Развитие ребенка в 1 год

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Развивающие игрушки для малышей от 1 до 2 лет

Для годовалого малыша нужно регулярно проводить развивающие занятия. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы с моторикой, психоэмоциональными навыками.

Родителям рекомендуется:

стимулировать ползанье, ходьбу ребенка. Для этого нужно предлагать ему катать коляску, мяч. Полезно купить игрушку-каталку, чтобы малыш смог с ней передвигаться

Нельзя упускать возможность ходить с ребенком по лестнице;
уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого надо предлагать пересыпать крупу руками или при помощи ложки из одной чашки в другую

Полезно рисование, лепка из пластилина, надевание браслетов и колец, складывание пирамидки. Можно давать малышу игрушки завернутые в фольгу или бумажную салфетку. Во время купания в общей ванне надо предлагать ребенку ловить плавающие в воде игрушки;
занимать малыша сюжетными играми. К примеру, можно вместе надевать на куклу шапку, платье, кормить мишку;
общаться с ребенком. Родителям следует комментировать собственные действия, называть игрушки, которые они дают малышу. Также полезно показывать карточки Домана, читать сказки, повествовать стишки. Стоит не упускать возможности общения малыша с другими детьми. Следует помогать ему заводить новые знакомства;
отправляясь с ребенком за покупками, нужно показывать и называть разные продукты, давать возможность самостоятельно класть их в корзину.

Для стимулирования физического развития педиатры также советуют проводить регулярно гимнастику и выполнять массаж. Нельзя игнорировать стремление ребенка к самостоятельности. Например, если малыш пытается сам взобраться на песочную горку, то не нужно ему в этом помогать.

Рекомендуется закалять малыш с раннего возраста

Доктор Комаровский рекомендует заниматься закаливанием, путем обливания холодной водой, принятия воздушных и солнечных ванн. Вечером следует проветривать помещение

Важно регулярно гулять с ребенком на улице. Свежий воздух снимает психоэмоциональное напряжение, делает сон более крепким и спокойным.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон роста – соматотропин. Это вещество отвечает за развитие всех органов и систем. Необходимо уметь правильно выбирать для малыша игрушки. Акцент следует делать на развитии мелкой моторики, зрительной памяти, речи.

Для годовалых детей подходят такие виды игрушек:

  • разноцветные кубики;
  • конусы;
  • арки;
  • пирамиды;
  • сортеры (представляют собой игрушки с отверстиями, в которые нужно помещать соответствующие геометрические фигуры);
  • сенсорные коробки;
  • мягкие игрушки;
  • куклы;
  • машина с кузовом;
  • ведро с лопаткой;
  • лейка;
  • игрушечный телефон;
  • пластмассовая посуда;
  • музыкальные игрушки;
  • тканевые или картонные книжки.

Мелкую моторику хорошо развивают такие занятия:

  • наматывание нитки на клубок;
  • приклеивание наклеек на бумажный лист;
  • закручивание, откручивание крышки;
  • игра с прищепками;
  • игра с песком.

Стимулировать речевое развитие можно при помощи таких игр:

  • выполнение артикуляционной гимнастики;
  • рассматривание картинок в детских книжках и озвучивание увиденного;
  • рассказывание малышу обо всем, что его интересует;
  • совместное пение детских песен.

Тренируемся дома — физические нагрузки для малышей до 3 лет

Конечно, прогулка — не единственное место для спортивных занятий. Хорошо бы, чтобы и дома малыш имел возможность поупражняться. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути.

Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины), причём их следует чередовать. Занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха.

Незаменимым помощником родителям здесь станет спортивно-игровой комплекс «Ранний старт». Этот уникальный автономный шестигранный спортивный снаряд создан специально для малышей первых лет жизни. Комплекс разработан с учетом всех физиологических особенностей маленького ребенка. Он безопасный, компактный, мобильный, многофункциональный. Благодаря своей конструкции, комплекс не требует крепления к стенам, полу или потолку, может быть установлен как в помещении, так и на улице. «Ранний старт» ставится на любую грань, кроме самой верхней, таким образом, используется в пяти различных положениях, что позволяет постоянно поддерживать интерес ребенка к спортивным занятиям и играм.

Спорткомплекс может дополняться большим набором игровых и спортивных аксессуаров, которые превратят занятия на нем в увлекательную игру. «Ранний старт» будет любимым спортивным снарядом для вашего ребенка на протяжении всего детства.

С одной стороны, «Ранний старт» небольшой, и его высота позволяет родителям всегда контролировать ситуацию и помогать малышу выполнять различные упражнения, покорять лесенки и пользоваться кольцами. С другой стороны, комплекс объемен, и подросшему ребенку по-прежнему интересно пользоваться им, открывая каждый раз новые возможности.

Для занятий с подросшим малышом дома мы рекомендуем вам упражнения, из которых вы самостоятельно можете составить небольшой комплекс.

Физическое развитие ребенка в год

В этом возрасте ребенок должен уметь свободно сидеть, хорошо ползать, пятиться задом, взбираться на мебель, хорошо сидеть на детском стуле и делать попытки слезть с высокого стула. Годовалый ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги при поддержке. Им овладевает желание уметь ходить, а если он уже умеет, то будет делать это как можно больше, так у него проявляется тяга к познанию мира.

Развивается и мелкая моторика: ребенок начинает хватать мелкие предметы кончиками пальцев. Схваченные предметы он может тянуть в рот, а когда они ему наскучат — бросать на пол и отправляться на поиски еще чего-нибудь интересненького. Малыш сам открывает дверцы и выдвигает ящики тумбочек и шкафов, до которых может дотянуться, вытаскивает оттуда предметы. По этим причинам годовалого ребенка нельзя оставлять без присмотра: он легко может ушибиться, пораниться, проглотить какой-нибудь мелкий предмет и т. п.

Также в возрасте одного года у ребенка развиваются навыки осознанной манипуляции предметами. Ребенок начинает самостоятельно пользоваться различными бытовыми предметами (ложкой, чашкой, расческой, зубной щеткой и т. п.) и принимать пищу (хотя пока что медленно и не слишком аккуратно). Игрушки, имитирующие бытовые предметы (скажем, посуду), он использует по назначению в простых сюжетных играх. При одевании малыш помогает взрослому: сам ищет рукав рукой, ставит в обувь ножку и т. п.

Советы родителям

Возраст 1 год многие мамы считают подходящим для прекращения грудного вскармливания, однако современные педиатры отмечают, что грудное молоко даже после года остается ценным питанием для подрастающего малыша, поэтому лучшим возрастом для прекращения кормления грудью является 1,5-2,5 года (еще лучше 2-2,5 года). В этом случае прощание с материнским молоком проходит легче и для карапуза, и для маминой груди

Если мама все же настроена завершить кормление, делать это рекомендуют постепенно, заменяя молоко из груди на другую пищу.
Если малыш в 1 год еще не произносит слова, это пока не является поводом обратиться к врачу, но должно вызвать более пристальное внимание родителей. Оцените, достаточно ли кроха общается со взрослыми (пополняется ли его пассивный словарь), ведь если с малышом мало разговаривают, развитие его речи замедляется

Также для более активного развития речи ежедневно уделяйте время занятиям, которые будут развивать моторику ручек малыша.

Как отметить День Рождения с пользой для ребенка, смотрите в видео М. Л. Лазарева – эксперта по музыкальному развитию.

1. Инструкция по медицинскому применению медицинского препарата Холисал

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом.

Как выглядит ребёнок в 2 года

Вес ребенка ко второму году достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Эти параметры приблизительны, и зависят от наследственности. Возрастное развитие не у всех детей одинаковое.

Если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.

На втором году жизни ребёнка вес каждый месяц прибавляется на 200-250 грамм, а рост на 1 сантиметр.

Средний показатель прибавки в весе за год 2.5 кг, а в росте 10 см. Между ребёнком в 2 и 2,4 года или 2,7   большая разница.

Физиологические изменения

  • рост окружности головы замедляется, увеличивается рост конечностей: ножки становятся длинными и стройными, меняются все пропорции ребенка;
  • форма лица теряет свою округлость, становится более вытянутой;
  • происходит завершение процесса окостенения. Хребет и череп  уже достаточно прочные, хотя на сгибах локтей ещё заметны ямочки, как и младенческие складки, которые вскоре уступят место развитой мускулатуре;
  • жировые подушечки на пальцах и внутренней стороне стопы начинают пропадать, таким образом, исчезает плоскостопие;
  • количество жировой ткани в организме снижается: фигура становится стройнее, исчезают пухлые щёчки выпирающий животик;
  • происходит общее укрепление организма, мышцы становятся более крепкими и упругими, тело двухлетнего ребёнка становится все больше похоже на взрослое.
  • Заметно укрепились связки, хотя малыш всё также быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил;
  • окружность грудной клетки у девочек становится, шире, чем у мальчиков.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год. Прорезывание зубов может омрачать жизнь малыша и его родителей плохим сном, снижением аппетита, капризами и плачем малыша, связанными с болевыми ощущениями во рту.

Для облегчения симптомов прорезывания зубов может применяться стоматологический гель тройного действия Холисал. При местном применении действующие вещества препарата всасываются через слизистую оболочку полости рта, помогая снимать боль и воспаление, а также воздействуя на вирусы, грибы и болезнетворные бактерии. Гелевая адгезивная основа помогает удерживать на слизистой оболочке действующие вещества, продлевая их действие¹. Стоит отметить, что гель Холисал не содержит лидокаин, и может быть рекомендован пациентам с непереносимостью лидокаина. В отличие от некоторых других местных антисептических и противовоспалительных средств, Холисал может применяться как у взрослых, так и у детей

Важно соблюдать осторожность при применении у детей до года и предварительно проконсультироваться с врачом

Питание

  • Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:
  • Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  • Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  • Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  • Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  • Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  • Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии.
  • Готовят кисели, компоты.
  • Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Немного о кризисе первого года жизни

В годик у малыша возникает своеобразный протест на все «нельзя» которые он слышит. Но родителям не стоит злоупотреблять запретами, нужно оставлять малышу свободу для развития и познания окружающего мира. Все действия ребёнка, которые могут привести к нежелательным или опасным последствиям, необходимо переключать на идентичные им, но в более мирном контексте. Например, попытки малыша порисовать на обоях можно заменить рисованием пальчиковыми красками на полотне обоев, расстеленном на полу. Желание ребёнка участвовать в приготовлении салата можно воплотить в отрывании веточек петрушки от стебельков, перемешивании салата ложкой.

Любимые игрушки для годовалого ребёнка — различные каталки и машинки, которые можно возить за собой

Ребёнку очень важно понять, что он имеет власть над предметами — он может изменять их положение в пространстве при помощи собственных усилий

Что это такое — «кризис первого года» — родители поймут, когда их любимое чадо будет закатывать истерику по малейшему поводу, падая на пол и стуча ножками. Не нужно ругать малыша за такие выпады — он не виноват, что в данный момент его потребности вырвались далеко вперёд от возможностей

После истерик ребёнка нужно успокоить, переключить его внимание на другое занятие. Когда же он снова будет в хорошем настроении — необходимо поговорить с малышом о прошлой ситуации, объяснить, почему ему было отказано в том или ином действии

В результате такой работы очень скоро малыш будет мягче реагировать на запреты, а его истерики исчезнут.

Для того, чтобы ребёнок мог проявлять самостоятельность, можно предоставить ему свободу выбора. Например, при одевании на прогулку ему нужно позволить выбрать себе кофточку или шапку, которую наденет сегодня. Во время прогулок он может выбирать свой маршрут, «вести» маму за собой. Перед едой ребёнок может выбрать блюдо, которое он хочет съесть — нужно предложить ему на выбор несколько фруктовых пюре или соков. Таким образом, ребёнок будет ощущать, что он большой, что он имеет право на собственное мнение, и станет гораздо спокойнее, увереннее в себе.

Что уже умеет малыш

  • Ребёнок активно пользуется своим «словарём», который содержит уже до пятнадцати простейших слов, типа «дай-дай», «гав-гав», «ням-ням». Он безошибочно определяет ситуации, к которым применимы эти слова, и произносит их. Например, «ням-ням» — это просьба к маме дать ему яблочко, это восклицание малыша при виде еды или посуды, это рассказ о собачке, которая кушает из мисочки.
  • К годовалому возрасту ребёнок может самостоятельно ходить. Правда, часть детей по различным причинам откладывают этот период на будущее, довольствуясь пока ползанием и ходьбой с опорой.
  • Малыш требует самостоятельности во всём, он активно кричит и протестует, когда ему насильно навязывают действия или правила игры. Ребёнок может уже стягивать с себя обувь, носочки, колготки, пижаму, проявляя навыки самообслуживания. В ванной малыш трёт ручками, смывая грязь, умывает личико и вытирается полотенцем.
  • В игре ребёнок умеет строить башенки из кубиков и стаканчиков, собирает предметы один в один, шнурует, нанизывает бусы.
  • Ребёнок умеет и любит работать с тестом или глиной — конечно, если ранее родители предоставляли ему возможность потренироваться. Подражая действиям взрослых, он может слепить колбаску, скатать шарик, лепёшку.
  • Ребёнок проявляет живой интерес к красочным картинкам в книжке, показывает на них пальчиком, пытается выказать своё отношение к ним. Если малыш увидел на иллюстрации собачку или коровку, он может имитировать их голоса. Годовалый ребёнок обожает рисовать, он тщательно водит карандашом или фломастером по бумаге, пытаясь «рассказать» окружающим, что именно он рисует.
  • К году малыш привыкает к горшку и может самостоятельно на него садиться.
  • При еде ребёнок уже вполне уверенно держит в руке ложку, донося её до рта. Ребёнок пьёт из чашки, держа её обеими ручками.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector