Статьи

Как научить малыша дружить с другими детьми в садике и школе: 5 способов помочь ребенку завести друзей

Содержание статьи

Дошкольники

Специальные обиды друзья не наносят, вернее, наносят совсем не друзья.

умение уступать

Только нельзя смешивать два понятия: умение уступать с уступчивостью во всем. Всегда должно работать правило золотой середины. Есть сферы жизни и самоощущения, в которых уступать нельзя, если затрагивается честь, достоинство, переступаются важные моральные принципы. Но это касается случаев из возрастной категории средней школы – начиная с 9-10 лет.

Определились с фундаментальной основой дружеских отношений – умением уступать. Когда и как суметь привить это качество своему ребенку?

С того самого дошкольного «возраста коллективной песочницы», где ребенок приобретает первый опыт и получает первые уроки общения между людьми.

Мир детей – это упрощенная копия взрослого мира человеческих взаимоотношений.

И вот тут-то, в процессе решения этих крошечных, но значимых для ребенка сиюминутных проблем, надо заложить в его детское понимание простейший алгоритм решения путем уступок и взаимных договоренностей. На примере того же чужого, и поэтому такого желанного ведерка: «он дает тебе ведерко, взамен которого ты ему – то, что он попросит» или «вы поочередно пользуетесь ведерком, зато строите теперь замок вместе»…

Суть решения задачи состоит в обоюдных шагах в виде уступок друг другу и договоренностях, лежащих в плоскости интересов обоих. Цель задачи была в лопатке, а результатом станет совместное песочное творчество. Ребенок получил наглядный пример того, что уступив, причем не ту вещь, которая ему не нужна, а ту, которая нужна другому, договорившись о совместном деле, а значит, уступив часть этого дела, он приобрел себе в компанию интересного друга.

Расширяйте круг общения вашего ребенка

Старайтесь чаще быть там, где он может общаться с другими детьми. В садике, во дворе на детской площадке, на стадионе, пляже, на занятиях в кружках, на спортивных тренировках в секциях, в школе — везде ребёнок может найти себе друзей и товарищей для общения.

Общение с детьми играет большую роль в жизни ребёнка, его воспитании и развитии. Общение воспитывает уважение, доверие, взаимовыручку, умение сопереживать и дружить. Развитие ребёнка — умственное, физическое, интеллектуальное — во многом зависит от его общения со сверстниками.

Желание общаться со сверстниками появляется у самых маленьких — полугодовалых карапузов. Они с любопытством рассматривают друг друга, тянут ручки и пытаются пощупать то, что их интересует. Ближе к году у малышей уже появляется симпатия к другим малышам, которая может выражаться в улыбке. А в полтора года ребёнок уже способен проявлять свою симпатию словами или подражанием.

С поступлением в детский сад у ребёнка появляется много сверстников. Дети знакомятся, играя, выполняя вместе определённые задания. Здесь ребёнок уже сможет определить себе друзей. Друзья — это обычно те дети, которые имеют одинаковые увлечения. Часто наладить отношение и дружбу между детками мешает жадность ребёнка.

У 2-летних малышей отсутствуют понятия «моё» и «чужое». Желая поиграть понравившимся чужим мячиком, малыш тянется к нему. Хозяин игрушки ревностно бережёт «своё добро». И голосистый дуэт потрясает воздух на приличное расстояние. Неоценимая помощь в данной ситуации принадлежит взрослому. Мама может предложить: «Давайте вместе поиграем мячиком. Я бросаю мячик Дане, а Даня — Тёме». Если такой номер не пройдёт, можно предложить другой вариант. Скажите: «Тёма, Владик бросит мячик 2 раза и отдаст его тебе». А можно предложить временно поменяться игрушками.

Приглашайте к себе в гости и ходите в гости сами

Для того, чтобы помочь ребенку дружить с другими детишками, необходимо приглашать их в гости, организовывая для них интересные игры, просмотры весёлых и добрых мультиков. Можно вместе со сверстниками ребёнка отмечать дни рождения и праздники, проводить культпоходы в цирк, театр, музей, зоопарк, на выступление известной группы. Дети обожают совместные с взрослыми прогулки на природу, пикники с полевой кашей или дымящимся шашлычком.

Такое провождение свободного времени очень благотворно сказывается на развитие тёплых отношений между детьми, их сближению, выявлению их общих интересов, положительных черт характера, возникновения дружбы.

Разрешайте ребёнку ходить в гости к друзьям или хорошим знакомым. Малыша сводите сами в гости. Деткам необходимо объяснить, как вести себя в гостях. Некрасиво приходить к людям без приглашения и с пустыми руками. Можно взять с собой игрушку или печенье к чаю

Очень важно не злоупотреблять гостеприимством и вовремя уйти. «Маше пора отдохнуть

А завтра она придёт к нам в гости», — сказать малышке, если она не захочет уходить домой. Родителям нужно проследить, как дети общаются, есть ли у них общие интересы и не заканчиваются ли они слезами и упрёками. Доброжелательные отношения стоит развивать, а слезливые и, ещё хуже, — драчливые — придётся прекратить, чтобы не разочаровать ребёнка в самом понятии дружбы.

Друг — тот, кто умеет посочувствовать и поддержать в трудную минуту, кто уважает и ценит твоё мнение, кто никогда не сделает тебе больно, кто первым придёт к тебе на помощь, если у тебя беда. Настоящая верная дружба — это огромный мир, полный загадок и тайн, радостей и тревог, триумфов и разочарований. И задача родителей — помочь своим детям окунуться в этот захватывающий мир с его волнующим бескорыстием и неповторимым разнообразием.

 Интересные статьи:  Как научить ребенка уважать других?
 Как научить ребенка ответственности
 Как научить ребенка быть самостоятельным
 Как научить ребенка не бояться врача

Post Views:
56

За агрессией всегда стоит страх

Что говорит об агрессоре и жертве ситуация «нападения» одного ребенка на другого, будь то попытка навредить исподтишка или угроза в открытую?

– С возрастом психика человека усложняется. Про детсадовских детей можно с уверенностью сказать, что «агрессорами» являются те, у кого повышен уровень тревожности. При этом тревога может быть связана с самыми разными вещами. Например, ребенок с низкой нейродинамикой нуждается в предсказуемости мира

Ему важно заранее знать то, что его ждет, то есть предсказуемость ситуаций. Желательно, чтобы перемены были не слишком быстрыми

Читать так же:  Ребенок очень боится ходить по большому в горшок: что делать родителям в ситуации психологического запора?

Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

Представьте, в 3-4 года такой ребенок попадает в детский сад. Сидит, играет с игрушкой. Вдруг кто-то ее отнимает. Ребенку с низкой нейродинамикой в такой момент не удается справиться с эмоциями, у него наступает аффект. Такие дети могут укусить, толкнуть своего обидчика в ответ. Со временем способность контролировать себя у таких детей улучшается. Они перестают кусаться и толкаться, но это не говорит о том, что у них снижается уровень стресса. Он остается достаточно высоким.

Иногда ощущение небезопасности, тревоги связано у детей не с конституциональными особенностями. А с тем, например, что по каким-то причинам ранние годы жизни были сопряжены с большим количеством перемен и недостаточной чуткостью взрослых, которые ухаживали за ребенком. Обычно это приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое чувство безопасности. Он чувствует себя тревожно.

Типичным примером являются дети, выросшие в сиротских учреждениях. Попадая в приемные семьи, казалось бы, окруженные любовью и заботой, они должны чувствовать себя максимально комфортно. Но они не слушаются взрослых, кусаются, агрессивны в отношении других детей. Почему? Потому что им очень страшно. За агрессией у детей всегда стоит куча страхов.

– Чаще все-таки подростки проявляют агрессию в отношении сверстников. 

– Даже в более старшем возрасте агрессия у ребенка может сохраняться. Она может быть следствием как несформированности базовой безопасности, так и авторитарных и жестких методов воспитания дома. В таком случае агрессия является попыткой ребенка поддержать и спасти свою самооценку. За счет подавления других такие дети пытаются почувствовать себя крутыми и достойными членами общества.

Жертвой, повторюсь, может стать любой. Чем старше дети, тем чаще в жертвы они выбирают людей менее защищенных. Особенно это заметно в коллективной травле. Такая травля характеризуется неравностью сил.

Чтобы кого-то начали травить, ничего особенного не нужно. Достаточно минимального отличия: очкарик, рыжий, толще остальных…

Чем более «странненькое поведение» у ребенка, тем выше опасность попасть в ситуацию издевательств и травли. Можно долго рассуждать на тему «Почему поведение ребенка (жертвы или агрессора) не соответствует «социальным» требованиям». Поверьте, это никак не связано с тем, посещал или не посещал такой ребенок детский сад. Это связано исключительно с врожденными личностными особенностями ребенка. 

Если взять идеальную ситуацию, в которой все дети одинаковы. Например, нет ни рыжих, ни толстых, ни высоких, ни очкариков. Ребенок, который чувствует себя любимым, который знает, что его принимают в семье, редко становится жертвой травли. Он будет увереннее себя вести и либо не столкнется с травлей, либо сумеет себя защитить.

Если в семье ребенка принимают не до конца, если он чувствует себя нелюбимым, «недостаточно хорошим», «не очень умным», то он неизбежно своим поведением будет транслировать такое представление о себе. Как раз он, скорее всего, станет жертвой травли. Классическая фраза, которую говорят родители своим детям: «Не обращай внимания» – у одного работает, а у другого нет. Одного ребенка «Не обращай внимания» поддерживает, другого – разрушает, нанося травму на всю жизнь.

Решение проблем в дошкольном возрасте

Дети в возрасте до одного года зачастую играют в одиночестве. Первая потребность в общении со сверстниками появляется только к полутора годам. В этом возрасте у малышей возрастает интерес к одногодкам, малыши делают первые попытки играть вместе в общей песочнице. Полноценно играть вместе дети учатся к 2-3 годам. Детей младшего дошкольного возраста сложно занять чем-то надолго. В игре они постоянно что-то забирают друг у друга. Не стоит вмешиваться, возможно, это просто обмен, и дети так изучают друг друга, перед тем, как подружиться.

Когда во время игры у малышей случается проблема, взрослые зачастую говорят, чтобы они разбирались сами, или рекомендуют давать сдачи. Эти фразы для трехлеток непонятны, и малыши просто не знают как себя вести. Задача родителей – рассказать ребенку, как можно защищаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Рекомендации психологов

  • Не огорчайтесь, когда ваш малыш спокойно отдает все игрушки другим деткам по первому требованию, или не отвечает агрессору. Чаще всего, это случается потому, что кроха развивается в благополучной и дружелюбной семье. Нападки ровесников его просто изумляют, а не раздражают.
  • Не стоит забывать, что двухлетки совершенно не умеют разбираться в конфликтах самостоятельно. Не отходите далеко от малыша, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если почувствуете явный дискомфорт ребенка.
  • Попытайтесь объединить в компанию доброжелательных малышей для увлекательной игры. Через некоторое время забияки тоже подтянутся к играющим, чтобы не остаться в стороне от интересного мероприятия.
  • Научите детей выказывать, что какие-то действия окружающих бывают ему неприятны. Если чужой ребенок задирает вашего малыша, проявляет постоянную агрессию, то громко скажите: «У нас не принято драться, и толкаться. Это очень некрасиво. С драчунами никто не играет». Этих слов будет достаточно, чтобы угомонить маленького агрессора.
  • Не разрешайте деткам причинять вред друг другу словами или действиями. Внимательно следите за песочницей, при необходимости отвлекайте детей и переводите игру в безопасное русло. Задача взрослых – научить детей гибкости, и правилам поведения в обществе.
  • Если все способы борьбы с маленьким агрессором исчерпаны (отвлекли, объяснили, предупредили), а он все равно не отстает, можно решиться на крайнюю меру – предложите своему ребенку ущипнуть обидчика за бок. Серьезного морального и физического ущерба это не принесет, но покажет, что на любую силу найдется противодействие, и ваш ребенок в состоянии сам постоять за себя. Следует объяснить, что щипаться можно только в самом серьезном случае, когда остальные средства результата не принесли.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок дерется?

4-7 лет

Детки в этом возрасте уже ходят в детский садик, и вот там начинается настоящая дружба. В коллективе дружеские отношения возникают просто и быстро. Чаще всего, друг в понимании ребенка – это тот, кто угостил конфетой, вместе играет, делится игрушками, то есть, делает что-то хорошее.

В возрасте 4-7 лет для детей важным фактором является совместная игра

Обратите внимание, как быстро заводит ребенок в этом возрасте знакомства на детской площадке. «Мама, вот Лера, она моя лучшая подружка» – говорит пятилетняя дочка, которая только познакомилась с девочкой Валерией. Скорей всего, дочь и не вспомнит о своей подружке после прогулки

Но если встретится с ней снова, будет играть, как будто они давно знакомы друг с другом. Настоящих друзей, как правило, находят в детском саду, спортивных секциях, кружках – там, где дети постоянно встречаются и общаются. Обычно друзьями становятся дети, мамы которых также дружат и часто встречаются

Скорей всего, дочь и не вспомнит о своей подружке после прогулки. Но если встретится с ней снова, будет играть, как будто они давно знакомы друг с другом. Настоящих друзей, как правило, находят в детском саду, спортивных секциях, кружках – там, где дети постоянно встречаются и общаются. Обычно друзьями становятся дети, мамы которых также дружат и часто встречаются.

Читать так же:  Почему дети ломают игрушки: как реагировать родителям

Детки 4-6 лет остро нуждаются в положительной оценке своих сверстников. Ребенок привык, что для родителей он самый умный и красивый, но вот друзьям нужно доказать, что это действительно так

Детки пытаются завоевать внимание новыми игрушками («Смотрите, какую машинку мне купил папа!»), нарядами («Мама мне надела сегодня вон какое красивое платье»), умениями («Я умею подниматься по этой высокой лестнице»), событиями («Мы были с родителями на море прошлым летом»). К 6-7 годам желание завоевать высокую оценку у сверстников постепенно пропадает, а остается лишь желание вместе играть

На что следует обратить внимание родителям:

Дети в этом возрасте выбирают себе роли в межличностных отношениях. Единственный ребенок в семье, скорее всего, захочет быть лидером. В зависимости от темперамента и характера сына или дочери помогите ему выбрать подходящую роль в дружеских отношениях. Не навязывайте свое мнение, но мягко советуйте

Дети прислушиваются к родителям, и это может помочь избежать конфликтов между друзьями

Если сын или дочь обладают ярко выраженными лидерскими качествами, им нужно объяснять, как важно прислушиваться к чужому мнению, считаться с точкой зрения других людей, научиться уважать окружающих. Хвалите малыша, если он совершил хороший поступок или проявил доброту и заботу

Застенчивому ребенку объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти и познакомиться с другими детьми

Вместе поучаствуйте в игре, чтобы кроха раскрепостился в присутствии родителей.

Давай познакомимся

Начнем с самого простого – знакомства. Кроха уже может произнести свое имя? Покажи, как правильно обращаться к другим деткам. Тут нет ничего сложного: «Привет, я Лена, давай играть!» Вы можете даже потренироваться. Но часто оказывается так, что твой карапуз начинает стесняться, теряется, предпочитает играть рядом и отдать инициативу знакомства другому ребенку. Подойди и помоги. Представь своего малыша, скажи, что ты его мама, и предложи вместе поиграть (нелишне будет познакомиться и с его мамой). Желательно, чтобы ты подсказала, чем заняться. Можно играть вдвоем игрушками, копать в песочнице, съезжать с горки, кататься на карусели. Параллельно озвучивай правила: забираться на горку по очереди, не толкаться, обмениваться игрушками. Детям должно быть максимально понятно, как действовать. При этом постарайся не быть слишком навязчивой и позволь обоим деткам проявлять инициативу. Но помни: обязательно нужно находиться рядом и наблюдать, а в случае необходимости – вмешаться.

Сколько должно быть друзей?

Этим вопросом часто озадачиваются родители. Иногда их тревожит, что у ребенка слишком мало друзей. Даже в возрасте трех лет и, тем более, постарше можно наблюдать определенную типологию: есть «камерные» дети, склонные к общению в очень небольшом кругу. Из всего окружения они выделяют одного, может быть, двух детей и с ними общаются. Для четырех-пятилетки вообще достаточно, если он выделяет одного человека и играет с ним.

Но есть и дети «лидеры», «коммуникаторы», которые своих знакомых исчисляют десятками и любят поименно перечислять их. Называя своими друзьями даже тех, кого они видели всего один раз, например, в самолете.

Предпочтения детей со временем могут измениться, но не за короткий промежуток времени. Например, «камерный» в три-четыре года ребенок в десять лет может стать очень общительным и лидерски настроенным человеком.

В любом случае родителям лучше принять те предпочтения в дружбе, которые есть у ребенка. Если родители начнут игнорировать типологию ребенка, пытаться перестроить ее, это будет источником стресса для всех.

Как научить дружить

Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас

Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность. Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию

Дети в начальной школе дружат по интересам

Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.

Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.

Вместе дайте ей определение, например:

  • комфортно молчать вместе;
  • помощь придет в трудную минуту;
  • тебя ценят вместе с недостатками;
  • тебе скажут правду, пусть и горькую;
  • тебя прощают.

Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.

Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

Тонкости общения со сверстниками

Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.

Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.

Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.

Что делать в конфликтной ситуации

Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.

Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями.  Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Объясните, что каждый имеет право на:

  • выражение эмоций;
  • уважение;
  • отстаивание своих права, но без агрессии.

Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.

Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

В чем польза разновозрастного общения

Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.

Личный пример

Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей.  В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.

Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.

Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей

Эксперты дают рекомендации родителям, чьим детям сложно устанавливать дружеские отношения.

1. Учите ребенка навыкам общения

Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе. Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?». Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.

Читать так же:  Инфекционные и неинфекционные кожные заболевания у детей: причины возникновения и симптомы

2. Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру

Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети. Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей

В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление. Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.

В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.

3. Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников

О том, как выбрать вид спорта для ребенка, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

4. Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости. Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию. Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.

5. Не вмешивайтесь в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет. Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей. Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.

6. Воспитывайте личным примером

Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, молодые родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе. Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его. Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.

Если вы понимаете, что не можете помочь ребенку самостоятельно, возможно, вам стоит обратиться к детскому психологу. На нашем сайте вы можете задать вопросы и получить консультации психолога для родителей.

Екатерина Кушнир

Пройдите тест на определение уровня конфликтности своего ребенка и узнайте, какая помощь ему нужна со стороны взрослых.

Решение проблемы, с учетом психологии и индивидуальных особенностей ребенка

Шаг 1: займитесь сбором информации

Для начала поговорите со своим ребенком, внимательно выслушивая его не перебивая и не критикуя. По правилам психологии, делать это нужно в тихой семейной обстановке, без лишних глаз. Расспросите о детях в группе, как они себя ведут, что ему нравится в саду, что нет, с кем бы ему хотелось дружить? Учтите особенности ребенка, как он позиционирует себя в группе, как к нему относятся другие ребята, в чем он видит причину сложившейся ситуации?

Поговорите с воспитателем. Воспитатель видит всю ситуацию изнутри. Узнайте, как ведет себя ваш ребенок в коллективе. Расспросите больше о том, чем дети сейчас занимаются в группе, чем интересуются? Это вам сможет помочь в дальнейших действиях. Расспросите у других мам, не было ли у них похожих проблем.

Шаг 2: проанализируйте домашнюю обстановку

Вспомните, как давно были у вас в гостях друзья. Видит ли ребенок, как вы общаетесь с ними? Социальное развитие ребенка значительно ускоряется, когда он имеет наглядный пример, тем более, если примером служат любимые мама и папа, которым он доверяет. Пусть ребенок наблюдает за тем, как вы общаетесь в дружеском кругу, видит, как вам это нравится, что это хорошо. Не спешите его сразу же отправлять в детскую комнату.

Шаг 3: ролевые игры

Разыграйте с ребенком в игровой манере ситуацию, в которой он оказался. Разрешите ему самому выбрать роль, а вы в это время на личном примере покажите как лучше повести себя в той или иной ситуации. Сочините вместе сказку о пользе дружбы, например, об одиноком ежике, которому было очень грустно, но все изменилось, как только он приветливо заговорил со щенком и они стали дружить.

Шаг 4: займитесь развитием базовых навыков дружбы

Присмотритесь, достаточно ли развит у малыша разговорный навык. Возможно, из-за этого происходит недопонимание со сверстниками. Обратитесь к логопеду, проводите разговорные упражнения дома.

Покажите ребенку пример межличностного общения. Берите его с собой везде. Пусть слышит ваши разговоры на остановке, в магазине, очереди, со знакомыми и чужими людьми. Чем больше у малыша будет контактов с незнакомцами, тем лучше и увереннее он будет чувствовать себя в незнакомом обществе. Конечно, старательно контролируйте качество этих бесед, чтобы оставались только полезные результаты, а такое социальное развитие ребенка не оставляло неприятных впечатлений.

Научите ребенка, что испытывать эмоции присуще всем людям, но их нужно контролировать. Объясните, что неприятно, когда на вас кричат, общайтесь дома сдержано, не повышайте голос.

Шаг 5: подтолкните детей друг к другу

Придумайте и обсудите с другими мамами развлекательное мероприятие. Психологические особенности ребенка в этом возрасте располагают к тому, что на таких праздниках они становятся ближе и дружнее. Чаще зовите детей из группы к себе в гости.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button