые люди – сверстники, взрослые. И все они обладают своими собственными психологическими качествами, которые могут не совпадать со сложившимися представлениями ребенка о плохом и хорошем, о том, за что ругают и за что хвалят. В связи с этим в его характере могут возникнуть противоречия.

Структура характера: из чего состоит детская личность

Итак, человеческий характер – это совокупность нравственных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных черт личности, которые формируются на основе темперамента.

Индивидуальность людей обусловлена степенью проявления этих самых черт характера. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные черты характера – это любознательность, рассудительность, наблюдательность и гибкость ума

Если вы хотите развить в своем малыше подобные качества, обращайте его внимание на то, что его окружает: вот едет машина, лает собака, летит птица. Также читайте книжки, учите песенки и стихи.
Эмоциональные качества очень сложно развивать при помощи упражнений, поэтому нужно с самого рождения окружать кроху положительными эмоциями

Следует учить его заботиться о домашнем животном, смотреть добрые мультики и фильмы, объяснять, что такое сопереживание, доброта и сочувствие.
Чтобы сформировать у детей волевые качества (выдержка, целеустремленность, независимость, инициативность), научите их проявлять упорство, ставить цель и достигать ее, позволяйте им принимать самостоятельные решения. Пусть ребенок сам выбирает книжку, которую вы прочтете ему вечером, одежду, в которой он пойдет на прогулку.
Чтобы сформировать у малыша нравственные черты характера, такие как порядочность, честность, долг, не стоит читать нотации. Лучший способ – это собственный пример. А если маленький человечек поступил неправильно, обидел кого-то, попробуйте не ругать, а обсудить ситуацию и вместе найти лучший выход.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector