Статьи

Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

Содержание статьи

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию

Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости – проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Признак кризиса – отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости – признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков – притиворечия

Отрицательные установки

Иногда родители сами не замечают, как дают ребенку повод сомневаться в собственных силах. Например, когда:

  • Сравнивают его с другими, надеясь сыграть на самолюбии. Но помочь ребенку стать уверенным в себе так не получится. Наоборот, малыш может сделать вывод, что мама с папой больше любят детей, которые успешнее его. Появится недоверие к родителям, страх быть недостаточно хорошим, умным, боязнь браться за новые дела — «вдруг кто-то справится лучше?»
  • Вешают ярлыки, критикуя не действия ребенка, а его самого. Дети чутко воспринимают информацию, особенно исходящую от родителей. Если постоянно говорить малышу «ты тугодум», «стеснительный», «криворукий», «лентяй», он легко может в это поверить и вырастет именно таким. Другое дело критика действий — она всегда оставляет шанс все исправить и стать лучше.
  • Программируют на неудачу, заранее сомневаясь в успехе ребенка. Фразы типа: «для тебя это слишком сложно», «ты с этим не справишься», «дай-ка я, у тебя не получается», «у нас в семье все такие рассеянные» лишают детей крыльев, мешают развиваться, подрывают их веру в себя.
  • Обсуждают с посторонними проблемы ребенка, делают его в разговоре «героем» нелепых ситуаций: «Ой, она у нас вечно всего боится!», «Он такой стеснительный!», «Наш-то вчера чего учудил…». Ребенку вешают ярлыки, да еще и прилюдно. Что он должен при этом чувствовать — собственную никчемность и отчаяние из-за того, что родители его предали.

Психологические причины проблем кризиса личности в подростковом возрасте

Одной из причин кризиса подросткового возраста также является страстное желание ребенка понять истинный смысл своего предназначения. Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен, каковы его перспективы на будущее и как сложится его дальнейшая судьба.

Для определения своих возможностей и способностей и существует понятие «самооценка». Оценить свои возможности можно двумя основными способами. Первый вариант проверки заключается в сравнении уже достигнутых результатов с эталоном, сложившимся еще до начала реализации замысла. Однако таким способом не всегда можно объективно оценить себя, поскольку небогатый жизненный опыт не позволяет произвести экспериментальную проверку в отношении многих, еще не пережитых им самим событий.

Проблемы личности подросткового возраста часто проявляются в совершении различного рода нелепостей, необдуманных действий, напрасном риске и даже хулиганстве. Это происходит не из-за желания досадить взрослым, не из-за стремления выделиться в круге общения или произвести впечатление (хотя и это не исключено), а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. Другой способ оценить себя заключается в сравнении собственного мнения о себе с мнением окружающих. Бывают случаи, когда эти мнения сильно разнятся. В случае обнаружения подростком слишком выраженных различий начинается длительный и мучительный процесс анализа собственного «Я», который в большинстве случаев благоприятно сказывается на самом ребенке. Взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному.

Одно из проявлений кризиса подросткового возраста – частое желание побыть в одиночестве. Процесс осознания себя, своего личного начала, и понимание происходящих перемен требуют уединения. Лишь уединение от внешнего мира, ограждение от постороннего шума и суеты дают возможность человеку услышать свой собственный внутренний голос и обрести гармонию и единение с собой. Поэтому проблемами подросткового возраста становятся проявления таких черт характера, как замкнутость, молчаливость, стремление к уединению и тишине, а также склонность к бродяжничеству и уходам из дома.

Отношение взрослых к кризису

Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку.  Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.

Читать так же:  Детская для девочки и мальчика в общей комнате: дизайн интерьера для двоих разнополых детей разного возраста

По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне

Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним

Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
Больше общайтесь с ребенком
Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете
Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.

А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.

Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям. Нонконформизм – это поведенческая модель, подразумевающая полную автономность и резкое осознанное сопротивление давлению социума. Разница между этими моделями поведения заключается в том, что негативизм часто проявляется в виде несознательных поступков.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Воспитываем в ребёнке уверенность в себе

Если с малых лет ребёнка критикуют, всячески манипулируют им, не видят в нём личность, с годами он усваивает такие шаблоны и переходит с ними в зрелую жизнь, во се её сферы. 

Когда зарождается неуверенность в себе? 

Относиться к себе с критикой и отрицательными эмоциями ребёнок учится с раннего возраста. Родители не должны давать ему и его делам низкие оценки, ставить «штамп» ленивого, неуклюжего, неловкого. В школьные годы неуверенность углубляется, так как маленькому человеку приходится проходить через всевозможные издевки и унижения.

Если родители стабильно жалуются на жизнь: опасаются денежных проблем, инфекций, и проч., то ребёнок, как магнитофон, станет «записывать» всё это и в своей взрослой жизни воспроизведёт услышанное, впитанное. 

Как быть родителям, чтобы вырастить уверенного в себе ребёнка? 

  • Спрашивайте мнение ребёнка по самым разным вопросам (конечно, адекватно его возраста) и давайте возможность говорить. Он должен понять, что с ним считаются. Каждый человек (даже самый маленький) имеет право на персональную точку зрения. 
  • Не сравнивайте его с друзьями, одноклассниками и другими ровесниками. Каждый ребёнок уникален. У каждого есть свои скрытые таланты. И их требуется развивать.
  • Учите взаимодействовать с окружающими. Показывайте на практике, как правильно общаться с соседями, знакомыми, незнакомыми людьми. 
  • Хвалите за любые (даже совсем незначительные) достижения больше, чем ругайте за промахи. Ребёнок только учится жить в этом мире. И ему предстоит ещё очень много познать и освоить.
  • Не уставайте повторять, что любите его. Ребёнок должен быть уверен, что вы и в любой ситуации придёте к нему на помощь. 

Признаки уверенного в себе ребенка 

Наблюдайте за социальным поведением своего ребёнка за пределами дома. Смотрите со стороны, как он ведёт себя в той или иной ситуации. 

Ребёнок растет уверенным в себе, если он:

  • умеет говорить «нет»; 
  • отстаивает свое мнение без истерик и манипуляций;
  • не имеет сложностей в общении с новыми людьми; 
  • не боится браться за новые дела. 

Ребёнок нуждается в вашем одобрении

Ему просто необходимо, чтобы вы оценили результат, похвалили его труды. Если, против ожидания, ребёнок получает пренебрежение, насмешки, равнодушие, он постепенно утрачивает уверенность.

Интересуйтесь делами своего сына или дочери, давайте возможность выговориться, делайте определённые дела вместе. 
Подбадривайте. Маленькие детские проблемы (как они видятся нам, взрослым) для них — целая вселенная. И успешное решение каждой задачи будет большим достижением.
Задавайте вопросы. Пусть он учится самостоятельно принимать решения. Ставьте его перед выбором

Это развивает независимость и решительность. 
Не заостряйте внимание на его неуверенности, застенчивости. Родительские насмешки становятся настоящими занозами в детском сердце

И позже благополучно перерастают в комплексы. Если неуверенность является ярко выраженной, полезно записать ребенка в театральный кружок или кукольный театр. 

Читать так же:  Ананасы и грудное вскармливание

Ребёнку полезно играть с младшими детками. Таким образом он незаметно научится ответственности, начинает понимать, что какие-то вещи в жизни зависят именно от него.  

Конечно, можно «перелопатить» тонны литературы по воспитанию детей, изучить известные работы педагогов. Но какими бы замечательными педагогическими способностями и навыками не обладали родители, всё же главным в вопросе воспитания уверенности является их искренняя любовь к ребёнку и готовность прийти на помощь в любой ситуации. Проявляйте живое участие, делайте вместе как можно больше дел вместе, поощряйте, хвалите своего ребёнка. Осознав, что этот мир к нему дружелюбен, он «раскроется», продемонстрирует свои скрытые способности и научится двигаться в сторону успеха.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

https://youtube.com/watch?v=Ez_quVfxTRk

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Кризисный период в возрасте от десяти до шестнадцати лет – это этап понимания и оценки себя

Этот наиболее острый период подросткового становления связан с переходом от детства и юношества к взрослой ответственной жизни.

Подросток начинает оценивать свои силы в сравнении с достоинствами остальных людей. Для этого периода характерна обеспокоенность и постоянное сравнение. Подростки мучают себя вопросами: «Кто я?», «Какой?», «В чем мое основное отличие от остальных?», «Лучше я или хуже других?», «Хорошо ли я выгляжу?», «Какую оценку дают мне окружающие?», «Есть ли во мне индивидуальность?».

Основная задача, стоящая перед подростком, заключается в необходимости определения своего психологического статуса, своей независимости и своего собственного «Я». Подрастающие дети начинают понимать, что есть взрослый мир. Он огромен и имеет свои законы, нормы и правила, которые необходимо выполнять.

В этот сложный момент важным для подростков становится опыт, который они получают на улице. Их раздражают рекомендации родителей. Они считают эти советы лишними. Подростки уверены, что основной опыт, необходимый для взрослой жизни, они могут получить только среди сверстников.

Положительное прохождение этого кризисного периода еще больше укрепляет самооценку подрастающих детей и их веру в собственные силы. В случае, если кризис не разрешается правильно, на смену зависимости от родителей приходит зависимость от сверстников, которые сильнее и увереннее в себе. Такие подростки считают, что не стоит стараться или добиваться чего-либо. Они уверены, что все равно ничего не получится. Они безвольны, сомневаются в себе, завидуют чужим успехам, зависят от мнения и оценки окружающих людей. Эти качества сопровождают их во всей будущей жизни.

Как мальчику стать уверенным в себе

Родители должны понимать, что от их воспитания и психологической обстановки в семье зависит, каким вырастет их любимый ребенок. Что им нужно делать, чтобы сын вырос решительным мужчиной?

  1. Никогда не сравнивайте сына с другими детьми. «Посмотри, Ваня учится на пятерки, а ты даже не хочешь стараться» – после таких слов ваш сын вообще перестанет учиться. Потому что он решит, что родителям больше нравится Ваня, а в нем они полностью разочаровались. Во взрослой жизни мужчина будет постоянно доказывать, что он на что-то способен, и, скорее всего, не добьется больших успехов.
  2. Дайте сыну сделать что-то самостоятельно. Часто родители теряют терпение, когда их мальчик долго заканчивает какое-то дело, и завершают его сами. В этом случае мальчик делает выводы, что сам он ничего сделать не может. Наоборот, всячески поддерживайте все его начинания, и в будущем сын скажет: «Всем, чего я добился, я обязан родителям. Они всегда были рядом и верили в меня».
  3. Не критикуйте ребенка. Если хотите сделать замечание, не переходите на личность. Критикуйте поступки сына, а не его самого. Например, мальчик разбил чашку. Многие родители в сердцах говорят: «Всегда у тебя все валится из рук», но вместо этого скажите: «Вот видишь, что получается, когда невнимательно себя ведешь?».
  4. Хвалите действия и поступки сына. «Что за абракадабру ты нарисовал?», «Почему так неаккуратно положил свои вещи?» – забудьте такие фразы. Одобряйте мальчика, повесьте его рисунки на стенку, показывайте его поделки родственникам, чтобы он осознал, что родители им гордятся.
  5. Не высмеивайте мальчика. Даже в шутку не стоит рассказывать посторонним, что сын сказал глупость при всем классе. Не развивайте в ребенке комплексы, ведь он должен быть для вас самым лучшим, а не объектом шуток.
  6. Чаще благодарите сына. Обычно родители говорят «спасибо» посторонним людям или взрослым членам семьи, забывая про собственного ребенка. Самооценка поднимется, если мама с папой будут каждый раз благодарить за то, что сын помог убрать в доме, принес воды, покормил рыбок в аквариуме.

Не ждите мгновенных результатов, даже если вы начали делать все, что нужно для поднятия самооценки собственного сына. Это, как банковский вклад – накопления постепенно увеличиваются, и через несколько лет на счету оказывается крупная сумма. Так и с воспитанием: родители даже не представляют, чего может добиться их сын, если развивать в нем самоуверенность, относиться уважительно и не ругать за ошибки.

Мне нравится9Не нравится

Как вести себя родителям?

Детские психологи советуют следующее:

Если ваше чадо начинает рьяно спорить, ищет какое-то интересное занятие, пытается выразить свою самостоятельность, помогите ему. Нужно соблюдать спокойствие, уметь выслушать и предложить что-то интересное, чтобы занять сына или дочь.
Хвалите ребенка за любые успехи. Дайте понять, что гордитесь им, радуетесь его достижениям.
Обсуждайте все вопросы только тогда, когда малыш спокоен

В период истерики бессмысленно выяснять, в чем вы согласны, а в чем – нет.
Своим кривляньем шестилетка привлекает внимание, а это значит, что нужно уделять достаточно времени для общих занятий. Вечером, перед сном, обсудите, что нового и интересного было у сына/дочери, что он/она узнал (а), какая информация потрясла

Беседа должна быть спокойной, без излишней эмоциональности.
Предлагайте детям творческие занятия и игры: поставьте театральную пьесу, вылепите мультипликационных персонажей из пластилина, придумайте вместе сюжет для сказки, и т.д. Такие игры помогают детям развить необходимые навыки для последующего учебного процесса.
Чаще разговаривайте с детьми о школе. Формируйте только положительные ассоциации: школа – это место, где дают знания, там появляются новые друзья, учителя делятся полезной информацией, и т.д. Обратите внимание, что учеба – это не игра, а серьезная работа, но без нее невозможно добиться многого в жизни.
Привлекайте детей к домашней работе. Но при этом не забывайте поощрять и хвалить за выполненной задание, даже если ребенок сделал его не так, как хотелось бы. Например, вы попросили купить в магазине список необходимых продуктов. Сын принес вместо кефира молоко, забыл сливочное масло, но приобрел маме в подарок ее любимое мороженое. Не акцентируйте внимание на этих мелочах, ведь он старался и сделал все, что мог.
Каждые успех своего малыша, даже самый незначительный, сопровождайте словами: «Я никогда в тебе не сомневался, я знал, у тебя все получится». Родители должны верить в своих детей, иначе можно развить в них серьезные комплексы, что станет причиной возникновения психических расстройств в дальнейшем.
Дайте возможность детям почувствовать себя взрослыми. Если сын/дочь чрезмерно стараются показать стремление стать взрослым, иногда родителям нужно продемонстрировать свою слабость и дать возможность детям принять собственное решение. Например, можно сказать: «Дорогой, я очень устала на работе, давай ляжем спать пораньше?». Наверняка, сын пойдем спать раньше того времени, когда он обычно привык ложиться.

Самое главное, что нужно знать родителям первоклассников – дети нуждаются в их любви, внимании и поддержке.

Будьте рядом, старайтесь выслушать и понять, не прибегайте к крайним мерам наказания, ведь дети в период кризиса страдают ничуть не меньше, чем взрослые, которые находятся рядом.

Предлагаем полезную статью по теме: Детская психология в 6-7 лет.

Мне нравитсяНе нравится

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Читать так же:  Как и чем правильно промывать нос при насморке и заложенности в домашних условиях: средства для детей

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках

Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально

Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

8 полезных советов, которые помогут вырастить уверенного ребенка

1. Чаще говорите о его талантах и сильных сторонах

Одна из главных родительских ошибок – привычка акцентировать внимание на недостатках вместо того, чтобы дать ребенку полную картину его личности. Но ведь никто не может быть безупречным во всем

Важно осознавать, в чем мы лучше других, что у нас получается особенно хорошо? Понимание своих сильных сторон позволит ребенку правильнее расставить приоритеты, выбрать подходящую профессию, научит его ценить себя и опираться на свои лучшие качества. Для этого не только ругайте, но и хвалите чадо, обсуждайте с ним его способности, показывайте, в чем он особенно хорош

2. Откажитесь от давления и контроля

Родитель может участвовать в жизни ребенка, направлять его и поддерживать, но никак не указывать, как тому жить. Когда взрослые берут на себя роль критиканов, заставляют чадо воплощать свои собственные мечты, внушают ему свои страхи – они отбирают у ребенка право жить своей жизнью, лишают его свободы и ответственности. Такие дети не умеют принимать самостоятельные решения, не доверяют миру, не чувствуют себя достойными хорошего отношения. Поэтому всю жизнь работают на потребности окружающих, «заслуживают» чужую любовь. Нужно ли говорить, как это убивает их самооценку?

3. Уважайте мысли и эмоции ребенка

Ваш ребенок имеет право быть с вами несогласным, испытывать злость, обиду, раздражение. Прекратите стыдить ребенка за его «неудобность», перестаньте обесценивать его достижения, высмеивать особенности характера, оскорблять только на том основании, что вы старше и «мудрее». Сложно поверить в свои силы, когда самые близкие люди считают тебя маленьким и ничтожным, обвиняют во всех грехах, игнорируют и умаляют твои потребности. Это не делает нас сильнее. Злее, обиженнее, униженнее – да. Но не сильнее.

4. Учите его отстаивать свою точку зрения

Пока родители руководят жизнью ребенка, принимают за него решения, он никогда не научится понимать, чего хочет на самом деле? И это плохо, ведь человек без целей и желаний, который не умеет слышать себя, отстаивать свое видение ситуации – это безвольная марионетка. Не делайте этого, прививайте вашему ребенку умение анализировать и отстаивать свои интересы. Не бойтесь спрашивать его мнения по важным вопросам, предоставляйте ему свободу выбора – на какой кружок пойти, что приготовить на завтрак, как провести выходные, какое кино посмотреть?

5. Покажите, что просить о помощи не стыдно

Самодостаточность – хорошо, но мы на то и социальные существа, чтобы учиться взаимодействовать с миром. Уверенный в себе человек – не тот, кто все умеет делать сам (пресловутый «комплекс отличника»), а тот, кто не боится признать свою слабость и попросить о помощи. Кто умеет опираться не только на себя, но и доверять миру, делегировать полномочия, признавать ошибки. В противном случае все закончится стрессом, жутким перенапряжением и одиночеством.

6. Научите ребенка не бояться отказывать людям

Чтобы быть успешным и реализованным, нужно четко разграничивать свои и чужие обязанности, не бояться ставить на место выскочек, которые привыкли использовать чужой труд. Научите ребенка отстаивать свои границы, говорить «нет» вещам и людям, которые ему не нравятся, проявлять здоровую агрессию, если нужно себя защитить. Это важный навык, который поможет ему не растратить талант вхолостую, а еще научит спокойнее реагировать на отказы других.

7. Объясните ему его права и свободы

Многие родители стараются навесить на ребенка побольше обязательств. Они учат его быть послушным, хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о младших. При этом не спешат знакомить чадо с его правами, которые бы позволили ему отстоять себя. Такая халатность прививает ребенку позицию жертвы, мол, ты всем должен, но сам ни на что не имеешь прав. Ложь! Покажите чаду, что у него тоже есть достоинства, с которыми окружающие должны считаться. Если хотите видеть его самореализованным и счастливым.

8. Не нагружайте ребенка взрослыми обязанностями

Привычка навязывать чаду ответственность за вещи, которые ему не по силам – та еще глупость. Ну не может 6-летний ребенок опекать двухлетнего брата, он сам еще ребенок. Как и восьмилетний сорванец не обязан понимать душевные страдания матери, давать ей стабильную эмоциональную поддержку. Не путайте семейные роли, не вменяйте детям обязательств не по возрасту. Иначе они обязательно ошибутся и будут мучиться чувством вины до конца жизни, страдая от внутренней тревоги и неуспешности.

Помните, ребенок заслуживает любви просто по праву рождения

Он не должен бороться за внимание родителей, выслуживаться, быть не собой. Как избавить сына или дочь от комплексов? Любить их и принимать со всеми недостатками, в конце концов, вы сами далеко не святые

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button