Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Три инструмента для развития навыков общения

1. Рефлексия

Это способность взглянуть на то, как вы общаетесь, как бы со стороны и проанализировать это. Выработайте привычку задавать себе вопросы (до, во время и после общения): «Насколько сейчас уместно начать данный разговор? Подходящее ли сейчас время/место для разговора? В каком настроении/состоянии находится мой собеседник, готов ли он к данному разговору эмоционально/морально? Кто мой собеседник? Что ему нужно от данного разговора со мной?» (и т. п.). Здесь приведены рефлексивные вопросы для навыка ориентировки в ситуации общения, но аналогичным образом их можно сформулировать и для прокачки других навыков общения.

2. Обратная связь

Народная мудрость справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видно, в своем бревна не увидать». В нашей рефлексии действительно могут быть «слепые пятна», мы можем не замечать какие-то слабые стороны нашего общения. Поэтому хорошим решением может быть помощь со стороны внешних наблюдателей, которых можно спросить: «Какие мои реплики/действия/поведение в данной ситуации общения были неудачными? Что я делал не так?» Если вы доверяете наблюдателю, то у него же можно попросить совета о том, как улучшить свои навыки общения в подобных ситуациях.

3. Эксперименты

Попробуйте хотя бы немного изменить свое привычное (шаблонное) поведение в общении и посмотрите, что получится. Не пытайтесь менять сразу все, попробуйте хотя бы одно простое изменение. Например, в приведенном выше примере с «пробегающим мимо» руководителем мы договорились, что он будет делать не менее трех остановок, во время которых и будет общаться с сотрудниками.

Подросткам (которым, как мы помним, трудно ориентироваться в ситуациях общения в силу их маленького опыта) очень помогло изучение одного простого приема «вопрос плюс анонс». Суть его в том, что перед началом любого разговора надо просто спросить собеседника: «Удобно ли вам здесь и сейчас обсудить?» – после чего кратко обозначить (анонсировать) тему и цель разговора.

Если вы уверены, что ваши навыки развиты недостаточно, поможет посещение тренинга, который обычно так и называется («базовые навыки общения», «развитие коммуникативных умений» и т. п.). Но даже если нет возможности посетить такой тренинг, подходите к любому разговору осознанно, используйте три описанных выше инструмента (рефлексию, обратную связь, эксперименты), и вы наверняка сможете общаться лучше.

О коммуникации

Что подразумевает это понятие? Само слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communicatio означает «передача, сообщение», а communicare — «передавать, сообщать, беседовать, делать общим».

Исходя из научной точки зрения термин «коммуникация» можно разъяснить, давая ему различные определения. Так, в философии под коммуникацией понимают общение. То есть информационный обмен, осуществляемый между живыми организмами. Данный процесс отличается многоплановостью и сложностью, подразумевая установление контактов между различными людьми, а также их развитие. Подобный тип общения называют еще и межгрупповым или межличностным. Конкретное его наименование будет зависеть от числа участников. Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему.

Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта.

Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо. Относят к таким умениям и синтонное общение (неконфликтное, доброжелательное и нейтральное).

Коррекционная работа по устранению нарушений коммуникативных навыков

Развитые коммуникативные способности — один из основных показателей психологического здоровья. Явное отклонение от нормы свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы. В большинстве случаев сложная по своей сути задача возлагается на плечи педагогического коллектива дошкольного учреждения. Занятия должны носить регулярный характер, а в их совокупности должна прослеживаться определенная последовательность. Лишь при таком условии удастся привить навыки общения проблемным детям. Желательно, чтобы устранение трудностей сопровождалось формированием новой модели поведения, наиболее оптимальной как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. На этапе развития у дошкольников коммуникативных способностей необходимо сконцентрировать усилия на достижении следующих целей:

  • снятии зажимов и преодолении стеснительности;
  • усвоении основ разговорной этики;
  • развитии способности осознания собственных ощущений и чувств;
  • обучении способам взаимодействия в сложных ситуациях;
  • закреплении навыков невербальных способов общения, осуществляемых с помощью жестов и мимики;
  • совершенствовании умения словесного выражения эмоций;
  • развитии навыка распознавания чувств другого человека;
  • формировании умения слушать и принимать точку зрения других людей;
  • сохранении чуткости и доброжелательности к собеседнику на протяжении всего процесса общения;
  • обретении детьми опоры в рамках общения с родителями.

Для достижения перечисленных выше целей могут быть задействованы несколько методов, базирующиеся на различных типах восприятия:

  1. В группу физиологических методов вошли дыхательная и пальчиковая разновидности гимнастики, а также психогимнастика.
  2. К игровым способам относят дидактические и сюжетные упражнения и игры.
  3. Визуальные приемы основаны на рассматривании изображений и использовании наглядных пособий.
  4. Из словесных методов наибольшее распространение получили чтение, пересказ диалогов и составление коротких рассказов.
  5. Практическая часть представлена воспроизведением ситуаций и театрализованной инсценировкой сюжетов сказок;
  6. Логический раздел концентрируется на постановке вопросов нравственного и этического характера. В эту группу вошли и загадки.

Каждый из озвученных методов ориентирован на развитие навыков взаимодействия, приемлемого для окружающих малыша людей. На тематических занятиях дошкольники знакомятся с чувствами гуманности и доброты, учатся проявлять эмпатию по отношению к сверстникам и взрослым.

Модели воспитания ребенка в семье

И не удивительно, что она накладывает отпечаток на характер общения ребенка.

Правильное поведение родителей в семье помогает малышу быстрее вливаться в коллектив и легче находить контакт с другими ребятами и взрослыми.

К ним относят:

  1. «Гордость семьи» — в этом случае ребенок растет избалованным, капризным и эгоистичным.
  2. «Мамин или папин любимчик» — такой малыш привыкает во всем соперничать с другими, добиваться внимания.
  3. «Послушная умница» — этим детям настолько внушают правила приличий, что зачастую пренебрегают их личными интересами. В результате, вырвавшиеся из-под опеки, дети могут совершать действительно асоциальные поступки.
  4. «Бедная золушка» растет с мнением о себе, как о гадком утенке, который должен прислуживать остальным. У таких деток огромный комплекс неполноценности, чувство зависти, зависимость.
  5. «Хрустальная ваза» — дети, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Они растут несамостоятельными и безынициативными.
  6. «Ходячая проблема» — это чрезвычайно активные детки, которые доставляют проблемы родителям. Чаще всего это связано с тем, что никто не занимается их воспитанием.
  7. «Виновник всех бед» — на такого ребенка взрослые выгружают свое плохое настроение, обвиняя его во всех несчастьях. В этих условиях малыш растет запуганным и одиноким.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Общение с ровесниками, их влияние друг на друга

Посещение детсада знаменует еще одну грань развития крохи среди сверстников. Малыш, играя с ровесниками, получает возможность выработать собственное мнение, сделать собственный моральный выбор. До знакомства и активного общения с другими карапузами, у крохи был один источник информации и готовых утверждений, не требующих подтверждений.

Родители всегда самые умные, сказанное родными людьми не подлежит сомнению — такая позиция вырабатывается у крохи во время домашнего воспитания. Но теперь в детсаду, такой же малыш преподносит информацию, которой не стоит сразу доверять. У дошколят начинает работать критическое мышление, строятся логические цепочки. Дошкольник начинает спорить, доказывая свою правоту.

Именно в соперничестве равных, развивается самое настоящее взаимодействие. Через оценку действий, слов другого карапуза, непоседа переосмысливает свою собственную значимость.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников

С раннего возраста социализация, коммуникативные навыки развиваются с помощью игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игра – основной метод детского познания. 

Самой простой игрой для развития коммуникативных навыков является беседа от имени куклы или игрушки, можно домашнего животного. Такая методика позволяет привыкнуть к разговорам, что в дальнейшем поспособствует более свободному общению с людьми. Можно включить в диалог домашнее животное. Начать игру можно с вопроса, например, какой возраст котят, щенка или попугая.

Развитию коммуникабельности способствуют и коллективные игры. В процессе такой коллективной деятельности у крох появляется возможность живого общения друг с другом в игровой деятельности. 

Развитие коммуникативных навыков может происходить в комплексе с тренировкой и других способностей, например, памяти. Для этого разработана игра «Знакомство». Для организации такой игровой деятельности всех участвующих необходимо посадить в круг. Затем каждый по очереди начинает представляться и коротко рассказывать о своих интересах. Каждый следующий игрок должен сначала повторить речь предыдущего малыша, а затем произнести свою собственную. Подобные игры развивают коммуникативные навыки за счет организации пространства, в котором каждый может в спокойной обстановке рассказать о себе, а также выслушать других ребят. 

Детская коммуникабельность: как определить?

В определенном возрастном периоде кроха должен владеть определенными коммуникабельными навыками. Поэтому для определения степени коммуникабельности, родителям требуется сравнить свое дитя и представленные ниже обобщенные характеристики.В возрасте от  2 до 3 лет коммуникабельные признаки появляются в следующем:

  1. способность привлечения внимания людей;
  2. инициирование социального взаимодействия со сверстниками в устной и физической форме;
  3. способность выслушивания речи другого человека;
  4. ведение беседы при наступлении своей очереди;
  5. реагирование смехом на нелепые объекты или явления.
  6. 3-4-хгодовалые ребята должны:
  7. четко соблюдать очередность в процессе игры;
  8. воспринимать игрушки или куклы как живое существо;
  9. быть инициаторами вербального взаимодействия.
  10. В возрасте 4-5 лет крохи чаще всего:
  11. умеют контактировать с другими ребятами;
  12. применяют прямые требования в общении, к примеру, «Перестань»;
  13. подают себя в роли родителей в ходе игровой деятельности;
  14. начинают сплетничать и ябедничать.

Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет

В возрасте 5-6 лет коммуникабельные личности проявляются с помощью:

  1. способности развития стратегического подхода к разговорам;
  2. участия в соревновательных играх, основанных на конкуренции;
  3. введения в игровую деятельность понятия «честная игра»;
  4. осознания собственного поведения, применения слов «извините», «спасибо», «пожалуйста»;
  5. доставления радости собственным друзьям.

Ребята, возрастом от 6 до 7 лет:

  1. учатся сочувствовать и сопереживать окружающим людям;
  2. чаще делятся с окружающими своими переживаниями, при этом они используют не только слова, но и жесты, позы;
  3. четко ожидают своей очереди;
  4. прислушиваются к чужому мнению, а затем анализирует свою солидарность с ним;
  5. умеют заканчивать разговор;
  6. больше шутят, учатся проигрывать и радоваться за победителя.

Стоит учесть, что до возраста 7 лет малыши плохо различают разницу между хорошим и плохим, вследствие чего они зачастую не способны определить самостоятельно правильное направление или принять правильное решение. Поэтому родители обязаны не только развивать коммуникативные навыки в своем чаде, но и объяснять ему, как поступать хорошо, а как плохо. Только при таком комплексном подходе ребенок сможет вырасти социализированной коммуникабельной личностью.

В этом видео приведены рассуждения о том, как развивать ребенка с рождения и нужно ли? Обязательно оставляйте свои вопросы, пожелания и комментарии к статье. 

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют

Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети  отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Игры для развития коммуникативности малышей

Игры — это основной вид деятельности дошколят. Играя, дошкольники получают навыки общения, останавливаются на какой-либо линии поведения, изучают и познают общепринятые нормы морали, поведения. Игры можно условно разделить на 6 типов игровых упражнений, в зависимости от того, на какую грань личности они воздействуют:

  1. Игры, помогающие справиться с зажатостью, пассивностью. Суть игры — изобразить как двигаются животные или герои мультфильмов.
  2. Игры, формирующие вербальное общение. Яркий пример игра «испорченный телефон». Как вариант — дети придумывают собственные истории, рассказывают их сверстникам.
  3. Игры, развивающие невербальное общение. Пантомимы, жесты — помогают рассказать сказку или стихотворение. 
  4. Изучение эмоций, умение показать свое эмоциональное состояние с помощью мимики или картинки. Обучение распознавания эмоций сверстников.
  5. Сюжетно — ролевые игры. Дошкольники учатся следовать правилам, управлять собственным поведением. В этих играх раскрепощается фантазия непосед, самые зажатые детки проявляют чудеса активности.

Развитие, совершенствование чувства сопричастности к семье. Проявляется через рассказы о членах семьи, можно с фотографиями, связанными с какими-либо событиями. Непоседам можно предложить нарисовать свой дом, своих маму с папой, рассказать про свою семью.

Приучение к активному взаимодействию. Можно поставить небольшую сказку для родителей, допустим, «Теремок», где каждый малыш получит свою роль. Как вариант, нарисовать большую совместную картину. Каждому крохе выделить место на листе ватмана, дать сделать выбор, кто что будет рисовать. В процессе рисования эпического полотна, всем дошколятам придется общаться, обмениваться красками, спрашивать совет.

Особое место занимают детишки с ограниченными возможностями или с задержкой психического развития. Современная психология и педагогика рекомендует для устранения недостатков развития несмышленышей объединять их в группы со здоровыми детьми.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР состоит в более легких упражнениях, дополнительном внимании воспитателя к проблемным деткам. Задержка развития может быть вызвана неправильным семейным воспитанием. Больше внимания, чуткости, любви к такому малышу и кроха начнет догонять ушедших вперед сверстников.

Развивать коммуникативность следует играя, вместе со взрослыми, которые могут вовремя исправить ошибку несмышленыша, подсказать забытую строчку детского стихотворения, помочь нарисовать и раскрасить домик.

Гораздо большую проблему для формирования коммуникативности создают детки с ограниченными возможностями

Маленькие человечки остро чувствуют свои ограниченные возможности, болезненно реагируют на не всегда деликатное внимание других дошколят. Чрезмерная опека таких крошек вызывает чувство озлобления, зависти у других малышей, а также углубляет чувство неполноценности у маленьких человечков с ОВЗ

Требуется особая тактичность родителей малышей, которых водят в этот детсад, и всего обслуживающего персонала. Родители, воспитатели обязаны объяснить крохам, что малыши с ОВЗ так же чувствуют боль и радость, умеют и любят играть с другими крохами. Проблемы здоровья очень часто не зависят от желания малышей.

Небольшие ограничения крохи говорят только о том, что с таким малышом нельзя играть в какие-то активные двигательные игры. Зато в играх, где требуется продемонстрировать умственные способности, такие малыши всегда будут показывать удивительные знания.

Природа всегда соблюдает гармонию. Если у чада ограниченные физические возможности, значит у такого крохи будет лучше развита память, внимательность. Такой малыш как правило обладает более развитой фантазией.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ стоит также развивать совместно со здоровыми детками. Такие занятия полезны всем малышам. Одних на практике учат состраданию, милосердию, другим дошкольникам дает почувствовать свою полноценность, помогает избавиться от комплексов, связанных с болезнью. И у всех развивается способность к общению, а также формируются моральные принципы.

Для совместной деятельности таких разных по возможностям крошек, лучше выбирать игры, где дошколятам с ОВЗ не придется проявлять чрезмерной физической активности. С другой стороны здоровые непоседы должны оценить умственные способности нового товарища по играм. Для таких совместных игр, подходят эстафеты или игры с мечом. Где малыш, с ограниченными возможностями может выступать как судья.

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры

Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
Выражать дружелюбие

Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
Всегда слушать

Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Откуда берутся проблемы в общении?

Истоки многих проблем в общении, как было установлено специалистами, заключаются

в неблагополучных отношениях внутри семьи, когда взрослым не хватает последовательности в воспитании ребенка

в личностных особенностях самого ребенка, сформированных неверным подходом в воспитании

в темпераменте (например, дети-холерики нередко с трудом сдерживают эмоции, бывают конфликтными, а флегматики, напротив, могут вызвать раздражение медлительностью, с трудом сходятся со сверстниками)

в наличии психических, физиологических и соматических заболеваний

На все эти причины можно и нужно влиять, только делать это аккуратно, стараясь не травмировать личность ребенка. Например, при воспитании в семье при «перекосах» со стороны родителей можно наблюдать безмерное восхищение своим «сокровищем», которое от такого отношения быстро превращается в домашнего тирана, маленького монстра, держащего в подчинении всех в доме.

Некоторые, напротив, стараются создать для ребенка «спартанские», как им кажется, условия, чтобы вырастить его «настоящим мужиком». В результате они ломают детскую психику наказаниями за малейший проступок и «воспитывают» или затравленное и униженное существо, или труса, боящегося сильных и безжалостно подавляющего слабых.

Труднее всего приходится родителям тех детей, кто имеет заболевания, препятствующие активному общению со сверстниками: синдром Дауна, ДЦП, проблемы со зрением, слухом и т.д. Но сегодня известно множество примеров, когда благодаря любви и оптимизму родных, такие дети находят путь к множеству людских сердец и общаются не менее успешно, чем их здоровые ровесники.

Игры для развития коммуникативных навыков

В детских дошкольных учреждениях и развивающих центрах накоплен богатый опыт по проведению командных игр и соревнований, развивающих коммуникативные навыки детей. Вот несколько примеров, которые можно использовать на детских праздниках и вечеринках.

Волшебный лес

Цель игры: научить детей выбирать такие способы общения, которые помогают договариваться.

Дети делятся на две команды. Одна становится «волшебным лесом», другая – «путниками». Задача путников – пройти через лес, где деревья-дети стоят плотно, плечом к плечу. Чтобы пройти через лес, нужно «договориться» с волшебными деревьями: если путник был спокоен и вежлив, то они его пропускают, а если нетерпелив и груб, то задерживают.

Знатоки вежливых слов

Цель: напомнить детям вежливые слова, укрепить дружбу и доброжелательные отношения между ними.

Все ребята встают в круг, в центре которого стоит ведущий – взрослый с мячом. Он предлагает каждому ребенку, поймав мяч, бросить его обратно, сказав вежливое слово: «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «благодарю», «очень приятно» и т.д. Если ранее дети не играли в такую игру, то перед ее началом предложите им вспомнить вежливые слова, которые они знают.

За стеклом

Цель: закрепление навыков невербального общения.

Дети должны сесть друг напротив друга. Ведущий сообщает им, что их разделяет толстое стекло, не пропускающее звук. Первой группе нужно сообщить второй жестами, что они

  • хотят пить
  • очень рады их видеть
  • замерзают
  • забыли дома головные уборы и т.д.

Эти и другие игры помогут ребятам понять тонкости общения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector