Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

Лекарственная терапия

Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным

Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей. Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться

Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации

Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации.

У ребенка должен быть сформирован режим

Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания. Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему

Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.

Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

Важно, что бы в дом часто приходили гости, которые будут уделять внимание малышу. При этом они не должны влиять на изменение его привычного распорядка дня. Это очень важный фактор

Это очень важный фактор

Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Это очень важный фактор. Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Круг общения должен быть с детьми на несколько лет старше. Не рекомендуют общаться со сверстниками. Обычно они очень активны. Детям, которые страдают от ММД синдрома, следует общаться со спокойными друзьями. Многое зависит от атмосферы в семье. Взрослые не должны выяснять отношения между собой при детях. Это может серьезно травмировать психическое состояние.

Полезными будут физические упражнения, которые проводят 2 раза в день. Также лечебный эффект можно улучшить, если заниматься плаваньем. Существенно следует ограничить время провождения перед телевизором, компьютером, и другими гаджетами

Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики. Для этого существуют различные поделки. Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым

Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится

Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым. Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится

Также важно строго соблюдать все рекомендации врача

Лекарственная терапия от минимальных мозговых дисфункций, состоит из таких препаратов:

  • Седативные лекарства. К эффективным относятся валериана. Также полезно делать отвар из таких трав: пустырник, зверобой. Беременным женщинам рекомендуют принимать Новопасит.
  • При минимальных мозговых дисфункциях в обязательном порядке назначают препараты, которые стимулируют деятельность мозга, и улучшают кровообращение.
  • Витаминные комплексы следует принимать систематически, до полного выздоровления.

При симптомах такого синдрома обязательно надо обращаться к врачу. В данном случае поможет невролог. Минимальная мозговая дисфункция требует определенного курса лечения, который подбирается индивидуально для каждого ребенка. Предвидеть развитие патологии достаточно сложно. Особенно если нет видимых причин.

Если заниматься лечением в раннем возрасте, то прогноз будет достаточно успешным, поэтому врачи рекомендуют как можно скорее обращаться за помощью.

Дисфункция неспецифических структур мозга

Первая ассоциация, сопровождающая данное понятие, означает утрату основных рефлексов, нарушение естественного, физиологически обусловленного функционирования чувствительных тонких и толстых волокон. Довольно интересным с точки зрения патофизиологии является тот факт, что преобладают двигательные нарушения, однако двигательные волокна остаются в норме. Для того чтобы определить степень тяжести патологии и локализацию очагов поражения головного мозга, необходимо провести комплекс лабораторных и инструментальных исследований. Чаще всего применяется электроэнцефалограмма головного мозга, магнитно-резонансная томография, рентгенологическое исследование. Обычно этого бывает достаточно для постановки точного диагноза и подбора соответствующего лечения.

, , , , ,

Под медиабазальным уровнем подразумевают координированную деятельность лобного и височного отделов. Повреждение этих отделов заканчивается нарушением основных процессов. Существенно страдает уровень произвольного внимания и способность к его концентрации. В противовес недостаточности произвольных форм, происходит патологическое нарушение непроизвольного внимания в сторону его увеличения. Такой дисбаланс приводит к грубым расстройствам сознательных и аналитических процессов.

, ,

Краткая характеристика

Другие названия — гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.

Это патология, вызванная небольшими нарушениями в структуре центральной нервной системы или мозга, а также их работе.

Чтобы понять схему развития ММД, нужно вернуться на ранний срок беременности. В это время (1 триместр) плод в утробе очень чувствителен к действиям любых раздражителей. Это могут быть сильные лекарства и неправильное питание матери, перенесенные ею стрессы или инфекционные болезни в острой форме.

Действия одного из таких факторов достаточно, чтобы ЦНС плода развивалась с некоторыми отклонениями. Ситуация усугубляется, если роженица проживает в экологически неблагополучном регионе.

Гинекологи, акушеры и невропатологи отмечают еще одну опасную черту данной болезни. Дело в том, что она может «стартовать» уже в первые дни беременности, когда будущая мама еще только догадывается о своем положении.

Важно! Многие родители делают типичную ошибку, принимая повышенную активность своих (до этого спокойных) детей за «возрастное». Присмотритесь внимательнее к тому, как малыш спит и насколько быстро устает — нарушения такого плана могут послужить сигналом для визита к педиатру.. Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений

Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята

Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений. Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята.

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Диагностика

Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:

  1. Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
  2. Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
  3. Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
  4. Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.

Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.

Как определить синдром ММД?

Нехорошо, если синдром ММД врачи диагностируют уже в школе, ведь будет не только упущено ценное время, за которое можно было произвести лечение, но это также будет некая психологическая травма для самого ребенка. Ведь он будет чувствовать себя неполноценным среди своих сверстников.

Что же предполагает синдром ММД?

В синдром ММД врачи закладывают множество понятий и нарушений, а именно:

  • гиперактивность;
  • задержка в физическом развитии;
  • нарушение письма, счета, чтения;
  • трудности в общении и речи;
  • снижение памяти;
  • неврологический дефицит;
  • дисфункция мозга;
  • трудности в обучаемости.

ММД в дошкольный период

Чтобы понять еще в детском возрасте, есть ли у вашего ребенка ММД нужно для себя ответить на такие вопросы и утверждения:

  1. Была ли у ребенка на первых годах жизни повышенная возбудимость, повышенный мышечный тонус?
  2. С трудом ли засыпает ваш ребенок, часто ворочается, просыпается и плачет среди ночи?
  3. Ребенок слишком активный, проявляет агрессию к родителям и своим сверстникам.
  4. Не признает запретов, требует к себе постоянного внимания, доказывает свое мнение и правоту.
  5. Выходя на улицу, напоминает разбойника, вокруг себя все хватает и разбрасывает.
  6. Не может сосредоточиться на чем-то одном, ему нужно сразу все, например, забрать все игрушки.
  7. Очень чувствительный к перемене погоды и магнитным бурям.
  8. По любому поводу капризничает, часто бывает не в настроении.
  9. Чрезмерно рассеянный.
  10. У вашего крохи часто болит голова?
  11. Окружность головы выше нормы. В норме в 1 год окружность 46 см, в 2 года – 48 см, в 5 лет – 50 см.
  12. Плохо находит общий язык со своими сверстниками и привыкает к новой обстановке.
  13. Неправильно произносит слова, и плохо запоминает стихи.
  14. Перед тем как заснуть начинает вредничать, сосать пальцы, перекачиваться со стороны в сторону, наматывать волосы на палец.

ММД в школьный период

Пойдя в школу, у ребенка проявляется синдром ММД, поскольку растет нагрузка на его нервную систему и головной мозг. Ведь ребенок попадает в новую обстановку, его окружают незнакомые люди, а ко всему этому нужно учиться и запоминать большое количество информации.

Чаще всего ММД сопровождается синдромом гиперактивности и импульсивности, который выражается в следующем:

  • ребенок не может играть спокойно, особенно в игры, которые требуют усидчивости;
  • не может стоять на одном месте, постоянно бегает, крутится, пытается куда-то влезть, в общем, находится постоянно в движении;
  • не задумываясь, отвечает на вопросы;
  • выкрикивает ответы, поскольку не может дождаться, когда его вызовут;
  • не дожидается своей очереди в играх;
  • не умеет проигрывать, в случае проигрыша проявляет агрессию.

Конечно, все проявления синдрома МММ индивидуальны и отличаются в разном возрасте. При диагностике врач следит за поведением ребенка в разной обстановке.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты — никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

&nbsp &nbspВнешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих
проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием. &nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbsp1. Невнимательность:

&nbsp &nbsp — слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

&nbsp &nbsp — не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

&nbsp &nbsp — с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

&nbsp &nbsp — имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

&nbsp &nbsp — избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

&nbsp &nbsp — часто теряет вещи;

&nbsp &nbsp — очень забывчив.

&nbsp &nbsp2. Сверхактивность:

&nbsp &nbsp — мало спит, даже в младенчестве;

&nbsp &nbsp — находится в постоянном движении;

&nbsp &nbsp — ёрзает, не может усидеть на месте;

&nbsp &nbsp — проявляет беспокойство;

&nbsp &nbsp — очень говорлив.

&nbsp &nbsp3. Импульсивность:

&nbsp &nbsp — отличается резкими сменами настроения;

&nbsp &nbsp — отвечает до того, как его спросят;

&nbsp &nbsp — не способен дождаться своей очереди;

&nbsp &nbsp — часто вмешивается, прерывает;

&nbsp &nbsp — не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

&nbsp &nbsp — не подчиняется правилам (поведения, игры);

&nbsp &nbsp — по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда — нет).

&nbsp &nbspСпециалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны:
перинатальная патология , недоношенность,
токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее.
Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным
ММД.

&nbsp &nbspПарадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД — это
функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются
медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

&nbsp &nbspВсё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть
в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты
и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и
терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

&nbsp &nbspВсе эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма,
которые уже действительно придётся лечить.

&nbsp &nbspВ 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у
малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как
о трудном и плохом ребёнке.

&nbsp &nbspЧасто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно
отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Что такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании с невpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом,  детские неврологи стали официально обозначать термином «минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга».

Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые, нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все:  от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности.

С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП)!

Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми.

Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия (ЭЭГ) и транскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза.

Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов.

Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний. И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин “гиперкинетическая реакция детства”. Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IV)

В конце экскурсии возникает  логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» .  А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

Зайцев Сергей Владимирович

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.
Cтаж работы по специальности более 20 лет.
Консультирует детей всех возрастов с любыми заболеваниями нервной системы; основные направления научно-практической деятельности: диагностика и лечение неврологической патологии детей первого года жизни, психосоматические и поведенческие расстройства у детей.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта. Физкультура пойдет на пользу в любом случае

Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Как распознать аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Сравнение

Санкт-Петербургский монетный двор считается одним из наиболее крупных монетных дворов мира, занимающихся чеканкой как обычных, так и памятных и юбилейных изделий из драгоценных металлов. Служит также местом изготовления знаков отличия, медалей, орденов и прочих изделий из сплавов цветных металлов по государственному заказу.

Основан на территории Петропавловской крепости в 1724 году. Входит в число известнейших и старейших Санкт-Петербургских предприятий. Основное отличие монет Санкт-Петербургского монетного двора – это аббревиатура СПМД, на современных российских монетах расположенная под правой лапкой птицы. В разное время они имели и другие буквенные обозначения: СП, СПМ, СПБ, СМ, ЛМД, Л.


слева — ММД; справа — СПМД

Временем основания Московского монетного двора официально считается 1942 год. Вместе с Санкт-Петербургским монетным двором он служит членом объединения, именуемого «Госзнаком». На монетах Московского монетного двора под правой лапой орла стоит аббревиатура ММД или же просто буква М. На копеечных же монетах аббревиатуры того или иного монетного двора размещены под копытом коня.

Порой встречаются монеты, не имеющие какого-либо буквенного обозначения. Они считаются бракованными и оцениваются в несколько раз больше своей номинальной стоимости. К числу таких монет относятся, к примеру, пятикопеечные монеты 2002 и 2003 годов выпуска.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector