Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?

Правильное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев: новые навыки и умения

Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!

А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.

Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.

Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.

Физические параметры малыша в год и девять месяцев

Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:

  • у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
  • у девочек – от 84 до 90,5 см.

Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.

Окружность головы:

  • у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
  • у девочек – от 46 до 50 см.

Окружность груди:

  • у девочек – от 48 до 54 см,
  • у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.

Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.

Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!

Что умеет делать малыш?

Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:

  1. Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
  2. Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
  3. Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
  4. Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
  5. Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
  6. Убирать за собой игрушки.
  7. Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).

Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.

Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.

Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.

В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.

Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых

Интеллект

  • В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
  • Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
  • Ориентируется в контрастных величинах.
  • Определяет 3-4 цвета.
  • Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
  • Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
  • Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
  • Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.

В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.

Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.

Причины, по которым сон ребенка может ухудшиться

Нарушения сна в этом возрасте могут носить поведенческий характер. Давайте разберем, с какими проблемами вы можете столкнуться.

1. Малыш отказывается от одного из дневных снов.

Большинство годовалых детей еще не готовы к переходу на один сон, так как потребности во сне у них  пока велики. 

Если один из снов не состоялся, делайте уход в ночь раньше, чтобы не допустить накопления усталости.

Если малыш не засыпает во время второго дневного сна, ограничьте утренний сон часом. Или же сместите начало обеденного сна на чуть более позднее время. Этот сон не нужно ограничивать. 

2. Кроха осваивает новые навыки

Малыш учится ходить, понимает, что может подняться в кроватке сам, держась за борт,  или активно начинает говорить. 

Порой для малыша новый навык становится настолько волнительным, что возникают проблемы со сном и поведением. Например, ребенок начинает переживать сепарационную тревогу, особенно во время ночного укладывания. Или отрабатывать подъемы в кроватке вместо того, чтобы спать. 

В этому случае предоставьте ребенку  возможность во время бодрствования практиковать новый навык. Через неделю-две он привыкнет к нему и сон улучшится. 

В результате даже многие 12-месячные дети часто просыпаются по ночам, спят короткие сны днем и засыпают только при обязательном присутствии мамы.

Выявите негативную ассоциацию со сном и научите малыша расслабляться и засыпать самостоятельно. При необходимости обратитесь к консультанту по детскому сну. 

4. Ребенок плохо спит из-за неподходящих условий сна

Ему мешают слишком теплая пижама, высокая/низкая температура в комнате, недостаточная темнота или влажность, неудобный матрас в кроватке, шум во время сна.

Пересмотрите условия сна и измените их при необходимости.

5.   Малыш реагирует на перемены в семье.

Любые отклонения от привычного режима могут сказаться на сне ребенка: скорое появление второго малыша, переезд в новый дом, появление няни.

Заранее подготовьте своего ребенка к важным изменениям в семье, чтобы они не расстроили привычный распорядок дня.

6.  Ребенок просыпается из-за голода.

Такое бывает, если малыш недостаточно ел днем или его питание не сбалансировано. В этом возрасте дети часто отвлекаются во время кормления и могут недоедать. Им интереснее изучать все вокруг и играть с игрушками, чем сидеть в стульчике для кормления. 

Давайте разберемся, как установить подходящий режим кормления в 12 месяцев.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.

Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.

В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .

Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.

Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца

На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.

В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.

Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.

После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.

Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.

В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.

Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.

Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).

Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».

Развитие речи в 1 год и 3 месяца

  • В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
  • Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
  • Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
  • С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
  • Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Эмоциональное развитие

В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня. В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого. Во время игр проявляет эмоции. В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется). По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека

Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его. Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо

Удивляется новому, пугается от неожиданного действия. Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута. Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.

Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?

Может пить из чашки или поильника.

Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.

Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.

Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает , особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про .
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

1. Инструкция по медицинскому применению медицинского препарата Холисал

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом.

Развитие, игры, воспитание

Полтора года период активного развития речи и интеллекта, поэтому важно развивать ребенка, как это лучше сделать подскажем ниже

  1. Попробуйте научить малыша собирать крупные пазлы из двух, трех деталей. Ребенку будет удобнее, если они будут деревянными.
  2. Знакомьте малыша с простыми геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
  3. Учите базовые цвета.
  4. Малышам нравится играть с прищепками. Вырежьте из плотного картона заготовки в форме круга, пусть малыш прицепляет к нему лучики. Подойдет и фигурка ежика, к нему кроха будет крепить «иголочки».

Понравятся ребенку и активные игры в догонялки, простые игры с мячом. На улице особенно увлекает полуторалетних детей песочница. Ведерки, сита, лопатки, грабли, разнообразные формочки увлекают надолго.

Для развития координации движений подойдут простые танцы, имитирующие походку медвежат, утят. Можно учить ребенка ходить по кругу под веселую музыку, приседать, хлопать в ладоши или топотать ножками.

Делайте с малышом простую утреннюю зарядку (приседания, ходьба, наклоны). Ее можно совместить с изучением частей лица и тела.

Творческие занятия очень нравятся полуторалетним деткам. Учите кроху рисовать пальчиками, с помощью, губки для мытья посуды, кисти. Подойдут и толстые трехгранные карандаши. Учите малыша лепить из мягкого пластилина, или специального теста.

Со спокойными детками можно поиграть в лото. Чем проще картинки, тем лучше. Такие игры помогут лучше изучить животный мир, растения, фрукты.

Как развивать ребенка?

Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.

Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:

  1. музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
  2. посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
  3. шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
  4. двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
  5. сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
  6. полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.

Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.

Обычный день

Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:

6:30

Просыпание.

Первое кормление, в которое ребенок получает мамино молоко либо смесь.

7:00

Гигиенические процедуры.

7:30

Бодрствование.

9:00

Гимнастика.

10:00

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку со сливочным маслом, а крохам-искусственникам дополнительно предлагают желток.

10:30

Период бодрствования.

11:30

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

13:30

Третье кормление, во время которого малыши любого типа вскармливания получают овощное пюре с мясным пюре и растительным маслом, а также пшеничный хлеб и сок из фруктов.

14:00

Период бодрствования и игры.

15:00

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

17:30

Четвертое кормление, которое у деток на грудном вскармливании будет включать фруктовое пюре, печенье и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – кисломолочный напиток, пюре из фруктов, творог и печенье.

18:30

Период бодрствования и спокойные игры.

20:30

Купание.

21:00

Пятое кормление, во время которого ребенок получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Детки на грудном вскармливании во сне прикладываются к материнской груди до 6 раз, а малыши-искусственники в этом возрасте уже для кормления не просыпаются.

Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.

Сколько должен спать ребёнок в 1 год

Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

Предлагаем ознакомиться: Почему появляются прыщи у беременных

В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них — на ночной и 2–3 — на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается — примерно на 30–60 минут.

В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.


Чаще всего годовалые дети днём спят 2 раза. Но если малыш поздно просыпается утром, ему может хватать одного сна

Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года — самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно

Важное правило, которое нужно соблюдать, — прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна

Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

  • активные игры во второй половине дня;
  • расслабляющая прохладная ванна;
  • кормление непосредственно перед сном.

Периоды бодрствования годовалого ребёнка достаточно продолжительны (3–5 часов). Малыш гуляет на улице, перед сном проводится купание. Остальное время посвящено играм, совершенствованию и приобретению новых навыков, знакомству с окружающим миром.

Игры ребёнка уже очень разнообразны: он умеет обращаться с кубиками, машинками, куклами и мягкими игрушками, пробует собирать башни из конструктора с большими деталями, изучает детские музыкальные инструменты. Малыш любит, когда ему что-то рассказывают, смотрит картинки в книжках, показывает на них пальцем, делает восклицания и слушает сказки.


Ребёнок познаёт мир с помощью игр

Период бодрствования ребёнка можно заполнить следующим образом:

  • сделать массаж;
  • заняться физическими упражнениями;
  • поиграть в активные игры (догонялки, прятки, мяч);
  • почитать книжки или провести время за другими спокойными и развивающими занятиями.

Прогулки

Прогулки зимой зависят от того, насколько закалён и приучен к свежему воздуху ваш ребёнок. При температуре не ниже -100С годовалый малыш обычно может провести на свежем воздухе от 40–60 минут до полутора часов. Не стоит чересчур оберегать его от мороза: обмен веществ у детей идёт быстрее, согреваются они лучше, и часто тогда, когда мамы на прогулке мёрзнут, их чада чувствуют себя очень хорошо.

Летом тоже стоит следить за температурой на улице и проводить на воздухе утренние (с 9 до 11) или вечерние (с 17 до 19) часы. Приучение к солнцу должно быть постепенным, начиная с 5 минут. На голове обязательно должна быть панамка.


Прогулки на свежем воздухе необходимо совершать ежедневно независимо от погоды

Купание

Российские врачи рекомендуют купать ребёнка ежедневно или через день в большой ванне, наливая воду так, чтобы он мог в ней сидеть и играть с игрушками. Купание — это не только чистота, но и закаливание, а также расслабление, снятие напряжения, отдых, что очень даже кстати после целого дня исследования мира и общения с людьми.


В ванне много развлечений

Когда у ребёнка появляются первые зубы (а к году их уже восемь!), можно знакомить его с зубной щёткой. Это медленный процесс, поэтому не торопите события, но постепенно вводите чистку зубов в распорядок дня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector