Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения

Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия

Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.

Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.

Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.

Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:

Упражнение, игра
Описание
Угадай-ка
Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит
Имитация
Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное

Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков
На прогулке
Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их

В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их
Домашний оркестр
Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал
Скажи, что звучит
Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться

Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:

Упражнение, играОписание
Монохромная мозаикаДля проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук
ПовториМатериалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек)
Найти паруПонадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с

животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой.

ЛабиринтУпражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер.

Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта

Составь фигуруСложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон

Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.

Логопедические упражнения для развития умения говорить

Профессор Павлов доказал прямую зависимость от использования мышечных ощущений, которые идут от языкового органа к коре головного мозга. Простыми словами — мелкая моторика благоприятно влияет и стимулирует развитие речи.

Подготовительные упражнения для развития как физически так и скорейшего умения говорить:

  • Забавы с разными видами круп: пересыпание, просеивание, поиск игрушек в крупе, рисование на манке и т.д.
  • Вылепливание из пластилина или специального теста
  • Рисование пальчиковыми красками и кисточками
  • Игры с пальчиками: специальные куклы на пальцы, музыкальные песенки — инсценировки Железновой Е.Н. «Тюк-тюк кулачок», пальчиковые игры в виде стишков «Уроки логопеда» Косинова Е. М.
  • Чтение книг. Для начала потешки. Можно прочитать Барто «Игрушки». Далее перйти к сказкам: Колобок, Репка, Теремок, Сорока Белобока и другие. Главная задача – активное чтение, беседа мамы и малыша.
  • Игры с игрушками, в ходе которых вести разговор с ребенком и побуждать его
  • Можно рассказывать и описывать ежедневные домашние занятия
  • Смотреть мультфильмы, слушать музыку, петь веселые песенки для крохи
  • Полезно играть малышу в песочнице, общаться со сверстниками.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Как правильно общаться с малышом для приобщения его к развитию речи

В логопедической практике существует такое понятие как «педагогическая запущенность» встречающаяся как в благополучных семьях, так и в семьях, где малыши не являются желанными. Одним из главных признаков такой проблемы отсутствие речи или слабое ее развитие. Если ребенок плохо говорит в 3 года, при отсутствии каких либо патологий, главной причиной является то, что родители не общаются с ребенком, он плохо понимает человеческую речь, а соответственно не может, воспроизводит слова, отсталость в этом случае вторична, и развивается на фоне отчуждения ребенка от общества.

Чтобы такого не случилось необходимо разговаривать с ребенком от самого его рождения. Вначале младенец различает интонацию сказанного, тембры голосов родственников, учиться отличать голос матери и выделяет его среди всех прочих звуков и голосов. Так закладываются основы фонематического слуха позволяющего различать речь, ведь перед тем как учить ребенка говорить, необходимо научить его слушать. В этот период можно напевать песни, рассказывать потешки, пеленая малыша или купая.

Второй этап приобщение малыша к общению, стимуляция его речи. Изначально дети озвучивают свои потребности и желания посредством плача, но вскоре малыш обнаруживает, что так, же может произносить протяжные звуки, говорить «агу»

Важно в этот момент не игнорировать попытки ребенка говорить с вами, а отвечать ему так же и вскоре вы заметите, что на ваше «агу» ребенок ответит тем же. Можно считать, что первый диалог в его жизни состоялся

Важно разговаривая с малышом на его языке не переносить это во взрослую речь, не коверкать слова, не называть их уменьшительных, потому как научить ребенка правильно говорить изначально, намного легче, чем потом корректировать его речь.

Начиная с пяти 4-5 месяцев, когда младенец уже начинает гулить, память его в сравнении с памятью взрослого человек способна перерабатывать и запоминать в десятки раз больше информации. Это именно тот период, когда идет закладка интеллектуальных способностей ребенка на последующие три года. Кроме обычной фоновой речи и разговоров с малышом, необходимо ежедневно пополнять его пассивный словарь (слова которые ребенок способен выделять из общего потока речи и понимать) 2-3 новыми словами. Сделать это не трудно совершая ежедневные путешествия по комнате, и показывая на различные предметы называть их. Что бы проверить запомнил ли ребенок, в один из таких обходов можно пропустить пару предметов, вы заметите, как малыш взволновался, и жестом указывая на предмет, просит его назвать. Таким образом, пополняется пассивный словарь малыша, уровень его интеллекта возрастает и у вас не будет проблем, как учить ребенка говорить в 2 года, поскольку это произойдет само собой.

По такому же принципу построена методика обучения речи Гленна Домана, где родители показывают малышу набор карточек с изображением животных, предметов обихода, фруктов и овощей и отчетливо называют их. Периодически наборы карточек меняют или дополняют их новыми картинками, убрав на время часть старых, уже изученных. Как показывает практика, после таких занятий дети начинают говорить уже в год, а к полутора годам строят предложения из нескольких слов, тогда как научить ребенка говорить в 2 года, используя этот метод, уже намного сложнее.

Дети очень быстро теряют интерес к однообразным занятиям, поэтому задача родителей или педагогов постоянно придумывать новые методы обучения в игровой форме. Так на смену картинкам могут прийти книги, в которых можно поискать спрятавшегося зайку или посчитать утят, главное чтобы ребенок не оставался слушателем, а приобщался к игре, поскольку дети легче обучаются действиям.

Если ребенок в 2 года не говорит, возможно, у него отсутствует мотивация, поскольку к этому периоду развития речи у малыша в активном словаре должно быть не менее 50 слов, которые он формирует в короткие предложения. Поэтому если ваш малыш не хочет произносить слова, а общается посредством жестикуляции и отдельных звуковых модуляций, виной всему может быть гиперопека. Попробуйте на время сделать вид, что не понимаете, о чем просит ребенок, возможно, это его стимулирует произносить слова. Так дети, попав в незнакомый коллектив, где не понимают их жестов, начинают разговаривать за сравнительно короткий период времени.

Еще один метод научить ребенка говорить, повторять один и тот же коротенький стишок 3-4 раза в день, через несколько дней можно не договаривать окончания фраз до конца, чтобы малыш сказал их за вас.

Логопедические и речевые игры — Мастер-класс для педагогов «Использование игр с кинетическим песком в коррекционной работе учителя-логопеда»

Публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование игр с кинетическим песком в…»
Цель мастер — класса: повысить профессиональное мастерство педагогов — участников мастер — класса в процессе активного педагогического общения по проблеме использования кинетического песка в коррекционной работе учителя-логопеда путём изучения теоретических аспектов и игровой…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Речевая игра для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет «Путешествие язычка в зоопарк»
Речевая игра для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет «Путешествие язычка в зоопарк» Артикуляционная гимнастика это упражнения для развития органов артикуляции. Органами артикуляции называют губы, язык, нижнюю челюсть, они важны и необходимы для правильного…

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в условиях реализации ФГОС» 2018-2029 год Выполнила: воспитатель 2 младшая группа Краснова Людмила Васильевна План самообразования по теме: «Речевое развитие детей младшего…

Лэпбук по познавательно-речевому развитию по мотивам серии осетинских мультфильмов «Frank Animation»
Представляю вашему вниманию лэпбук по познавательно-речевому развитию по мотивам серии мультфильмов на осетинском языке «Frank Animation». . Это интерактивная папка, информация в которой представлена в виде маленьких папок с вынимающимися карточками, которые ребенок может…

Статья «Конспект НОД по лепке с использованием природного материала «Аист на…»
Конспект НОД художественно эстетическое развитие «Аист на болоте» для логопедической старшей группы детей удожественно-эстетическое развитие. Лепка. Логопедическая группа Возраст детей 5-6 лет Тема недели: Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету. Водоплавающие птицы. Тема…

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников
Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации.Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит звук…

Игровое многофункциональное пособие «Речевой куб» для детей дошкольного возраста
Проблема развития речи является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание…

Картотека игр по речевому развитию для детей младшей группы (3–4 года)
Картотека игр по речевому развитию. Для детей младшей группы (3-4 года. Картотеку составила: Воспитатель Рябова Елена Владимировна 1. «Что звучит» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Мелкая моторика

Для развития мелкой моторики у детей 2 лет подойдут крупные пуговицы, цветные макароны, сенсорные коробочки, о которых мы уже говорили чуть выше. Дайте своему ребенку шнурок и горсть цветных макарон и покажите, как сделать модные бусы, если у вас девочка и связку патронов для пистолета, если мальчик.

Для развития пальчиков прекрасно подойдет массаж. По очереди мягко массируйте каждый пальчик, играйте в сороку-ворону. Старайтесь как можно скорее научить ребенка самостоятельно застегивать пуговицы. Логопеды советуют давать ребенку перебирать гречку, смешанную с рисом или горохом. Не обязательно, чтобы ребенок делал это по 20 минут. Достаточно 5-7 минут.

Игры, развивающие мелкую моторику:

  • лепка пластилином, глиной, соленым тестом;
  • полезно налеплять пластилин или массу на трафареты, рисунки;
  • аппликации, работа с ножницами – прекрасный тренажер;
  • игры с прищепками, зажимами;
  • игры с крупами, бизибордами;
  • собирание паззлов, перебирание магнитов разной формы на холодильнике;
  • хорошо показал себя новый магнитный конструктор.

Совет: Как покрасить крупу или макароны? Пищевой краситель растворяем в 3-6 мл воды в контейнере. Всыпаем крупу или макароны. Аккуратно трясем и рассыпаем на столе, покрытом пищевой пленкой или пакетом для просушки на 10 часов.

Чем больше самостоятелен ребенок, тем меньше вероятность, что ребенок в 2 года будет отставать в развитии. Позволяйте ему делать все, что не опасно для его здоровья и самочувствия. Если кроха лезет на горку – лучше страховать, чем запрещать. Если хочет помогать убираться – выдайте веник или пылесос. Если тянет руки к шкафу с продуктами – отсыпьте в контейнер пару горстей крупы и расскажите, как готовить кашку

Для моторики пальцев важно все: каждое движение так или иначе тренирует пальчики, развивает мышцы, цепкость

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт. 

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае

Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития

Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами

Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. 

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Речевое обучение с полугода до 1 года

С ребенком нужно очень много говорить. Распространенная ошибка многих родителей – считать, что на стадии лепета малыш не понимает взрослого, и с ним общаться бесполезно. Они считают, что звуки маловразумительные, и ничего они не значат. Но, если они появились в доме, это означает готовность младенца общаться. В дальнейшем именно эти непонятные звуки превратятся в слова

Важно создать хорошие условия для ребенка, чтобы это произошло быстрее

Младенец учится разговаривать у мамы

Важно помнить! Задаваться вопросом, как научить малыша говорить, нужно уже с самых первых дней его жизни. Известный доктор Комаровский говорит, что общаться с малышом нужно уже на четвертом месяце беременности

Если малыш гулит, нужно хоть что-то отвечать ему. То же касается и лепетных слов. Необходимо всячески поощрять попытки малыша что-то сказать. Помочь в развитии навыков может общение с крохой на его языке. Со временем его звуки будут все более длинными.

В этом возрасте кроху больше интересуют интонация, звучание слов, ритмика и артикуляция.

Сам лепет появляется не сразу. Сначала у ребенка случайно получается сказать какой-то слог. Потом он это делает целенаправленно, появляются цепочки одинаковых слогов «ма-ма-ма». Нужно всячески поощрять кроху к этим действиям. Затем появляются лепетные слова «мама», «баба» и другие. Сначала малыш не вкладывает в них никакого значения, но потом начинает связывать их с конкретным человеком.

Иногда родители, желая понять, как научить ребенка говорить, используют кучу методик, создают идеальную обучающую среду, но не делают главного. Они не общаются с чадом эмоционально. Это приводит к тому, что не развивается чувственная сфера, вырастают роботы, имеющие низкий эмоциональный интеллект. Поэтому, сосредотачиваясь на словах, не стоит забывать о том, что отличает нас от бездушных машин. Причем эмоциональная сфера проявляется гораздо раньше первых лепетных слов.

Довольный младенец научился разговаривать

Как учить ребенка разговаривать элементарными фразами? Ответ здесь простой – нужно стараться самим говорить простыми предложениями. Развитие речи – процесс естественный, главное – стимулировать его и не мешать.

Папа разговаривает с младенцем

Можно не давать младенцу сразу игрушку, если он протягивает к ней руку, а дождаться, пока он скажет слово «дай» (при условии, что он его сам знает). Когда кроха выучит другие слова, нужно побуждать его к вербальному общению.

Говорить простыми предложениями ребенок будет года в полтора. Если попытки научить ребенка оказываются безуспешными, это еще не повод беспокоиться.

Отклонения от нормы

К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.

Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.

Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:

  • недоношенные;
  • с очень низкой массой тела;
  • с нарушением слуха или зрения;
  • с гипертонусом мышц;
  • со структурными изменениями мозга.

Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.

Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:

Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.

Развитие моторики

Важно развивать как мелкую, так и крупную моторику. В два года можно самому разминать ребенку пальчики, при этом обязательно проговаривать стишки

После 2,5 лет малыши должны уже уметь выполнять пальчиковые игры. Родитель рассказывает стишок, а ребенок показывает это руками. Можно даже сделать самому или приобрести шапочки на каждый пальчик, так занятия станут еще увлекательнее.

Не забывайте о пользе рисования и лепки. Начинайте занятия с рисования элементарных предметов: шар, солнце или радуга. Можно вместе прочитать сказку и нарисовать главного героя.

Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пальчиками. Хорошее упражнение — сортировка мелких предметов. Это могут быть пуговицы, горох или фасоль. Не забывайте о пользе игр с песком.

Крупную моторику развивает конструктор с большими деталями. Также хорошо влияет на развитие малыша приобщение его к домашним делам: протирание пыли, развешивание белья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector