Как развивать ребенка 3-х месяцев: игрушки, занятия и развивающие игры с малышом в домашних условиях

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Способы и направления развития двухмесячных детей

Развитие ребенка даже от 2 до 3 месяцев не нужно пускать на самотек. Да, малыш будет взрослеть в своем темпе, но неправильное обращение с грудничком в период самого активного познания нового может замедлить естественные процессы.

Речь идет не об обучении как таковом, от родителей требуется лишь в умеренном темпе помогать развиваться физическим, эмоциональным, психологическим навыкам новорожденного. Есть несколько способов это сделать, но занятия должны быть систематичными, каждый день, не подолгу и примерно в одно и то же время.

Лежание на животике

Это сенсорная деятельность – важнейшая часть повседневной жизни ребенка. Укладывая его на несколько минут на живот, у малыша лучше развивается координация движений, тренируются мышцы шеи, плеч, рук и позвоночника. Одновременно с этим в дальнейшем грудничок учится перекатываться, подтягиваться, ползать и сидеть.

Чтение

Разумеется, читать или даже понимать прочитанное — это не то, что должен уметь человек с развитием 2-х месячного ребенка.

Но читать вслух малышу нужно для того, чтобы он:

  • привыкал к голосу родителей;
  • слышал правильную речь;
  • учился слушать (в такие моменты груднички довольно внимательны);
  • получал задатки языкового развития;
  • развивал память;
  • укреплял связь с мамой и папой.

Не стоит начинать читать при постороннем шуме, так как внимание малыша должно быть сосредоточено на вас. Используйте интонацию, мимику, но не увлекайтесь – груднички быстро утомляются, теряют интерес и начинают капризничать

Достаточно буквально пяти минут.

Прикосновение

Также следует относиться к сенсорной деятельности.

Какими должны быть прикосновения:

  • кожа касается кожи – не через одежду;
  • медленные покачивания и объятия;
  • поглаживания по всему телу, включая руки и ноги;
  • массажи (только после консультации со специалистом, неправильные манипуляции могут сильно навредить).

Благодаря этим простым упражнениям налаживается связь ребенок-родитель, укрепляется психологическое и физическое здоровье, улучшается сон, стабилизируется температура и сердечный ритм.

Движения с ребенком

Неотъемлемой частью жизни и развития ребенка в 2 месяца должны быть движения. Они тренируют вестибулярный аппарат. Цель таких упражнений — не заставлять малыша шевелиться, а двигаться вместе с ним, например, танцевать под музыку с ним на руках. Можно просто не торопясь раскачивать грудничка в разные стороны, меняя скорость перемещения в воздухе. Но каждую минуту нужно делать паузу, фиксировать тело и следить за тем, чтобы ребенок не слишком возбудился эмоционально.

Пальчиковые игры

Зрение грудничка в возрасте 8 недель еще недостаточно развито, и видит он не очень хорошо. При этом ему нравится наблюдать за движущимися объектами, в том числе за пальцами. Не обязательно покупать или шить специальные игрушки для игры (хотя это тоже интересный вариант – кукольное представление), можно просто ритмично двигать руками под музыку или ваши истории, опускать пальцы вниз и поднимать вверх, двигать ими со стороны в сторону в разном темпе, имитировать движение «червячка».

Сюда же относятся и упражнения с пальчиками младенца – трогайте их, загибайте (можно читая стишки), давайте трогать вещи с разной поверхностью, например, ткани и вязку.

Наблюдение за объектом

В двухлетнем возрасте младенец видит на расстоянии 45 см от своего лица, умеет удерживать внимание на отдельном объекте и следить за ним непродолжительное время. С помощью игры это умение можно развивать

Выберете предмет или игрушку, которая интересная малышу, и держите ее перед его лицом. Увидев, что грудничок смотрит на нее, начинайте медленно перемещать ее в разных направлениях. Очень хорошо, если игра будет сопровождаться вашими разговорами, звуковыми эффектами или песенкой.

Не забывайте развивать и свой навык наблюдения – если ребенок не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям, не принуждайте его. Возможно, он еще к ним не готов и нужно попробовать через неделю-вторую. Все зависит от индивидуальных особенностей роста каждого ребенка.

Критерии при выборе игрушки

Не стоит давать ребенку сразу все имеющиеся игрушки: достаточно будет 2-3 шт

Большое разнообразие предметов не даст ребенку сосредоточиться, а наоборот, рассеет его внимание. Перечислим основные рекомендации для выбора игрушек:

Уделите внимание качеству: лучший вариант – игрушки, которые можно постирать или почистить.
Совсем не обязательно покупать дорогие подарки: можно приобрести одну, но многофункциональную вещь.
Выбирайте игрушки, которые подойдут для занятий с ребенком в 8 месяцев и возрастом постарше.

Учимся взаимодействовать с предметами

Весело проводить время с ребенком можно при помощи не только игрушек, но и подручных предметов. Выбирайте вещи, имеющие разную структуру и массу: мячики, погремушки, кубики. Исследование пальцами новых игрушек поможет развивать у ребенка тактильную чувствительность.

Игра в «Башни» хороша для выявления взаимосвязей между предметами. Четко проговаривайте все свои действия и не торопитесь: дайте возможность младенцу проследить за вами. Многократно играя с ребенком в 8 месяцев в такого рода забавы, вы научите его анализировать последствия своих действий.

Развитие слухового внимания

За счет развития слуха формируется будущая речь. Дети с удовольствием слушают, что произносят взрослые. Они уже многое понимают, реагируют на просьбы родителей.

Занимаясь с ребенком, крайне важно четко и внятно описывать каждый предмет, который вы ему даете (цвет, форму и название). Для развития слухового внимания используйте все предметы, способные издавать звуки: колокольчики, погремушки, аудиозаписи

Что касается длительности, то заниматься нужно не менее 10 минут в день.

Развитие речевого внимания

Перечислим варианты игр, подходящих для развития речевого внимания:

  1. Игра «В прятки». Родители прячутся, а ребенок на знакомое «ку-ку» должен найти маму или папу. Кроме этого, можно спрятать любимую игрушку под одеяло или коробку, а родители должны спросить, где же она находится.
  2. Можно взять какую-либо зверюшку или куклу и попросить младшего члена семьи найти у нее глаза, нос, рот. После поисков грудничок должен показать эти части тела у себя и у мамы. Необходимо похвалить ребенка в случае правильного ответа.
  3. Вербальные игры: «Ладушки», махание рукой в знак приветствия или прощания.

С такими играми, как видео, пока лучше повременить.

Развитие активной речи

Родителям важно развивать активную речь грудничка. За счет подражания различным звукам он начнет запоминать отдельные понятия

Учите ребенка новым звукам, которые он не говорил ранее. Перед занятием повторяйте сначала знакомые слова, а только потом приступайте к новым. Чтобы ребенок лучше запоминал, пытайтесь говорить с разной интонацией: то тихо, то громко.

Как играть с малышом в возрасте 7 месяцев

Как играть с мальчиком

Опираясь на информацию о том, что мальчиков больше интересуют движущиеся игрушки, следует выбирать для них крутящиеся предметы. Одним из лучших вариантов будет игрушка на основе оси и одного колеса. Любому мальчику будет очень интересно держать за палочку игрушку одной рукой, второй – раскручивать колесо.

Внимание! Если под рукой нет специального варианта такой игрушки, и приходится использовать самую обычную металлическую ось с колесом, важно обеспечить безопасность ребенка, прикрыв острый конец оси чем-то мягким. Например, это может быть сложенная в несколько слоев ткань, зафиксированная на острие

Мальчику понравится игра с движущейся машинкой. Ее можно катать перед сидящим на коврике ребенком, издавая характерный звук

При этом важно описывать автомобиль: какого он цвета, большой или маленький, громкий или тихий, быстрый или медленный

Как играть с девочкой

Девочкам нравится рассматривать детали. Для того чтобы поиграть с малышкой, можно взять куклу и показывать ее глаза, нос, ресницы, уши, волосы, руки, ноги. Лучше, если мама будет демонстрировать детали сначала на кукле, потом на себе, затем на дочери. Например: «у куклы носик (жестом указать), у мамы носик (жестом указать), у Маши носик (жестом указать)». Не спеша, последовательно, не ленясь, повторить несколько раз.

Девочка и кукла

Интересной игрой станет для девочки любование собой через безопасное детское зеркало. Их часто делают из картона и фольги. Такое зеркало нельзя разбить и получить травму, его можно бросать, грызть и мять. Смотреться в него семимесячная модница будет с удовольствием, кривляясь, издавая звуки, даже попробует на вкус свое отражение.

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

интересуется тем, что происходит вокруг него;
особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
лепечет и гулит;
реагирует на собственное имя;
отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Чему можно научить в 3 месяца

Двигательная активность ребенка напрямую зависит не только от его собственных способностей и стремлений, но и от той обстановки, которую ему создают родители.

Важно! Если ребенка с самого рождения пеленать, он не сможет к 3 месяцам научиться координировать движения ручек и ножек. Для полноценного развития младенцу нужна полная свобода движений

Физическое развитие 3-месячного ребенка

В 3 месяца ребенку можно помогать в физическом развитии. Для этого кладут его на спину, при активном движении ручек и ножек слегка подталкивают за бочок, медленно переворачивая на живот. Для того чтобы детская физкультура проходила продуктивнее, с того бока, куда будет поворачивать ребенок, можно положить яркую игрушку. Так процесс обучения перевороту пойдет быстрее, потому как малыш будет сам стараться повернуть свое тело к интересному предмету.

Купание в большой ванне – один из самых лучших способов научить кроху двигаться. Идеальное купание – это когда малыш весь погружен под воду, на поверхности находится только его голова. Достаточно держать ребенка за подбородок, чтобы он не хлебнул воды, остальное тело должно двигаться в воде так, как этого захочет сам карапуз. Педиатры рекомендуют такое развитие плаванием в 3 месяца грудничка. Исследуя способности тела под водой, ребенок даже может попробовать сесть, ведь никакой опасной нагрузки на позвоночник в этом случае нет.

Купание

Дополнительная информация. Перед купанием все тело ребенка желательно размять с помощью массажа. Для этого разгибают ручки и ножи во всех суставах. Разминают пальчики, шею, спину.

Развитие зрения и внимания

Занятия на развитие зрения сводятся к общению взрослых с ребенком. Когда малыша держит вертикально на руках, он внимательно смотрит на говорящего с ним человека, рассматривает его мимику, улавливает интонацию

Если у взрослого собеседника есть яркий предмет одежды, он обязательно привлечет внимание любопытного малыша

Острота зрения у 3 месячного ребенка колеблется от 0,05 до 0,1. Он начинает различать некоторые цвета:

  • красный;
  • желтый;
  • черный;
  • белый.

Для лучшего восприятия окружающего мира игрушки малыша должны быть преимущественно этих цветов.

Развитие слуха у ребенка

Звуки малыш воспринимает отчетливо, часто понимает, с какой стороны от него находится источник шума. Развивать слух можно с помощью игрушек, для этого перед ребенком кладут:

  • игрушку с сыпучим наполнителем, издающим характерный звук при тряске;
  • игрушку с вшитым шелестящим элементом, это может быть плотный полиэтилен в тканевом чехле;
  • погремушку с колокольным звуком.

Исследуя предметы по очереди, грудничок вскоре станет их различать по звуку. У мальчиков это получается быстрее, чем у девочек, потому как их слух более тонкий. Если взрослый потрясет шумную игрушку с сыпучим наполнением так, что малышу звук доставит дискомфорт, при следующей визуальной встрече с предметом малыш будет инстинктивно жмуриться, ожидая повторно громкого шума. Ребенок в 3 месяца уже узнает маму по голосу, поворачивается в сторону говорящего человека.

Ребенок с погремушками

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

С наступлением третьего месяца жизни ребенка хорошо освоилось удерживание головы, не только, лежа на животе, но и в вертикальном положении, на руках у взрослого. Помочь развить двигательную активность должным образом помогут несложные упражнения:

Ребенка кладут на живот и наблюдают, как он, опираясь на локти, смотрит перед собой и по сторонам

Как только он кладет голову на подстилку, взрослый недалеко от малыша трясет погремушкой, привлекая внимание звуком. Удаленность источника шума от головы ребенка – 50 см

Он снова поднимет голову и будет наблюдать за звучащим предметом.
Грудничка кладут на спину, над ним вешают одну-две игрушки на уровне груди, не выше 15 см. Малыш после непродолжительного наблюдения попробует дотянуться до нее руками. Результат, достойный поздравлений – удар малыша по висящим игрушкам раскрытой ладонью.
Ребенка берут на руки, держа за подмышки, и дают возможность почувствовать твердую поверхность стопами, это может быть стол или пол. Ножки ребенка при этом должны практически полностью разгибаться. Многие активные исследователи будто пытаются пойти – начинают перебирать ногами, эти движения выглядят как ходьба.

Внимание!  Ставить малыша в 3 месяца всем весом на стопу плохо. Можно лишь дать возможность ощутить под собой твердую поверхность и попытаться встать, но только попытаться

Опора на стопу

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Зимнее занятие для ребенка на развитие наблюдательности. Расскажите про животных в зимнем лесу и продемонстрируйте на игрушках, что у разных зверей разные следы. Сделайте дорожку из следов какого-нибудь зверька и попросите ребенка угадать, кто пробежал. Инструкцию по приготовлению «зимнего» теста смотрите ниже.

Для теста:

Мука – 2,5 стакана
Соль – 0,5 стакана
Масло растительное – 0,5 стакана
Сода – 1 ст.л
Кипяток – 2 стакана

Смешайте ингредиенты и дайте тесту немного остыть. Если тесто будет прилипать к рукам, добавьте еще масла. Если будет слишком жирным, добавьте муки. Но будьте осторожны, если переборщить с мукой, тесто быстро затвердеет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector