Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

Как приучить ребёнка к порядку: советы и подсказки

Собственный пример

На мой взгляд, пока ничего лучше не придумали. Потому что дети с рождения смотрят на родителей и копируют их привычки, поведение, образ жизни. Так почему бы не использовать это, когда речь заходит о том, как приучить ребенка к порядку и дисциплине. Будьте примером и привлекайте детей в свою команду. Вы семья, вы все живете под одной крышей и все заинтересованы в том, чтобы ваш дом был чистым и уютным. И не забудьте, что и папа должен принимать участие в общем деле. Иначе ребенок может тоже отлынивать, глядя на то, как папа смотрит телевизор, пока мама одной рукой орудует пылесосом, а второй гладит белье.

Чек-лист уборки

Разделите обязанности и пропишите детям их часть в виде плана. Максимально четко и как можно более мелкими задачами. Такой чек-лист я использовала со старшими детьми ежедневно для поддержания порядка: убрать постель, отнести грязные вещи в стирку, убрать всё со стола перед сном и так далее. В каждой семье будет свой список. Это очень облегчает еженедельное наведение порядка. А для того, чтобы у каждого из детей появилось понятие о своей зоне ответственности, нарисуйте график с именами, обязанностями и оставьте окошко для проставления крестика об успешно выполненном задании. Вот такой вот мини-квест.

Дошкольники и младшие школьник не способны на решение глобальной задачи – убери комнату. Для них это очень объемный процесс. Разделите его на мелкие задачи. И делите обязанности поровну, если детей 2,3 и больше. Можно растягивать процесс наведения порядка по времени на 2-3 дня. Но всегда оговаривайте четкие временные условия. Не когда-нибудь потом, может быть завтра, а конкретный день и четкое время.

Обязанности по возрасту

1-2 года – мама показывает и помогает, объясняет, как и зачем нужно наводить порядок.

2-3 года – помогает собирать маме, выбрасывает мусор, поливает цветочки

3-4 года – учимся заправлять кровать, вытирать пыль, мыть чашки и тарелки, самостоятельно собираем игрушки.

 4-5 лет – самостоятельно собирает вещи (и так же самостоятельно их раскидывает часто и много), выносит мусор (мои дети ходили вдвоем к мусоропроводу, это был целый ритуал)

Начиная с 5 лет, ребёнок уже может делать очень многое, помогая родителям с наведением порядка в доме. Учите, направляйте и наслаждайтесь результатами.

Поощрение за уборку

Я придерживаюсь мнения, что платить деньги за чистоту и порядок в доме не совсем правильно. Тогда уж и маме нужно выдавать зарплату и аванс за то, что она вкусно кормит, стирает и наводит порядок. Налицо несправедливость Но, если вы придерживаетесь другой точки зрения, то конечно можете благодарить детей и таким образом

Как поощрить, если не деньгами? Поход в кино, кафе, просмотр фильма дома, совместная прогулка или поездка – любая приятность и внимание с вашей стороны

Напоминания

Приготовьтесь к тому, что вам придется напоминать о необходимости навести порядок много, очень много и очень долго. Да, к 7 годам ребенок понимает и осознает, что он должен убирать за собой вещи, поддерживать чистоту и помогать родителям. Но самостоятельно об этом вспомнить или встать в субботу пораньше, чтобы поскорее начать заниматься уборкой в комнате, не может. Хотя не исключаю, что где-то есть и такие дети. Но мне лично они пока не попадались. Поэтому запаситесь терпением и любовью и начинайте внедрять напоминания.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Советы родителям, как воспитать помощников

Как правильно себя вести, чтобы приучить своего ребенка к домашним делам?

1. Делаем вместе

Обычно мамы просто прогоняют ребенка, чтобы он не мешал выполнять домашние дела. Но это ошибка, которая приводит к тому, что у ребенка пропадает интерес к этому. Если кроха проявил инициативу, это нужно развивать. Пусть он поучаствует в уборке или приготовлении пищи. Возможно, сначала он будет больше мешать, чем помогать. Но со временем малыш сможет выполнять различные задания. Таким способом вы вырастите настоящего помощника.

2. Хвалите ребенка

Похвала очень важна как для взрослых, так и для детей. Например, скажите, что никто не правится с уборкой в его комнате так, как он сам. Ведь он лучше других знает, как и где должны лежать его игрушки. После таких слов ребенок сам захочет разложить все по местам.

3. Прислушивайтесь к желаниям малыша

Когда ребенок начинает выполнять какие-либо ваши поручения по дому, необходимо обратить внимание на то, какие из них он выполняет с большей охотой. Кому-то больше нравится вытирать пыль, а кому-то готовить

Конечно. Каждый ребенок должен научиться выполнять элементарные вещи. Например, подметать, протирать пыль, раскладывать вещи, мыть посуду. Но если он проявляет гораздо больший интерес к кулинарии, можно дать ему больше свободы в этом направлении. Если ребенку это интересно, он может принимать участие в приготовлении обеда, выпечки, в приготовлении блюд к праздничному столу. Возможно, в дальнейшем это станет его профессией. В любом случае, умение готовить пригодиться во взрослом возрасте как мальчикам, так и девочкам.

4. Убирайте весело

Если уборка проходит скучно и вяло, ее не хотят делать ни родители, ни дети, можно проявить фантазию и сделать этот процесс более веселым. Превратите этот процесс в игру. С детьми это делать будет гораздо веселее. Например, устройте «укрощение» пылесоса или борьбу с «пыльным злодеем». Уборка пройдет быстрее и веселее.

5. Не ждите идеальных результатов

Важно помнить о том, что ребенок физически слабее, чем взрослый человек. У него еще недостаточно хорошо развита моторика

Поэтому нельзя давать ему сложные задания, и ожидать, что он справится с ними так, как взрослый. Если ребенок мыл посуду, и случайно упустил тарелку, ругать его не стоит. Это только отобьет его интерес к делам. Лучше показать, как правильно это делать, чтобы в следующий раз все получилось. Задания, которые вы ему даете, должны соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка.

6. Проявляйте терпение

Если малышу трудно справиться с заданием быстро, не нужно его за это ругать и торопить. Ведь он только учиться. Нельзя также заканчивать порученное ребенку дело самостоятельно. Иначе он не сможет научиться доводить дела до конца.

7. Работа не должна быть наказанием

Часто родители за какой-либо проступок наказывают ребенка домашними делами. Они считают, что это полезное наказание. Но, на самом деле, это грубая ошибка. Ведь таким образом мы формируем у ребенка неприязнь к работе. Уборка и другие дела будут всегда ассоциироваться с неприятными эмоциями. Малыш должен с раннего возраста понимать, что домашняя работа – это не то, что нужно делать, когда провинился. Это обязательные дела, которые необходимы, чтобы жить в чистоте и комфорте.

8. Не давайте деньги за домашние дела

По этой же причине не нужно платить ребенку за выполнение домашней работы. Он должен понимать, что это не работа, а обязательная часть жизни.

9. Не делите задания на дела для мальчиков и девочек

Иногда мальчик может любить готовить, а девочка, наоборот, разбираться с техникой. Не стоит этому препятствовать. Возможно, у них талант, который проявится в дальнейшем. Кроме того, дети обоих полов должны уметь выполнять домашнюю работу одинаково.

Чтобы приучить ребенка к домашним делам, в первую очередь, нужно подавать ему пример собственными действиями. Ведь родители, которые сами не выполняют домашние обязанности, не смогут внушить ребенку, что он должен это делать.

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Комната и личные вещи

Чтобы ребенок мог поддерживать порядок в детской, необходимо, чтобы у всех вещей в ней было свое место. Постарайтесь выделить ему для этого отдельный шкаф или хотя бы место в общем шкафу, полки для книг, ящики для мелочевки и игрушек, персональное рабочее место. Если нет отдельной комнаты, выделите  зону в квартире, за порядок в которой он будет отвечать. Определитесь вместе с ним, что где будет лежать, при необходимости подпишите (или обозначьте соответствующими наклейками) полки и коробки, чтобы он не забыл и не перепутал. Отсутствие необходимости каждый раз вспоминать, куда нужно положить майки, а куда носки существенно облегчит разбор вещей и маме, и детям.

Позвольте ребенку самому выбрать обстановку в своем уголке, повесить плакаты, разложить книги и игрушки, как ему удобно. Чем уютнее ему будет в комнате, тем с большим удовольствием он станет за ней ухаживать.

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении – поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Исчезающие вещи

Не менее остро, чем порча одежды, у детей стоит проблема ее частичной утери

Совершенно не важно, преподавали ли вам астрономию, — если вас вдруг спросят, где находится черная дыра, вы уверенно покажете на собственный дом. Потому что куда еще в таком количестве исчезают варежки, перчатки, шарфы и панамки? Невидимый нашему оку космический пылесос затягивает ручки, книжки и личные вещи всех членов семьи, которые ребенок взял “на минуточку”, “только посмотреть”

За время существования черной дыры вы уже привыкли к некоторым правилам ее деятельности. Например, чем ценнее вещь, тем скорее она исчезнет в неизвестном направлении. Пропажи новых игрушек так велики, что можно не сомневаться — где-то во Вселенной есть целый игрушечный город, почетным спонсором которого является ваша семья.

Загадочная черная дыра воздействует негативно и на самого ребенка — у него просто-таки стирается память. Он не только не может внятно сформулировать, при каких обстоятельствах исчез тот или иной предмет, но и не помнит о том, что когда-либо его видел и тем более держал в руках.

Тактика борьбы. Объем памяти старшего дошкольника составляет 5-7 элементов, то есть если малыш взял с собой на прогулку 10 машинок, то про три-четыре из них он наверняка забудет. Поэтому, отправляя ребенка в детский сад с пятью игрушками, тремя запасными носовыми платками и двумя парами перчаток, родителям нужно быть готовыми к тому, что их чадо непременно что-нибудь потеряет. Сократив количество предметов, за которыми следует следить, вы наполовину решите проблему “исчезающих вещей”. Каждый раз, когда карапуз выходит из дома, просите его перечислять вслух названия тех вещей, которые он берет с собой. То же самое малыш должен делать, уходя из детского сада или из гостей, — проговаривание способствует осознанию своих действий и лучшему запоминанию. Обязательно рассмотрите с ребенком наиболее типичные ситуации, в которых вероятность потери очень высока: например, шерстяные носки лучше не класть отдельно, а помещать внутрь сапог. Приучите чадо застегивать сумки, рюкзаки, чехлы и т.д. Отрепетируйте дома в игре с сыном или дочерью сценки из детсадовской жизни: когда малыш дает кому-то поиграть свою машинку, а потом не забирает ее обратно или когда он забывает варежки на качелях рядом с садиком. Оказавшись в подобных ситуациях в реальности, ваше чадо наверняка будет вести себя более внимательно.

Золотые правила для хозяйки

Чтобы все это работало, важно самой строго следовать некоторым правилам. Излучайте уверенность

Заводя договоренности между членами своей семьи, будьте готовы самой в первую очередь неукоснительно следовать им и строго спрашивать с других. Когда муж и дети будут чувствовать, что все серьезно, они и сами будут ответственно относиться к своим обязанностям

Излучайте уверенность. Заводя договоренности между членами своей семьи, будьте готовы самой в первую очередь неукоснительно следовать им и строго спрашивать с других. Когда муж и дети будут чувствовать, что все серьезно, они и сами будут ответственно относиться к своим обязанностям.

Не берите все на себя. Если вы взваливаете на себя весь груз домашних работ, то никому и в голову не придет, что вам трудно. Дайте понять домашним, что вы женщина, слабая и ранимая, что у вас тоже есть свои желания и интересы. Будьте уверены, что ваши близкие не такие уж беспомощные!

Дайте понять домашним, что вы женщина, слабая и ранимая, что у вас тоже есть свои желания и интересы.

Действуйте постепенно. По мере достижения результатов постепенно усложняйте поручения. Если сначала вы просили только помыть посуду, то потом можно попросить приготовить что-то простое, например, яичницу или макароны.

Будьте терпимее. Не забывайте, что ваши родные всему только учатся, не раздражайтесь, если у них не получается с первого раза. Будьте доброжелательны, и они почувствуют, что это нужно не только вам, а идет на пользу всей семье.

Не перегибайте палку. Не позволяйте, чтобы ваша любовь к порядку превратилась в навязчивую идею, ведь жить под пристальным взглядом чистюли не так уж и просто. Ведь мир в семье важнее помытой посуды и аккуратно сложенной одежды!

Поросенок в недоумении

Порой дети просто не понимают взрослых «правил игры». Зачем утром заправлять постель, а вечером снова разбирать? Зачем собирать кубики после игры, если утром планируешь снова строить город? Зачем убирать штанишки в шкаф, если снова их доставать? Согласитесь, в этом есть своя логика!

Что делать?

Ничего не поделать, придется формулировать ответы на все вопросы «зачем», и учтите, они должны быть убедительными! Объясните, что о брошенную игрушку можно споткнуться и больно ушибиться (не говоря уж о том, что это не пойдет на пользу самой игрушке). А расправленная постель становится пыльной (для эксперимента можно не вытирать пыль с какой-нибудь полированной поверхности несколько дней и наглядно показать, как много пыли скопится на подушке и простынке).

Водные процедуры

Дни, в которые ребенок добровольно и без 150 напоминаний умылся и почистил зубы, можно отмечать в календаре красными кружочками, чтобы потом в течение последующих лет отмечать эти памятные даты за семейным столом.

Обычно вам приходится незаметно натягивать где-нибудь в квартире рыболовную сеть, всей семьей гнать ребенка к этой ловушке, а затем изо всех сил тянуть его — спеленутого — в ванную. При этом просто дотащить свою добычу до раковины недостаточно: вам необходимо активно участвовать в процессе умывания, иначе все предпринятые ранее усилия пойдут насмарку. Мыльные разводы на зеркале и полтюбика проглоченной пасты — вот все, на что способен ваш малыш без чуткого родительского присмотра. Когда ребенок становится старше и уже, казалось бы, вполне может мыться самостоятельно, папы и мамы тоже не должны терять бдительность. Наследник честно лезет в ванну и спокойно плещется в ней пару часов, а потом выясняется, что за все это время он и не подумал взять в руки мыло и мочалку. Как выясняется? Да очень просто — пятки купальщика темнее земли, а под ногтями можно смело устраивать раскопки.

Никакого отношения к удобству порядок hе имеет, и дети это прекрасно понимают!

Тактика борьбы. Подражание взрослым — главный способ приобретения новых навыков. Когда вы моете ребенка, он прекрасно запоминает последовательность ваших действий, но не может понять их суть. Так, от него ускользает тот факт, что вы не просто намыливаете его руки, но и добиваетесь того, чтобы пена покрыла всю поверхность ладоней, а затем была тщательно смыта. Поэтому нужно учить малыша умываться, задавая конкретные критерии, по которым он сможет оценить эффективность своих действий. Например, во время чистки зубов можно поставить перед ребенком песочные часы или, если он уже умеет считать до десяти, попросить его отсчитывать определенное количество движений щетки в разных направлениях. Если дитя наотрез отказывается купаться, сделайте так, чтобы подготовка к принятию водных процедур стала максимально интересной: например, предложите малышу самому наполнить ванну водой, добавить туда пену и помыть уши любимому зайцу. Выполняя все эти действия, юный купальщик и не заметит, как сам окажется намыленным с головы до ног.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка — это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок — очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе — это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек — это бардак, а для ребенка — это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, — это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка — не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка — это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки — это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

7 лайфхаков: как приучить убираться подростка

  • Личный пример.
    Если в вашем доме всегда чисто и все на своих местах, то для ребенка это становится нормой. Интуитивно он будет поддерживать порядок. За это отвечает чувство личной ответственности. Факт выяснил австралийский психолог Роб Кернау, который посвятил более 25 лет теме экологии. Он говорит, что когда человек видит чистое общественное место, то не станет там мусорить. Это относится и к дому.
  • Хвалите за чистоту.
    Ребенку в любом возрасте важна похвала родителя. Ему нужно чувствовать ваше одобрение. Это как бы направляет ребенка, он понимает, что делает все правильно.
  • Объясняйте и конкретизируйте.
    Вы можете говорить подростку, что у него беспорядок в комнате. Но он не всегда понимает, где именно. В этом возрасте тинейджер не замечает мелочей. Он размышляет о смысле жизни и предназначении человека. Его мысли заняты поиском глубокого смысла бытия. Поэтому грязная кружка около компьютера, джинсы на спинке стула, провода на полу, могут его ни капли не смущать. Объясните, что если это убрать, то в комнате будет гораздо лучше.
  • Просьба, но не мольба.
    Не путайте это с взываниями к совести подростка. Просто спросите у ребенка, когда сможет убраться или сделать что-то конкретное. Например, вытереть пыли, пропылесосить, полить цветы. Вы даете понять — это нужно выполнить, но при этом договариваетесь. У подростка сохраняется право выбора, когда ему удобно навести порядок.
  • Ищем компромисс.
    У каждого человека есть то, что не нравится в процессе уборки и то, с чем он готов смириться. Некоторые даже получают удовольствие от глажки белья, мытья посуды. Выясните, что готов делать подросток с интересом. Возможно, ему больше нравится пылесосить или убираться в ванной. Тогда поручите эти задания.
  • Зеркало.
    Метод зеркало применяют тогда, когда подросток разбрасывает свои вещи по всему дому. Маме приходится ходить следом, как сыщику, и собирать все предметы. Потом она добровольно раскладывает их по своим местам в комнате ребенка. Стоп. Вы можете испробовать 2 метода «зеркала».
    1 — Соберите все вещи подростка, которые отыскали вне его спальни и высыпьте на кровать или компьютерный стол. Когда он придет, ему придется их разложить, либо бросить на пол. В какой-то момент подростку это надоест. На полу не будет хватать места, а нужные предметы сложно найти в куче вещей. Единственный для него выход — перестать разбрасывать вещи и складывать их на положенные места.
    2 — Радикальный способ. Принесите свои вещи в спальню ребенка. Такие, которые бы ему мешали. Все должно выглядеть максимально естественно, будто вы их там оставляете случайно. Подросток начнет возмущаться, ведь он не привык находить посторонние вещи в своей комнате. Ответьте, что вы также возмущены беспорядком, который он создает в доме.

Бонус

  • У ребенка тоже бывает плохое настроение, слабость, проблемы. Они их очень чутко переживают. В такие моменты не стоит заставлять делать уборку. Поддержите его и подросток оценит ваше понимание.
  • Убедитесь, что у ребенка есть все, чтобы навести порядок. Возможно, ему не хватает мебели для хранения вещей. Приобретите контейнеры, органайзеры, корзины, чтобы он мог разложить все по местам и поддерживать чистоту.
  • Процесс будет еще увлекательнее, если вместе делать покупки. Пусть подросток сам выбирает метлу от пыли, запах моющего средства для посуды, цвета губок.

Универсального совета, как приучить подростка к порядку не существует. Все дети индивидуальны. Поделитесь своей историей, как вы привили ребенку желание убираться.

Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие

Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным

Чистоплотность и аккуратность — те привычки, которые можно освоить в процессе работы с моделью поведения. На это ориентирована технология модификации поведения 7Spsy.

Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

  1. «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
  2. «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
  3. «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий