Ребенок очень боится какать в горшок: что делать родителям в ситуации психологического запора?

Психологический запор у ребенка в 2-3 года: что делать родителям?

Запор – достаточно опасное состояние как у взрослых, так и у детей. Если первоисточниками являются объективные факторы (переедание мучных изделий или рисовой каши), избавиться от него гораздо проще, чем от запора по психологическим причинам. Основная проблема детей, вызывающая психологический запор, это боязнь облегчаться. Какие существуют методы для лечения запора?

Какие основные причины?

Психологический запор у ребенка отличается от функционального причинами, которые его вызывают. Функциональный запор может возникнуть из-за неправильного питания, переедания, употребления определенных продуктов, заболеваний ЖКТ.

В основе психологического запора лежит страх ребенка. По некоторым причинам малыши в 2 или 3 года боятся облегчаться, в результате чего каловые массы накапливаются в организме, и их выход причиняет ребенку боль.

В результате малыш отказывается ходить на горшок, у него развивается психологический запор.

К основным психологическим причинам, вызывающим такой вид запора, относятся:

  • Адаптация к новым условиям. Если в 2 или 3 года малыш облегчался дома в присутствии родителей, то после отправки его в детский сад, могут возникать трудности с дефекацией из-за стеснения ребенка или стресса.
  • Проблемы в семье. Частые ссоры между родителями, выяснение отношений в присутствии малыша могут вызвать у него психологические проблемы. Нарушение комфорта во время дефекации также способствует возникновению запора.
  • Слишком усердное приучение к горшку. Некоторые родители яростно увлекаются этим процессом и ругают малыша, если он пачкает трусики. В результате у ребенка складывается негативное впечатление от дефекации.
  • Неприятные воспоминания. Если у малыша были случаи нарушения стула, ему было больно, его заставляли пить таблетки, это может вызвать неприятные ассоциации при каждой дефекации. Малыш может просто отказаться какать.

Любые изменения условий (смена горшка или обстановки) может привести к задержке стула у ребенка. Подобным образом ребенок также реагирует, если не хочет расстраивать родителей.

Как избавиться от психологического запора у ребенка?

Что делать, если у малыша запор на нервной почве? Избавиться от данной проблемы можно, соблюдая специальную лечебную диету и принимая медикаменты. Немаловажным фактором является поддержка родителей. Рекомендуется не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к детскому педиатру. Врач составит необходимую программу лечения в каждом конкретном случае.

Применение лекарственных препаратов

Медикаментозное лечение не может продолжаться более 14 дней. Если в указанный срок не удалось вылечить малыша, педиатр будет искать другие методы решения проблемы.

Психологическая поддержка родителей

Похвала, подбадривание, одобрение родителей могут иметь лучший результат, чем медикаменты

Важно не запугивать малыша клизмой и таблетками. Лучше рассказать ему о том, что боли больше не будет и горшка бояться не стоит

Благотворно влияют также сказкотерапия, регулярные игры с малышом, в том числе с использованием пластилина.

Соблюдение специальной диеты и режима дня

Диета основана на включении в рацион продуктов, способствующих размягчению каловых масс. Благодаря этому, опорожнение кишечника будет происходить в щадящем режиме, не вызывая болевых ощущений у ребенка. Лечебная диета включает:

  • свежие и тушеные овощи;
  • кефир и другие кисломолочные продукты;
  • сухофрукты и компот из них (чернослив, курага, инжир);
  • овощные соки (из тыквы, моркови, свеклы).

Ребенку необходимо обеспечить правильный питьевой режим. Норма чистой воды в день на период лечения – 50 мл на 1 кг массы тела малыша.

Важно обеспечить правильный режим дня:

  • сон с 22:00 до 8:00;
  • активные игры в течение дня;
  • прогулки на свежем воздухе.

Что делать в целях профилактики?

Когда малышу исполняется 2 года, наступает пора проведения профилактических мероприятий, которые позволят в будущем избежать проблем со стулом, в том числе на нервной почве. Родителям не нужно делать что-либо особенное, достаточно обеспечить для ребенка следующее:

  • спокойную обстановку в семье;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • физическую нагрузку и подвижные игры;
  • правильный питьевой режим;
  • сбалансированный рацион, в котором должны быть ограничены продукты, способствующие зашлакованности организма.

Пять правил лечения запора

Если врач уверен, что запор не является симптомом чего-то серьезного, с ним можно попробовать справиться самостоятельно

На что нужно обратить внимание?. 1

У ребенка не должно быть дефицита жидкости

1. У ребенка не должно быть дефицита жидкости.

Именно нехватка жидкости – одна из самых частых причин запоров у детей. Каловые массы при этом становятся густыми, медленно продвигаются по кишечнику, царапают его стенки, что вызывает боли и колики. Да и позыв сходить в туалет возникает только тогда, когда скопившиеся массы начинают давить на стенки прямой кишки, вода же помогает увеличить их объем, и малыш покакает быстрее. Так что даем больше пить и увлажняем детскую!

2. В организме должно быть достаточно калия.

При нехватке калия сокращения кишечника (так называемая перистальтика) резко ослабевают, и это вполне может быть причиной запора. Больше всего калия в изюме, кураге, черносливе, инжире, которые, кстати, можно добавлять в компоты или есть просто запаренными.

3. Полноценный рацион, богатый клетчаткой.

При запорах нежелательны продукты, богатые белком, такие как шоколад, творог, орехи. Желательны йогурты, однодневный кефир и простокваша. Черный хлеб лучше, чем белый. Яблочный сок лучше, чем целое яблоко. Мясо лучше ограничить. В целом же отличной профилактикой запоров служит клетчатка. Это значит, что ребенку нужно давать больше фруктов и овощей, а также круп, лучше – слегка недоваренных.

Если лактулоза и свечи с глицерином не помогают, идите к врачу

4. Безопасные лекарства.

Есть только два лекарственных препарата, которые можно использовать даже у грудничков и при этом без рецепта врача. Первый – сироп лактулозы, который под разными коммерческими названиями продается в любой аптеке. Он увеличивает объем каловых масс, задерживая воду в кишечнике, не вызывает «привыкания», принимать его можно как угодно долго. Правда, при первом приеме у малыша могут образоваться газики — как реакция на препарат, поэтому дозу лучше увеличивать постепенно. Второе – это свечи с глицерином. Их достоинство в том, что глицерин не усваивается организмом, а выходит вместе с содержимым кишечника, при этом действуют такие свечи гораздо мягче, чем клизма.

Если причина запора – трещины в области ануса (появившиеся, например, после прохождения комочков твердого кала), из-за которых ребенок просто не хочет ходить на горшок, опасаясь боли, – помогут свечи с облепиховым маслом.

5. Режим дня.

Бывает, что позыв сходить по-большому есть, ребенок его чувствует, но игнорирует – например, он очень занят или просто не хочет идти в туалет в саду или в школе, предпочитая потерпеть до дома. Если такое поведение становится систематическим, то прямая кишка начинает растягиваться от избытка каловых масс, и для того, чтобы почувствовать позыв сходить в туалет, ребенку нужно все больше и больше времени. Отсюда – запоры, которые приходится лечить очень долго.

Чтобы не допустить этого, важно с самого детства приучать малыша к систематическому опорожнению кишечника. Лучше – в одно и то же время и в одной и той же привычной обстановке

Пусть ходит на горшок перед сном или после завтрака, до выхода из дома.

Если все вышеперечисленное не помогает, нужно обратиться за помощью к врачу

Важно понимать, что специалисты владеют куда большим набором схем лечения запоров, чем родители

Как сделать так, чтобы ребенок перестал бояться горшка?

Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили  «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.

Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.

Шаг 1. Вернемся к началу

«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.

Для начала уберите ночную вазу малыша подальше (а лучше – выбросьте). Ребенок не должен видеть то, что его пугает. Никаких упоминаний, никаких слов, никаких упреков.

Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.

Шаг 2. Начинаем приучение

Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.

Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».

Шаг 3. Выбираем горшок

Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.

Шаг 4. Привыкаем

Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.

Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав  в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.

Шаг 5. Терпение и только терпение!

Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.

Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!

Шаг 6. Режим

Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:

  1. утром после сна;
  2. после приема пищи;
  3. после дневного сна (или до);
  4. перед и после прогулки;
  5. перед ночным сном.

Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.

Шаг 7. Хвалите!

Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.

Когда делать клизму при запоре у ребенка?

Обязательно перед началом курса слабительных. Если сверху откроем «водопад», а снизу стоит каловый завал — получим сильные боли в животе. Кроме того, клизма нужна, если ребенок более 3 суток не имел дефекации, если дефекация неэффективна (сидит на унитазе полчаса, какашка «стоит на выходе», но никак не выдавливается). Если дефекация вызывает боль и/или кровотечение из ануса. Ну, и при ряде других причин, которые определяет врач.

Пожалуйста, не путайте очистительную клизму и Микролакс. Микролакс — это местное слабительное, и оно на порядок менее эффективно, чем клизма. Но и его иногда можно применять, например, когда на слабительных вдруг пропал стул на 2-3 дня, и надо его немного «подтолкнуть».

Причины болей при дефекации

Малышу больно какать и, стараясь оттянуть неприятный момент, детки сдерживают естественные позывы к дефекации, а произвольная задержка стула провоцирует развитие запора. Если ребенок боится похода в туалет и жалуется, что больно опорожнять кишечник, то это признак заболевания:

Геморрой

Происходит расширение вен ануса или нижних отделов прямой кишки. Болезнь возникает при хроническом запоре, слабости кишечных вен или вследствие неправильной физической нагрузки.

Проктит и парапроктит

Воспалены стенки кишки или околокишечная клетчатка. Заболевание сопровождается постоянной болью, которая усиливается во время дефекации.

Наличие инородного тела

Малыши берут в рот детали конструктора, части игрушек, шарики и могут случайно проглотить. Неровная поверхность предмета царапает кишечную стенку, делая малышу больно.

Травмы заднего прохода

Трещины или разрывы ануса появляются при травмировании анального кольца твердым шершавым калом или если ребенок выкакал крупный проглоченный предмет. Постоянное раздражение ранок болезненно, детки стараются реже посещать туалет.

Произвольная задержка дефекации приводит к скоплению кала в прямой кишке и развитию запора.

Осмотр ануса поможет вам обнаружить разрывы или трещины, а расспросы – выяснить, что была проглочена деталь игрушки, но другие причины выявить не получится. Не игнорируйте детские жалобы на боль, посетите врача.

Готовность малыша

Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.

Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.

Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка. В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.

Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.

Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).

  • Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
  • Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
  • Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
  • Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
  • Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
  • Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
  • Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?

Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.

Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.

На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.

Как лечить?

Независимо от возраста, при психологическом запоре у ребенка ответ на вопрос, как помочь, одинаков: терпение и любовь. Терпение, потому что за один день эта проблема не решается, любовь — так как залогом скорейшего успеха является доброжелательная, любящая атмосфера в доме.

Чтобы преодолеть психологический запор у ребенка, родителям надо обеспечить соблюдение двух условий туалета малыша:

  1. Отсутствие боли.
  2. Отсутствие страха.

Чтобы дефекация была всегда безболезненной, нельзя допускать затвердевания стула. Тут основополагающая роль принадлежит контролю питания.

Составляем рацион

Овощи

Давайте много овощей в сыром и приготовленном виде (без масла). Овощная клетчатка очень хорошо влияет на консистенцию каловых масс. Если ваши дети наотрез отказываются от свежих и тушеных овощей, предлагайте им овощные супы, супы-пюре или котлетки.

Сухофрукты

Такие продукты, как чернослив, инжир, курага и тыква имеют выраженное слабящее действие. Их можно есть целиком или в пюре. Компоты и соки также помогают, но их лучше пить натощак или через полчаса после пищи.

Мучное и сладкое

Сладости и выпечку, мягкий хлеб, наоборот, свести к минимуму и употреблять их только с обильным питьем.

Кисломолочное

Кисломолочные продукты полезны только в первый день приготовления, долгий срок хранения наделяет их крепящим действием.

Питьевой режим

Предлагайте ребенку воду как можно чаще и следите, чтобы он пил ее достаточно. Возможно, его заинтересуют новая красивая чашка или поильник с трубочкой.

Избавляемся от страха

Позаботившись о питании, пора переходить ко второму условию: избавлению от страха

Ведь это не менее важно, чтобы помочь ребенку при психологическом запоре. Пока малыш будет бояться, он будет терпеть

Так каким же должен быть первый шаг к выходу из этой ситуации?

Просто позвольте свершиться неизбежному. Не подгоняйте и не дергайте ребенка, если видите, что он беспокоится и чувствует позывы в туалет. Если вы уже позаботились о правильном питании, мягкий кал не сможет долго задерживаться внутри, и через некоторое время кроха будет вынужден бежать на горшок. В любом случае, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой

Похвалите его за то, что он покакал, не заостряя внимание на способе. Ведь сейчас вам важнее, чтобы он в принципе это делал

Обязательно проговорите вслух, что действие принесло с собой облегчение. Неприятные ощущения исчезли. Повторяйте это каждый раз, когда ребенок какает. Не переживайте, если это происходит не совсем так, как вам хотелось бы.

Формирование гигиенических привычек может произойти на год или два позже и в этом нет ничего страшного. А хронические запоры — куда более неприятны и опасны.

Окончательную победу принесет арт-терапия

Если беспокойство затягивается, и малыш никак не может расслабить мышцы, предложите ему отвлечься, занявшись чем-то интересным. Максимальный эффект имеет песок и пластилин. Поиграйте вместе с пасочками, постройте замок, покатайте шарики и колбаски. Ребенок расслабится и покакает без страха. Чтобы такая арт-терапия принесла пользу, в игре должен вести малыш. Он решает, что делать, а взрослый следует за ним, ничего не навязывая.

Между походами в туалет, находясь в хорошем настроении, можно поиграть в кукольный театр. Пусть мягкие игрушки или куклы разыграют вашу проблемную ситуацию и благополучно разрешат ее. Порадуйтесь за них сообща.

Начинайте предлагать горшок или унитаз только после того, как психологический запор исчезнет. Не давите и не настаивайте, чтобы избежать отката назад. Используйте только положительное закрепление и не сдерживайте себя, демонстрируя радость, когда ваше солнышко все-таки сделает все правильно.

https://youtube.com/watch?v=N8t-UPuZgbk

Почему ребёнок боится какать

У детей в возрасте 2-3 года формируется полноценный режим похода  в туалет по большому. Большинство уже приучены ходить на горшок. В норме двухлетний ребёнок ходит по большому ежедневно или через день. Если через 3-4 дня ребёнок не какает – появляется повод задуматься о констипации (запоре).

Среди причин, влияющих на задержку стула в возрасте 2-3 лет, специалисты выделяют:

  • Неприятные воспоминания, связанные с опорожнением.
    Возможно, у ребёнка был понос, кто-то из окружающих отреагировал слишком бурно, возможно над ним посмеялись или высказались по поводу неприятного запаха. А теперь, садясь на горшок, малыш ощущает стеснение, зажимается, изо всех сил сдерживает себя.
  • Поход в детский сад, смена обстановки.
    Малыш регулярно какал в присутствии мамы, а теперь пошел в ясли и рядом с ним чужие люди: воспитатели, остальные дети. Происходит стеснение, стресс, вследствие чего – задержка стула и страх какать в саду. Ребёнок отказывается ходить на чужой горшок в присутствии посторонних людей и терпит до дома. Терпение входит в привычку и становится тяжело сходить даже дома. Не один раз от мамочек слышала истории о том, что нянечки в садике оговаривают малышей, которые просятся в туалет по большому, явно показывают своё недовольство.
  • Боится какать после запора.
    Постоянное сдерживание приводит к уплотнению каловых масс. Ребёнок пытается сходить по большому, тужится, испытывает боль при дефекации, образуются трещины в заднем проходе. Из-за испытанных ранее ощущений, в следующий раз он будет как можно дольше откладывать поход на горшок, в результате образуется замкнутый круг: терпит из-за того, что больно какать, а какать больно, потому что терпит.
  • Раздражённый кишечник.
    Проблема со стулом появляется на фоне постоянных стрессов и потрясений. В работе вегетативной системы происходит сбой. Кишечник передаёт импульсы мозгу с запозданием. В результате происходит развитие запора.
  • Недостаток любви и понимания со стороны родителей.
    Малыш не получает необходимое количество любви и заботы. Он может наложить в штаны, за что мама и папа будут его ругать. В следующий раз, чтобы не расстраивать родителей, он решит не какать вообще и будет всячески препятствовать акту дефекации.
  • Рьяное приучение к горшку.
    Родители решили приучить своего ребёнка ходить на горшок, но тот протестует и какает в штанишки. Его за это наказывают, ребёнок понимает, что его наказали за то, что он покакал. В следующий раз он будет всячески стараться избежать наказания путём сдерживания кала.
  • Негативная обстановка в семье.
    Дети чувствуют накалённые отношения родителей, поглощают негативные эмоции. А стрессы и переживания сказываются на работе пищеварения и моторике кишечника. В результате появляется психологический запор, и ребёнок боится покакать.
  • Малыш считает процесс дефекации постыдным.
    Поэтому боится ходить в туалет по большому. Само по себе такое мнение сформироваться не могло, вероятно ребёнок услышал в семье шуточки по этому поводу. Возможно, как-то выходя из туалета, папа получил замечание от мамы по поводу неприятного запаха, который распространился по всей квартире. Взрослый мужчина мог отшутиться, а ребёнок «намотал на ус», что он тоже может получить замечание, когда покакает.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector