Развитие

Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки

Содержание статьи

Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста

Рекомендации родителям по домашним занятиям целесообразно разделить по возрасту.

До года

Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.

Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори

Ещё один вид занятий — протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.

Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев

Watch this video on YouTube

С годовалого возраста и до 3 лет

Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:

  1. Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.

  2. Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
  3. Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
  4. Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
  5. Застёжки, шнуровки.
  6. Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).

  7. Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
  8. Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
  9. Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).

Видео: игры с водой по Монтессори

Watch this video on YouTube

Для возраста 2–5 лет

Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.

В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв

Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).

В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).

Топ 8 методик раннего развития детей

1. Методика Марии Монтессори

Возраст детей: Основные принципы: «Помоги мне это сделать самому!».

  • Плюсы методики:
  • – Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
  • – На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
  • – Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.
  • Недостатки методики:

2. Методика семьи Никитиных

Возраст детей: Основные принципы:

Плюсы методики:
– Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;
– Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
Недостатки методики:
– Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;
– Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;
– Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Методика Николая Зайцева

Возраст детей: Основные принципы:

  • Плюсы методики:
  • – Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;– У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию;
  • – На занятиях у детей развивается творческое мышление.
  1. Недостатки методики:
  2. – В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;
  3. – Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

4. Методика Глена Домана

Возраст детей: Основные принципы: Время развития мозга у ребенка:

  • Плюсы методики:
  • – Обучение можно начинать с самого рождения;
  • – Заниматься достаточно просто;
  • – Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;
  • – Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;
  1. Недостатки методики:
  2. – В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;
  3. – При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;
  4. –  Творчество в процессе обучения проявить невозможно;
  5. – Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;
  6. – Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.

5. Методика «Вальдорфская педагогика»

Возраст детей: Основные принципы:

  • Плюсы методики:
  • – Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;
  • – С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;
  • – В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;

– Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом

Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;
– Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;
– Культивируются семейные ценности

И не только среди учеников, но и среди родителей;
– Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;

Обзор международных развивающих методик: как выбрать то, что нужно?

Сегодня существует огромное количество разнообразных методик, направленных на раннее развитие детей. Программы можно условно разделить на развивающие и обучающие. Хотите узнать,  в чём разница? Развивающие методики помогают малышам изучать окружающий их мир в игровой форме. А обучающие – это уже учёба, пусть на детском уровне, но всё же…

Так как все родители стремятся к тому, чтобы их малыш учился в комфортной атмосфере, приоритет следует отдавать именно развивающим программам – дети их воспринимают положительно.

Методика Бейби Сенсори

Эта уникальная методика была разработана в Великобритании. Она популярна и присутствует в 28 странах мира, в том числе в России. В Москве сейчас работает 10 центров Бейби Сенсори.

В чём же уникальность Бейби Сенсори (Baby Sensory)? Она – в самом подходе к развитию. Развитие с рождения по программе Бейби Сенсори происходит по таким направлениям, как физическое, эмоциональное и речевое. И вот в какой форме: в развивающих групповых классах, где интересно всем, дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы – полезную информацию для развития ребёнка.

Вас удивит, но с Бейби Сенсори дети активно проявляют интерес к другим малышам, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни. А ещё эта методика позволяет раскрыть детский потенциал уже с нежного возраста – в первые 365 дней жизни.

Классы всегда делятся с учетом возраста. Поэтому заниматься по Бейби Сенсори можно с первых дней жизни малыша — все активности на уроках будут соответствовать возрасту. Занятия в Москве проходят в разных районах города, что позволит вам выбрать ближайший центр развития.

Методика Макото Шичида

Японский профессор Макото Шичида стал автором методики раннего детского развития, цель которой – стимулирование правополушарного развития ребёнка. Чтобы получить результат, необходимо плотно учиться по 30-45 минут. Те, кто уже пробовали ею заниматься, признавались, методика требует очень большого вовлечения мамы – то есть просто в игровой форме здесь заниматься с ребёнком не получится.

Методика Марии Монтессори

Эта методика очень популярна в нашей стране. По ней работают многие детские сады и развивающие центры. Цель методики — развитие чувств, речи и понимание у ребёнка порядка. У нее есть «сильные» стороны» — к примеру, когда малыши определяют предметы тактильно, без использования органов зрения. Однако есть и спорные  моменты — практически полное отрицание детского творчества и требование соблюдать ритуальность событий, повторяющихся каждый день.

Методика Никитиных

Авторами этой методики стали многодетные родители, которые так воспитывали своих детей. В её основе очень простые вещи — труд, близость к природе, естественность и практичное творчество. Дети самостоятельны, они несут ответственность за свои действия. А родители создают благоприятные условия для детского развития. Сильная сторона методики – в развивающих играх, построенных по системе от простого к сложному. Но не все могут её принять – так как методика Никитиных это не просто система развития, а образ жизни.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Читать подробно о методике Глене Домана

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

https://youtube.com/watch?v=C0EWO2JuP7E

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Сравниваем популярные методики раннего развития и определяемся

Рассмотрим самые популярные на сегодня методики, которые вызывают у мам наибольший интерес – это поможет тебе сделать правильный выбор.

Читай также: Методика Домана с пеленок: стоит ли растить юного вундеркинда с рождения?

Методика Марии Монтессори

Ее цель – развитие мелкой моторики и речи посредством таких занятий, как рисование, аппликация, игры с крупами и водой, лепка, конструирование, песни и танцевальные упражнения. Смысл методики Монтессори – в создании безопасного пространства, где малыш сможет познавать мир самостоятельно, практически без вмешательства родителя. Он сам выбирает себе занятие, а мама или папа могут подсказать, только если кроха просит помощи.

Считается, что такие занятия развивают у ребенка наблюдательность, дисциплинированность, способность самостоятельно принимать решения, а также стимулируют деятельность мозговых клеток в левом полушарии, отвечающем за логические и аналитические способности.

Но, с другой стороны, в небрежении остается правое полушарие, отвечающее за творчество и фантазию. Также отсутствует активное физическое развитие и развитие навыков социализации: дети занимаются по отдельности.

Методика Николая Зайцева

Очень популярна для обучения письму, чтению и счету, начиная с 2 лет. Яркие кубики со слогами и математические таблицы направлены на то, чтобы превратить вашего малютку в вундеркинда. Действительно, многие дети куда быстрее осваивают слоговое чтение, чем попытки соединить буквы в слоги. Кроме того, они развивают творческое мышление и тренируют зрительную память. Однако в методике Зайцева уделяется минимум внимания мелкой моторике, необходимой для быстрого обучения письму.

Методика Глена Домана

Многим родителям она нравится из-за очевидной простоты: ты просто показываешь малышу картинки по той или иной тематике (животные, овощи, транспорт и т. п.) и называешь их. В этом случае ребенок способен усваивать огромные объемы зрительной информации и хорошо развить зрительную память. Но помни, что заниматься нужно регулярно и несколько раз в день, что потребует большого количества времени. При этом малыш сопоставляет все слова только с картинками и не учится разбивать их на буквы, а также не понимает, как использовать полученную информацию на практике.

Читай также: 5 методик раннего развития: все ли вам нужны?

Методика Никитиных

Ее суть – в творческом подходе к воспитанию ребенка, когда родители предлагают различные варианты решения проблемы, но не решают ее за него. Кроха занимается столько, сколько хочет сам, сочетая физические нагрузки с интеллектуальными занятиями. Если он с чем-то не справляется, задание нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

К плюсам методики можно отнести заботу о физическом развитии и умственных и творческих способностях ребенка, привитие навыков тайм-менеджмента с ранних лет и возможность домашнего обучения. Но при этом развитие речи всегда остается на заднем плане, а занятия спортом по Никитиным достаточно жесткие: купание в проруби, хождение босиком по снегу, сложные упражнения вполне допустимы.

Раннее развитие может дать замечательный старт твоему малышу, но обязательно присмотрись к его наклонностям и интеллектуальным особенностям, чтобы выбрать подходящую методику.

Ускоренное развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Практические советы и эффективные методы по развитию детей дошкольного возраста

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

 Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей

Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения. 
 

Преимущества раннего развития детей:

  1. Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников. 
  2. Наличие множества разных методик. 
  3. Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается. 
  4. Обучение дает быстрые результаты. 
  5. Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития. 

Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.

Изъяны раннего развития ребенка:

Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.

Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.

Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.

Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать

Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации. 

Развитие речи

Занятия и разговоры с малышом с первых месяцев жизни помогают накоплению пассивного словарного запаса, а в будущем становлению хорошей речи.

1.Увеличение запаса слов:

показывайте малышу окружающие его предметы, дома, на прогулке, в магазине, объясняйте, что это;
показывайте ребенку разных животных с помощью карточек или игрушек, имитируйте их голоса;
вместе рассматривайте книжки с яркими картинками, объясняйте, что там изображено;
наблюдайте за природой и побольше рассказывайте малышу об окружающем мире;
познакомьте ребенка со словом «нельзя»;
изучайте новые слова с помощью карточек;
на улице обращайте внимание на звуки и называйте их источники.

2.Общение:

  • рассказывайте ребенку истории по картинкам;
  • чаще разговаривайте с малышом, объясняйте свои действия;
  • обращайтесь к ребенку по имени, чтобы он быстрее к нему привык;
  • применяйте игры-потешки (например: Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Полетели и т.д.);
  • научите малыша махать «пока», хлопать в ладоши, стучать кулачком и т.д.;
  • разговаривайте с ребенком по игрушечному телефону.

3.Развитие артикуляции:

  • занимайтесь артикуляционной гимнастикой (можно начинать уже с 8 месяцев);
  • учите ребенка дуть на легкие предметы (перышки, кусочки ваты, листочки), затем можно пробовать дуть через трубочку.

4.Социализация:

  • играйте с ребенком в сюжетные игры с игрушками (учите ребенка кормить, укладывать спать, купать, ходить в гости, жалеть, делиться и т.д.)
  • разыгрывайте театральные инсценировки с помощью напальчиковых игрушек;
  • помогайте малышу общаться с другими детьми.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Развитие ребенка

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама

Методика Марии Монтессори

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

В качестве вывода

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу
Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие

Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Читать так же:  Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button