Свободное воспитание: плюсы и минусы

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Методика А. С. Макаренко

Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.

Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.

Как воспитывать

А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов

При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать

Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.

Преимущества и недостатки метода

К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:

  • овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
  • поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
  • влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.

Среди недостатков выделяют:

недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
эксплуатация детского труда, который запрещен.

На что влияет стиль воспитания детей

После изучения стилей семейного воспитания, можно сделать вывод, что они оказывают серьезное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. От стиля воспитания зависит, будет ли ребенок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления также зависит от стиля воспитания. Чем больше родители дают ребенку самостоятельности, тем лучше и быстрее он развивается.

У авторитарных и опекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными. У либеральных – свободными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ. В демократической семье у ребенка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.

Вальдорфская школа

Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.

Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.

Как воспитывать ребенка

Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.

Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.

Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:

  • ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
  • начальное образование – социализация и художественное развитие;
  • среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.

Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.

При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.

Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:

  • комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
  • всестороннее развитие личности;
  • творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
  • атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.

Есть и недостатки:

  • система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
  • особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
  • дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
  • ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
  • методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.

Ребенок без похвалы

Иногда строгость в семье проявляется как страх хвалить ребенка за достижения и успехи. Почему родители избегают говорить детям слова и фразы, благодаря которым они бы чувствовали себя хорошими, умными, красивыми, находчивыми, смелыми?

  • Боятся, что ребенок расслабится, и перестанет хорошо себя вести, учиться на «отлично», вежливо разговаривать, помогать старшим.
  • Не считают заслуги ребенка чем-то значительным и важным. Так часто поступают мать и отец, которых в детстве тоже не хвалили — поэтому они не знают, как делать это со своими детьми.

В семьях, где детей не хвалят за достижения, ребенок растет, не умея опираться на свои положительные и сильные качества характера — он не знает, что они у него есть, потому что родители никогда об этом не говорили.  Строгость в такой семье проявляется как игнорирование хороших поступков, и акцент на детских ошибках и неправильном поведении.

Практика показывает, что дети, которые не осознают свои положительные стороны, могут вырасти с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, не умеющими постоять за себя, робкими, боязливыми, необщительными.

Взрослые, которые желают держать детей в строгости, считают, что хвалить ребенка — означает относиться к нему попустительски, а это, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма и снижению авторитета у взрослых.

Похвала может прекрасно сочетаться со строгостью в семье: хорошо, когда ребенка приучают соблюдать правила, не спорить со взрослыми, уважать мнение старших, быть культурным и, в то же время, его искренне хвалят за достижения и успехи, отмечая сильные, положительные стороны характера.

В такой семье дети растут счастливыми и довольными собой. Похвала — один из самых сильных способов передать детям любовь. Когда ребенка как ругают, так и хвалят, то он вырастает с хорошим пониманием своих и чужих границ — знает, что в обществе делать нельзя, а что можно, и вызывает уважение. Благодаря похвале, дети чувствуют себя значимыми, ценят свои заслуги, понимают различия между хорошим и плохим.

Cons

Против: повышенный риск

Есть причина, по которой в последние годы все больше и больше родителей склоняются к использованию вертолетов. Это потому, что мы все слышали трагические истории о том, что может случиться, когда детская свобода нарушается.

По ночам появляются сообщения о похищениях и утоплениях. Мы все слышали, что издевательства зашли слишком далеко или детей сбивали машины.

По статистике, сегодня для наших детей нет большего риска, чем 20 лет назад. Например, похищения незнакомцами всегда были и остаются крайне редкими. Но 24-часовой новостной цикл означает, что мы теперь лучше осведомлены об этих трагедиях, что может затруднить избавление от них. Большинство родителей считают, что если они будут держать своих детей на виду, они смогут обезопасить их. И в некоторой степени они могут быть правы.

Против: вмешательство правительства

Сегодня одна из самых больших проблем для родителей, которым нравится это независимое исследование, — это возможность нарушения закона. В новостях сообщалось о нескольких случаях, когда в службу защиты детей обращались к родителям, которые разрешали своим детям играть на улице в одиночестве или разрешали им самостоятельно идти домой из школы. В некоторых случаях даже были возбуждены уголовные дела.

Важно знать законы своего штата и знать, что разрешено. Даже если по закону вы находитесь в рамках своих прав, нет никакой гарантии, что какой-нибудь занятой сосед не вызовет на вас полицию из-за пренебрежения просто потому, что вы предоставили своему ребенку некоторую свободу

Страха перед этим достаточно, чтобы удержать многих родителей от полного принятия стратегии свободного выгула.

Минус: отсутствие деревни.

Сегодняшнее общество просто не то, что было 20 лет назад. В то время родители часто могли позволять своим детям бродить, потому что знали, что все остальные родители на улице делают то же самое и не обращают внимания.

Если что-то случалось, если ребенок был ранен или возникала проблема, родители вмешивались, чтобы помочь и звонить друг другу, чтобы сообщить новости.

Сегодня гораздо более вероятно, что даже другие родители на вашей улице менее осведомлены о том, что происходит за пределами их собственной входной двери, в основном потому, что у них, вероятно, есть собственные дети, играющие в видеоигры. И вы больше не можете рассчитывать на то, что этот деревенский менталитет сработает, чем вы можете быть уверены, что ваш сосед не вызовет полицейских на вашего странствующего ребенка.

Минусы воспитания на свободном выгуле

  1. Дети сталкиваются с повышенным риском без постоянного присмотра.
  2. Некоторых родителей обвиняют в безнадзорности детей.
  3. Если что-то пойдет не так, у родителей может не оказаться той поддержки общества, которую они имели в предыдущие десятилетия.

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты – неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Метод Шалвы Амонашвили

Профессор Шалва Амонашвили разработал целый подход к воспитанию и обучению детей, основой которого стала гуманность.

Педагог считал, что взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, не ставить себя выше и воспринимать детей как цельных личностей.

Воспитание детей

Особенность данной методики в том, что она не предлагает конкретных заданий и упражнений. У педагога или родителя всегда есть свобода выбора, но вся деятельность с детьми должна строиться на определенных правилах.

  1. Понимание. Родители и учителя должны проникнуть во внутренний мир и личность ребенка, используя беседы, игры и наблюдения.
  2. Признание. Все особенности детей должны быть признаны и учтены при построении занятий и уроков. Педагог может оставаться при своем мнении, но не должен навязывать его ученикам.
  3. Принятие. Учитель принимает малыша таким, какой он есть, и может сопереживать ему.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • признание и уважение ребенка взрослым благоприятно влияет на развитие его личности;
  • гуманистическое воспитание помогает сформировать ответственность у детей;
  • методика помогает развивать коммуникативные навыки, малыш свободно может высказать свое мнение и отстоять его;
  • гуманное отношение к детям помогает сформировать у них широту взглядов и гибкость мышления.

Недостатки:

внимание лишь к тому, что интересно, может вызвать проблемы в реальной жизни, где приходится выполнять дела и без желания;
учителю трудно реализовать индивидуальный подход ко всем детям и выстроить образовательную программу;
не всегда стиль воспитания в школе соответствует стилю воспитания в семье;
методику трудно реализовать с проблемными детьми.

Что такое трудовое обучение?

Одним из великих педагогов, активно использовавших трудовое воспитание, был Антон Семёнович Макаренко. Благодаря своей авторской методике, он успешно воспитал своих воспитанников. А те, вспоминали о своём учителе с теплотой и благодарностью. Но по другую сторону баррикад, стоят любящие родители, постоянно переживающие за своих чад. Не обременит ли их такой труд и пойдёт ли на пользу.

Главное отличие детского труда от взрослого, это его организованность. Педагог должен чётко поставить цель труда и условия его организации. В этом деле важен не столько конечный результат, сколько процесс создания маленькой личностью чего то, самостоятельно. Кроме этого, в трудовом процессе, ребёнок учится самодисциплине, работе в команде, умению прислушиваться к более старшим и опытным.

Трудовое воспитание это не только дежурство по классу и ежегодный субботник. Талантливый педагог умеет организовать работу  в виде игры, экскурсии, в процессе морально-этической беседы и даже соревнования.

Важный фактор трудового воспитания – беспрерывность и последовательность. Нельзя обращаться к трудовому воспитанию от случая к случаю. Весь процесс должен быть гармоничным.

Трудовое воспитание можно разделить на несколько областей, каждая из которых влияет на разные сферы личности.  Примерные области такие:

  1. Умение к самообслуживанию.
  2. Политическая область (Навыки не только для помощи самому себе, но и обществу)
  3. Профессиональное определение (Полезно для профориентации ребёнка)
  4. Работа по дому (Помогает испробовать социальные модели и научиться полезным умениям)

Причём, следует определиться, какую область следует развивать в данный момент, а не хвататься за всё сразу. Помните, что главное системность и последовательность.

Ниже, кратко перечислены конкретные плюсы и минусы трудового воспитания.

Минусы

Воспитание свободой несет в себе существенные преимущества. Однако, как и любая система, она имеет погрешности. С какими же проблемами может столкнуться ребенок и какие трудности ожидают родителей, решивших воспитывать чадо либеральным стилем?

  • Баловство. Поскольку многое позволено и практически нет запретов, малыши часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.
  • Нет требовательности к себе. На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую малыши, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.
  • Сложности в общении. Свободная личность привыкает к тому, что близкие люди воспринимают его таким, каков он есть. Для ребенка это естественно. Он убежден, что весь мир должен принимать и любить его. Выслушивать детские доводы и рассуждения, считаться с мнением. Ожидая особого к себе отношения, ребенок сталкивается с сопротивлением, испытывает трудности в общении.
  • Завышенная самооценка. Малыш наравне со взрослыми — это может сыграть злую шутку. Уверенность без труда перерастает в самоуверенность. Переоценивание собственных возможностей нередко приводит к краху в начинаниях. Результат — отсутствие признания обществом, непонимание, разочарование, депрессия.
  • Не всем подходит. Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо». Дезориентация приводит к баловству, капризам, детским истерикам, непониманию. Поскольку нет одинаковых детей, насколько оправдано применение «свободного» метода воспитания для всех без исключения?
  • Родители — не авторитет. Родителям тяжело поддерживать авторитет в глазах малыша. Равноправие взрослого и ребенка стирают границы дозволенного. Ведь дети и балуются, и дерутся, значит и со взрослым так вести себя можно: не слушаться, кривляться, ударить. Однако ругать и наказывать ребенка — не соответствуют методу свободного воспитания. Договориться по-хорошему не всегда получается. Как быть?
  • Дорого. Частные сады и школы, работающие по данной методике, стоят дороже обычных. Нанимать воспитателя на дом тоже недешево. Можно воспитывать дошкольника самостоятельно, но тогда придется пожертвовать доходом одного из родителя.
  • Трудно реализовать. Отсутствие или удаленность специализированных учебных заведений затрудняют реализацию данного метода. Допустим, дошкольника воспитывать могут родители. Но далее ему предстоит пойти в школу. Учебные заведения государственного образца работают по другой методике. Специализированных школ недостаточно. Самостоятельно в полной мере реализовать свободное воспитание смогут лишь те родители, в округе которых функционирует «школа свободного стиля».

Нужно понимать, что единого для всех малышей метода воспитания быть не может. Помимо того, что дети разного пола, они еще отличаются по типу темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики, плюс их всевозможные комбинации. Невозможно создать универсальный способ решения задачи. Как нельзя придумать книгу, которую бы читали все, фильм, который бы удовлетворял интересы всего общества.

Скромным и застенчивым требуется больше свободы, шустрые холерики нуждаются в правилах, шалунам необходимы границы. Поскольку дети разные, то и метод, и приемы воспитания будут отличаться.

Читаем также: Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

Методика Леонида Береславского

Л. Я. Береславский – профессор, физик, доктор философии и педагог, который написал больше двух десятков книг по дошкольному образованию.

С рождением второго ребенка он начал серьезно задумываться о том, успеет ли вложить в детей все, что хочется, и воспитать их хорошими людьми. Именно это замотивировало его на создание собственной методики воспитания на основе опыта других педагогов.

Как воспитывать малыша

Л. Я. Береславский придерживался мнения, что развивать интеллект нужно не только своевременно, но и систематично. Это поможет ребенку хорошо учиться в школе, делать успехи в различных областях деятельности и добиваться поставленных целей.

Ранее обучение рассматривается в этой методике как фундамент для дальнейших знаний и умений. Если малыш ранее не сталкивался с подобными легкими заданиями, то он не сможет выполнить более сложные

Важно, чтобы задействовано было как можно больше участков мозга, иначе невостребованные могут так и остаться спящими

Занятия могут проводиться даже самое непродолжительное время (3-5 минут), но они обязательно должны иметь логическое завершение.

Принципы обучения Л.Я. Береславского:

деятельность должна проводится в игровой форме;
весь материал должен подаваться систематизировано, с повторением и углублением пройденного материала;
педагог должен вживаться в роль актера и ребенка, чтобы повысить интерес к занятиям;
умственная активность должна чередоваться с физической;
отдельное внимание следует уделять развитию самостоятельности.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • всестороннее развитие личности;
  • упор на развитие памяти и логического мышления;
  • развитие детей может проходить беспрерывно;
  • вложенные в младшем возрасте знания станут опорой для обучения в дальнейшем.

Недостатки:

делается упор на логику и не учитываются другие склонности личности.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – французская актриса, которая решила себя посвятить материнству. Она так углубилась в эту тему, что разработала свою методику воспитания, объединив подходы М. Монтессори и Г. Домана. Свой опыт С. Лупан описала в книге «Поверь в свое дитя».

Как воспитывать

Основное внимание уделяется тому, чтобы и ребенок, и родители получали радость и удовольствие от совместных занятий. Это значит, что необязательно каждая минута обучения должна приносить пользу, это время можно потратить на удовлетворение интереса малыша

Родители должны наблюдать за своими детьми и подмечать, что вызывает у них эмоции, какие новые знания они хотели бы получить

Важно, что они не подаются как голые факты, а заставляют анализировать и рассуждать. Таким образом, ребенок получает большой объем информации об окружающем мире

Сесиль Лупан обращает внимание родителей на следующие моменты:

  • не стоит излишне опекать малыша – это вредит его развитию, препятствует творчеству и приучению к самостоятельности;
  • каждый ребенок индивидуален, поэтому ни одна инструкция по его воспитанию и развитию не даст идеального результата, стоит выбирать ко всем детям индивидуальный подход;
  • дети всегда должны чувствовать любовь и заботу своих родителей через объятия поцелуи и похвалу, потому что это один из самых важных элементов развития.

Преимущества и недостатки

У методики Сесиль Лупан, как и у остальных, есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • опыт других мам позволяет молодым родителям не повторять чужих ошибок;
  • методика разработана и описана специально для родителей, а не для педагогов, поэтому понятна для всех;
  • дети много взаимодействуют с родителями в процессе занятий;
  • упражнения, которые автор предлагает для занятий, представлены в великом множестве.

Недостатки:

  • многие вещи знакомы мамам и без чтения книги: колыбельные, потешки и др.;
  • не предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики и координацию движений;
  • не все родители могут уделить столько времени для занятий с ребенком.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector