Развитие ребенка в 10 месяцев

Что вводить в меню

В 10 месяцев малыш уже должен начинать есть самостоятельно и со взрослыми за столом. Для этого стульчик для кормления подставляют к общему столу.

  • Меню ребенка в 7 месяцев на каждый день — чем кормить и как правильно составить меню на каждый день недели (120 фото)

  • Время первого прикорма детей: признаки готовности, схемы введения и грамотный график прикорма для малышей до года (120 фото)

  • Правила рационального питания детей: основные принципы питания и советы по выбору блюд и рецептов (135 фото)

Запаситесь пластиковыми ложечками для малышей и лучше всего брать чашечку, прикрепляющуюся к столику. Ребенку дается ложечка в правую руку и первое время лучше ему помогать.

Что касается продуктов, то специалисты советуют вводить следующее:

Каши. Тут все понятно, каши остаются еще с первого прикорма рисовая, гречневая, кукурузная. Из новых модно добавить пшеничную, овсяную и ячневую, так же понемногу и аккуратно добавляют перловку и манку.

Овощи. Многие из овощей уже ранее были постоянными спутниками малыша. К 10 месяцам в список входят уже: тыква, капуста различная, лук, картофель, кабачки, морковь, свекла, горошек, стручковая фасоль, шпинат.

Ягоды и фрукты наравне с овощами обеспечат малыша витаминами, поэтому давать их необходимо, но перед этим проверяйте на аллергию.

Кроме этого всего остаются спутниками малыша молочные продукты, немного пшеничных, масла сливочное и растительное, компот, кисель, чаек по возрасту.

  • Лучшие супы для детей — 125 фото, обзор рецептов и технология приготовления. Пошаговый мастер-класс как сварить вкусный суп

  • Лучшее детское питание — рейтинг ведущих производителей смесей и пюре для детей разных возрастов (145 фото)

  • Искусственное вскармливание новорожденного ребенка: плюсы, минусы и особенности вскармливания на искусственных смесях (110 фото)

Важно правильно распределить и приготовить продукты. Специалисты обычно предоставляют родителям таблицу питания ребенка в 10 месяцев

Что умеет ребенок в 11 месяцев

11 месяцев ребенку – важная дата в его жизни. В этот период младенец уже похож на маленького взрослого: он ест практически всю взрослую пищу (только, если у малыша нет зубов, еда тщательно протирается), может подолгу сосредоточенно заниматься с игрушками, умеет общаться с родителями, родственниками, братьями и сестрами. Идет интенсивное развитие двигательных навыков и координации движений, формируется правильная осанка.

Почти все дети в этом возрасте любят подолгу стоять в манеже или в кроватке

Развитие мальчиков и девочек на двенадцатом месяце жизни практически не отличается. Мальчики могут иметь больший вес и опережать девочек в параметрах роста, так бывает часто, но далеко не всегда. Основные умения и навыки у детей обоих полов в этом возрасте примерно одинаковы. Считается, что у мальчиков может немного запаздывать развитие речи, зато быстрее формируются двигательные навыки, у малышек – наоборот. Однако из этого правила немало исключений. Современные медики считают, что развитие речи и двигательных навыков зависит не от пола малыша, а от генетики (наследственной предрасположенности) и от того, насколько часто занимаются с ребенком его родители.

Список необходимых умений и навыков детей за 1 мес. до года

Двигательные навыкиСамостоятельно сидит, ползает на четвереньках, встает у опоры, ходит за руку или пытается сделать первые самостоятельные шаги
Навыки самообслуживанияПытается самостоятельно есть ложкой, сам пьет из чашки или из бутылки с соской, сам ест кусок хлеба, яблоко, баранку или сухарь
Развитие речиПроизносит простейшие звукоподражательные слова, повторяет отдельные слоги, подражая речи взрослого. Некоторые дети говорят «мама», «папа», «баба», называют имена родственников, братьев и сестер
Интеллектуальное развитиеУмеет играть с сортерами и пирамидками, строить башню из крупных кубиков, катать коляску с куклой или игрушечную машину

Если дома отсутствуют условия, подходящие для малыша, ребенок страдает от недоедания или часто болеет, сроки овладения данными навыками могут сдвигаться в более позднюю сторону. То же самое касается малышей, которые родились значительно раньше срока.

Малышу 10 месяцев. Развитие и воспитание десятимесячного ребенка

Ребенок уже так увлекается своей игрой, что порой даже не замечает окружающих и происходящего вокруг. Его действия становятся все сложнее и сложнее. Кроме того, ему нравятся совместные игры, основанные на передаче предметов друг другу.

Физическое развитие и двигательная активность ребенка десяти месяцев

Малыш настолько освоил ползанье, что с легкостью преодолевает небольшие препятствия, проворно передвигаясь по дому. И если раньше он боялся потерять маму из виду, то теперь он может заползти даже туда, откуда ее не видно. В путешествие по дому он берет любимую игрушку, которая обеспечивает ему чувство безопасности вдали от мамы.

Передвигаясь на четвереньках, карапуз может высоко поднять одну руку вверх, чтобы взять заинтересовавший его предмет, раскачиваться в разные стороны и не терять при этом равновесия. Сидит самостоятельно уже довольно долго, а потянувшись за игрушкой, не заваливается на бок и не падает. Все чаще в процессе игры он принимает вертикальное положение, стоя на коленях или на стопах и опираясь на предметы мебели. Держась за опору одной или двумя руками, он шагает вдоль нее приставным шагом.

Может производить с предметами разнообразные действия, как по собственной инициативе, так и по просьбе взрослого: открывает и закрывает крышки коробочек, вынимает предметы из емкости, кладет их обратно, складывает игрушки в одном месте, разбрасывает все в разные стороны, катает мячик и так далее. Если раньше малыш только опустошал содержимое ящичков, то теперь ему интересно складывать предметы назад в коробку, хотя и в совершенно другом порядке. Также карапузу нравится наблюдать за падением предметов. И он может целенаправленно отпускать из рук игрушки, внимательно следя за их падением.

На этом этапе начинает проявляться право- или леворукость ребенка.

Полезные советы мамам десятимесячного малыша

1. Можно уже купать малыша, просто усадив его в детскую ванночку.

2. Для занятий ребенка приобретите специальный детский стульчик и столик, соответствующий росту.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка в 10 месяцев

Важное достижение этого возраста — формирование у ребенка понятия о постоянстве величин и пространственного расположения предметов. Он уже понимает, что вещи всегда одного и того же размера и не становятся меньше, если смотреть на них издалека, хотя так они кажутся маленькими

Также карапуз знает, как должны выглядеть предметы. Поэтому он может узнавать их, видя только часть. Кроме того, он знает, как вещи должны правильно располагаться в пространстве — ставит машинку на колеса, чашку на донышко, куклу на ноги. Начинает понимать, что предметы могут находиться за преградой, даже если он их видит через прозрачное стекло. И для того, чтобы их достать, необходимо преграду обойти.

Ребенок уже может ожидать определенные звуки от определенных людей или предметов. Если же он слышит дру­гие звуки, то искренне удивляется. Он понимает запретные слова и замирает, когда их слышит. Знакомых людей он может узнавать по голосу.

В этом возрасте появляется ревностное отношение к своему ближайшему окружению

Если кто-то из членов его семьи начинает обращать внимание на другого ребенка, то карапуз может учинить настоящий скандал. Хотя обычно он довольно дружелюбен и общителен

Полезные советы мамам 10 месячного ребенка

1. Старайтесь разнообразить обстановку, в которой находится и играет малыш. Берите его с собой в гости, на прогулку, в магазин, в парк.

2. Все члены семьи должны выделять время для игр с малышом.

3. Если у него что-то не получается, не помогайте сразу. Давайте время для само­стоятельного решения задачи. И только когда терпение малыша на пределе, ненавязчиво спокойно объясняйте.

4. Позволяйте ему рвать бумагу. Предоставьте на «растерзание» старые журналы, тетради или обои, но не до­пускайте, чтобы он засовывал кусочки в рот.

5. Давайте малышу в качестве игрушек матрешки, вкладывающиеся одна в другую, пирамидки, кубики.

6. Играйте с малышом в игру «делай, как я» — ребенок повторяет за вами простейшие движения, сопровождаемые речевой инструкцией, а вы его хвалите при правильном их выполнении.

7. Позволяйте ребенку рисовать цветными мелками на доске, стене, асфальте.

ИТОГИ ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА

Малыш стал очень энергичным и расторопным. В процессе игры он довольно резво «гоняет» по комнате на четвереньках. Довольно успешно справляется с простейшими задачами, выполняет много команд, хорошо запоминает события. Шире стал и его речевой диапазон.

Умения и навыки 10-месячного малыша

Ребенок уже многое умеет:

  • садится из положения лежа
  • встает с коленей  у опоры, может сесть обратно
  • придерживаясь, ходит вдоль опоры приставным шагом
  • стоя, наклоняется, чтобы поднять игрушку
  • самостоятельно стоит несколько секунд
  • ходит, держась за руку взрослого
  • у него появляется чувство юмора, особенно когда взрослые проводят с ним различные забавляющие игры, читают веселые сказки и стихи;
  • ему начинают нравиться мелкие предметы, а крупные отходят на второй план, если игрушка надоела, он сознательно отбрасывает ее в сторону;
  • становится не так зависим от материнской груди, может кушать мелко порезанную еду;
  • все больше общается со своими сверстниками, активно вливаясь в их круг.

Старайтесь чаще играть и заниматься с ребенком, так он научится мыслить и поймет, что действие, которое применимо к одному предмету, можно переносить и на другие. Например, если построить малышу башню из кубиков, он будет думать, что больше ничего из них сделать не удастся. Покажите крохе, какие интересные вещи можно еще сделать из этого материала. Так, приобретая новые знания, ребенок ко всему прочему станет мыслить более творчески. 

Навыки мелкой моторики и зрительно-двигательной координации:

  • Целенаправленно бросает предметы и игрушки
  • Держит в руке игрушки и стучит ими
  • Берет мелкие предметы, используя пинцетный захват
  • Показывает разные предметы указательным пальцем
  • Берет и удерживает двумя руками крупные предметы (мяч, машинка)
  • Достает и кладет игрушки из коробки
  • Вместе со взрослым переворачивает страницы книги
  • Держит ручку в кулачке и пытается рисовать
  • Достает крупные формы – вкладыши из доски с отверстиями

В 10 месяцев малыш уже может иногда играть самостоятельно, однако, к примеру, если он находится на диване, ему часто требуется помощь, чтобы слезть оттуда. Настало время учить его спуску и подъему. Эти навыки пригодятся крохе в дальнейшем.

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Режим дня

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов

Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, , копчености, , жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Игры и занятия с ребенком

Данный возраст требует больше различных впечатлений.

И их можно получать не только от игрушек, но и от обстановки, от людей, от игр и занятий.

Но как справиться с мальчишками, непоседами и затейниками? В этом случае нужно запастись терпением.

Как можно занять ребенка? Есть несколько способов, которые помогут ему развиваться:

  1. Сценки из жизни. Если ребенок взял в руки игрушку или предмет, мама должна озвучить свои и его действия. Уходя из комнаты, следует помахать малышу рукой, сказать «Пока, пока!».
  2. Изучение процесса приготовления пищи. Малышу на кухне будет очень интересно. Изучая продукты, наблюдая за тем, как мама моет, режет, чистит овощи, он будет расширять свой кругозор.

Мелкая моторика очень важна для развития речи, поэтому подойдут и такие варианты:

  • Переливать жидкость или играть с сыпучими материалами. Во время купания следует дать ребенку разные емкости с широким горлом, показать, как играть с водой. Так же можно сделать и с крупой: игра с сыпучими предметами укрепляет мышцы и синхронизирует движения.
  • Играть в рыболова. В ванночку следует положить мелкие нетонущие предметы, дать маленький ковшик и предложить поймать. Так развивается мелкая моторика и глазомер.
  • Игра с пластилином. Его можно разрезать на несколько частей, показать, как он лепится на бумагу или картон. Это будет укреплять и развивать пальчики.
  • Надеть браслет на руку. Мама может показать ребенку, как носить браслет и как его надевать. Потребуется сделать несколько раз для отработки умения.
  • Игры с прищепками. Прикрепленные на штаны прищепки понравятся крохе. Следует учить его снимать их с одежды.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый

Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик — отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа «дрр» или «би-би», которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую — ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку — и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее «дрр» или «би-би») и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

В какие игры можно играть с ребенком?

Родители часто интересуются, как развивать ребенка при помощи игр? Есть масса способов для этого. Вот самые простые из них:

  1. «Хоровод». Взять ребенка за ручки и выполнять круговые движения, имитируя хоровод. Можно напевать смешные песенки или читать стихотворения. Эта игра развивает координацию тела и учит ребенка выполнять простейшие движения.
  2. «Бросание игрушек». Нужно поставить на пол пустую коробку и бросать в нее вместе с ребенком игрушки с определенного расстояния. Так развивается манипулирование предмета.
  3. «Проход через тоннель».Нужно сконструировать из пустых коробок туннель и позвать малыша с другой стороны. Проползая через него, он увидит как меняется расстояние и предметы.

Особенности развития психики

Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.

Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.

Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.

Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.

Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.

Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.

Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.

Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.

Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.

Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.

В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.

Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.

Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.

Если малыш сложил из кубиков картинку — он рад, когда не получилось реализовать задуманное — огорчён. Это свидетельство того, что ребёнок обретает самостоятельность.

Интересные темы

  • Всем кормящим мамам знакомо большое количество запретов. Нельзя есть некоторую пищу, нельзя принимать большинство лекарств. Узнайте, а можно ли вам пить кофе при грудном вскармливании?
  • Также женщинам, которые кормят грудью, нельзя употреблять алкоголь. А что же насчет безалкогольного пива при грудном вскармливании? Прочтите об этом.
  • Некоторые мамочки сталкивались с проблемой, когда молоко перегорает и воспаляется грудь. Это состояние сопровождается болью и температурой. Чтобы этого не случилось, нужно знать, —как правильно сцеживать грудное молоко руками—.
  • Бывает, что мамочка решила прекратить кормление грудью, а лактация продолжается. Узнайте, как прекратить лактацию.

Девочки, расскажите, как происходит развитие вашего мальчика или девочки в 10 месяцев, что уже умеет ваш ребенок и чему он в данный момент учится. Оставляйте свои комментарии и пишите нам, какие сюрпризы преподносит ваш малютка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector