Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой

Как пережить кризисный период

Родители не всегда начинают правильно реагировать на подобное поведение своих отпрысков. Некоторые берутся усиленно воспитывать, тем самым ломая характер ребёнка, кто-то пускает всё на самотёк. На сайте supermams.ru вы можете узнать, как пережить критические моменты и не подорвать свой авторитет. Советы психолога помогут преодолеть кризис 5 лет у детей:

Идите на компромисс. Не будьте слишком категоричны, ваш авторитет никак не пострадает. Идите навстречу, учитесь договариваться

Иначе у ребёнка может сложиться впечатление, что его личные права и желания ущемляют, не принимают во внимание его интересы. Ведь ваша задача научить малыша договариваться, а не воспитать робота.
Запаситесь терпением

Именно родители должны проявлять терпимость, доброту и заботу. Чем меньше будет реакция на капризы, тем скорее пройдёт кризис. Не повышайте голос на своё чадо. Дарите больше ласки, проявляйте нежность, помните, в детско-родительских отношениях – вы взрослый, а не наоборот.
Оставьте критику. Чаще хвалите своего кроху, старайтесь меньше критиковать, особенно при посторонних. Наоборот, сделайте всё, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку и защиту. Делайте замечания в доброжелательной форме, когда находитесь наедине.

Беседуйте. Ввиду того что период кризиса у детей 5 лет часто сопровождают озлобленность, агрессия, несдержанность необходимо ежедневно проводить профилактические беседы. Объясняйте, почему неправильно обижать или обзывать людей. Для этого отлично подойдёт метод сказкотерапии. Сказку можно придумать и самим с заменой имён, затем, вместе с 5-летним ребёнком провести анализ поведения главного героя, что он сделал плохого, а что хорошего.
Энергии – выход. Подвижные дети часто сами страдают от собственной активности. Поэтому психологи предлагают отдать отпрыска на секцию по спортивной гимнастике, плаванию, карате, футболу, танцам. Занятость в кружковой деятельности поможет сбалансировать кроху, успешность этих занятий поднимет самооценку, новые знакомства и интересы отвлекут от собственных переживаний.
Перераспределите обязанности. Доверьте своему ребёнку выполнение несложных заданий, которые ранее исполнял кто-либо из старших членов семьи. Это утвердит новый статус малыша – он подрос, ему доверяют взрослую работу.

Советы

Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

В четыре года отличным вариантом будет посещение кинотеатра, цирка и подобных мест. В самый первый раз не стоит покупать билеты в первые ряды.

Ежедневные и многочисленные детские вопросы требуют терпения и мудрости от родителей. Не отказывайте в ответе, даже несмотря на его незнание. Совместный поиск ответа способен утолить детскую любознательность. Также в возрасте 4 лет хорошо начать изучение иностранных языков. Уроки следует проводить в игровой форме.

Игра и развивающие занятия

Перед подготовкой к школе обычно стараются сделать упор на интеллектуальное развитие: иностранный язык, шахматы, обучение чтению, логоритмика и т.д. Такие вроде бы полезные занятия превращаются во вред, если занимают все детское расписание, не оставляя времени для длительной самостоятельной игры. А между тем, эксперименты на крысиных детенышах показали, что, лишенные игры, они останавливались в развитии, а лобные доли мозга оставались незрелыми.

Другая опасность занятий – если родители воспринимают их не как разновидность игры, хобби, а обязательно ждут результатов. Тогда под угрозой оказываются отношения. Есть результаты – есть похвала родных и общение. Из-за желания «быть хорошим» малыш быстро подстраивается под родительские амбиции – и старательно занимается, теряя понимание собственных желаний, навыки социального общения и способность творить. Постоянно занятой секциями или компьютерными играми ребенок утрачивает еще одну важную способность – умение развлечь себя самого, не скучать наедине с собой.

Поэтому важно в 5 лет дать полноценно «наиграться», участвовать в детских забавах, ведь это и есть сейчас самое важное. А занятий пусть будет немного, если они действительно в удовольствие

Причины и признаки кризиса семилетних детей

Кризис в 7 лет обусловлен глубокими физиологическими изменениями в организме и формированием основных качеств личности. Причины кризиса в 7 лет заложены в следующих процессах:

– формирование в дошкольном и начальном школьном возрасте основ самосознания;

– самоутверждение личности часто связано с протестом против указаний и рекомендаций взрослых;

– неустойчивость эмоционального состояния из-за психических перегрузок;

– поступление в школу связано с новыми обязательствами и задачами, с которыми ребенок ранее не сталкивался.

Кризис 7 лет объясняется тем, что в этом возрасте происходит переход к новым сложным обязанностям, зачастую это связывают с утратой детской безмятежности и непосредственности.

Проявление признаков кризиса 7 лет может наблюдаться в различной степени. Их интенсивность зависит от психологического климата в семье и психических особенностей малыша.

Значение самостоятельной диагностики кризиса 7 лет очень важно для родителей, так как это состояние не является патологическим, а обусловлено нормальными психическими и физиологическими процессами. Семилетний кризис обязательно нужно успешно преодолеть для дальнейшего полноценного развития личности

Внимательные родители должны обратить внимание на симптомы наступившего кризиса семи лет, чтобы помочь малышу пережить этот сложный период. Характеристикой кризиса 7 лет является:

  • – повышенная раздражительность, возбудимость и вспыльчивость ребенка (связана с нагрузкой на психику в результате обучения);
  • – грубость, настойчивость и резкость объясняется попытками самоутвердиться как личность;
  • – непослушание развивается вследствие попыток идентифицировать свою личность и отделить ее от родителей;
  • – подражание поведению взрослых может приводить к неестественности, манерности, демонстративности;
  • – непонимание со стороны окружающих нередко приводит к агрессивности.

Фобии, неуверенность в себе и застенчивость могут мешать адаптации и налаживанию контактов со сверстниками.

Этапы кризиса

Кризис у ребенка 7 лет развивается последовательно и проходит несколько основных этапов:

  1. – Происходит смещение сферы интересов – привычные игры сменяются занятиями с целью овладеть знаниями. Новые условия требуют дисциплинированности и организованности. Появляется желание стать похожим на взрослых.
  2. – Развиваются негативные симптомы – непослушание, раздражительность, вспыльчивость. Это связано с несоответствием требований и уровня развития личности.
  3. – Ребенок адаптируется к школе, стабилизируется эмоциональный фон.

К началу последнего этапа кризис разрешается, отношения в семье и в школе налаживаются.

Кризис 7 леток протекает более мягко и незаметно в том случае, если малыша отдали в школу в этом возрасте. Раннее начало учебы (с 6 лет) способствует более тяжелому течению сложного периода, так как ребенок еще не готов к новым условиям и необходимость резкого изменения жизненного уклада может нанести психологическую травму. Во всех случаях, вопрос о том, готов ли малыш к школе, должен решаться индивидуально после консультации специалистов.

Психологи о кризисе семи лет

Мнение большинства психологов сводится к тому, что кризис 6-7 лет – это необходимый элемент развития личности, связанный с взрослением. Большинство специалистов считают, что кризис взросления в 6-7 лет способствует осознанию новых обязанностей и является неизбежным явлением.

По Выготскому в психике малыша происходят бурные изменения и этим обусловлено появление первых признаков кризиса 7 летнего возраста. Циклическое течение стабильных и критических периодов дает надежду на благоприятный прогноз для такого этапа. Возрастная психология отмечает, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни и развития и не должны восприниматься как патологическое состояние.

Некоторые детские психологи считают, что кризис у ребенка в возрасте семь лет проявляется наиболее остро, если родители допускают ошибки в воспитательном процессе. В неблагоприятном варианте создавшейся ситуации негативные реакции могут закрепиться и трансформироваться в черты характера.

Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка

Ещё одна психологическая характеристика кризиса 6-7 лет – резкая реакция на критику. Особенно это касается родительских замечаний по поводу несовершенства школьных тетрадей или приготовленных домашних заданий. Детская реакция очень ценна тем, что они указывают родителям на неверность акцента их характеристик. Важен не столько результат в целом, а затраченные усилия и те победы, которые все-таки были достигнуты. Ведь из десяти написанных букв три действительно удались! Именно им рад ребенок, и он приглашает родителей разделить собственный триумф, а вместо этого получает «ценные указания» о недочетах.

Во время проявлений кризиса 6-7 лет у ребенка будьте начеку! Если школьник, особенно застенчивый, решается на конфликт — это ваш звездный час. Заняв правильную позицию именно в такие моменты, вы сможете помочь ему накопить опыт силы и спонтанности. Ваша задача — не подавить конфликт, а выразить понимание и не допустить грубости с обеих сторон. Уточню: вам в такие моменты необходимо выбрать не позицию попустительства и не позу грозного родителя. Вам необходимо поддержать в ребенке потребность в отстаивании своего «я», но не допустить хамства, подсказать, каким образом можно проявлять гнев и отстаивать себя, не обижая при этом другого.

Совет психолога:

Иногда родители характеризуют поведение своих детей 6-7 лет появлением капризов, которых раньше не было. Такое поведение типично далеко не для всех и может быть связано с индивидуальной высокой тревожностью или перегрузками.

Совет психолога:

Учитывая психологические особенности кризиса 6-7 лет, внимательно отнеситесь к режиму ребенка, количеству безусловной любви и присутствию в жизни ребенка успеха похвалы. Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Помните, что в этот трудный период поток родительской безусловной любви не должен иссякнуть несмотря ни на что. Кроме этого, обязательно хвалите своего первоклассника

Хвалите за реальные победы, просто авансом и впрок, ведь ребенку необходимо ощущение успеха в новой, важной для него школьной деятельности

Трансформация самооценки во время кризиса приводит к повышенному вниманию к своей внешности и одежде. Ребенку хочется выглядеть взрослым школьником, а не каким-то там карапузом в коротеньких штанишках. Для моей дочери невероятным событием была покупка в магазине футболки, которая, по ошибке или по невнимательности, позиционировалась торговой наклейкой супермаркета как женская, а не детская. Историю об удивительной покупке взрослой футболки рассказывалась «на бис» в течение целой недели всем родственникам и знакомым.

Рекомендации психологов по преодолению кризиса 6-7 лет:

Уважайте выбор детей. Свобода выбора помогает ребенку встречаться со своей потребностью и ее реализацией

Это невероятно важно для формирования сильной, свободной личности

Обратите внимание на то, насколько часто мы, взрослые, выбираем за ребенка. С одной стороны, этого сложно избежать, ведь мы в ответе за его здоровье и жизнь

Но тем важнее и полезнее родителям задуматься, в какой сфере все-таки можно дать маленькому человечку самостоятельность. Пусть он принимает участие в выборе подарка другу, в покупке собственной одежды, продуктов для ужина. Опасения здесь излишни.

Во-первых, привлекать ребенка к выбору стоит в тех случаях, где это действительно возможно. Скорее всего, он не сможет купить качественное мясо, но выбрать печенье к чаю ему под силу. Во-вторых, наделяя его статусом взрослого в таких вопросах, вы сможете приводить взрослые аргументы при покупке. Например, приобретая вместе обувь, сможете заметить: «Знаешь, это очень красивые ботинки, но у них очень плохая подошва, смотри — клей виден, не прошиты…» Таким образом вы поможете ребенку не только почувствовать свою значимость при выборе, но и подскажете житейские секреты обоснования выбора.

Как проявляется кризис 7 лет у ребенка?

Важно понимать, что старшие дошкольники постепенно стремятся участвовать в жизни не только собственной семьи, но и социума, и самым доступным способом принять в этом участие и реализовать свои стремления будет поступление в школу и обучение в ней. Поэтому большинство детей старшего дошкольного возраста очень ждут нового этапа своей жизни, активно  с большим удовольствием играют в ролевые игры о школе и несколько раз в день  перебирают и рассматривают школьные принадлежности, купленные к началу обучения

Обратите внимание

Дети в возрасте шести-семи лет крайне стремятся всеми силами демонстрировать, что они уже взрослые, они многое уже понимают и знают, и постоянно хотят участвовать во взрослых разговорах, могут заявлять о своем мнении и даже навязывают его другим.

В этом возрасте дети с охотой надевают взрослые вещи, играют в игры с имитацией взрослой деятельности, меряют родительские обувь и одежду, девочки пробуют мамину косметику. Подобное поведение и игры могут приводить к недовольству самих родителей, которые могут ругать или одергивать детей, просят не мешать разговорам или вести себя более спокойно

Важно не подавлять стремление и потребности малыша стать более взрослым, уважать его мнение и давать ему возможность формирования самоуважения

Подобное происходит в силу того, что родители относительно своего подсознательного восприятия собственного ребенка обычно отстают от того, что есть в реальности. Многим родителям кажется, что малыш еще более несамостоятельный и слабый, чем это есть в реальности. На подсознательном уровне матери и отцы хотят, чтобы ребенок оставался все таким же беззащитным и маленьким, каким его принесли из роддома. Также родители всячески стараются ограждать ребенка от сложностей жизни и получения нового опыта, чем подавляют его стремления и возможности быть более самостоятельным. Формируется своего рода разрыв в восприятии себя самого ребенком и отношением к нему его родителей.

Если ребенок не получает от родителей и других взрослых возможность проявить свою самостоятельность, продемонстрировать собственное мнение, он начинает искать иные варианты в реализации возникающих потребностей. Выясняется, что совершенно непросто высказаться и выразить все те мысли и чувства, поскольку их демонстрация может вызывать недовольство родителей

Если нет возможности высказывания напрямую, дети начинают проявлять капризы, кривляться и шалить, таким образом привлекая внимание взрослых – это самые доступные и методов

В этом поведении проявляется еще один уровень несоответствия, который типичен для кризиса семилетки. Так, с одной стороны, дети уже хотят быть взрослыми и самостоятельными, но с другой – применяют типично детские протестные формы поведения. Их психологи именуют регрессивными вариантами поведения.

Кризис 7 лет у ребенка: что делать родителям?

Если родители замечают, что ребенок в возрасте шести-семи лет начинает привлекать к себе внимание, капризничает и раздражается, но при этом он старается принять участие во всех делах или разговорах, важно понимать, что он вступает в очередной из кризисных периодов развития. Важно иметь определенный опыт общения с ребенком в это непростое для него время, а также понимать, что такие формы поведения совершенно нормальны, и они необходимы для того, чтобы ребенок в дальнейшем развивался психологически. Есть несколько вполне простых рекомендаций, которые помогут в общении с ребенком на протяжении этого трудного периода, они помогут проще и менее болезненно преодолеть возможные осложнения:

Есть несколько вполне простых рекомендаций, которые помогут в общении с ребенком на протяжении этого трудного периода, они помогут проще и менее болезненно преодолеть возможные осложнения:

Важно всячески поощрять активность с самостоятельностью малыша, можно предоставить его возможности для самостоятельных действий.
нужно стать своего рода консультантом в жизни малыша, не запрещая какие-либо действия, а рекомендуя то, что будет полезно. Нужно помогать ребенку в сложных ситуациях мягко и ненавязчиво.
стоит привлекать ребенка к тому, чтобы он мог обсуждать разнообразные взрослые вопросы в меру его возможности

Нужно интересоваться его мнением в этом вопросе, внимательно его послушать и не критиковать. Вполне возможно, что в речи ребенка есть здравое зерно, и нужно давать ему возможность высказаться, тактично поправляя, если он ошибается.
важно быть готовым к принятию точки зрения ребенка, соглашаться с ним, и это никак не повредит авторитету родителей, зато поможет в укреплении его самоуважения и самооценки.
нужно всегда быть рядом с ребенком и всячески показывать, что для вас важно его мнение и достижения, вы понимаете его, и всегда можете прийти на помощь в сложных ситуациях.
важно обязательно показать ребенку возможные способы в достижении желаемых целей и обязательно хвалите его, когда они их достигает. Важно поощрение даже небольших достижений, если он идет к намеченным целям, это помогает в укреплении веры в себя и ощущении собственной самостоятельности и силы.
нужно всегда отвечать на вопросы ребенка, не отмахиваясь даже от тех, на которые ранее были неоднократно даны ответы. Возраст шести-семилетки – это время, когда интересны многие вещи и события, и любознательность может быть просто безграничной. Возможности получения ответов на любые возникающие вопросы может стать мощным стимулом для того, чтобы активно стимулировалось интеллектуальное и социальное развитие.
важно быть последовательным в отношении своих требований. Если ребенку что-либо не разрешается, важно стоять на своих требованиях до конца. Если же этого не делать, тогда истерики и капризы, слезы и крики будут поводом для того, чтобы настоять на своем и получить желаемое. Не менее важно следить еще и за тем, чтобы окружающие ребенка взрослые предъявляли к нему единые требования, имели единую политику воспитания. Если же родители имеют одну линию поведения, а старшее поколение иную – это приведет к неминуемым конфликтам, а усилия по воспитанию не приведут к желаемым результатам.
необходимо подавать ребенку правильный пример взрослого поведения, нельзя при нем показывать своих раздражения или обид, недовольства окружающими людьми, чтобы они не копировали ваше поведение.
всегда нужно соблюдать культуру в общении, важно показывать пример правильных разговоров, дети копируют поведение взрослых в привычках, речи и способах общения.

Изменения после кризиса

Если все прошло хорошо, маленький человечек выходит из кризиса с уверенностью в собственных силах и с уверенностью в надежном родительском тыле. Это осознание помогает преодолевать в дальнейшем различные вызовы школьной жизни. А в будущем из дошкольной активности вырастет понимание, чем хочется заниматься в жизни вообще, и уверенность, что эта цель достижима.

Если достижение самого первого кризисного этапа – это доверие; второго – формирование волевых качеств и самостоятельности, то успешное прохождение третьего пика должно повлечь за собой формирование целеустремленности.

Воспитываем правильно: советы родителям

Родители должны помнить о том, каких поступков стоит избегать при общении и взаимодействии с детьми:

  1. Нельзя срывать злость на отпрыске. Не можете сдержаться – лучше выйдите или отойдите на время, пока эмоциональное состояние не стабилизируется. Проводить беседу следует только тогда, когда и вы и чадо спокойны.
  2. Агрессия и рукоприкладство – неприемлемые действия в отношении других людей. От вас должна исходить непреклонность этого убеждения. Никто не вправе покушаться на независимость другого человека, причинять ему боль через физическое воздействие. Регулярно проводите беседы, если ребёнок кого-то ударил без причины на детской площадке, целесообразно будет прекратить прогулку и уйти домой.
  3. Будьте последовательны в своих действиях. То, что запрещено – запрещено в любых ситуациях. Не меняйте своего решение, несмотря на протесты малыша.
  4. Не подрывайте авторитет близких взрослых. Если мама что-либо запретила, отец должен поддержать её решение и наоборот. В семье должна быть одна модель воспитания.
  5. Не ругайте малыша, если он повторит услышанное ругательство. Просто объясните, почему его не стоит повторять, или проигнорируйте, действуйте по ситуации.

Главное — ваш кроха не должен себя чувствовать одиноким, приходите ему на помощь всякий раз, когда он просит о ней. Но помните про самостоятельность ребёнка то, что малыш умеет и может сделать сам – он должен делать сам.

Ни один психолог со своими советами не заменит родительской любви, заботы и терпения. У каждого родителя есть интуиция, и никто не знает ваше чадо лучше, чем вы. Помните, этот период быстро пройдёт, а насколько долго будет продолжаться кризис 5 лет у вашего ребёнка – зависит во многом от вас самих.

Поделись полезным:

  • 1
  • 14

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер

Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке

Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить

В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.

Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector