Статьи

Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Содержание статьи

А взрослые сейчас вообще могут эффективно помогать своим детям? Ведь у них была совсем другая программа?

Мама: Пока я справляюсь с его программой, но подозреваю, что классе в седьмом мне будет тяжеловато. Правда, сейчас бывают задачки с такими текстами — я читаю и ничего не понимаю! «Найдите 5/8 числа, 5/12 которого равны 160». Я думаю: что на что мне делить, что на что мне умножать? Пока я думала, он уже сообразил. Все решается в два действия, но пока мой взрослый мозг до этого дойдет… Но Никита видит: я участвую, я с ним. А уж если мама ошиблась, это вообще восторг! Он великий математик — решил задачку быстрее матери.

Психолог: Если родитель хочет помочь ребенку получить хорошую оценку, он будет решать задачу не так, как учили его, а так, как требуют в школе. В любом случае нынешние 40–50 летние — то есть родители школьников — получили достаточно хорошее образование, чтобы прочитать современный учебник и понять, что хотят от ребенка.

Педагог: Смотря что считать эффективностью. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание. Зато пригодится ребенку завтра.

Как именно родители помогают детям? Прямо задачки с ними решают?

Мама: Сначала были прописи: он писал, а я контролировала, смотрела на эти палочки, крючочки, буковки. Сейчас задачки пошли, решаем вместе, разбираем условия. С чем-то надо было просто сидеть рядом, что-то надо было объяснять. Сейчас, если прошла новая тема и сын ее не понял — значит, я буду сидеть объяснять, пока он не поймет. Почему это должна делать я, а не учитель? Потому что учитель уже объяснил. Ну, не дошло до сына с первого раза — значит, объясню я.

Психолог: Что я вижу — родители вникают в задачки, решают их с детьми. Здесь есть закономерность: чем выше уровень образования родителей, тем им интереснее копаться в учебниках. Они ругаются на эти учебники, говорят, что они бестолково написаны, и пытаются переводить их на понятный детям язык.  

Педагог: Иногда надо объяснить ребенку своими словами условия задачи. Иногда он недопонял материал, и надо объяснить. Это нормально. Но если родитель, например, сам делает поделку для урока технологии — это точно неоправданная история. Я за то, чтобы ребенок делал сам то, что может. Даже если это будет не такая красивая поделка или рисунок. 

Как успокоиться родителям?

Основная проблема детской эмоциональности в том, что она часто провоцирует истерику у взрослых.  

Если вы будете понимать причины крика ребенка, полдела сделано. Он не ведет себя так специально, вам назло, ему и самому плохо, тяжело и непонятно. Вы для него — опора, нечто незыблемое в том пространстве, которое для него рушится. Это ВЫ должны взять на себя ответственность и повести себя правильно, не скатываясь в крики и ярость.

Что поможет собраться с духом и сохранить самообладание? Дыхание! Есть одна простая техника, которая помогает практически в любой кризисной ситуации – глубокий медленный вдох и выдох. Вы будто обманываете свою нервную систему: «Все хорошо, я спокоен, не нужно давать команду на увеличение гормонов стресса». Трюк отличный и работает безотказно. Из этого состояния вы уже можете действовать разумно.

Еще один важный момент касается тона общения с ребенком. Вы наверняка замечали, что у одних родителей получается быстро успокоить малыша, а у других нет. Да, эмоциональные особенности ребенка тоже имеют значение. Но в большей степени это связано с тем, насколько хорошо простроена связь с детьми.

Если хотите, чтобы ребенок выполнял ваши просьбы, научился вас слышать, подкрепляйте его поведение, которое вам нравится, положительными эмоциями. Хвалите, когда он делает то, что нужно. Малыши могут танцевать, читать стихи, дети постарше –   нарисовать рисунок сложный по композиции и т. д.  Так вы выстроите прочный контакт с ребенком, что в дальнейшем поможет вам быстрее находить с ним общий язык даже во время истерики.

pixabay.com

«Если ребенок не помогает по дому, он никогда не повзрослеет»

Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и  обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую. Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их  готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на  костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с  родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Читать так же:  Дизайн интерьера детской комнаты для двоих детей: фото и варианты планировки

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
Почистить яйца
Размешать салат или некрутое тесто
Подавать ложки, чашки, тарелки
Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
Накрывать на стол
Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
Украшать пирожные и торты
Вырезать печенье формочками, лепить пироги
Стирать со стола крошки
Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 106 591 раз(a).

Правила ухода за маленьким человеком

Необходимость выполнения определенных действий зависит от развития способностей малыша. В первые месяцы жизни кроха должен уметь поворачивать головку, реагировать на голоса родителей и выражать свое недовольство плачем. К ранним рефлексам также относят безошибочное определение местоположения груди матери, сосательный и хватательный рефлексы.

Младенцы выглядят хрупкими и нежными. Опытные родители давно поняли, что природа не оставила малышей без своего внимания, и, на самом деле, они не такие уж и беззащитные. Но вот молодые мамы и папы нередко боятся даже прикоснуться к своему первенцу. Не нужно сильно волноваться — уверенность приобретается с опытом.

Как не навредить грудничку:

  • тщательно мойте руки перед прикосновением к своему ребенку (у малышей пока нет правильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекциям и вирусам);
  • постарайтесь сильно не встряхивать малыша (резкие движения могут спровоцировать довольно опасные последствия для здоровья крохи).

Если нужно разбудить грудничка, то просто погладьте его по щеке или ножке. Тактильные ощущения не вызовут у маленького человека страха или раздражения. Желания грудничков ограничиваются простыми и понятными вещами. Им необходимы сон, еда, комфорт, развлечения и прежде всего любовь самых близких людей.

Питание крохи

На первом году жизни основное питание для малыша – это грудное молоко. Лишь изредка, при его недостаточном количестве, после консультации с педиатром, вводится молочная смесь.

Многие молодые мамы не знают, сколько раз в день должен есть кроха. На самом деле все просто — ребенок сам потребует пищи. Главными признаками голода становятся плач, сжимания и разжимания кулачков, имитация сосания губами.

Современный подход – это кормление ребенка грудью по его требованию. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, объем и кратность кормления рассчитывает ваш педиатр.

И не забывайте: если на улице или в комнате, где находится малыш, жарко, ему нужно обязательно предлагать воду. Ребенок на первом году своей жизни должен потреблять в среднем 50-70 мл воды.

Правила здорового сна

Что нужно сделать для правильного, качественного сна младенца:

  • правильно укладывайте ребенка на бочок или спинку;
  • уберите из кроватки все пушистые, ворсистые и мягкие вещи;
  • периодически меняйте положение тела ребенка.

Купание младенца

Водные процедуры особенно пугают молодых неопытных родителей. Первые ванночки разрешены через сутки после полного заживления пупочной ранки. До полугода малышей купают ежедневно, в дальнейшем допустимо купать ребенка через день.

Температура воды должна быть 36-37°С (это можно проверить специальным термометром). Необходимо проследить, чтобы вода не попала в ушки ребенка, для этого их закрывают пеленкой.

Купание не должно приносить ребенку негативных эмоций. И, конечно же, всегда привлекайте к процедуре купания любимого папу.

Советы

Совместный труд очень важен для детей

Совмещайте развитие ребенка с выполнением домашней работы. Например, занимаясь вытиранием пыли или пылесося квартиру, Вы можете рассказывать сказку о Золушке. Убирая игрушки на место, можно называть их цвета.
Учитывайте желания и возраст малыша

Важно помнить, что под силу карапузу определенных лет, чтоб не поручать ему то, что он не сможет выполнить. Идеально, если у Вас будет перечень обязанностей ребенка, согласованный с ним

Тогда малыш будет с радостью помогать. А в ситуации, когда родители поручают ребенку то, что ему не нравится делать, столкнуться с его отрицательными эмоциями, протестом.
Трудитесь совместно. Некоторые мамы отказываются от помощи ребенка, отправляя его играть, самостоятельно занимаются уборкой. Потом удивляются, почему их сын или дочь отказываются помогать по дому. Идеально, если Вы сумеете, например, вместе готовить, ходить за покупками, по очереди пылесосить.
Превратите процесс наведения порядка в веселое занятие. Особенно это касается самых маленьких детей. Так, например, мыть посуду можно с использованием волшебных пузырей, раскладывать игрушки по местам — поиск сокровища.
Не забывайте хвалить ребенка за оказанную им помощь, даже если малыш сделал минимум от заданного задания. Вытер пыль, похвалите, скажите, что у него получилось это сделать даже лучше, чем у Вас. Но и не стоит слишком захваливать или хвалить незаслуженно.
Крайне важно, чтоб родители сами демонстрировали ребенку на своем примере, что необходимо заниматься наведением порядка, делать генеральные уборки, быть примером для подражания. Если мама сама что-то не выполняет, нельзя требовать этого от малыша. Если родители сами убирают через не могу, заставляют себя, не стоит ждать, что ребенок захочет что-то делать по дому. Перед ним отрицательный пример.
Если у Вашего ребенка катастрофически не хватает времени на какие-то домашние заботы, то Вы можете поручить ему такие обязанности, с которыми он сможет справляться, например, в выходной день, буквально за один час. Летом можно будет составить график, в котором у малыша будет больше домашних обязанностей.
Если Ваш ребенок уже подросткового возраста, то рекомендуется с ним поговорить, обсудить ситуацию. Не стоит при этом на него давить. Вы должны выслушать его позицию, не быть навязчивыми в своих просьбах. Идеально, если Вам удастся договориться, вы найдете компромиссное решение, определите для подростка такие задания, которые он будет выполнять с удовольствием.

Как приучить ребенка 5 лет к порядку не ломая характер

Очень важно приучая к порядку не ломать ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел чтобы в его царстве-государстве было чистенько и все по полочкам разложено. Это непросто

Опишу личный опыт. Всё детки естественно разные.

Начинать никогда не поздно. У каждого родителя есть границы, о которых наши карапузы четко знают. Моя принцесса знает, что я люблю чистоту и порядок. Если ваши слова расходятся с делами это насилие и резонный вопрос: » Почему ты не складываешь». Начните с себя. Начните наведения порядка с малых территорий. Пусть вначале это будет хоть письменный стол

Важно начать и не отступать

В некоторых семьях малыши четко понимают, что мама любит когда все сложено. Если в вашей семье не так, не отчаивайтесь. Если понимаете, что не можете быть личным примером откровенно поговорите с вашим карапузом о том, что вам очень хочется, чтоб порядок был и вы ВМЕСТЕ ежедневно будете его поддерживать. С вас (что там с вас?) С малыша ежедневно убирать и раскрадывать свои вещи и игрушки.

Даже если у вас дома практически всегда прибрано и не валяются вещи внимание крохи на этом нужно акцентировать (для него это естественная среда обитания). Постепенно подводите к мысли, что ты уже большой/ большая, и вот с понедельника (выбираем четкую дату) и тут важный психологический момент…чем будете мотивировать? Продумайте заранее:

Читать так же:  Пошаговый мастер-класс по созданию букета из памперсов и одежды для новорожденного: творим своими руками

  • Я доверю тебе самой убираться в комнате ( если есть стремление подражать)
  • Ты же моя помощница и можешь сама уже
  • Я буду очень тобой гордиться, если ты сама
  • Мы же с тобой хотим ( все что угодно, чтоб подружка увидела как все сложено, чтоб бабушка похвалила)
  • Скоро совсем в школу и это часть взрослой жизни (если есть стремление быть взрослой)

Домашние обязанности детей. Приучаем ребенка к домашним заботам

Давайте сразу договоримся – вы не будете ругать своего ребенка. если выполняя домашние обязанности. он что-нибудь сделает не так. Например, если ваша дочь захотела приготовить обед и приготовила так, что обед оказался не только в кастрюле, но и на полу, и на стенах, -это не повод для того, чтобы устраивать скандал. Вспомните себя – как это получилось у вас впервые? Вот то-то же. Лучше спокойно объясните, что она сделала не так, и как нужно было сделать. А то криками просто убьете у ребенка весь энтузиазм, и в дальнейшем он будет отлынивать от работы по дому, даже если вы будете его заставлять. Не говоря уже о том, что сам не захочет ничего делать. Начав с малых лет так, скажем «познавать азы», годам к 14-15 ребенок уже сможет и посуду помыть, и обед приготовить, и все остальные дела по дому сделать. Правильное общение с ребенком в дальнейшем принесет только пользу.

Вывод нашего воспитания такой: не пропустите момент, когда ребенок сам проявляет желание помогать вам. В годик полазит по полу с тряпкой, а в два уже сможет сам вытереть пыль, неуклюже подмести метелкой пол. И так далее. Если же не разрешить ему делать уборку, сказать, мол, ты не умеешь еще, то потом он всегда будет думать, что уборка – это сложный процесс, который ему не под силу.

Кроме этого, к процессу нужно подходить как бы со стороны поощрения. Ребенок сложил игрушки, хотя до этого их складывали вы. Скажите ему, что он молодец, что он уже большой, хорошо справился с задачей, и теперь пусть делает это всегда сам. Слово «большой» (а еще лучше – взрослый) магически влияет на детей. Определите какую-нибудь обязанность, которая будет закреплена за ребенком – цветок поливать или столик протирать. Это еще больше подогреет его энтузиазм, но главное – научит ценить чистоту.

Поздно.

Многие мамы сетуют на своих детей, когда тем уже пошел второй десяток. «Не умеет даже яичницу себе пожарить. Что же будет дальше? Кто за такого выйдет, или кто такую в жены возьмет? Ээх, избаловала я ребеночка своего. Но ведь я хотела, как лучше. Чтобы не нагружать его с самого детства. И что теперь делать?» Вот примерно в таком духе. Как поступить в таком случае?

Во-первых, не нужно укорять ребенка. Это действительно вина родителей, что он ничего не умеет. Надо было начинать учить с самых малых лет. Теперь же никаких: «Как тебе не стыдно, ничего не умеешь!» Это только увеличит его нелюбовь к домашним заботам. В этом возрасте один из лучших способов – подавать пример. Поели – обязательно помойте посуду. Ребенок, глядя на вас, тоже приучится это делать. А если вы сами не будете делать то, чего требуете от него, можете и не ждать положительного результата.

Не следует разделять работу на мужскую и женскую. Ребенок должен проявлять участие во всем. Знания никогда не бывают лишними. И обязательно пригодятся в жизни. Даже если нет, то ребенок, участвуя в домашних делах, как минимум будет чувствовать, что он важен и небезразличен своим родителям.

Найдите подход

Двухлетний ребенок вряд ли поймет слова «надо» и «должен». Он еще не знает, что это такое. Зато он знает сказки. Почему бы не придумать еще одну – о том, что зайчик может ускакать к другому малышу, если ты не будешь убирать его и укладывать спать в домике. Уж это точно произведет не ребенка впечатление. А еще он будет рад, если вы похвалите его за то, как он хорошо убирает игрушки, за то, что раскладывает их по своим местам. Если нужно, помогите ему, объясните, как правильно это делать. Куда класть солдатиков, куда машинки. Этому маленькому человеку нужна поддержка, и кто, как не родители лучше всего могут ее дать.

Тем более что теплые слова станут для него определенным стимулом. Он будет знать, что, убирая игрушки, он делает хорошо, что маме это нравится. Можно за хорошо проделанную работу угощать его конфеткой или любимым печеньем, но не нужно говорить: «Уберешь игрушки, получишь конфету». Пусть это вознаграждение будет для него приятной неожиданностью. И не берите на себя его заботы, вы можете лишь помогать ему. Только так можно приучить ребенка к домашним обязанностям и выработать привычку убирать за собой и помогать по дому. Навыки, приобретенные в детстве, дадут ему понять, что все нужно делать самому, а главное, что все МОЖНО делать самому, что все получится, главное – захотеть!

Анастасия Меньшикова, Ведущий редактор журнала Современная семья

Комментариев пока нет!

Практические рекомендации для родителей

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию

Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи

Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки

Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.

Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена

Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент. Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д.

Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас — его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.

Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.

Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.

Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка — это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя — проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив — любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам — отсутствие осуждений и нареканий — ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта — в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Читать так же:  Когда новорожденный ребенок начинает спать всю ночь: 7 советов, как научить грудничка не просыпаться по ночам

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими

Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право

Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Как обязанность становится травмой

Вообще появление младшего ребенка в семье – достаточно травматичный момент для старшего ребенка. Даже если он сам «просил» братика или сестричку, младенец (плачущий, срыгивающий и с дурно пахнущими подгузниками) никак не вписывается в его представления об идеальном живом пупсе, с которым можно весело играть, как с большой куклой.

Но и это еще не все! Мама и папа теперь принадлежат ему в гораздо меньшей степени, быт обустроен хуже (маме уже некогда печь пирожки с пятью видами начинок, по крайней мере, в первое время после родов), центр внимания родственников и друзей родителей теперь тоже смещен на новорожденного. И это все довольно обидно!

Детская ревность быстро проходит, если мама и папа сумеют быстро и разумно перераспределить родительские обязанности, если же вместо этого они «скидывают» уход за новорожденным на старшего ребенка, полагая, что будет заботиться и полюбит, то… То можно сказать только одно – они очень сильно ошибаются и скорее добьются противоположного эффекта.

Ребенок почувствует себя компетентным

Дети всегда хотят чувствовать себя в чем-то компетентными, и родители предоставляли им такую возможность, пока не вздумали освободить потомство от бремени домашних дел. Теперь мы не учим детей ответственности, а делаем всё за них. Хуже того: мы уверены в их некомпетентности, и, даже если ребенок попытается что-то сделать по дому, родители тут же вмешаются и поспешат «все исправить».

Мы вмешиваемся, когда дети застилают постель, — разглаживаем упущенные складки. Мы вмешиваемся, когда они собирают белье в стирку, — перекладываем полотенца «как правильно». Однажды я буквально вырвала из рук сына губку, потому что он не столько вытирал пролитое молоко, сколько размазывал. Я выгнала его из столовой и велела «идти к своим игрушкам», потому что он справлялся со своей задачей не так быстро и не так аккуратно, как мне бы хотелось.

Я вполне понимаю родительское желание, чтобы все было сделано лучше, быстрее, правильнее. Но что получается в итоге? Мы вмешиваемся в детские обязанности, мы всё исправляем и в результате ради скорости и правильности жертвуем чем-то гораздо более существенным.

Что важнее — безупречно чистые тарелки или чтобы у ребенка развивалось чувство гордости и самодостаточности от того, что и он сумел сделать что-то полезное, выполнить свою долю семейных обязанностей? Чтобы на простыни не было ни морщинки или чтобы домашние дела вошли у ребенка в ежедневную привычку? Наше вмешательство калечит детей: они уже и не знают, что им делать и в каком направлении двигаться, пока не получат указания от взрослых.

Важно, чтобы восьмиклассница сама научилась собирать себе ланч не потому, что ребенка избаловали и пора ей уже взяться за ум, а потому, что неудачи, которые она неизбежно потерпит, пока научится правильно складывать ланчбокс, имеют большое значение. Надо время от времени делать промахи и разочаровываться в собственных решениях

Она должна самостоятельно выяснить все мелкие детали и тысячи способов предотвращать различные маленькие катастрофы, которые сопутствуют нашим обыденным делам и обязанностям.

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Низкая самооценка родителей, они чувствуют (например, из-за скромных заработков) себя виноватыми перед ребенком и не осмеливаются ему давать поручения.

6. Нет одобряющей реакции за хорошо сделанную сыном или дочерью работу. Мол, сделал(-а) — так и должно быть, с какой стати в похвалах рассыпаться?

7. Отсутствие постоянных обязанностей. У родителей в зависимости от их настроения меняются требования: то смотрят сквозь пальцы на неубранную постель отпрыска, а то вдруг заставляют всю квартиру убирать. Либо мама неожиданно с приказом что-то сделать, причем немедленно, вклинивается в планы сына или дочери.

8. Что-то делать родители принуждают грубо или занудливо, что создает у подростка протестный барьер. В нашем обществе еще часто путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство», считают, что с 7 лет ребенок должен учиться — и с него хватит, труд — удел взрослых, когда прижмет. У многих мам происходит роковая подмена цели. Они хотят, чтобы их ребенку было хорошо, а не чтобы он был хорошим. Стараются доставлять радости, удовольствия, а не учить преодолевать трудности, брать барьеры и как самый трудный барьер — преодоление себя, своего «хочу». Но армейский принцип «тяжело в учении — легко в бою» актуален и в воспитании. Беззаботная жизнь в детстве непременно переносит акцент жизненных устремлений с деятельности на отдых. Целью жизни становятся удовольствия, развлечения.

Совершают большую ошибку родители, которые ограничивают самостоятельность младенца, стараясь избежать его царапин, разбитой чашки, испачканной скатерти. Как дорого потом обходится эта сохраненная чашка, когда подросшая дочь отказывается сходить в аптеку за лекарствами для заболевшей матери! Все маленькие победы (сумел сам застегнуть пуговицы, сам почистил ботинки, помыл тарелку и т.д.) необходимы, как воздух, ради доказательства себе и окружающим, что он на что-то способен. Если не дать ребенку самоутверждаться в позитивном, он будет это делать в негативном (так тоже рождаются вандалы).

И еще важно использовать желание ребенка помочь, например, папе делать полку не в роли мальчика на побегушках («подай молоток», «принеси стакан воды», «закрой дверь» и т.д.), а в основных операциях, пусть даже эта помощь для папы будет символической. Вообще дошколята бросают свои кубики, куклы и совки и возникают тут как тут, едва мы беремся что-нибудь делать: вешать ли ковер, ремонтировать автомобиль или сажать яблони

И сразу горят желанием помогать. Но мы часто их отпихиваем «иди, гуляй!». Когда через 10–12 лет получаем то, за что боролись, возмущаемся или обижаемся.

Родителей с детьми часто ничего не связывает, дети не продолжают дело родителей, поскольку в большинстве случаев нет этого самого дела. Между тем дети любят коллективный труд. Совместная деятельность уходит корнями в глубины веков, сельский труд всегда был семейным. Нынешняя предпринимательская деятельность, всеобщая компьютеризация общества позволяют опять объединить труд мужа и жены, родителей и детей, что может стать цементирующим фактором семейных уз. Хорошо, если в каких-то делах отпрыск будет ответственным лицом, даже руководителем.

Дети легче втягиваются в домашний труд, когда, во-первых, все в семье чем-то заняты, а во-вторых, обязанности по дому распределяются справедливо. Во многих же семьях наблюдается дискриминация, когда родители забирают себе приятные обязанности (например, распределение семейного бюджета), а детям сбагривают самые скучные и грязные дела. Понятно, большого желания каждый день мыть тарелки и выносить мусор у подростков не появляется.

Справедливее поступить следующим образом: составить список больших и маленьких, эпизодических и каждодневных, приятных и самых противных домашних дел. Допустим, их наберется семьдесят. Затем на семейном совете распределить их между всеми членами семьи в зависимости от занятости, от возможностей и желания каждого члена семьи, причем неприятные и однообразные дела — поровну.

Закреплению привычки способствуют постоянные обязанности. Если родители хотят, чтобы дети обязанности выполняли четко, они сами должны свои выполнять без задержек.

Алексей БУЛГАКОВ (Из книги «Трудные подростки») Нравится

Название раздела:  Хитрости воспитанияИсточник информации:  «Дочки-Матери»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button