Статьи

«Мама, что такое ветер? Папа, почему дует ветер?» – отвечаем малышу

Виды ветров

По основной классификации ветры делятся на постоянные (или преимущественные) и сезонные.

Виды ветров

Постоянными называются ветры, которые не меняют своего направления. Они образуются благодаря соприкосновению зон высокого и низкого давления. Сезонные ветры, соответственно, меняют свое направление в зависимости от текущего времени года.

Также отдельную категорию составляют местные ветры. Это воздушные массы, которые циркулируют только на определенных территориях планеты. При этом они определяют климатические условия данной зоны.

Постоянные

Разновидности преимущественных ветров:

  • пассаты;
  • западные;
  • восточные.

Постоянные ветры

Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.

Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.

Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.

Сезонные

Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.

Муссоны

В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.

Местные

Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:

  1. Бриз – теплый поток воздуха на стыке морских водоемов и береговой линии. Меняет направление два раза в сутки. Днем бриз дует с моря на сушу, ночью – с побережья в сторону моря.
  2. Самум – сухой ветер пустынного типа, который переносит огромные песчаные массы. Встречается в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
  3. Сирокко – воздушные потоки над Северной Африкой и Средиземноморьем, которые имеют юго-западное и южное направление.
  4. Бора – ветры, формируемые на территориях, где горы граничат с морями. Температура потоков зависит от времени года. Направление – с гор к морю.
  5. Фён – ветер, дующий порывами с гор в направлении долин. Отличается сухостью и возникает из-за перепада высоты на небольшой территории. Распространен в горных районах Северной Америки, Евразии.
  6. Суховей – возникает в умеренном поясе над степями и пустынями. Воздух сухой и горячий.
  7. Нордер – ветер, наблюдаемый в Мексиканском заливе и дующий с севера.
  8. Зюйд – название обозначает южный ветер, встречающийся на северном полюсе.
  9. Зефир – воздушный поток в восточной части Средиземноморья, возникающий в теплое время года.

Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.

Песчаная буря – хабуб

Использование ветра человеком

Ветер – элементарный источник энергии, который, к тому же, является экологически безопасным. А сохранение экологии – одна из основных текущих задач человечества. Интересно, что сила ветра служит людям с давних пор.

Раньше это были простейшие устройства вроде мельниц. Сейчас строятся комплексные ветроэнергетические установки, при помощи которых сила ветра преобразовывается в электричество.

Энергия ветра может быть преобразована в следующие виды энергии:

  • кинетическую – для передвижения парусных судов (в прошлом), полетов воздушных шаров;
  • механическую – для установок, перекачивающих воду и измельчающих зерновые (устаревшие способы);
  • электрическую – для производства электроэнергии.

Ветроэнергетика

По потенциалу энергия ветра находится на шестом месте в списке возможных источников после солнечного излучения, угля, урана, нефти и природного газа. Так, возможный объем электроэнергии, который можно получить за счет ветроэнергетических установок, составляет около 25-700 ТВт в год.

Интересный факт: согласно расчетам организации Global Wind Energy Council, активное развитие ветроэнергетики позволит снизить объем выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 1,5 миллиарда тонн в год.

Страны-лидеры в ветроэнергетике (2015 г.):

  1. Китай – 115 000 МВт.
  2. США – 65 000 МВт.
  3. Германия – 39 000 МВт.
  4. Испания – 22 000 МВт.
  5. Индия – 22 000 МВт.
  6. Великобритания – 12 000 МВт.
  7. Канада – 10 000 МВт.
  8. Франция – 9 000 МВт.
  9. Италия – 8 000 МВт.
  10. Бразилия – 6 000 МВт.

В России ветроэнергетика развита слабо и на это есть несколько причин. Во-первых, средняя скорость ветра по всей территории – около 5 м/с (годовые расчеты). Это недостаточный показатель для стандартных установок, поэтому добавляются расходы на дополнительное оборудование.

Чукотская ВЭС №1

Во-вторых, предпочтительнее выбирать стабильные источники энергии, независящие от различных факторов (в частности природных). Ветроэнергетика в нашей стране связана и с множеством других недостатков, особенно если речь идет о малых объемах. Например, высокая стоимость оборудования, проблемная эксплуатация, обслуживание систем и т.п.

Способ №1: Холодная погода и свеча

Главное условие заключается в холодной погоде за окном. Летом или весной придется воспользоваться другими методами. Если чадо вдруг спросило «Мааам, а почему дует ветер?», то мы не теряемся, а берем свечу и идем к двери. Зажигаем огонек и подносим его к верхней щели приоткрытого проема. Видим, что пламя стремится наружу, увлекаемое потоком теплого воздуха. Это ветер, который получился из нагретого в доме воздуха. Из этого следует факт первый: нагретый воздух подымается вверх.

Затем опускаем свечу к нижней щели и видим, что пламя поменяло наклон и теперь направлено внутрь. Это происходит, потому что холодный воздух стремится занять место нагретого. Следовательно, факт второй: холодный воздух стремится занять место теплого. На этом с практическую часть можно завершить. И перейти к теоритическому объяснению о том, что на земном шаре есть теплые места (как в доме) и холодные (как на улице). Движение воздуха между ними и приводит к появлению ветра.

Значение в природе

Ветер является важнейшим природным фактором, который воздействует на составляющие природы: климатические условия, геологические процессы, растения, животные и др.

Ветровая эрозия почвы

Основные последствия влияния ветров:

  1. Возникновение сильных океанических течений, которые определяют климат прилегающих зон.
  2. Эрозия почвы из-за выдувания мелких частиц.
  3. Образование новых форм рельефа. Например, перенос и откладывание песка ветром приводит к появлению песчаных дюн.
  4. Перенос пыли из пустынь и загрязнение воздуха. Например, летом дуют пассаты в Северном полушарии. При этом они постепенно приближаются к областям субтропических пустынь. В результате пыль из Сахары на протяжении сезона достигает южно-восточной части Северной Америки.
  5. Распространение пожаров. Ветер – один из основных факторов, который влияет на быстрое распространение пожаров, в особенности лесных.
  6. Влияние на растения. Воздушные потоки распространяют семена некоторых растений, ограничивают рост деревьев, а также могут наносить механические повреждения переносимыми твердыми частицами.
  7. Влияние на животных. Ветер усиливает холод в совокупности с низкими температурами – это основной аспект его влияния на животный мир. К влиянию ветра вынуждены приспосабливаться, например, пингвины, птицы, насекомые. Некоторым видам движение воздушных масс приносит пользу – олени распознают издали хищников за счет острого обоняния.

Перекати-поле
Интересный факт: наиболее известные растения, которые распространяются благодаря ветру – одуванчики, клен, перекати-поле. Опыление многих растений происходит за счет переноса пыльцы.

Читать так же:  Идем в гости с годовалым ребенком: 5 важных правил

От чего зависит скорость и сила ветра

Ветер имеет разную скорость и силу. Скорость измеряют в м/с или км/ч. Для определения силы движущегося воздуха разработана шкала в баллах.

Перепады давления в атмосфере бывают разными. Сила воздушного потока зависит от этих перепадов. Скорость воздушного потока будет больше, если разность в давлении велика.

Перемещающийся воздух действует на всё, что встречает на своём пути. Чем больше одна величина, тем больше будет и другая.

Рассмотрим основные показатели:

  1. Сильный ветер оценивают в 6 баллов. Скорость порывов достигает 39-49 км/ч. На море образуются большие волны, на суше качаются деревья.
  2. Очень сильный ветер оценивается в 7-8 баллов. Скорость порывов воздуха доходит до 50-60 км/ч. Ломаются ветки деревьев, может быть сорвана черепица и шифер с крыш домов.
  3. Самый сильный ветер называют ураганом. На суше он бывает редко. Оценивается 12 баллами. Скорость порывов может достигать более 100 км/ч. Такое воздушное течение причиняет большие разрушения.
  4. Максимальная скорость порывов связана с торнадо. Она более 400 км/ч.

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Почему дует ветер?»

Оксана Жарких Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Почему дует ветер?»

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе.

Тема: «Почему дует ветер?»

Тема НОД: «Почему дует ветер?» старшая группа.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

1. Способствовать развитию познавательного интереса. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Познакомить с понятиями «буря», «ураган», «бриз».

2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его

Продолжать формировать умение соблюдать осторожность при работе с «опасными» предметами

3. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Виды деятельности: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: рисунок «Движение воздушных масс», свеча, карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира; картинки с названием ветра; с изображением дерева; на каждого ребенка – квадраты тонкого картона размером 20 *20 с готовой разметкой; ножницы, соломинки, кнопки, схема изготовления вертушки.

Предшествующая работа: игра «Мыльные пузыри»; отгадывание загадок о воздухе, ветре; чтение рассказа, «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского.

Почему дует ветер?

Обратите внимание, что если открыть окно в теплой комнате, то воздух из улицы попадет прямиком в комнату. А все потому, что движение воздуха образуется тогда, когда температура в помещениях отличается

Холодный воздух стремится перекрыть теплый, и наоборот. Отсюда и возникает понятие ветер. Наше Солнце нагревает воздушную оболочку Земли, из которых часть солнечных лучей попадает на поверхность. Таким образом нагревается все земное пространство почва, моря и океаны, горы и скалы. Суша нагревается очень быстро, в то время как водная поверхность Земли остается еще холодной. Таким образом, теплый воздух с суши поднимается вверх, а холодный воздух с морей и океанов занимает его место.

Как образуется ветер?

Основная причина образования ветра – неравномерное распределение атмосферного давления. Солнечные лучи, достигая поверхности Земли, нагревают океан и сушу. При этом температура в разных уголках нашей планеты возрастает неравномерно.

Образование ветра

Например, сильнее всего нагревается зона экватора и соответствующие пояса. Температура океанических вод повышается менее интенсивно, чем температура суши, однако водные массивы дольше удерживают тепло.

Таким образом, воздушные массы тоже нагреваются неравномерно. Образуются зоны с разным давлением, вследствие чего происходит воздушная циркуляция. Так, нагретые потоки (восходящие) из зоны низкого давления устремляются вверх. Тем временем, остывший воздух (нисходящие потоки) опускается вниз и устремляется в область низкого давления.

Атмосфера Земли не останавливается ни на секунду. Процесс воздушной циркуляции носит глобальный характер. Когда массивные потоки теплого и холодного воздуха сталкиваются, возникают различные по интенсивности ветры.

Роза ветров

На протяжении тысячелетий люди наблюдали за ветрами, делали определённые выводы, выдвигали гипотезы, составляли графики для того, чтобы как можно лучше использовать в своей деятельности это удивительное явление неживой природы. Так, появилась так называемая Роза ветров – чертёж, точнее сказать – диаграмма, которая изображает, как именно ветер дует в конкретной местности.

Составляют Розу ветров таким образом: из центра на расстоянии друг от друга в 45° чертят восемь прямых, на которые наносят метки длиной, пропорциональной или частоте ветров, или их скоростям. После этого концы меток соединяют и получаются две многоугольные фигуры – Роза повторяемости ветров, и Роза скорости ветров.

Роза ветров даёт возможность определить направление, силу, и продолжительность преобладающего ветра, а также частоту воздушных потоков. Розу ветров чертят как для того, чтобы определить средние показатели, так и для определения максимальных значений. Можно создать комплексный чертёж, на котором будут нанесены диаграммы, состоящие сразу из нескольких параметров, которые также будут показывать куда ветер дует.

Чертежи чрезвычайно необходимых человеку – при строительстве, для решения различных хозяйственных задач (например, в последнее время благодаря ветру появилась возможность получать электроэнергию) и т.п. Ведь ветер вполне может быть, как другом, так и врагом – если не обращать на него внимание и не учитывать его влияние на окружающую среду, он вполне способен нанести непоправимый ущерб, разрушив созданное человеком творение. Хотя ветер — это неконтролируемое человеком явление, поскольку он дул и будет дуть куда ему захочется, но теперь человечество может предсказать ориентировочное его направление и силу, что может спасти многие жизни

Почему дует ветер (для детей)?

Некоторые малыши придумывают разные вопросы просто на ходу, а на каждый ответ, который приготовили для них родители, у них уже есть около пяти новых вопросов на эту или другую тему. К слову, чаще всего все эти «Почему. » дети задают мамам и папам в самый неподходящий для этого момент времени.

Объяснить ребенку сложный физический или биологический процесс так, чтобы он понял, бывает очень непросто. Например, вот как ответить крохе, почему небо голубое, или почему все время дует ветер? Если начать теряться, придумывая различные объяснения, ребенок очень быстро «засыплет» вас еще большим количеством вопросов. Далее мы предлагаем вам небольшой рассказ для детей, из которого они смогут легко понять, почему дует ветер.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Прежде, чем начать свое повествование, объясните ребенку, а еще лучше продемонстрируйте вот такой эксперимент – если маминым феном нагреть воздушный шарик, то он еще больше надуется и начнет подниматься вверх. Если же после этого его засунуть в холодильник или вынести на улицу зимой, он вновь уменьшится в размерах и опустится вниз.

Для более доступного понимания можно также провести аналогию с водой. Каждый ребенок хотя бы раз видел, как течет вода в реке. А ветер – это и есть точно такие же реки, только воздушные, которые постоянно текут вокруг всего Земного шара.

02.04.10 ШКАЛА БОФОРТА

В.ПЕТРЕНКО (г.Краснодар): ветер на море отличается от ветра на суше. Когда появляются на волнах белые «барашки» – говорят: штормит. Плавать, заплывать далеко от берега опасно. Как измеряется сила ветра? В 1829 году гидрографом английского военно-морского флота был назначен и получил звание капитана Фрэнсис Бофорт, который в 1831 году подготавливал знаменитое плавание, во время которого впервые официально была применена шкала силы ветра Бофорта. Шкала силы ветра, известная как шкала Бофорта, предназначена для оценки скорости ветра по состоянию водной поверхности. Шкала Бофорта была создана в 1805 году, которая очень удачно усовершенствовала шкалу, существовавшую до него. Позднее подобная шкала была разработана и для суши. Спустя век шкалу Бофорта формализовали, связав скорость ветра V (миль в час) с числом Бофорта (баллом). Изначально система описывала тринадцать ветровых состояний и была пронумерована от нуля до двенадцати. Позже, в 1955 г., американская служба метеорологии увеличила шкалу до семнадцати. Сила ветра в шкале определяется по взаимодействию ветра с различными предметами. Например, дым указывает направление, ветер начинает ощущаться на лице и т. д. Метрическая система более точно определяет скорость ветра в баллах. Сила ветра у земной поверхности измеряется на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью с эквивалентами средней (за 10 мин.) скорости (м/с) ветра. Для этого используются специальные приборы: как механические, так и электронные. Полученные показатели сводятся в общую таблицу условно, т. к. волнение на водоемах зависит от размеров данного водоема, глубины, силы ветра и т. д. Состояние водной поверхности, по которому оценивается сила ветра, зависит от стадии развития волнения и многих других факторов, таких как температура воды, погода, тип волнения и т.п. Более того, шкала Бофорта применима и для условий озера Байкал с определенными оговорками. Например, на Байкале ветры, соответствующие числу Бофорта 12 бывают, а волны, высотой 11 метров — нет. Частично это объясняется тем, что вода в Байкале пресная, что при равной длине разгона волн дает в полтора раза меньшую максимальную высоту волн, чем в соленых морях. С тех пор прошло без малого 200 лет, а визуальная шкала оценки скоростей ветра до сих пор способствует повышению безопасности мореплавания. В основу своей шкалы Бофорт положил качественные характеристики состояния поверхности моря, которая вначале состояла из 14 ступеней, включая нуль. В 1807 г. Бофорт объединил 1-ю и 2-ю ступени в одну и свел, таким образом, свою шкалу к 13 ступеням, включая нуль. В 1838 г. адмиралтейство ввело ее для общего употребления в английском военном флоте, и эта шкала применяется в английском военном флоте до настоящего времени. С течением времени шкала Бофорта совершенствовалась. В ней появились определения силы ветра по характеру ее проявления не только на море, но и на суше. Широкому международному распространению шкалы Бофорта способствовало принятое в 1874 г. решение Постоянного комитета Первого метеорологического конгресса рекомендовать ее для употребления в метеорологических телеграммах. В силу того, что инструменты, которыми осуществляется измерение скорости ветра на судах морского флота, за последнее столетие претерпели изменения, возникла настоятельная необходимость дополнить шкалу Бофорта эквивалентами скорости, адаптированными к показаниям современных анемометров. Такие эквиваленты получены по результатам опубликованных исследований и их применение позволит не только капитанам стальных океанских кораблей, но и любителям путешествий под парусом, верно оценить свои силы, чтобы заблаговременно принять правильное решение и избежать тем самым бед штормового моря. Т.ИНЮКИНА.

Читать так же:  Что делать, если ребенок на море простыл и начал кашлять – можно ли ему купаться и как уберечь его от ОРВИ?

Список новостей

Что такое ветер?

Ветер — это совместное перемещение в одном на правлении больших масс молекул атмосферных газов. Ручеек таких движущихся синхронно молекул может свистеть, обдувая высокое здание, и срывать с прохожих шляпы, но если молекул целая река, да еще шириной в несколько километров, то такой ветер может облететь вокруг всей планеты.

В закрытом помещении, где воздух едва движется, можно даже забыть о его существовании. Но если выставить руку за окно движущегося автомобиля, то становится ясно, что воздух существует, и хотя он невидим, но оказывает ощутимое давление. Действительно, мы постоянно испытываем на себе давление воздуха, который кажется эфемерным и невесомым. Но на самом деле вся атмосфера Земли весит ни много ни мало 5 квадриллионов тонн.

Интересный факт: ветер дует потому, что давление воздуха различно в разных участках атмосферы.

Как возникает ветер?

Как возникает ветер

Ветры случаются от того, что атмосферное давление в разных участках атмосферы несколько различается. Почему разница в давлении вызывает ветер? Представьте себе плотину. Высота уровня воды с одной ее стороны 6 метров, с другой — 3. Если открыть шлюзы плотины, то вода быстро потечет в ту сторону, где уровень воды 3 метра, и будет течь, пока уровни воды не сравняются. Нечто подобное происходит и с воздухом.

Давление в разных участках атмосферы различно, потому что эти участки имеют неодинаковую температуру. В теплом воздухе молекулы движутся быстрее и стремятся разлететься в разные стороны, поэтому теплый воздух более разрежен, вес его снижается, и уменьшается создаваемое им давление. В холодном воздухе молекулы собираются в более тесные скопления, вес такого воздуха больше, а значит, и давление выше, чем у теплого воздуха.

Как и вода, воздух имеет обыкновение перетекать из области повышенного давления в область пониженного, чтобы заполнить пустоту более разреженного воздуха. Этот процесс вызывает возникновение ветра. Вот как образуется ветер у морского побережья. Стоит погожий солнечный денек. Солнечные лучи согревают берег и воду океана. Но вода нагревается намного медленнее, чем берег, потому что поверхностные теплые слои воды немедленно смешиваются с более холодными глубокими слоями. В результате воздух над берегом имеет более высокую температуру, чем воздух над океаном.

Воздух над берегом расширяется, становится более разреженным, давление его снижается. Теплый воздух, расширяясь, поднимается к верху, там он охлаждается, объем его снижается, но давление повышается. Высоко над землей формируется область повышенного давления. На высоте масса холодного воздуха начинает перемещаться в сторону моря. В это же время воздух над морем, который имеет более высокое давление, чем воздух у поверхности земли, начинает двигаться в сторону берега, неся с собой прохладу. Отдыхающие на пляже люди чувствуют при этом дуновение только что родившегося свежего ветра.

Внезапности и неожиданности

В сознание растущего ребенка такой урок родит еще миллион вопросов: «А какой бывает ветер?», «А зачем он нужен?», «А если он будет сильный-сильный?». На самом деле, чтобы ответить на эти вопросы понадобится перелопатить тома метеорологических справочников и получить пяток-другой высших образований. Но ребенку можно объяснить все в двух словах.

Зачем нужен ветер? Чтобы было прохладно и чтобы сдувать одуванчики. Какой бывает ветер? Сильный, слабый, дующий в разных направлениях, а высоко над землей текут целые воздушные реки. И в таком духе. Не нужно распространятся, достаточно не оставлять в сознании малыша пробелы, которые впоследствии могут заполниться не тем, чем надо.

Читаем также:

Автор КакПросто!

Ветер – это перемещение слоев воздуха из областей повышенного давления в области пониженного давления. Наиболее высокое давление в той местности, где выше температура. Понять причины возникновения ветра бывает сложно подчас даже взрослому, что уж говорить о ребенке.

Дети активно наблюдают за окружающим миром и видят, как качаются деревья. Рецепторами кожи они ощущают холод, когда дует ветер. Постепенное привыкание к ветру как к обычному явлению включено в механизм естественной адаптации. В принципе, ребенок может со временем сам догадаться,

что такое ветер

, но если вы хотите ускорить процесс, опирайтесь на образность мышления малыша. Вряд

ли ребенку

будут понятны сложные научные парадигмы, ведь к абстрактным построениям он еще не способен.

Ключевая роль в воспитании малышей отводится

сказкам

. Рассказывая малышу сказки, забудьте о теории относительности, в вашем повествовании все должно быть однозначно: добро и зло, свет и тьма, радость и грусть. Сравните ветер с криком огромного невидимого чародея, повелевающего погодой. Проведите аналогии с другими жизненными явлениями: перелетом птиц, путешествием в

дальние

страны, сходом лавин.

Гуляя в ветреную погоду, обратите внимание ребенка на то,

что происходит

вокруг. Листья отрываются от земли, в ушах завывает, в пути необходимо преодолевать сопротивление воздуха. Расскажите о силе и скорости ветра. Укажите, что перемещение воздушных масс такое стихийное, что вовлекает в себя другие предметы. Формируйте у ребенка образные ассоциации между ветром и

солнцем

, водой, небом, дождем.

Чтобы наглядно показать малышу природу ветра, возьмите пластиковый стакан и проделайте в нем небольшую дырку. Наполните стакан жидкостью до краев. Естественно, жидкость начнет вытекать из дырочки за пределы емкости. Объясните ребенку, что в стакане было тесно и тяжело, поэтому жидкость «убежала» в поисках

Читать так же:  Обзор 12 развивающих игрушек для детей 2 — 3 лет

счастья

и лучшей жизни.

Сравните ветер с человеческим дыханием. Покажите ребенку, что при выдохе человек может создавать подобие ветра. Продемонстрируйте «выталкивание» выдыхаемого воздуха изо рта, предложите малышу тоже попробовать поиграть в ветер. Движение воздуха может вызвать также размахивание

руками

или полотенцем.

Расскажите ребенку и о научном объяснении,

что такое

ветер, и почему он дует. Не переживайте, если сразу малыш не оценит, что его приобщают к столь сакральному знанию. В подсознании наверняка ваш рассказ отложится, а в будущем ребенок воспримет ту же самую информацию как давно знакомую и понятную.

Распечатать

Как объяснить ребенку, что такое ветер

Ветер – друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода – одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже вода, в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов, но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

Ветер за пределами Земли

За пределами нашей планеты выделяют несколько видов ветров:

  • солнечный;
  • планетарный;
  • инопланетный.

Солнечный ветер представляет собой перемещение не воздушных потоков, а плазмы, которую выбрасывает солнечная атмосфера. Это явление происходит на скорости около 400 км/с. Гелиосфера – большой участок межзвездного пространства, который окружает Солнечную систему и образован солнечным ветром.

Северное сияние – влияние солнечного ветра
Интересный факт: магнитное поле Земли не дает ветру проникать в атмосферу. Но иногда вспышки на Солнце бывают настолько сильными, что солнечный ветер все же пробивается сквозь эту защиту и вызывает полярное сияние, магнитные бури.

Планетарный ветер – это перемещение газов в верхних слоях атмосферы планеты. Из-за этого планета теряет возможность взаимодействовать с прочими частицами газа. Если подобные процессы продолжаются множество лет, планета может потерять свою атмосферу, запасы воды и т.д.

На других планетах тоже есть различные ветры. На Венере они дуют со скоростью 83 м/с и могут облететь планету за несколько земных суток. На Юпитере ветер достигает 100 м/с и более. Самые сильные потоки на Сатурне – около 375 м/с.

Интересный факт: известно, что на Марсе есть несколько типов ветров. Например, пылевые смерчи и ветры, дующие с полюсов на скорости около 110 м/с.

Как движутся воздушные массы

На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).

В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.

Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.

https://youtube.com/watch?v=sTw4eljz-TA

Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.

Вращение Земли

На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.

Атмосферное давление

Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.

Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).

Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.

Ветер

› В атмосфере

  • 1 Что такое ветер?
  • 2 Как образуется ветер?
  • 3 Виды ветров

Ветер – непредсказуемое явление природы.

Легкий ласковый ветерок неожиданно сменяется ураганом, срывающим крыши, переворачивающим машины, вырывающим деревья. Ветер меняет погоду: нагоняет дождевые тучи, разгоняет облака.

Происхождение мощной стихии, ассоциирующейся с непокорностью и свободолюбием, обусловлено взаимодействием солнечного излучения и воздушных масс.

Что такое ветер?

Ветром называется перемещение воздуха преимущественно в горизонтальном направлении из зоны высокого давления в зону низкого.

Направленность потока определяется исходной точкой. Дующий с запада в восточном направлении ветер называется западным.

Основные характеристики ветра – взаимосвязанные сила и скорость: ускоряющаяся воздушная масса считается сильнее. Сила ветра зависит от разницы давлений в исходной и финишной точке: с увеличением разрыва в показателях становится интенсивнее движение.

Классификация скорости ветра в баллах по шкале Бофорта:

  • 0 – штиль (безветрие);
  • 1 – 3 – слабый (скорость 2 – 5 м/с);
  • 4 – 5 – умеренный (5 – 10 м/с);
  • 6 – 8 – сильный (10 – 18 м/с);
  • 9 – 11 – шторм (18 – 30 м/с);
  • 12 – ураган (более 30 м/с).

Как образуется ветер?

Солнечное излучение, достигнув планетарной поверхности, нагревает сушу и океан. Увеличение температуры неравномерное, что обусловлено разным расстоянием до Солнца: экваториальные пояса, находясь ближе к звезде, получают больше энергии, чем полярные области. Нагрев суши более активный, чем океанических вод, но в водной среде тепло сохраняется дольше.

В итоге воздушные массы, нагреваемые планетарной поверхностью, на разных участках оказываются неодинаково теплыми. Теплые потоки воздуха поднимаются в высокие атмосферные слои, освобожденное пространство заполняется холодными потоками, поступившими с менее нагретых областей.

Столкновение теплых и холодных воздушных масс – причина образования ветра разной степени интенсивности. Процесс глобальный. Земная атмосфера пребывает в постоянном движении: воздушные потоки сталкиваются, изгибаются, закручиваются, формируют облака, вихри, ураганы, торнадо.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button