Развитие

Ребенку исполнился 1 месяц: нормы роста и веса, особенности развития малыша на втором месяце жизни

Физическое развитие и навыки двухмесячного ребенка

В конце первого месяца жизни вес ребенка увеличивается приблизительно на 800 грамм, показатель этот может колебаться у разных детей в пределах 100-200 грамм, как в ту, так и в другую сторону. Вырастает малыш на 2-3 сантиметра, а окружность его грудной клетки становится больше на 15-20 миллиметров. С такой интенсивностью человек не растет ни в один период своей жизни. Чтобы возобновить энергию, которая интенсивно тратится, сон ребенка должен быть не меньше 18-20 часов в сутки. Он все еще просыпается ночью каждые 3-4 часа, но промежутки становятся все большими. И наоборот, днем малыш активнее, чем был в предыдущий месяц. Кормление следует обеспечить по первому требованию малыша, молока он должен съедать в сутки приблизительно пятую часть от собственной массы. Дополнительной жидкости давать не нужно, разве что в квартире слишком жарко и сухо.

Физические навыки ребенка в два месяца еще слабые, но значительно лучше, чем навыки новорожденного. У него пропадают хаотические движения ручками и ножками, нервная дрожь первых дней жизни. В этот период дети учатся держать головку. Сначала они интенсивно ею крутят, когда лежат на спине. Если взять малыша на руки, он старается повернуть голову в ту сторону, которая ему удобна. Но не стоит думать, что головку ребенок уже держит уверенно, вынимая из кроватки или держа малыша на руках в вертикальном положении, ее нужно легонько придерживать рукой. С двух месяцев детей нужно почаще укладывать на животик, тогда они будут укреплять мышцы спины и шеи. Увидите, как малыш старается поднять голову и удерживает ее несколько секунд, выгибает спинку, приподнимается на ручках. После этого карапуз может немножко полежать, и опять предпринимать свои попытки подняться.

Ребенок в 2 месяца уже старается двигаться, интересуется своими ручками, тянет кулак в ротик. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного на неограниченном пространстве, чтобы он не перевернулся, и не упал с дивана или со стола. Если подвесить над его коляской или кроваткой погремушку, он может случайно задевать ее ручкой или ножкой, получая от этого море удовольствия, и совершенствуя свои двигательные навыки. Конечности в этот период уже расслаблены, совершенствуется их координация, малыш даже может короткое время удержать в руке игрушку. С удовольствием хватает маму за пальчик, пробует затащить его себе в рот. Движения ребенка могут замедляться или ускоряться, в зависимости от настроения, реакции на окружающие звуки.

Давайте коротко просуммируем все, что происходит с двигательной активностью детей в период развития 2 месяца:

  • Может самостоятельно держать головку пару секунд, когда находится на ручках в вертикальном положении
  • Лежа на животике, приподнимает грудь и голову, несколько секунд удерживает
  • Некоторое время удерживает в руке предметы
  • Может расслаблять ручки и ножки, что связано со снижением гипертонуса, характерного для новорожденных
  • Лучше управляет мускулатурой, непроизвольные движения наблюдаются все реже.

Все эти навыки будут совершенствоваться в последующие месяцы. Не следует в этот период слишком нагружать ребенка физическими играми или упражнениями. Пусть мускулатура укрепляется естественным путем. Поверьте, не пройдет и двух десятков дней, и у ребенка появятся новые навыки, он сам станет намного сильнее.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.

Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.

Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка

Читать так же:  Как правильно воспитывать ребенка: рекомендации психологов, базовые принципы воспитания без криков и наказаний

На это обязательно обратит внимание невролог.

Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.

Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.

Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений

Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Уход за крохой в 1 месяц

Уход за малышом в первый месяц его жизни подразумевает выполнение следующих процедур:

1. Гигиенические процедуры,

2. Купание младенца,

3. Прогулки,

4. Массаж и гимнастика.

Гигиенические процедуры

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Купание новорожденного после роддома

Вы сами выбираете режим купания вашего малыша, уточним лишь, что  новорожденного достаточно купать 2-3 раза в неделю, в остальные дни нужно обязательно  обтирать своего малыша. Добавляйте в воду отвары трав череды или ромашки. Так как  кожи малыша очень чувствительна,  тщательно подбирайте для него мыло, выбирайте детское с минимальным содержанием отдушки.

Очень осторожно опускайте ребенка в воду, учитывая высокую чувствительность младенцев к изменению температуры. Опуская в воду, начинайте с пяточек. Если ребенок плачет и сильно беспокоится при первом купании, мама может попробовать принять ванну вместе с ним:  уложить кроху себе на грудь и осторожно поливать его водичкой. Можно дать ребенку оттолкнуться ножками от стенок ванны или же, придерживая кроху под мышками,  наклоняя вперед и стимулируя рефлекс ходьбы, дать ребенку пройти несколько шагов  по дну

Можно дать ребенку оттолкнуться ножками от стенок ванны или же, придерживая кроху под мышками,  наклоняя вперед и стимулируя рефлекс ходьбы, дать ребенку пройти несколько шагов  по дну.

Прогулки с малышом

Частый вопрос от родителей — сколько гулять с новорожденным? Время первых прогулок с новорожденным составляет не более 10-15 минут и постепенно увеличивается до 30 минут. Если на улице тепло, то длительность прогулки может достигать 1,5 — 2 часа. Если же температура воздуха ниже 10 градусов или на улице дождь, снег или ветер, то лучше воздержаться и не гулять с 1 — 2 месячным малышом.

Видео о том, как ухаживать за новорожденным:

https://youtube.com/watch?v=_44vVwAQ76o

Массаж,  гимнастика и воздушные ванны

Периодически грудничок должен лежать на животе. Такое положение малыша минимизирует вероятность появления запора, активизирует двигательные рефлексы головкой и конечностями. Как правильно делать массаж малышу в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

Со 2-3 недели жизни малыша можно проводить с ним воздушные ванны, закаливание и массаж. Эти процедуры удачно объединяются в одной.

На видео смотрите инструкцию по гимнастике для  1 месячного ребенка:

На пару минут оставляем ребенка  в одной распашонке или совсем раздетым и прикрытым пеленкой. Одновременно начинаем делать легкие поглаживания руками по ручкам, животику, ножкам ребенка. Начиная с 1-2 минут, можно довести длительность этих процедур до 5-7 минут.

Читать так же:  Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?

Переодевая малыша, постарайтесь,  чтобы ваши руки не были холодными, так как младенцы 1 месяца очень чувствительны к тактильным ощущениям.

Упражнения для физического развития малыша:

  • Пусть ваш кроха лежит на спинке, возьмите его за ручки и плавно поднимите их вверх над головой, затем так же плавно опустите вниз, скрестите на груди и разведите в стороны. Ножками малыша можно делать упражнение велосипед. Не молчите, напевайте при этом приятную песенку.
  • Переверните младенца на животик, поставьте перед ним игрушку и начните медленно поднимать ее вверх. Это стимулирует ребенка поднять голову. Можете уложить малыша на свой живот и нежно позвать его по имени, чтобы ребенок, подняв голову, начал на вас смотреть. Такие упражнения развивают мышцы новорожденного.
  • Во время купания нежно прикасайтесь к вашему малышу, сопровождая это тихой песенкой. После купания, завернув младенца в полотенце, спрячьте свое лицо за его краешек и, затем,  выгляните из-за него и скажите «ку-ку».
  • Массируйте каждый пальчик на ножках и ручках младенца. Прикасайтесь к нему руками, кусочком ваты, мягкой кисточкой и рукавичкой из махровой или шерстяной ткани.

Навыки и умения

Особенно внимательно нужно относиться к детям в первые месяцы их жизни

Важно периодически показывать малыша педиатру для оценки его развития. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Существует специальный календарь развития детей, в котором подробно описаны все навыки по возрастам.

Вот что должен делать ребенок в 2 месяца:

  • реагировать на окружающий мир;
  • проявлять двигательную активность;
  • стремиться к общению со взрослыми, произносить определенные звуки.

Реакция на окружающий мир

Грудничок должен стремиться познавать окружающий мир, активно реагировать на различные изменения. Двухмесячный ребенок следит глазами за перемещающимися предметами в поле его зрения.

Малыш способен четко видеть предметы, расположенные на расстоянии 40-50 см

Особенно привлекают внимание яркие красные игрушки. Сначала малыши видят мир в черно-белых оттенках.

В двухмесячном возрасте их органы зрения совершенствуются. Первый цвет, который дети начинают различать, – это красный. Младенцы тянутся к ярким игрушкам, подвешенным над кроваткой, пытаются их схватить. Малыши в 2 месяца способны фокусировать взгляд на интересующем их предмете около 30 секунд. Груднички всматриваются в лица взрослых. При виде мамы дети оживляются.

Все незнакомые звуки вызывают у двухмесячных младенцев интерес. Сначала малыши замирают, прислушиваются, а затем поворачивают голову в сторону, пытаясь найти источник звука. Дети узнают голос мамы, радуются и успокаиваются, когда его слышат.

Двигательная активность

В два месяца дети становятся более подвижными. Во время бодрствования они активно машут руками и ногами. Двухмесячный ребенок поворачивает голову в разные стороны, приподнимает ее, увидев что-то интересное либо услышав какой-то звук.

В положении лежа на животе он делает движения ногами и руками, как при ползании. Младенец способен уже дольше удерживать головку на весу.

Но родителям необходимо продолжать поддерживать ее руками, чтобы избежать травмирования. Мышцы тела двухмесячного малыша еще слабые, находятся в состоянии гипертонуса. Но в положении лежа на спине напряжение мускулов уменьшается: руки и ноги становятся более расслабленными.

Многие врожденные рефлексы еще остаются (сосательный, ходьбы). Ребенок пока не умеет хорошо контролировать свое тело, поэтому все движения совершает хаотично. Двухмесячный малыш может упираться ногами в твердую поверхность и удерживаться несколько секунд с содействием родителей.

В два месяца малыш уже может сжимать и разжимать пальчики

Моторика рук стремительно развивается. Грудничок начинает сжимать-разжимать пальцы. Уже к концу двухмесячного возраста он может в течение 2-3 секунд удерживать вложенный ему в ладонь предмет. Он учится поднимать и опускать руки, переворачиваться с одного бока на другой.

Звукопроизношение и коммуникативная активность

Двухмесячный возраст – это время активного становления речи. Малыш начинает подражать интонации взрослых людей. Он коммуницирует путем гуления, кряхтения, агуканья, плача.

Ребенок стремится к общению с родителями. Особенно он радуется, когда мама берет его на руки. Ему нравится, когда с ним разговаривают меняя интонацию речи.

Также с удовольствием ребенок слушает песни и музыку. При виде родителей и близких родственников младенец оживляется, начинает гулить. Малыш произносит различные согласные звуки.

Дети двухмесячного возраста прислушиваются к своему гулению. Их плач становится эмоционально окрашенным. Поэтому родители легко понимают, когда ребенок плачет от голода, боли или скуки. К концу второго месяца ребенок начинает произносить не только гласные, но и согласные звуки.

Если грудничок не проявляет коммуникативную активность, постоянно молчит и не реагирует на голос мамы, то рекомендуется его обследовать. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом или психикой.

Режим дня малыша в 2 месяца

Для молодой мамы этот возраст – это все еще отличная пора. Режим ребенка в 2 месяца позволяет прекрасно высыпаться, не боясь, что ребенок улизнет из кроватки и пойдет беспрепятственно обследовать шкафы и технику. Эти моменты обязательно наступят, а пока на сон ребенка в 2 месяца в сутки отводится 16-18 часов. Это средний показатель, но чаще всего кроха просыпается лишь для того, чтобы покушать и немного поглазеть по сторонам. При незначительных отклонениях в том сколько должен спать ребенок в 2 месяца, беспокоиться и бежать в больницу не стоит.

Чтобы естественный режим дня ребенка в 2 месяца сформировался и поддерживался все время, очень важно начать тренировать его с первых дней жизни. Купание – перед последним вечерним кормлением, прогулки – также по часам

Очень важно как можно больше гулять с ребенком. Исключение – слишком плохая погода (мороз, буря, сильный дождь).

Режим двухмесячного ребенка не подразумевает кормление по часам. Очень выраженный сосательный рефлекс необходимо обязательно удовлетворять по первому зову. Малыш появился на свет совсем недавно, но он уже очень многого боится, его могут мучать газы или колики, он может попросту соскучиться по маме. Поэтому, кормить ребенка следует по требованию, несмотря на уверения бабушек, что в их время перерыв был минимум 3 часа.

На вопрос сколько нужно есть ребенку в 2 месяца ответить точно можно лишь для малыша на искусственном скармливании. Максимум – 150 мл смеси. Если малыш на грудном вскармливании, то следует дожидаться пока кроха полностью уснет и сам отпустит грудь. Обычно кормление занимает от 15 до 30 минут. Если кажется, что ребенок уснул, но он продолжает слегка посасывать грудь – стоит подарить ему возможность немного поспать так, вскоре он наестся досыта, и отпустит маму сам.

  • Сколько должен есть ребенок в 2 месяца на ГВ – приблизительно от 120 до 160 мл молока (0,9 литра в сутки). Если ребенок не ест ночью – это не повод для беспокойства. Это означает, что вы счастливая семья, где режим.
  • Сколько съедает ребенок в 2 месяца на ИВ – 135-150 мл смеси за одно кормление. Если меньше, но чаще – допустимая норма. Не стоит растягивать желудок ребенку, преследуя желание выдерживать между кормлениями пресловутые 3-4 часа.

Не стоит и пропускать ежедневные купания. Для режима дня двухмесячного ребенка – это важная часть формирования иммунитета. Эти купания не относятся к личной гигиене, поэтому, не стоит использовать средства для туалета ребенка, добавлять каждый раз в воду марганцовку. Если очень хочется, можно заварить ромашку и добавить отвар в воду. По крайней мере, вреда от этого не будет.

Развивающие занятия

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.
Читать так же:  12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Физическое развитие ребенка по месяцам

Узнайте рост и вес вашего ребенка, воспользовавшись нашим КАЛЬКУЛЯТОРОМ

Первый месяц

Ребенок начинает держать голову лежа на животе, продолжается период приспособления к внешнему миру, важен телесный контакт с родителями. Новорожденный должен реагировать на голос матери и осматривать окружающее пространство. Питание хаотичное, опорожнение кишечника происходит до 12 раз в сутки. 

Вес и рост по нормам ВОЗ: 4,2 кг/53,7 см

Два месяца

ребенок должен проявлять первые мимические реакции в виде улыбки, уметь удерживать игрушку. Младенец учится фокусировать взгляд и устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Питание без режима, частота стула снижается до 1-8 раз в сутки. Устанавливается ночной сон.

Рост и вес ребенка в 2 месяца по нормам ВОЗ: 5,1 кг/57,1 см

Три месяца

Появляются попытки управления телом, начинаются пробы удерживать себя, опираясь на руки, ребенок умеет поворачиваться, реагирует на знакомые вещи, начинает гулить. Устанавливается ритм кормления и сна. Младенец уверенно держит голову в горизонтальном положении на животе, громко смеется, осматривает и сосет руки. 

Вес и рост по нормам ВОЗ: 5,9 кг/59,8 см

Четыре месяца

Появляются попытки сесть, появляется сильный интерес к окружающему миру, ребенок способен хватать игрушки. Движения становятся более осознанными и стабильными.

Рост и вес ребенка в 4 месяца по нормам ВОЗ: 6,4 кг/62,1 см

Пять месяцев

Происходит резкое повышение активности, появляются попытки принять вертикальное положение, ребенок готовится к ползанию в виде появления частых перекатываний. Младенец узнает значимых взрослых, начинает понемногу ползать, сидеть с поддержкой. Проявляется интерес к взрослой еде. Кормление становится прерывистым.

Вес и рост по нормам ВОЗ: 6,9 кг/64 см

Шесть месяцев

Ребенок уверенно сидит и опирается на руки, разнообразно манипулирует предметами, появляется новая стадия развития речи в виде детского лепета. Наступает время введения прикорма. 

Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,3 кг/65,7 см

Семь месяцев

Младенец начинает активно ползать, уверенно сидеть, некоторые дети предпринимают попытки встать. В речи выделяются отдельные слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. Руки активно функционируют, ребенок может перекладывать предметы из руки в руку. Ребенок активно пробует еду взрослых. 

Вес и рост по нормам ВОЗ: 7,6 кг/67,3 см

Восемь месяцев

В это время дети начинают вставать на четвереньки, могут самостоятельно садиться, включаются в игру со взрослым. Появляется повышенный интерес к новым предметам и собственному отражению в зеркале, мимика обогащается. Ребенок ползает с большой скорость, может брать небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев, в речи появляются звукоподражания.

Вес и рост по нормам ВОЗ: 8 кг/68,8 см

Девять месяцев

Ребенок ползает на четвереньках, встает с помощью опоры, повторяет движения взрослых. Активно прорезываются зубы.

Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,2 кг/70,1 см

Десять месяцев

Дети могут долго стоять с помощью опоры и без, играть в более сложные игрушки, включая сбор пирамидки, закрывание и открывание крышек. Ребенок начинает ходить.

Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,5 кг/71,5 см

Одиннадцать месяцев

Ребенок осваивает ходьбу и более сложные игры с куклами, машинками и т.д. У некоторых детей речь достигает этапа произнесения первых слов. 

Вес и рост по нормам ВОЗ: 8,7 кг/72,8 см

Один год

Осваивается самостоятельное хождение, приседания. Ребенок карабкается на диваны, подражает движениям взрослого и сверстников, начинает понимать простые просьбы. 

Вес и рост ребенка в 12 месяцев по нормам ВОЗ: 9 кг/74 см

От одного до полутора лет

В этот период ребенок умеет активно двигаться, осваивает различные движения, учится пользоваться ложкой и чашкой, умеет следовать простым действиям по слову взрослого. 

Осваивает отличия предметов по форме, величине и цвету. Активно развивается речь

Ребенок воспроизводит знакомые действия на игрушке, часто обращает внимание на взрослого и сверстников, нуждается в эмоциональном контакте. 

Игры становятся более сложными, малыш нуждается в постоянном взаимодействии со взрослыми. Речь дополняется мимикой, жестами. Появляется интерес к другим детям, разнообразная реакция на музыку, интерес к картинкам в книжках. Происходит освоение навыков одевания, рисования, игр с мячом.

Зрение и слух в 1 месяц

Все новорожденные близоруки. Даже мамино лицо они видят не очень отчетливо. Но рассматривать людей, склонившихся над кроваткой, им нравится больше, чем неодушевленные предметы. К середине первого месяца кроха умеет фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся в движении.

Советуем почитать:Сколько спят новорожденные в сутки?

Первый месяц глазки могут слегка косить, что не является поводом для беспокойства, ведь зрительная система тоже настраивается, а мышцы глазного яблока должны укрепиться. Но если косоглазие не проходит к третьему месяцу, нужно показаться врачу.

Слух у новорожденных тоже недоразвит, но к концу первого месяца кроха наверстает упущенное. Малышу очень нравятся родные голоса, знакомые ему еще с утробы. Кстати, младенцы больше предпочитают высокую тональность разговора, чем низкую. Ближе к месяцу кроха реагирует не только на резкие звуки, но и прислушивается к тиканью часов, шуму воды, сигналам автомобиля. Услышав голос, он поворачивает голову в сторону его звучания.

А вот чувство обоняния у малышей развито очень хорошо. Они без труда находят грудь и захватывают сосок по запаху молочка, узнают свою маму по запаху. Поэтому не рекомендуется пользоваться парфюмерией: ребенок может не признать родного человека.

Прививки и врачи в 2 месяца

До 12 месяцев мама и малыш каждые 30 дней должны явиться на прием, провести контрольные измерения, взвешивание. С начала второго месяца патронажная медсестра перестает посещать младенца на дому и родителям следует самостоятельно являться к участковому педиатру.

После осмотра врача, ребенку ставится прививка в 2 месяца от гепатита В (третья по счету). Кроме того, одновременно ставится и вакцина против пневмококковой инфекции. Эта вакцина новая, предупреждает самые серьезные заболевания, вызванные стрептококком. К ним относятся пневмонии, бронхиты, трахеиты, синуситы, менингит и т. д.

К постпрививочным реакциям относят:

  • вялость, общее недомогание, отказ от пищи частичный или даже полный;
  • повышенная температура;
  • спазмы мышц кратковременные;
  • аллергия на месте укола.

Обычно все проявления кратковременны, доктор может посоветовать прием Нурофена или Ибупрофена в качестве средства для улучшения самочувствия ребенка после прививки в 2 месяца. Если плохое самочувствие затянулось дольше суток, следует вызвать врача.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button