Как общаться с ребенком, чтобы избежать конфликтов

Правила поведения с подростком 13, 14, 15 лет: советы родителям

Родителям необходимо понимать, как важна для подростка поддержка, понимание и терпение. Советы родителям, разработанные специалистами, дадут возможность облегчить психологическое состояние ребенка.

Не навязывайте свою точку зрения

В поисках себя дети 12-16 лет нередко пробуют разные стили в одежде. Через музыку происходит самовыражение, важны для них книги и фильмы. Часто предпочтения ребенка сильно отличаются от вкусов родителей. Последние не должны отрицать выбор подростка, пытаясь доказать, что это неправильно. Наоборот, надо прислушаться к его мнению, поговорить о выбранном направлении, попытаться понять, чем оно привлекло молодого человека. Это укрепит доверительные отношения.

Подавайте хороший пример

Дети быстро перенимают вредные привычки, которые имеют их родители. Авторитет отца или матери, которые не могут справиться с зависимостью, сильно подрывается. То же относится и к нравственным качествам. Если родители лгут окружающим, совершают плохие поступки, их ребенок переймет эти модели поведения.

Следует помнить, что польза разговоров о том, каким нужно быть, минимальна. Важными являются непосредственно сами поступки, которые совершают взрослые. Дети на подсознательном уровне копируют их поведение.

Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям необходимо всеми способами поддерживать попытки ребенка в развитии индивидуального мышления. Для этого следует подталкивать его к анализу действий, выражению собственного мнения по ряду вопросов и т. д.

Дайте подростку личное пространство

Для подростка с 13 лет важно чувствовать, что у него есть свое личное пространство. Если у него нет комнаты, следует выделить место, где он сможет хранить свои вещи, книги, не опасаясь того, что кто-то их будет трогать или попытается от них избавиться

Не критикуйте его друзей и подруг

Критика людей, с которыми общается подросток, станет причиной протеста с его стороны. Он сделает так, чтобы о его отношениях родители знали как можно меньше. Это создаст опасность увеличения влияния со стороны плохой компании.

Правильное решение — дать ребенку возможность самостоятельно убедиться в отрицательных качествах его друзей. Сделать это можно, проведя аналогии с собственной жизненной ситуацией.

Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Молодому человек нужно давать возможность принимать решения и нести за них ответственность. Например, если он испортил дорогую вещь, то должен самостоятельно заработать на покупку новой. Плохая отметка в четверти должна заставить его искать способы ее исправления. Необходимо учиться находить выходы из конфликтных ситуаций.

Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Эмоциональная нестабильность в поведении подростка в 14 лет и до 17 обусловлена физиологией, поэтому нельзя упрекать их в неумении себя контролировать. Критика поведения заставит подростка почувствовать себя слабым, что негативно отразится на его самооценке.

Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

В подростке силен дух отрицания. Одним из способов продемонстрировать свою независимость станут попытки игнорирования семейных мероприятий. Нельзя оказывать давление и принуждать. Следует понимать, что движет ребенком, принять его взгляды. Однако в ненавязчивой форме можно выразить свое отношение к поступку, чтобы молодой человек понимал, что его поведение отражается на чувствах близких.

Основные составляющие для позитивного детского общения

Межличностное общение – это всегда диалог

Часто при общении взрослых с детьми можно проследить такую особенность, как замена разговора монологом. Разговаривая с детьми, родители часто не слышат своего ребенка и не придают его словам особого значения. Чтобы научить ребенка общаться, нужно, прежде всего, уметь общаться самим, а именно: не только слышать, но и слушать своего собеседника, быть внимательным к его чувствам, настроению и желаниям.

Формы общения детей со взрослыми основываются не только на поучении вторыми первых

Обменивайтесь со своим ребенком мнением на различные предметы и явления, играйте с ним, отвечайте на все его вопросы, а если не знаете ответа, найдите его вместе с ним. Чем более открытыми вы будете со своими детьми, тем более открытыми они будут миру. Никогда не навязывайте ребенку свое мнение. Если он сомневается в правильности ваших слов, аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Выслушайте его видение ситуации, каким бы спорным оно ни было. Непонимание и неприятие со стороны мамы и папы отрицательно скажется на самооценке ребенка и на его общении с окружающими. Не настаивайте на своем, подводите ребенка к верному суждению, задавая ему наводящие вопросы, чтобы он понимал, что пришел к этому решение сам

Это очень важно для воспитания в ребенке самостоятельности и уверенности в себе

Развитие чувства юмора

Если вы оптимистичны и сами обладаете чувством юмора, то все отлично. В такой атмосфере вырасти угрюмым букой у ребенка вряд ли получится. Люди, которые умеют с улыбкой и шуткой выйти из затруднительного положения, идут по жизни легко. Кроме того, они в любом возрасте окажутся в центре внимания, и проблем с взаимодействием в таком случае точно не будет.

Коммуникация дошкольников происходит в основном во время игры. А как и в любой игре, в общении тоже есть свои правила.

Особенности общения со сверстниками: 10 важных правил

  1. Предлагай свою дружбу тем, кто тебе нравится.
  2. Если хочешь присоединиться к игре — спроси и присоединись.
  3. Играй только по-честному.
  4. Умей слушать и не перебивать.
  5. Умей хранить секреты, которые тебе доверили.
  6. Не дразни, не выпрашивай, не приставай.
  7. Вежливо попроси, если тебе что-то нужно.
  8. Давай свои вещи, когда тебя вежливо просят, если пытаются отнять — защищай.
  9. Заступайся за тех, кто слабее тебя.
  10. Уважай чувства и желания тех, с кем общаешься.

Из всех этих правил можно сделать лишь один вывод: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе. Это главный принцип, на котором строится общение детей со взрослыми и сверстниками. Его даже можно выделить красным цветом. Красиво оформите их, распечатайте и повесьте в комнате вашего ребенка. Вместе обсудите каждое правило и, если что-то ребенку будет непонятно, разберите с ним это на примерах.

Родители подростка особенно часто обеспокоены проблемой взаимодействия своих детей с окружающими, ведь именно коммуникация в подростковом возрасте вызывает наибольшее количество вопросов. В 12-16 лет подросток в конфликте не только с окружающими, но и с самим собой.

Межличностные конфликты подростков очень сложно ими переносятся и отрицательно отражаются на самооценке, влияют не только на социальную, но и на учебную деятельность. В этом возрасте родители не всегда являются авторитетом, их точка зрения редко помогает разрешить конфликты между школьниками. Поэтому, если у вашего ребенка-тинейджера существует серьезный конфликт в коммуникации с окружающими, не бойтесь обращаться к специалистам для решения этой проблемы.

Практические занятия детям для развития умения общаться

  1. В нашем тренинговом центре есть сразу несколько программ для детей по развитию навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  2. Дебат клуб «Школа Сократа»  http://tren-kot.ru/programs/debat-klub-shkola-sokrata/
  3. Дебат клуб для детей «Creative Kids» http://tren-kot.ru/programs/debat-klub-dlya-detej-creative-kids/
  4. Дебат клуб для подростков «Creative» http://tren-kot.ru/programs/debat-klub-creative/
  5. Тренинг эффективного общения «Общаться – легко» http://tren-kot.ru/programs/obshhatsya-legko-trening-effektivnogo-obshheniya/
  6. Тренинг «Конфликт под управлением» http://tren-kot.ru/programs/konflikt-pod-upravleniem/
  7. Курс «Я и другой: учимся дружить» http://tren-kot.ru/programs/art-laboratoriya-vdoxnovenie-kurs-ya-i-drugoj-uchimsya-druzhit/
  8. Курс «Мастер общения: все грани общения» http://tren-kot.ru/programs/mir-obshheniya-vse-grani-obshheniya/

Выбирайте программу в соответствии с возрастом вашего ребенка и его потребностями, и помните, что развитие навыка общаться легко и беспроблемно возможно в любом возрасте. Но чем меньше возраст ребенка, тем лучше.

Как помочь ребенку исправить подробную ситуацию

Для начала следует прояснить для себя следующее: вы не должны самостоятельно пытаться решить проблемы за него. Ему предстоит разбираться с его конфликтами и их последствиями самостоятельно. Вы же должны побеседовать с ним, обсудить волнующие его проблемы, проанализировать сложившуюся ситуацию.

К примеру, если ребенок рассказал вам, что слышит постоянные насмешки в свою сторону из-за своей одежды, то следует обновить гардероб. Опять же, учитывайте, что у современных детей свое видение моды. Дайте ребенку возможность самому выбирать себе одежду, не говорите ребенку:

Ребенок должен сам выбрать свой наряд в пределах ваших финансовых возможностей.

Но что, если издевки в адрес ребенка не прекратились, а только наоборот участились?

Дав ребенку пофантазировать на эту тему, вы можете составить возможные ответные реакции во время конфликтов с ровесниками.

Однако бывает ситуации, когда нельзя держать себя как Махатма Ганди с его философией ненасилия. Иногда на агрессию и издевательства следует отвечать агрессией и издевательствами. Родителям мальчика не следует говорить ему: «Игнорируй их, и они отстанут» или «Не обращай внимания, они просто завидуют». ️ Если вашего ребенка толкнут или ударят, то не следует бояться и не давать сдачи, даже если обидчики старше или крупнее.

Однако устранить причины конфликтных ситуаций с одногодками – это только половина дела. Ребенку следует проявить себя, заслужив, если не симпатию, то хотя бы ️ уважение его окружения. Для этого следует проанализировать школьное окружение ребенка, хотя бы в двух словах узнать об интересах его одноклассников (речь идет не об асоциальных интересах). Например, большая часть одноклассников занимается каким-либо видом спорта, некоторые из них ходят в одну секцию.

Не бойтесь финансовых затрат на различные секции или увлечения ребенка. Думая, раз ваше детство прошло без всяких навороченных гаджетов и дорогих коньков, то и ваш ребенок сможет так же, то вы делаете серьезную ошибку. У каждого поколения свои потребности, без удовлетворения которых тяжело влиться в общество.

Мне нравитсяНе нравится

Найти решение проблемы вместе с ребёнком

Воспользовавшись приёмами «активного слушания», родитель может узнать о чувствах и переживаниях ребёнка. Но это ещё не значит, что проблемы решились сами собой. Следующий этап разговора должен заключаться в поиске решения, которое позволит изменить, скорректировать поведение ребёнка.

Подходящее время для разговора

Для серьёзного разговора надо подобрать правильное время. Даже если стало известно о конфликте с одноклассником именно сейчас, не надо сразу же кричать на ребёнка. Сначала лучше продумать то, о чём и каким образом стоит сказать. Дождавшись прихода ребёнка домой, нужно дать ему время отдохнуть после школы/секции/репетитора. После неудачного родительского собрания не надо всё своё раздражение обрушивать на ребёнка. Можно отвлечься на ужин, любимый сериал, домашние дела, а потом уже приступать к разговору.

Ищите позитив

Дети могут очень негативно отреагировать на критику в свой адрес. Неправильно сделанное замечание со стороны взрослого могут привести к серьёзной психологической травме. Конечно, хвалить ребёнка постоянно невозможно, но критику лучше сочетать с какими-либо позитивными словами. Например: «Ты очень хорошо рисуешь, но школьные тетради придуманы для другого. Если хочешь, мы можем записаться в художественную школу» или «У тебя отличное чувство юмора, но на уроках твои одноклассники должны слушать учителя, а не тебя. Ты можешь рассказать своим друзьям весёлые истории на перемене».

Предоставьте выбор

Представители подрастающего поколения с ранних лет хотят показать себя независимыми и самостоятельными. Не надо всё решать за них, лишая детей малейшего выбора

Иногда в каких-либо мелких делах можно акцентировать внимание на том, что ребёнок имеет право выбрать самостоятельно. Например: «Ты наденешь сегодня шорты или юбку?», «Тебе заплести косу или сделать хвост?», «Ты хочешь кашу или яичницу на завтрак?»

Возможность сделать самостоятельный выбор даже в самых незначительных ситуациях поможет ребёнку почувствовать себя важным и покажет ему, что родитель готов его слушать.

Решайте проблемы вместе с детьми

Взрослый может обратиться к своему ребёнку, чтобы узнать его мнение по той или иной проблеме. Например: «Ты приходишь в школу прямо к началу уроку и не всегда успеваешь приготовиться и пообщаться с друзьями. К тому же я часто опаздываю на работу. Наверное, нам нужно что-то делать с этой ситуацией. Что ты думаешь об этом?». Подобные разговоры воспитывают в ребёнке ответственность, и он почувствует себя равным взрослым.

Расскажите про свои чувства

Родитель должен доверять ребёнку свои чувства, но не стоит вываливать на него все свои проблемы. Это поможет установить с ребёнком доверительные отношения, и впоследствии он будет делиться всеми своими переживаниями. Родитель может, например, рассказать, что повышенный тон ребёнка в разговоре его обижает, ранит, а если это происходит на людях, то и вовсе ставит в неловкое положение.

Не сравнивайте с другими детьми

Самое главное, никогда не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, выделяя при этом их положительные качества, которым он уступает остальным. Каждый ребёнок уникален, в каждом есть что-то особенно прекрасное, а желание показать ему, что в чём-то он хуже остальных, приведёт к тому, что ребёнок станет неуверенным в собственных силах. Нужно развивать те способности, которыми ребёнок действительно наделён, а не те, которые есть у ребёнка соседей или друзей.

Выстраивание хороших отношений между родителями и ребёнком – это во многом задача взрослых. Грамотное общение поможет избежать конфликтов в семье и уменьшить негативную атмосферу

Важно принимать и любить ребёнка таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под какие-то стандарты. Нужно уметь слушать, понимать, помогать, и тогда ребёнок в дальнейшем отплатит за такое тёплое отношение

Семь признаков маленького хулигана

Как правило, первым на неадекватное поведение вашего ребенка вам пожалуется педагог. И, как правило, ваша реакция – искреннее недоумение и даже обида. Действительно, в любом конфликте как минимум две стороны – так почему же во всем винят вашего малыша? Да, он пнул (ударил, укусил, обозвал) другого ребенка, но ведь и тот повел себя не лучшим образом! Может, это педагог некомпетентен и предвзят?

Прежде чем обвинить воспитателя в некомпетентности, вспомните, что он видел то, чему, вы скорее всего, не придали значения: как выглядело начало конфликта.

Обратите внимание, что в этом перечне часто встречаются слова «всегда, постоянно, очень часто». Время от времени любой ребенок (да и взрослый) провоцирует конфликтную ситуацию, проявляют агрессию – это неизбежно

Но если это становится единственным способом общения с окружающими, то ребенку необходима… нет, не взбучка, а помощь!

Чем плохо быть задирой

Удивительно, но не все родители понимают, что такое положение дел требует срочного вмешательства. Претензии воспитателя или учителя, конечно, раздражают, и от ребенка часто требуют «чтоб Мариванна больше не жаловалась». Но суть ведь не в том, довольна или недовольна Мария Ивановна, а в том, что ребенку нужна срочная помощь!

От агрессивного поведения (сразу оговоримся, речь идет именно об особенностях характера, а не патологиях психического здоровья) в первую очередь страдает сам ребенок-агрессор. В самом деле, малыша-жертву могут оградить от его посягательств (в крайнем случае – перевести в другой детский сад), но задире от самого себя никуда не деться. Он остается в своем мире, где все-враги, единственный образ действий – атака, а привалы, отдых и перемирия не предусмотрены. Это истощает даже взрослого, что уж говорить о ребенке!

Самое неприятное – это то, что вызывает постоянные проявления агрессии. Почему ребенок задирает сверстников?

Скажи по-другому

Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.

В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?

Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.

Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку “Репка”, причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.

Давай попробуем по-другому:

  1. Сказку можно прочитать.
  2. Нарисовать комикс.
  3. Поставить спектакль.
  4. Сделать макет из пластилина.
  5. Снять мультик.
  6. Посмотреть мультик.
  7. Поставить оперу.
  8. Провести эксперимент, реально посадив репку.

Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!

Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.

Правила поведения в конфликтных ситуациях

Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.

Типы поведения:

  • Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;
  • Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;
  • Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;
  • Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;
  • Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;
  • Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.

Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.

Нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.

Причины, почему ребенок конфликтует с одногодками

В каждом коллективе есть свои лидеры, которые «диктуют» группе настроение. В школьных классах, где отношения строится на взаимовыручке и товарищеском духе, даже ребенок-интроверт без проблем впишется в большую группу самых разных детей. Но современные дети нередко походят на диких зверей, у которых правит сила, а отношения в группе регулируются правилом «сильный пожирает слабого».

Чрезмерная или недостаточная эмоциональная реакция на поступки других детей. Под этим термином понимается поведение ребенка, когда в ситуациях, где следовало бы уверенно дать ️ отпор, он напротив будет терпеть и пытаться игнорировать происходящее с ним. А в случаях, когда его просто подкололи или подшутили над ним не со зла, он отчаянно будет лезть в драку и осыпать оппонента оскорблениями.

Неумение здраво реагировать на критику. Если ребенок бросает какое-либо занятие не потому, что у него что-то не получается, а из-за реакции окружающих, то подобное поведение автоматически ставит вашего ребенка в зависимость от мнения других детей.

Физические недостатки. Различные шрамы на лице, косоглазие, хромота и прочее заметно влияют на обращение сверстников к ребенку. К сожалению, существуют такие ️ физические отклонения, которые невозможно исправить: детский церебральный паралич или синдром Дауна. Дети, не понимая серьезности этих болезней, скорее начнут насмехаться над ребенком, чем как-то ему помогать.

Внешний вид. Мы не будем говорить о росте или биологических особенностях организма ребенка. Однако неряшливость, грязная одежда, лишний вес – это все исправимо ️. От внешнего вида зависит не только отношение одногодок к вашему ребенку, но и популярность ребенка у противоположного пола.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий