Статьи

Развивающие занятия для ребенка 3-4 лет: как заниматься с детьми дома?

Организуйте удобное пространство для занятий.

  • Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
  • Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
  • Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
  • Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
  • Ковер или  место для игр на полу.
  • Полка для  выставки творческих работ (для детей после трех лет).
  • Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка.  Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
  • Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.

Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий

Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.

Игры дома

Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:

  1. Мозаика;

Мозаика

Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.

Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!

  1. Конструкторы;

Конструктор

  • Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
  • Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
  • Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
  1. Пазлы;
  • Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
  • Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
  • Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
  1. Сортер и другие подобные игрушки;

Сортер

  • Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
  • Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
  • Грибочки – надо располагать по убыванию;
    Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам;
  • Пирамидка, матрешка – известны всем;
  • Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
  1. Игра «Бегемотики»;

Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» — т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!

  1. Игра «Пират в бочке»;

В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.

  1. Методика Кюизенера;

Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.

  1. Игры с водой;

Ребенок играет в ванне с водой

Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).

Читайте, что делать, если ваш ребенок боится воды>>>.

  1. Поиск клада;
  • Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
  • В комнате прячете этот предмет, предварительно  показав его малышу;
  • Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
  • После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли  того, кто ищет.
  1. Мягкие игрушки;

Девочка играет с куклой

Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.

  1. Машинки;

Папа играет с сыном в машинки

Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» — например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.

  1. Скатывание шарика по горкам;
Читать так же:  Если месячный ребенок плохо какает – это плохо?

Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!

  1. Аппликация;

Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее. С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника

В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам

При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь

Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.

Как индивидуализировать задания

Индивидуальный подход важен для детей любого возраста. Однако взаимодействие с малышами 1,5–3 лет требует особого взгляда на эту работу

Прежде всего, нужно принять во внимание тот факт, что воспитанников раннего возраста сложно организовать одним видом деятельности: кто-то хочет играть с куклой, а кто-то с удовольствием позанимается с бизибордом. И это всё в рамках одного занятия

В этом случае, чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3. Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими:

  • организовать предметно-развивающие зоны так, чтобы детям было удобно заниматься тем, что им нравится (если в группе очень популярен бизиборд, то не стоит ставить его в дальнем углу группы, иначе воспитателю будет сложно контролировать то, что происходит у тренажёра);
  • расширять спектр индивидуальных заданий (если отдельные дети с удовольствием складывают пазл на 4 детали, то пора пополнить копилку пособий картинками из 6 деталей);
  • найти каждому занятие по вкусу (даже в столь раннем возрасте при детальном изучении особенностей каждого малыша можно понять, к чему он тяготеет — одни любят играть с мозаикой, другие отдают предпочтение активным спортивным играм — в конспекте общеобразовательного занятия должны быть виды работы всех направлений);
  • создавать ситуацию успеха (похвала — основа основ воспитания в детях стремления познавать мир, поэтому за каждое выполненное задание малыша нужно поблагодарить, а при неудаче сказать ободряющее слово и повторить попытку выполнить задания чуть позже).

Индивидуальный подход заключается также и в объяснении, демонстрации простых манипуляций с красками, клеем

Обращайтесь к специалистам за рекомендациями.

Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту. Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье. Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.

Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.

В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам

Основные виды упражнений для проведения занятий с маленьким ребёнком

Занятия с ребёнком 1 год направлены на возможность передачи информации в игровой форме

Очень важно заинтересовать детей на вовлечение в процесс познавательной деятельности. Если малышу предлагаемые игры покажутся не интересными, то никакой концентрации внимания мама не дождётся

Читать так же:  Нужны ли ребенку витамины для роста и развития: мнения специалистов и обзор лучших витаминно-минеральных комплексов

В качестве реквизитов можно использовать любые подручные материалы: яркие варежки, цветные картинки, мягкие игрушки, пластиковую посуду.

Развивающие игрушки Монтессори

  1. «Я называю – а ты ищешь». Ребёнок первого года жизни, хоть уже и произносит отдельные слова, но ещё не обладает достаточными навыками речи, чтобы вести полноценный диалог. Поэтому родителям необходимо стимулировать детей к активному произнесению звуков. Игра когда малыш должен показать названный мамой предмет помогает не только совершенствовать образное мышление, но и развивать речевой аппарат. Потому что ребёнок будет стараться не просто найти нужную вещь, а ещё и повторить за взрослым её название.
  2. Пальчиковая гимнастика. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем быстрее совершенствуются память, речь и мышление. Массаж кистей рук, лепка из солёного теста, игры-шнуровки прекрасно подойдут для маленьких детей. Целесообразнее найти забавные стихи для занятий. Так ребёночек охотнее вовлечётся в процесс. Вместе мы построим дом (руки сложить «домиком» и поднять над головой). Пусть окошки будут в нём (образовать кружочки из пальчиков). И ещё чтоб дверь была (кисти образовывают прямоугольник). И сосна чтобы росла (руки поднять вверх, пальчики «растопырить»). А вокруг забор стоял (передвигаем ладошки по воображаемой стене). Пёс ворота охранял (руки «в замок»). А потом чтоб дождь пошёл (пальчики «барабанят» по телу). И цветок в саду расцвёл (соединить ладошки вместе и имитировать раскрытие бутона).
  3. Занятия с детьми на развитие движений. Несомненно, рано или поздно инстинкты возьмут своё, и малыш научится ползать, ходить, бегать и прыгать. Но если мама окажет помощь, то все процессы будут протекать гораздо стремительнее. Просим малыша приседать, подниматься по лестнице, перешагивать препятствия, догонять мяч.
  4. Танцы. Для таких занятий с детьми лучше подобрать такие песенки, в которых поётся о совершении каких-либо действий. Например, «руку правую вперёд, а потом её назад…» и так далее. Мама производит движение, ребёнок повторяет. Такая танцевально-игровая форма занятий помогает улучшать координацию движений, формировать пространственное восприятие окружающего мира и проводить ассоциации между действиями и названиями.
  5. Ролевые игры для детей – незаменимые помощники в совершенствовании способностей. Исполнить роль мамы и уложить игрушку спать, представить себя водителем и починить машинку, полечить книжку, помыть посудку, постирать одежду для куклы – всё, что только даст безграничный полёт фантазии. Ребёнку намного проще и легче познавать окружающий мир, если рядом с ним находятся заботливые и любящие родители, помогающие ему и направляющие в нужном течении.
  6. Игры на соотношение форм, цветов и размеров предметов. Детей нужно научить не только распознавать внешние характеристики объектов, но и распределять их по группам в соответствии с заданными параметрами. Родители предлагают ребёнку сложить в коробку сначала самые большие предметы, затем совсем маленькие, потом твёрдые – мягкие, после круглые – квадратные – треугольные, и в завершение оперируются объекты по цветовому параметру.
    1. Уроки лепки можно начинать с 1,5 года
  1. Развивающие занятия с детьми на улице. Не стоит забывать об оптимальном совмещении приятного с полезным. Во время прогулки на свежем воздухе можно проводить множество упражнений по совершенствованию различных навыков и умений. На улице легко найти объекты для наблюдения, подражания и рассматривания вместе с детьми. А заодно обучит ребёнка бережному отношению к природе вдвойне полезно.

Ролевые игры дети играют с 2 лет

Родителям следует знать, что все игры проводятся с обязательным комментированием процесса. Мама должна рассказывать малышу что сейчас происходит и зачем это делается.

Планирование занятий

Для организованной подготовки и проведения занятий с детьми раннего дошкольного возраста педагог составляет ежедневное календарно-тематическое планирование.

Таблица: ежедневный план с общеобразовательными занятиями в ясельной группе (вторник)

Автор — Xанова Р.Р., воспитатель МБДОУ №3 «Солнышко», пгт Актюбинский, Республика Татарстан.

Режим
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Групповая, подгрупповая образовательная деятельность в режимных моментах
Индивидуальная
Вторник, 10 января
Утро

речевое развитие;
физическое развитие;
социально — коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
познавательное развитие.

приём детей в группу;
утренняя гимнастика;
чтение стихотворения А

Барто «Ути-ути» — помощь эмоционально затронуть детей, приучать слушать и понимать стихотворные строки;
конструирование «Дом для животных» — учить создавать различные постройки путём соединения деталей;
труд (предложить расставить резиновые игрушки на полочки — учить выполнять трудовые поручения;
подвижная игра «Вышла курочка гулять» – развивать ориентацию в пространстве;
перед завтраком поговорить о правилах поведения за столом (сидеть прямо, держать ложку в правой руке, благодарить);
использовать потешки о приёме пищи.

Дидактическая игра «Геометрический куб» – учить размещать детали-вкладыши в зависимости от их формы.Давлат, Варвара, Глеб.
Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости»:
развивать игровой замысел;
учить играть дружно;
тренировать внимание за счёт рассматривания иллюстрации книг.

художественно-эстетическое развитие;
речевое развитие;
познавательное развитие.

МузыкаЗадача: учить детей проявлять активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.
Ознакомление с окружающим миромТема: «Юный следопыт»Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления, познакомить с категорией «причина — следствие».Материал: игрушка, цветная верёвка или толстая нить.
Прогулка

физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие.

наблюдение за ветками деревьев, которые покрыл иней;
подвижная игра «Пёс Барбос» – развивать ловкость, быстроту движений;
дидактическая игра «Ветка или ствол» — определение частей дерева;
труд (кормление птиц).

Развитие движений — перелезание через бревно.
Сюжетно-ролевая игра «Паровозик» – развивать игровые действия. Игры с выносными игрушками.
Работа перед сном
Художественно-эстетическое развитие
Чтение книг по желанию детей.Формирование культурно-гигиенических навыков: воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно.
Вечер

Читать так же:  Какие витамины нужны ребенку в 3 года: рекомендации и рейтинг 5 лучших витаминно-минеральных комплексов

речевое развитие;
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
познавательное развитие.

постепенный подъём детей;
бодрящая гимнастика, массажная дорожка;
попросить детей напоить куклу Катю чаем, а затем покатать её в коляске;
формирование культурно-гигиенических навыков — учить снимать колготки и трусики в туалете;
игры со строительным материалом — развивать строительные навыки;
труд (так, мытьё игрушек — воспитывать бережное отношение к ним).

Дидактическая игра «Найди парную картинку» – развивать мышление, внимание и восприятие.Милана, Глеб, Руслан

сюжетно-ролевая игра «Покатаем куклу» – обогащение словаря;
предложить детям крупный стройматериал, образцы построек для свободной конструктивной деятельности.

Детальный план образовательной деятельности помогает правильно организовать работу с малышами

Активное времяпрепровождение для малышей в годик

Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

Развитие от 2 до 3 лет

Занятия для ребенка 2-3 лет развивающие становятся разнообразней в этом возрасте, ведь подросший малыш уже более осознанно учиться считать, складывать буквы в слоги, развивается его речь. Важнейшим новым умением является развитие наглядно-действенного мышления, свидетельствующего о переходе от младенчества к раннему детству.

Ребенок начинает понимать для каких целей предназначены предметы и вещи, как ими пользоваться

Чтобы развитие предметной деятельности проходило успешно, важно чтобы ребенок понимал, что одним и тем же предметом можно выполнять разные действия. Поэтому важно, чтобы окружающая обстановка не была перегружена большим числом игрушек

Развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности

На этом этапе развития колоссальное значение имеет тренировка пальцев, ведь развитие моторики и сенсорики важно для интеллекта. В этом возрасте малышу можно предлагать занятия с разными крупами, макаронами, пуговицами, фасолью. Для этого в емкости перемешивают 2-3 вида круп и предлагают малышу отобрать каждую отдельно

Для этого в емкости перемешивают 2-3 вида круп и предлагают малышу отобрать каждую отдельно.

Полезным занятием будет нанизывание на нитку или проволоку пуговиц, крупных макарон. Так как ребенок достаточно мал, весь процесс должен контролироваться взрослым.

Развитие воображения с помощью творчества

Должное внимание следует уделять рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия должны проводится с ребенком не реже 2-3 раз в неделю. В таком возрасте ребенок уже зачастую сам может иметь намерение изобразить что-либо (дом, человек)

Для лепки в таком возрасте лучше ребенку лучше предлагать тесто (специальное)

В таком возрасте ребенок уже зачастую сам может иметь намерение изобразить что-либо (дом, человек). Для лепки в таком возрасте лучше ребенку лучше предлагать тесто (специальное).

Развивающие занятия для ребенка. Лепка развивает моторику и воображение детей.

Оно более мягкое, чем пластилин, и малыш сможет самостоятельно вылепливать шарики, колбаски. В детских магазинах для детей этого возраста предлагаются аппликации по возрасту, где картинка выкладывается при помощи пуговиц, маленьких клеящихся элементов.

Физическое развитие, ловкость

Полноценное развитие детей невозможно без движения. В возрасте от 2 до 3 лет большую часть времени малыш тратит именно на активные действия, ребенку доставляет радость бегать и прыгать. В этом возрасте дети хорошо катаются на велосипеде, некоторые на самокате. Дома можно проводить с ребенком гимнастику, зарядку по утрам.

Полезны будут занятия в бассейне, где ребенка будут обучать плаванию. Подвижные игры с мячом разовьют ловкость и скорость, научат координировать движения.

Развитие речи, обучение чтению, счету

Словарный запас к концу 2 года жизни достигает 1000-1500 слов. Очень негативное влияние оказывает на речевое развитие длительный просмотр мультфильмов, игры на планшете, телефоне. В этом возрасте следует читать ребенку, рассказывать сказки, учить с ним стихи.

Чем больше ребенок слышит грамотную речь, чем больше вовлечен в беседу, тем крепче становятся нейронные связи в области мозга, отвечающие за речь. Обучение счету проводят в игровой форме, предлагая малышу посчитать игрушки, кубики, мячики.

Развитие памяти, логики, внимания

Начиная с 2 лет с ребенком можно выполнять очень простое упражнение тренирующее память «запомни картинку».При успешном освоении этого задания задачу усложняют предлагая малышу изобразить на бумаге несложный узор (ближе к 3-ем годам).

Чтобы малыш учился выстраивать логические цепочки, внимательно анализировал входящую информацию, очень полезны игрушки-сортеры, карточки, где надо находить и соотносить понятия по заданным параметрам (найти часть целого, соотнести по цвету, одушевленности, принадлежности к животному или растительному миру).

Знакомство с окружающим миром

Занятия для ребенка 2-3 лет должны обязательно включать знакомство с окружающей реальностью. Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой по парку, посещением зоопарка. Маленькому человеку в этом возрасте любопытно все вокруг. Задача взрослого — объяснять доступно и подробно все явления, происходящие вокруг и дома проводить параллели в детской игре (игра в магазин, в доктора).

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button