Когда дети впервые начинают говорить: определяемся с возрастом малыша для первых слов и целых предложений

Когда ребенок скажет фразу

Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:

  • органы слуха без патологии;
  • работающий речевой аппарат;
  • общение и речь воздействуют на ребенка;
  • желание малыша вступить в диалог.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.

Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди

К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.

В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:

  • «мне больно»;
  • «я иду»;
  • «хочу кушать»;
  • «красный шарик».

Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу» , и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?

Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:

  • Отсутствие эмоциональной реакции на жесты и слова взрослых в 4-х месяца;
  • Отсутствие лепета к 8-ми месяцам;
  • К 12-ти месяцам малыш не реагирует на речь;
  • После года не появились первые слова;
  • В 1,5 года нет стремления повторять слова за взрослыми;
  • К 2-м годам не может выполнить простые просьбы;
  • В 2 года нет самостоятельных слов;
  • К 2,5 годам малыш употребляет менее 20-30 слов;
  • Родители замечают трудности в понимании обращенной к ребенку речи;
  • Отсутствие после трех лет внятного разговора, который понимают родители. Употребление только заученных фраз из знакомых мультфильмов или песен;
  • После 4-х лет быстрый разговор с проглатыванием окончаний и целых слогов или слишком медленная слоговая речь говорят о трудностях в освоении навыка;
  • Сложности с сосанием, жеванием, повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов, постоянно приоткрытый рот.

Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.

Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Когда ребенок начинает говорить?

Таблица развития речи ребенка 

Считается, что до 3 лет все дети развиваются по-разному, поэтому четких правил что ребенок должен уметь говорить в определенный возраст — не существует. Поэтому временные рамки речевых навыков довольно широкие. Вот примерный набор зачатков речевых навыков, который проявляется у ребенка до трех лет.

Возраст малышаНавыки речевого общения
от 0 до 8 недельКрик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт
от 1 до 3 месяцевПоявляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются.
от 2 до 5 месяцевПротяжные звуки, немного нараспев.
от 4 месяцевЭмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения.
от 5 до 6 месяцевПоявляются первые слоги — ма, му, па, ба.
От 7 месяцевВ речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека.
От 12 месяцевПоявляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов.
От 2 летРебенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные.
От 3 летМалыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения.

В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, уже произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет. То, как это происходит до трехлетнего возраста — сугубо индивидуально.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.

Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.

Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».

Постепенно, примерно в 2-3 года, просыпается большая потребность узнавать все вокруг, и в малыше просыпается «почемучка». Теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и ни в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть его

Конечно, «1000 вопросов почемучки» могут надоесть, но для ребенка это крайне важно

Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.

  • На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.
  • Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, назовите их названия — сорока, ворона, петух.
  • Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.
  • Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.
  • Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.

Почему малыш еще не говорит?

Если после 3-х лет у ребенка сохраняются проблемы с речью, и он тяжело произносит слова, это может быть симптомом некоторых отклонений речевого аппарата или других проблем. Однако не стоит сразу паниковать, отсутствие четкой речи не всегда признак серьезных отклонений. Для того, чтобы успокоить себя и понять, что может мешать ребенку хорошо разговаривать, вы можете ознакомиться со статьей «Почему ребенок плохо говорит».

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector