Почему еврейские дети становятся гениями: 7 принципов воспитания, секреты и правила израильских мам

Библейский период

В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца (Исх. 20:12; Втор. 5:16; см. Родители и дети). Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать (ср. Пр. 18); когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам (Быт. 18:19; Исх. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7; Миха 7:6); однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца (Лев. 19:29)

Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества (Чис. 27:4, 8)

Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор. 6:7, 11–19).

По-видимому, уже в эпоху Первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6–9; 11:18–20) означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь (см. Гезер) был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста (I Сам. 211–3:21).

Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.

В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит э́шет ха́ил — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

Россия и СНГ

Решающую роль не только в образовании, но и в воспитании детей играют еврейские школы. Первоначально возникли воскресные школы, зимние и летние лагеря для еврейских школьников, затем — дневные еврейские школы. Первая такая школа была открыта в 1989 г. в Риге. По данным Института проблем еврейского образования в Петербурге и Джойнта, к январю 1995 г. на территории бывшего СССР число дневных еврейских школ достигло 41, из них 17 в России (12 в Москве и Петербурге) и 13 на Украине. В тот же период действовало 190 воскресных и вечерне-воскресных школ. В системе еврейского образования обучались более семнадцати тысяч детей. Еврейские школы ставят своей целью привить детям чувство причастности к еврейскому народу, к его культуре, религии и традициям. Это находит отражение в учебных программах. Предметы еврейского цикла обычно включают еврейский язык (иврит, идиш), историю еврейского народа, Танах (в ряде школ углубленно изучают Талмуд), а также традиционную и современную еврейскую литературу, еврейское искусство, музыку, обычаи.

После 1991 г., с образованием СНГ, в системе еврейского образования существуют три направления. Религиозное воспитание и образование развивается благодаря деятельности различных религиозных организаций и движений (консервативного иудаизма, реформизма, хасидизма и др.). Школы этого направления стремятся приобщить учеников к традиционному образу жизни, приучить к соблюдению заповедей. Светское воспитание и образование, в основном ориентирующее учеников на алию, направлено на облегчение интеграции подростков в израильском обществе. Разработан ряд специальных программ по обучению и репатриации молодежи, которые финансируются главным образом Еврейским агентством.

Еврейское воспитание и образование, развивающееся благодаря усилиям местных еврейских общин, стремится сформировать у детей еврейское самосознание. Учащихся воспитывают в духе традиционных еврейских ценностей, однако без выраженной религиозной окраски, хотя в 1990-е гг. значение синагоги в воспитании детей несколько возросло сравнительно сравнительно с предшествующим периодом.

В реальных условиях развивающегося еврейского образования в СНГ все три направления могут быть представлены в одном учебном заведении.

Еврейскому воспитанию детей в странах СНГ способствует появившаяся там еврейская детская литература на русском языке. Вопросам еврейского воспитания и образования посвящен ежеквартальный журнал «Еврейская школа», который издается Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) в Петербурге.

Вседозволенность или воспитание самостоятельности

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение». Рациональное распределение времени

Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Эмансипация и Новое время

Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе (см. также Хаскала). Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. Поиски компромисса между европейской и еврейской культурами привели к возникновению реформизма в иудаизме и консервативного иудаизма. Реакцией на отход от традиции была кристаллизация неоорто­доксального течения (см. Ш. Гирш; Ортодоксальный иудаизм), приверженцы которого хотя и не отрицали практической полезности общего образования, но настаивали на необходимости сохранения традиционного воспитания.

В Восточной Европе на протяжении 19 в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Однако учащались случаи, когда мальчики одновременно учились в хедере и в общей школе. Поскольку девочки не обязаны были изучать Тору, в высших слоях еврейского общества девочки чаще, чем мальчики, получали общее образование. Значительное влияние на воспитание детей в этот период оказывала еврейская периодическая печать.

Формирование в конце 19 в. еврейского национального движения (см. Ховевей Цион, Сионизм) привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное (см. Еврей), привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Эрец-Исраэль и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите — светского и национально-религиозного (см. Государство Израиль. Образование).

В начале 20 в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания (см. Автономизм, Бунд).

В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца 19 в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде). Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общеобразовательные предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины 20 в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.

Принципы воспитания

Воспитание  детей в еврейских семьях одновременно отличается строгостью и постоянными проявлениями родительской любви. Его основа – приобщение к общей культуре

Именно этому вопросу родители уделяют самое пристальное внимание

В целях безопасности: Умные часы для детей

Еврейские родители не заставляют ребенка хорошо учиться – он делает это сам, потому что с детства усваивает жизненную установку на успех. У него нет отвращения к учебе, образованию, потому что он правильно замотивирован. Сформирована не автоматическая реакция на выполнение каких-то действий, которые с точки зрения родителей или педагогов являются правильными, а верная мотивация хороших поступков. С годами эта черта будет лишь усиливаться.

Обязательными составляющими еврейского воспитания являются:

  • эмоциональная культура, внутренняя и внешняя интеллигентность. Ребенок с раннего возраста учиться контролировать свое поведение, а значит, решать проблемы в конструктивном ключе, воспитывать гибкость мышления;
  • поощрение пытливости ума, любознательности, но лишь с точки зрения практического применения выдумки. Это привязывает малыша к реальности, не дает уходить в мир вымышленных фантазий;
  • нацеленность на достижение серьезных целей, возможно, далеких и больших. Целеустремленность, целеполагание евреи воспитывают в детях как хорошую привычку. Со временем это тоже станет основой жизненного успеха. Взрослые никогда не позволят ребенку сдаться, поддержат и подбодрят, чтобы цель была обязательно достигнута, а модель успеха закрепилась;
  • отказ от необдуманных действий, внезапных никчемных желаний. Это вырабатывает привычку терпеливо ждать, не испытывая страданий и душевного дискомфорта. Умение действовать стратегически делает человека более счастливым, повышает самоуважение, помогает в преодолении трудностей;
  • самостоятельность. Это одна из наиболее привлекательных черт ребенка-еврея. Родители никогда не сделают за малыша то, что он сам в состоянии сделать для себя. Прожить свою жизнь за ребенка нельзя – таково их внутреннее убеждение. А вот помочь в поиске решения родители готовы всегда;
  • отказ от готовых схем и решений. Ребенок должен сам найти ответ, перебрать несколько вариантов, чтобы найти свой собственный, наиболее оптимальный вариант;
  • религиозность. Постоянное ощущение божественного присутствия в жизни – хорошая прививка от лени, распущенности, грубости и прочих неблаговидных поступков. Ребенок знает, что даже если родителей нет рядом, он под присмотром и защитой;
  • ответственность. Именно поэтому у ребенка много обязанностей в семье.

Методы воспитания

Феномен еврейского воспитания – в готовности родителей в ущерб собственным интересам и потребностям создать для детей благоприятную развивающую среду. Какими принципами руководствуются родители?

  • искренняя похвала, искренний интерес к достижениям ребенка, обязательная трансляция его успехов во внешний мир;
  • постоянная поддержка, на которой зиждется родительский авторитет;
  • регулярная материальная подпитка – внешние доказательства и проявления родительской любви. Самое парадоксальное, что подарки «просто так», которые в семьях других национальностей не очень-то приветствуются, ничуть не делают еврейского ребенка хуже или избалованнее. Напротив, подарок «просто так» делает более ценным подарок по серьезному поводу, что является дополнительным средством стимуляции достижений;
  • доброжелательная атмосфера всеобщей любви и уважение. Пожалуй, это кардинальное отличие еврейской семьи от какой-либо другой. Между матерью и отцом раз и навсегда установлены отношения взаимного уважения и признания, нарушить которые не может ничто на свете. Никакой критики, оскорблений, рукоприкладства. Это дает ребенку нравственную основу на всю жизнь;

Полезный материал:

Воспитание в еврейских семьях априори не допускает формирование у ребенка комплексов неполноценности. Его самого никогда не критикуют: негативной оценке подвергается поступок, а не сам ребенок. Его постоянно хвалят, подбадривают, разрешают все, что можно не запрещать, одновременно требуя отвечать за совершенный поступок. Ребенок живет в психологически здоровой семейной атмосфере и сам учится быть родителем. Он умеет распоряжаться своим временем рационально и с уважением относится к подобным требованиям других людей.

Интересно: Воспитательный процесс по-японски

Еврейский ребенок растет счастливым и вырастает успешным. Именно такого результата пытается достичь традиционная педагогика.

Главные правила

Из всего того большого объёма учений и философии, которые посвящены в иудаизме отношениям в семье и, в частности, повествуют про воспитание детей, можно выделить несколько основных правил, о которых необходимо помнить всегда — и постоянно ими пользоваться.

Родители — это пример для подражания

Ребёнок — зеркало, в котором отражаются родители.
Согласно Торе, характер любого человека легко определить по нескольким критериям, а именно:

  • поведение в гневе;
  • отношение к деньгам;
  • факторы, которые выводят его из себя.

Дети — самые чуткие существа, и они считывают все наши слова, жесты и даже мимику не только тогда, когда мы спокойны, добры и счастливы. Они ещё более тщательно наблюдают нас в гневе, их интересует наше поведение в экстремальных ситуациях, а не только тогда, когда всё идёт своим чередом. Если вы не хотите через полгода, год, а то и 10-15 лет увидеть копию своих негативных черт — пытайтесь показывать лишь позитивные.

К тому же дети безошибочно списывают нашу шкалу оценок. Подумайте, оценка в дневнике ребёнка действительно важнее, чем его плохое поведение с другим человеком или животным? Тогда и ведите себя адекватно этой шкале.

Учитесь преодолевать трудности — только так вы научите тому же детей, ведь они усваивают именно вашу систему, а не чью-либо ещё.

Проводите как можно больше времени с детьми

Их детство никогда не повторится снова, и они должны вырасти с уверенностью, что вы всегда готовы помочь им.И мать, и отец должны максимальное количество времени посвящать общению с ребёнком. Играть с ним, гулять на улице, посещать мероприятия, ездить на пикники, заниматься спортом — так вы создадите настоящую близость, доверительные отношения в семье. Воспитание без близости и доверия невозможно.

Разумеется, современным родителям сложно много сидеть с ребёнком — темпы работы, которых от нас требует общество, не позволяют женщине даже дождаться окончания декретного отпуска, не то что стать домохозяйкой. Но то время, что остаётся у вас после и вне работы — вечерами и на выходных — всегда ли вы используете его с умом? Проведите досуг с детьми. Чтобы ребёнок понял, что он действительно важен для родителей, никогда не показывайте ему, что вам неинтересно или вас тяготят совместные занятия. Он должен знать, что если вы нужны ему, вы сможете бросить всё и прийти на помощь.

Не бойтесь поощрять детей

Еврейские каноны, так много внимания уделяющие примерному поведению родителей, призывают не воспринимать как должное идеальное поведение детей — ребёнок только учится вести себя хорошо, и его следует за это хвалить и поощрять!

Воспитание предполагает не только наказание за проступки, но ещё и стимулы для хороших дел. Если ребёнок заслужил — похвалите его, причём не только наедине, но и перед всеми. Тогда у маленького человека появится понимание, что его любят и ценят. И он постарается быть благодарным и далее соответствовать высокой оценке.

Воспитание наполовину зависит от молитв Богу, а наполовину — от мира в семье

Даже самые верные каноничные евреи понимают, что ни в чём в мире нельзя положиться лишь на Бога, не прилагая собственных усилий. Воспитание ребёнка — это большой труд, и взаимодействие происходит не только между сторонами родители — дети, но и между обоими родителями.

Дети, копируя манеру поведения каждого из членов семьи, запоминают и всю модель вашего брака.

Воспитание самостоятельности ребёнка необходимо начинать с малых лет.

Как бы ни была сильна ваша любовь и готовность прийти на помощь, однажды вашим детям придётся обходиться в мире без вас — и приучать их к самостоятельным решением нужно уже в раннем возрасте.

Как вы собираете ребёнка в школу? Будите, кормите, помогаете одеваться, вечно поторапливаете, вечно раздражаясь и нервничая? Научите его самостоятельно следить за временем. Быть вовремя в школе или на тренировке — его забота, а не ваша. Без страсти напоминайте ему, который час, но не торопите — тогда со временем любой ребёнок приучиться рассчитывать на себя. То же касается и других сфер жизни. Начиная с малого — стремитесь к воспитанию в ребёнке самостоятельно личности, человека.

Видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector