Статьи

Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ»

Содержание статьи

Фразы, которые нельзя говорить детям

21. Ты – лентяй

Бывает, что дети время от времени ленятся.

Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.

Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.

22. Доешь до конца

Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.

Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.

23. Это недостаточно хорошо

Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.

Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.

Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.

24. Не заставляй меня повторять!

Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.

Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.

25. Ты неблагодарный

Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.

Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.

Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.

26. Ты у меня самая красивая или самый красивый

Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.

Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.

Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс

Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.

27. Перестань вести себя как ребенок

Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.

Дети — эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо,  то есть по-детски.

В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.

28. Ты можешь и лучше

Giphy

Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.

Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.

Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.

29. Практика сделает свое дело

Как фраза «Ты можешь лучше», так и фраза «Практика сделает свое дело» создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.

Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.

30. Ты меня достал(а)

Время от времени родители злятся на своих детей.

Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.

Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.

Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Слова, которые нельзя говорить детям

Часто родители говорят фразы, которые пагубно сказываются на ребенке. Как правило, подобные «педагогические приемы» уходят корнями в прошлое — так говорили наши родители, бабушки, а им прабабушки. А о сути сказанного и влиянии на свое чадо никто не задумывается. Что же не следует говорить ребенку, чтобы ему не навредить?

Никогда не говорите ребенку:

  • «Если не будешь хорошо кушать, то не вырастешь» — такая фраза может сформировать в ребенке комплексы и даже вызвать проблему избыточного веса в будущем
  • «Слушайся маму, иначе тебя заберет бабайка» — не стоит сеять в душе ребенка страх, ведь он может развиться в серьезную фобию, которую Ваш ребенок пронесет через всю жизнь (даже среди взрослых разумных людей много тех, кто боится темноты и дрожит от любого шороха)
  • «Какой ты неуклюжий», «Ты все делаешь неправильно», «У тебя руки-крюки» — такие слова унижают достоинство ребенка, его самооценку, уверенность в себе. Малыш будет считать себя недостойным чего-либо, неумехой, хуже других
  • «Если будешь ковыряться в носу, то палец сломаешь», «Не кривляйся, а то таким и останешься» — для того чтобы ребенок не делал некультурные действия следует объяснить ребенку правдивую причину почему так не делают, а не придумывать небылиц. Покажите правильный пример: если хотите чтобы ребенок не ковырял в носу, то прежде всего не ковыряйте в носу сами

«Все дети некрасивые и плохие, а ты самый красивый и хороший» — не стоит растить в ребенке самовлюбленное создание, считающее себя центром Вселенной. Говорите какой ребенок замечательный и распрекрасный, но не очерняйте других в глазах ребенка

Советы взрослым

Не злоупотребляйте запретными словами

Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.

Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.

Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.

Объясняем причину

Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.

Читать так же:  Радости материнства, о которых никто не предупреждает заранее

Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке

Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка

Альтернатива запретам

Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.

Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин

Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится

Системный подход

Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.

Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.

В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.

Избегайте провокационных моментов

Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.

Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.

Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.

Читаем по теме: как обезопасить дом для ребенка.

Как малыши воспринимают запреты

Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.

Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.

Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.

Действительно ли нельзя?

Когда родители запрещают что-то ребенку, иногда им нужно задуматься, а действительно ли нельзя, или все-таки можно? Вопрос рассматривают в каждой конкретной семье с ее устоями и ценностями.

Пример: практически в каждой семье стены оклеены обоями, на которых запрещено рисовать. Но ребенок не считает это запретом, так как рисовать ему под силу, и он не видит в этом ничего предосудительного.

При этом малыш спокойно проводит фломастером по стене и видит, что рисовать получается, для него это выглядит красиво и физически под силу. Значит, согласно логике малыша, делать это можно.

В этом случае родителям лучше пойти на хитрость: приклеить рядом лист белого ватмана и разрешить рисовать только на нем. Взрослые таким ходом не только сформировали запрет, но и предложили альтернативу.

Если в семье планируется ремонт в скором времени, есть смысл разрешить детям рисовать на старых обоях. В некоторых семьях такое практикуется.

Всегда лучше подумать, а действительно ли нельзя, может, в этой ситуации все-таки можно.

7 правил для мудрых родителей

Пусть слово «нельзя» будет категоричным отказом. Но используйте его только в самом необходимом случае. Со временем ребёнок привыкнет, что нельзя, значит, совершенно точно нельзя. Для не столь категоричных отказов используйте другие формулировки.

Всегда объясняйте причину запретов.

Не говорите «не ешь столько шоколада», «я сказала, нет, значит, нет», лучше скажите: «Малыш, ты уже съел много сладкого, лучше выпей йогурт». Естественно, на запреты ребёнок будет либо обижаться, либо пытаться сделать всё назло, либо кричать. Это абсолютно нормальная реакция

В этом случае ребёнку важно услышать, что вы его понимаете: «я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Совсем маленьких детей можно попробовать отвлечь

Запретов не должно быть много.

Используйте запреты, когда может случиться что-то опасное или непоправимое. По возможности убирайте все документы, ценные вещи, хрупкие и опасные предметы так, чтобы ребёнок их не достал. Так вы будете знать, что ребёнок ничего не испортит и не поранится, и вам не придётся постоянно ходить за ним со словами «не открывай», «не трогай».

Чем больше вы что-то запрещаете ребёнку, тем менее уверенным в себе он будет, так как у него будут трудности с принятием решений.

Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым.

Недопустимо, чтобы, например, папа запрещает долго играть в компьютер, а мама разрешила. Это только покажет ребёнку, что запреты ничего не значат.

Говорите чётко и уверенно.

Не кричите и не говорите запреты «извиняющимся» тоном.

Не запрещайте ребёнку проявлять эмоции.

Например, в семье у Натальи Водяновой детям запрещено плакать:

Я считаю, что так делать нельзя. Пусть ребёнок выражает те эмоции, которые он чувствует. Иначе в будущем, он не сможет адекватно оценить своё состояние и состояние других людей.

Чаще предлагайте альтернативу или ищете компромиссы.

Их можно найти практически в любой ситуации:

  • Хочет лечь спать на час попозже, договоритесь с ним, что можно только на полчаса.
  • Вы готовите ужин, а ребёнок хочет помочь вам что-то порезать? Предложите ему пока помыть овощи или разложить приборы на стол.
  • Хочет разбрасывать свои игрушки? Не запрещайте, но договоритесь, что он потом их уберёт.

Запреты крайне важны для детей, так как они делают мир более понятным и безопасным для них. Но не бойтесь предоставлять детям как можно больше свободы и доверяйте им (свобода – это не вседозволенность). Помните, что большое количество запретов будут подавлять инициативность вашего ребёнка.

Пусть запреты будут только там, где они действительно необходимы. Ведь нет ничего страшного, если ребёнок пройдёт по лужам, измажется красками или иногда съест что-то не очень полезное. Пусть дети проявляют свою индивидуальность.

Искусство говорить «нельзя»

Приготовьтесь к тому, что вам придется не один раз объяснять ребенку, почему ему не следует совершать то или иное действие. Перед тем, как сказать «нельзя», обдумайте, с какой целью вы устанавливаете запрет: повлечет ли его нарушение за собой серьезные проблемы (угрозу жизни и здоровью ребенка, психологический дискомфорт, вредные привычки) или же вы попросту хотите, чтобы малыш прекратил что-то делать, потому что вас это раздражает или отвлекает от других дел. Так, например, игра на проезжей части, касание рукой горячего утюга или поедание немытых фруктов могут привести к неприятным последствиям в виде травм и болезней, тогда как просьбы родителей прекратить греметь игрушками или громко напевать песенку, большей частью, обусловлены их желанием побыть в тишине.

Читать так же:  Как закаливать детей до года на солнце

Всегда оценивайте адекватность своих запретов с позиции их влияния на ребенка. Запрещая что-то, не повышайте голос, говорите спокойным тоном – в этом случае вероятность того, что малыш примет сказанное к сведению намного выше. Громкие крики «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!», скорее всего, напугают ребенка и вряд ли будут способствовать пониманию запрета.

Избегайте применения физической силы по отношению к ребенку. Не используйте угрозы, запугивания и подобные им приемы. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и психологическим отклонениям. Старайтесь использовать в своей практике только приемлемые способы наказания ребенка. Объяснение в корректной форме запретов оказывается гораздо действеннее, чем шлепок по попе. Для этого ознакомьтесь с рекомендациями родителям по профилактике жестокости к детям.

Устанавливая для ребенка правила и границы дозволенного, не забывайте о том, что дети внимательно следят за поведением взрослых, поэтому если вы запрещаете что-то своему малышу – постарайтесь и сами соблюдать эти запреты. Если вы объяснили чаду, что не стоит переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно игнорируете это правило, объясняя тем, что торопитесь и «машин все равно нет», помните, однажды малыш может скопировать ваше поведение.

Следите за тем, чтобы все члены семьи придерживались одинаковой политики запретов. Если вы не разрешаете ребенку есть мороженое на улице или гладить бездомных кошек, убедитесь в том, что другой родитель, а также бабушки и дедушки солидарны с вами. В противном случае малыш решит, что эти запреты должны соблюдаться только в вашем присутствии, и будет с легкостью нарушать их, когда вас не будет рядом.

Существуют ли правила ответственного родительства? Этот вопрос занимает и молодых родителей, и пары, которые только планируют завести семью. Полезные рекомендации вы найдете в передаче из цикла «Как воспитать счастливого ребенка».

Правильное «нельзя» для детей

Итак, всего хорошо в меру.

Говорить детям «нельзя» можно. И даже нужно, но с соблюдением некоторых нюансов.

  1. Только для значимых моментов. Запрещать разрешено все, что опасно для жизни, мешает нормальному социальному развитию, не соответствует нормам общества. Нельзя – совать пальцы в розетку, мучить животных и людей, кусаться и бить без причины.
  2. С объяснениями причин. Ребенок должен понимать обоснованность запрета. Тогда это будет не просто «каприз» родителей, а объективная необходимость.
  3. В ограниченном количестве. Есть замечательное правило: количество «нельзя» должно соответствовать возрасту малыша. Для 2-летнего крохи два «нельзя», для 7-летнего – семь.
  4. С корректировкой по возрасту. Тут все просто. Если садичному ребенку не стоит брать в руки нож и ходить одному через дороги, то школьнику это уже можно доверить.

Также в вопросе, можно ли детям говорить слово нельзя, члены семьи должны придерживаться единой политики: одинаково запрещать и одинаково разрешать. Любые конфликты будут вносить сумятицу и путать ребенка.

Хорошо, если получится предложить чаду альтернативу. Рисовать не на обоях, а в альбоме. Пинать не папу, а подушку.

Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?

  • Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
  • Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
  • Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами

Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием

Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением. 

Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо». 

Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя». 

Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.

Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи

Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.

В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность. В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.

Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации

Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.

В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут — это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.

Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать

В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.

Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу. Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!

Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно». Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет. Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.

Необходимая регуляция поведения ребенка

В современном мире, когда доступ к различной информации открыт, а источников ее огромное количество, многие думающие молодые родители неустанно решают дилемму о регуляции поведения ребенка. Еще бы, ведь мечта о том, чтобы ваш ребенок был самостоятельным, способным к принятию решений, стремящимся и достигающим, бередит сознание и не дает покоя, заставляя изучать научные и популярные статьи именитых психологов и педагогов. Что, когда, а главное как нужно делать, чтобы мечта осуществилась и ваш ребенок стал ее воплощением? Много сил и энергии уходит на поиски панацеи.

Противоречие достигает своего апогея, когда возникает стопроцентная уверенность в том, что у малыша не должно быть никаких запретов или их количество должно быть сведено к минимуму. Именно так, все опробовав и перепробовав, набив свои собственные «шишки», кроха учится, развивая свои интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные способности.

Так каким же образом оградить ребенка от опасности, которая, как нам кажется, возникает на каждом шагу? Где та золотая середина, которая поможет расти малышу самостоятельным и свободным, а вам — быть уверенными в его безопасности? Для начала давайте разберемся, какая регуляция может навредить вашему крохе.

Burda Media

  • Авторитарная регуляция, не предоставляющая права выбора, делающая акцент на негативном опыте ребенка, действительно способна снизить уверенность малыша не только в своих силах, но и в том, что он любим и принимаем вами.
  • Регуляция с учетом инициативы, интереса малыша, основанная на уважительном отношении к ребенку, как к личности, а не объекту регуляции и воспитания, поможет вашему крохе самостоятельно справляться с любыми задачами, выстраивать хорошие взаимоотношения, беспроблемно и безболезненно соблюдать общественные нормы поведения.
Читать так же:  Как младенцы учатся переворачиваться, и 4 способа им в этом помочь

В каком возрасте ребенок поймет, что такое «нельзя»

Применение запретов к маленьким детям рекомендуется использовать уже до года. В этом возрасте малыш еще не понимает значения самого слова, но уже четко улавливает интонацию, мимику, жесты.

С того момента, когда кроха сядет и начнет исследовать окружающий мир (5-7 месяцев), взрослые должны внимательно следить за его перемещениями и в случае возникновения опасности указывать на нежелательность поступка.

Вводить первые «нельзя» лучше всего начинать с девяти месяцев, при этом желательно на первом этапе не просто говорить слово, а переключать внимание на другие интересные для крохи занятия. Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия

Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя»

Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия. Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя».

Уже после года малыш начинает активно развивать свой речевой аппарат и понимать значение слов. Если до этого времени при возникновении опасной ситуации вы применяли непосредственно «нельзя», то малыш с легкостью поймет его значение и будет на него реагировать.

Испытанием для родителей обычно бывает возраст ребенка около трех лет. В это время у крохи происходит первый кризис, появляется желание командовать и добиваться желаемого любой ценой. К трем годам малыш уже достаточно знает о мире и неизведанное начинает его страшить, поэтому для собственного успокоения он ищет грани дозволенного, испытывает взрослых, прощупывая границы своих возможностей. Наличие понятных для ребенка ограничений успокаивает кроху, а родителям позволяет обезопасить малыша от нежелательных действий и последствий

Психологи и педагоги рекомендуют обращать особое внимание на запреты в этом возрасте, вести их разъяснения. Нужно постараться выбрать позицию, которая бы не сильно ущемляла любознательность малыша и в то же время не имела размытых рамок

Дети старше 3-х лет уже четко понимают правила поведения, реагируют на запреты, поэтому часто используют чрезмерные ограничения для привлечения внимания. В ситуациях, когда ребенок старше 3-х лет делает заведомо запрещенное действие, прежде чем ругать, стоит задуматься о причинах, которые побудили его это сделать. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом пытается вам об этом сказать.

Расширение поля запретов после трех лет происходит плавно. Постепенно знакомя кроху с правилами поведения в общественных местах, транспорте, необходимостью соблюдения законодательства и другими правилами, вы прививаете понимание необходимости сдерживания собственных порывов. Основным секретом воспитанного ребенка является умение родителя объяснить, как нужно себя вести, доступно рассказать, почему некоторые действия находятся под запретом.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам

Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. «Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов. А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений

Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем

Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка

Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко

Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button