17 особенностей новорождённого ребёнка в неонатальный период

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35—40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Какие дети считаются недоношенными

Сегодня недоношенным считают младенца, родившегося с 22 по 37 неделю беременности. Есть такое понятие, как критерий живорождённости. Россия перешла на критерии, утверждённые Всемирной организацией здравоохранения в 2012 году.

Недоношенный новорождённый ребёнок по этим параметрам — это младенец от 500 граммов и от 25 сантиметров, появившийся на свет на сроке от 22-й недели гестации. Если малыш с такими показателями выжил, его регистрируют и выхаживают. В мире каждый год рождаются 5-10% таких детей от общего числа новорождённых. Недоношенность ребёнка в современном мире — не приговор, поскольку сегодня есть все условия для выхаживания «ранних» детей.

Проверка слуха и зрения новорождённого

Оценка зрения новорождённого

Особенностью зрения новорождённого является способность фокусировать взгляд на предмете только на расстоянии 30-35 см. Лучше видят движущиеся предметы.

Оценивается зрение по реакции на свет: при внезапном появлении яркого света ребёнок зажмуривается, отворачивает голову, кричит.

Зрачки ребёнка на свету сужаются, при затемнении – расширяются.

При появлении движущегося объекта ребёнок может кратковременно следить за ним, фокусируя взгляд. Могут быть при этом лёгкие подёргивания глазных яблок (нистагм). К концу месяца жизни достигается содружественность движения глаз.

В периоде новорождённости ребёнок обращает внимание чаще всего на глаза людей.

Оценка слуха

Слух исследуют инструментально, используя прибор аудиометр. Проводят аудиоскрининг новорождённым перед выпиской из роддома, в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. С 2008 года аудиоскрининг проводят всем новорождённым с целью раннего выявления тугоухости.

Действие прибора основано на способности волосковых клеток во внутреннем ухе в ответ на внешние звуковые раздражители генерировать собственные импульсы. Аудиометр их регистрирует. Для полноценного обследования ребёнок должен быть спокоен и со свободным от жидкости и смазки слуховым проходом.

Литература

  1. Национальное руководство по неонатологии. Издательство «Геотар-медиа», 2008 г.
  2. Т. В. Капитан, «Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми». Издательство «Медпресс», 2006 г.
  3. Н. П. Шабалов, «Неонатология», издательство «Медпресс» 2006 г.
  4. А. К. Ткаченко «Неонатология». Издательство ≪Вышэйшая школа≫, 2009 г.
  5. Т. А. Романова «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЁННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», Белгородский государственный национальный исследовательский университет УДК 616.95-053.31.
  6. В. Ф. Учайкин, «Руководство по клинической вакцинологии», издательство «Геотар-медиа», 2006 г.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Рефлексы новорождённого малыша

По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:

  1. Стойкие.
  2. Транзиторные.
  3. Установочные.

Стойкие рефлексы

Они сохраняются всю жизнь.

К стойким относятся:

  • глотательный;
  • сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
  • роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
  • надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
  • конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).

Транзиторные рефлексы

Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:

  • оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
  • спинальные (центр в спинном мозге);
  • миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).

Оральные

  1. Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
  2. Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
  3. Сосательный. Он существует до года.
  4. Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).

Спинальные

К спинальным рефлексам относятся:

  • Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
  • Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
  • Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
  • Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
  • Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.

1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).

2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.

  • Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
  • Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
  • Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
  • Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.

Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев

Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.

Установочные рефлексы

Они появляются не после рождения, а спустя время.

К ним относятся:

  1. Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
  2. Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.

При проверке рефлексов оценивается:

  • их наличие;
  • их симметричность;
  • соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.

Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.

Правила проверки рефлексов:

  1. Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
  2. В помещении должно быть тепло и спокойно.
  3. Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Выхаживание недоношенных детей

Уход за недоношенным ребёнком в роддоме начинается обычно с помещения малыша в специальный «инкубатор» с заданными температурой и влажностью воздуха. Здесь младенец растёт в условиях, максимально приближенных к внутриутробным. Его ежедневно взвешивают. Родители могут разговаривать с малышом и держать его за руку, а позже, когда он окрепнет, брать на руки и прижимать к себе. Доказано, что это положительно влияет на нервно-психическое развитие ребёнка.

После того, как недоношенный младенец набрал жизненно важные для него граммы, врачи, наконец, могут выписать их с мамой домой.

Дома также важно поддерживать правильный уход за ребёнком. Родителям рекомендуют проводить для малыша специальную гимнастику и массаж

Массаж на этом этапе, как правило, важная составляющая ухода: можно прибегнуть к услугам профессионала, но лучше, чтобы специалист приходил к вам сам, и все манипуляции происходили в привычных домашних условиях. Иммунитет у ранних детей первое время очень слабый, поэтому стоит перестраховаться.

Новорождённого нужно выкладывать на живот: это укрепит его мышцы затылка, конечностей, живота и спины

Важно закаливать младенца: устраивать ему «воздушные ванны» и каждый день купать, но температура воды должна быть не ниже 37 градусов

Питание недоношенного ребёнка не должно строиться по принципу: чем больше малыш ест, тем лучше, ведь он быстрее наберёт вес. В то же время перекармливание таких детей — частая ошибка родителей. Пищеварительная система ранних малышей развита недостаточно хорошо, так же, как и важный для ребёнка сосательный рефлекс. Поэтому кормить лучше чаще, но небольшими порциями, чтобы не перегружать пищеварение. Лучшим питанием для ребёнка, рожденного раньше срока, а будет материнское молоко. Но, если по каким-то причинам естественное кормление невозможно, врач поможет родителям подобрать специальную искусственную смесь.

Кормление недоношенных детей

В организации питания учитывается несколько ключевых моментов:1.2.3.питаниякормление4.

Первое кормление

При первой степени недоношенности и хорошем состоянии здоровьяПри сроке менее 33-34 недель гестации и массе тела ребенка при рождении до 2000 граммовкишечникжелудок

Чем кормить?

Естественное вскармливаниеискусственного вскармливанияСмесь для недоношенных детей

Смесь Состав и преимущества Недостатки Отзывы родителей
«NAN Пре»
  • Содержит смесь ненасыщенных жирных кислот, способствующих укреплению зрения и созреванию нервной системы.
  • 70% сывороточного белка, легко усваиваемого организмом крохи.
  • Неоптимальное соотношение цинка и меди.
  • Содержит пальмовое масло, ухудшающее всасывание кальция и жиров из кишечника, что негативно  сказывается на созревании нервной системы и формировании костей.
Дети с удовольствием питаются смесью и хорошо набирают в весе.
«Нутрилак Пре»
  • Повышенное содержание легкоусвояемых жиров, фолиевой кислоты, витамина Е.
  • Правильное соотношение белка.
Недостаточное содержание витаминов и минералов. Дети набирают в весе хорошо, проблем со стулом практически не возникает.
«Нутрилон Пре»
  • Правильное соотношение кальция и фосфора.
  • Достаточный уровень железа и витамина Е.
  • Содержат нуклеотиды, отвечающие за синтез белков.
Много меди по отношению к цинку. 50/50. Часто возникают колики и запоры. При этом дети меньше срыгивают. Если смесь подходит, то кормят долго.
«Фрисо Пре»
  • Аминокислоты способствуют выработке белка, созреванию нервной и пищеварительной систем.
  • Достаточное количество углеводов.
  • Высокий уровень йода.
  • Немного железа и цинка.
  • Содержит пальмовое масло.
Хороший набор веса, не вызывает аллергии. Редко развиваются запоры и колики.

Смеси-фортификаторыжирные кислотыразвитиеДонорское грудное молокогрудного молока

  • Быстрая заморозка в морозильных камерах с холодным потоком воздуха (технология No Frost).
  • Использование специальных контейнеров для сбора и хранения молока.
  • Не рекомендуется доливать свежее сцеженное молоко в порцию, собранную ранее и уже замороженную.
  • Хранение при температуре -18-20oС до 6 месяцев или года.
  • Разморозка при комнатной температуре либо под краном с теплой водой. Не используется микроволновка.

Объем кормления

  • Ребенка с весом более 2000 граммов и при наличии у него сосательного и глотательного рефлексов прикладывают к маминой груди, а при необходимости докармливают из шприца, рожка или ложечки.
  • Вес от 1500 до 2000 граммов — первые кормления по 5 мл, от 1000 до 1500 граммов — по 2-3 мл. Количество смеси или маминого молока постепенно увеличивается на 3-5 мл. Кроха кормится через 2-2,5 часа без ночных перерывов.
  • Масса тела менее 1000 граммов — первое кормление спустя 12-24 часа после рождения. Начинают с 2-3 мл на одно кормление, постепенно увеличивая количество смеси или грудного молока на 2-3 мл.

Способы кормления недоношенных детей

  • Старше 33-34 недель: ребенок обычно прикладывается к маминой груди. При необходимости малыш докармливается через шприц или ложечку.
  • До 33-34 недель: у малыша слабо выражены глотательный и сосательный рефлексы. Поэтому, как правило, глюкоза, молочная смесь или грудное молоко вводятся при помощи зонда.

Установка зондаапноэ

  • Каждый раз зонд перед кормлением вводится в желудок, по завершению — удаляется.
  • Ребенок постоянно получает мамино молоко на протяжении суток в виде медленных, буквально по каплям, вливаний в желудок при помощи подключенного зонда к инфузионному насосу. Наиболее часто применяется у глубоко недоношенных детей.

Кормление через шприц

Неонатальный уход за новорожденным ребенком

Согласно статистике под особый врачебный контроль попадает каждый восьмой ребенок. При этом он не всегда переводится в особое неонатальное отделение и размещается в инкубаторе. При отсутствии особых осложнений малышей зачастую оставляют в одной палате с мамой. Лишь в самых сложных случаях может потребоваться перевод в другую больницу, где недоношенному или больному ребенку смогут оказать необходимую помощь и уход.

Потребность в обязательном неонатальном уходе может возникнуть по целому ряду причин:

  1. Раннее или преждевременное рождение ребенка. Примерно в 8% случаев дети рождаются раньше назначенного срока – еще до 37 полных недель вынашивания. Однако, если на таком сроке они могут очень быстро адаптироваться к жизни вне материнского лона, то родившимся до 34 недели малышам потребуется обязательный неонатальный уход с подключением к аппаратам искусственного дыхания, вскармливания и поддержки температуры тела.
  2. Рождение с очень низким весом и размерами тела.
  3. Наличие инфекционных заболеваний.
  4. Наличие у роженицы сахарного диабета.
  5. Сложные и продолжительные роды, которые могли вызвать осложнения в здоровье малыша.
  6. Наличие желтухи.
  7. Необходимость в проведении срочного хирургического вмешательства (к примеру, при наличии врожденной сердечной патологии).

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Характеристика раннего неонатального периода

Ранний неонатальный период начинается от перевязки пуповины до 7 суток включительно.

Его события таковы.

  1. В первые 30 минут после начала лёгочного дыхания запускается малый круг кровообращения и заполняются воздухом лёгкие.
  2. За первые 6 часов синхронизируется работа всех внутренних органов с учётом появившихся новых функций дыхания и кровообращения.
  3. Осуществляется переход на питание молоком и адаптация к нему органов пищеварения.
  4. Происходит смена типа метаболизма с анаэробного на аэробный в связи с увеличением поступления кислорода в организм через лёгкие.

Важность раннего периода новорождённости с медицинской точки зрения заключается в том, что в нём реализуются все заболевания, приобретённые внутриутробно, проявляются родовые травмы. Наибольшая смертность наблюдается именно на первой неделе, особенно в первые трое суток.

Наибольшая смертность наблюдается именно на первой неделе, особенно в первые трое суток.

В этом периоде ребёнок в норме больше спит, чем бодрствует, просыпаясь только на кормление. Движения в основном рефлекторные. Общение с внешнем миром сводится к плачу, сигнализируя о своих потребностях и неприятных ощущениях.

Плачут новорождённые без слёз. Слёзная жидкость в этом возрасте служит только для увлажнения глаз.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ТАКТИКИ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Строгое соблюдение дозировок,  кратности  и сроков введения антибиотиков.

2.  Тщательный выбор лекарственных средств при терапии не­доношенных детей с желтухой.

3.  Обеспечение оптимального питьевого режима.

4.  Профилактика и лечение дисбактерноза.

5. Проведение заместительной иммунотерапии с учетом особен­ностей питания и иммунитета.

6

Медленное,  очень осторожное внутривенное введение  жид­костей (2—4 мл/час)

Прогнозирование рождения недоношенного ребенка. Прогнозирование риска преждевременного рождения ребенка включает анализ большого числа факторов и возможности их раннего выявления до наступления беременности или на ранних ее сроках. Это потребовало разработкипрогностических систем, основанных на оценке комбинации и информативной значимости отдельных факторов риска.

Многие стандартизированные системы оценки риска касаются не только преждевременных родов, но и широкого спектра неблагоприятных исходов беременности (Фролова О. Г., 1978).

Оценочная таблица, информативность применения которой подтверждена в проспективных исследованиях, представлена в табл. 4 (Creasy R.K. et al., 1980).

Оценка 10 баллов и больше соответствует высокому риску, б—9 баллов – умеренному, до 6 баллов – низкому риску.

Значение          оценочно-прогностических          таблиц заключается как в выявлении женщин с повышенной вероятностью преждевременных родов и установлении наблюдения за ними, так и в определении приоритетного направления профилактики недонашивания в каждом конкретном регионе.Поэтому более целесообразными следует признать системы, разработанные с учетом частоты преждевременных родов в данной популяции или территории.

Все предлагаемые формализованные системы оценивают риск преждевременных родов в баллах, как рекомендовано ВОЗ. Однако внедрение в практику этих систем с подсчетом риска в баллах оказалось пока недостаточно успешным, так как математическое баллирование не выявило преимуществ перед учетом опытными клиницистами нескольких наиболее значимых факторов (Chenoweth J.N. et al., 1983; Papiernik E., 1984).

В последние годы предпринимаются попытки разработки альтернативных по отношению к формализованным системам подходов к прогнозированию преждевременных родов. В их основе лежит установление таких показателей, которые более тесно связаны с процессами, происходящими в матке. Изучается возможность использования для прогнозирования недоношенности такого признака, как самопроизвольная антенатальная активность матки (которая, по данным специальных исследований, может повышаться за несколько недель до родов), а также характеристики релаксированной шейки матки.

Специалисты считают, что регистрация таких признаков позволит улучшить прогноз и уменьшить частоту недостаточно обоснованных серьезных вмешательств. Эти показатели и признаки     уже     включены     в     некоторые     программы профилактики недоношенности.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе — до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до —12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время — при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания — обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6—12 месяцев— 19-20 °С

Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более — дрожи

Статья прочитана 17 639 раз(a).

КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК

1.  Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не ме­нее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.

2.  Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефало­патии она должна быть в стадии значительного улучшения.

3.  Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.

4.  Основные клинические анализы должны быть без патологи­ческих отклонений.

5.  Благоприятные  социально-бытовые условия  (желанный ре­бенок,  хорошая  семья,  заботливая  мать,  нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).

6.  Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.

•   7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.

Особенности наблюдения за недоношенными детьми:

— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответ­ствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки не­зрелости органов и систем, особенности течения пограничных со­стояний:

—  максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепен­ное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жиз­ни;

—  физиологическая эритема  кожных  покровов  яркая,  сохра­няется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;

—  крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональ­ный криз;

—  желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее

может затягиваться до 3-х недель;

—  физиологическая    диспепсия    специфических    особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого  перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;

—  транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношен­ных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.

—  При оценке физического развития антропометрические дан­ные ребенка  сопоставляются  только со  стандартными  показате­лями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность голо­вы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физи­ческое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибав­кам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес.  недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.

—  При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношен­ных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.

—  Обратить  внимание  на  склонность недоношенных  детей  к развитию  фоновых   заболеваний    (анемия,   рахит,   гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и ле­чение

— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические перио­ды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)

Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0. 1012/л, после  2-х   недель —   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л

— Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0 . 1012/л, после  2-х   недель —   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л.

— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Де­тям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.

—  Санпросветработа с родителями об особенностях развития  недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.

—  Рекомендовать  индивидуальное   психо-физическое  воспита­ние ребенка в сенье, закаливающие процедуры.

— Информировать родителей о возможных причинах недоно­шенности и о своевременном их устранении при повторной бере­менности.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Развитие недоношенных детей по месяцам

Только родившиеся раньше срока дети, как правило, нуждаются в специальных условиях и постоянном присмотре врачей. Часто таких малышей кормят через пищевой зонд и поддерживают их дыхание через искусственную подачу кислорода.

Недоношенному ребёнку месяц: в это время у него могут полностью отсутствовать врождённые рефлексы. Вес в этот период младенец набирает очень слабо.

На втором месяце такие дети уже начинают прибавлять в весе, но они по-прежнему очень слабы: быстро устают и, в основном, спят. На третьем месяце малыш уже приобретает рефлексы, реакцию на звук и даже мимику.

К 6 месяцам ребёнок, при хорошем раскладе, увеличивает вес примерно в три раза. Малыши с первой степенью к этому времени уже могут ничем не отличаться от рождённых в срок сверстников.

Недоношенные дети: развитие до года

К году дети уже, как правило, полностью «выравниваются» в развитии — как физическом, так и психоэмоциональном. Развитие недоношенного ребёнка во многом зависит от ухода и ответственного отношения родителей к рекомендациям врачей.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы – узкие, слизистая оболочка в носу – нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой – тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения – бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector