Почему старший ребенок ревнует к младшему? Что делать родителям?

Справляемся с детской ревностью

Правильная реакция родителей

Столкнувшись с детской ревностью, родителям важно научиться адекватно на нее реагировать. Если вы заметили, что ребенок ревнует вас к кому-либо – к папе, к брату или сестре, к другому человеку, не закрывайте на это глаза, не пускайте дело на самотек

Это крик ребенка о помощи, его просьба о любви и внимании

Если вы заметили, что ребенок ревнует вас к кому-либо – к папе, к брату или сестре, к другому человеку, не закрывайте на это глаза, не пускайте дело на самотек. Это крик ребенка о помощи, его просьба о любви и внимании.

Поговорите с ребенком, объясните, что вы понимаете его чувства и не будете ругать за них. Расскажите, что вы его сильно любите, гордитесь им и хотите, чтобы в вашей семье все жили дружно и не ссорились.

Внимательно следите за самочувствием ребенка: ревность может перейти и в скрытую форму.

Подготовка ребенка к рождению брата или сестрички

  1. Сообщите ребенку о скором появлении в вашей семье новорожденного, как только он начнет замечать изменения в состоянии мамы.
  2. Расскажите о том, как замечательно иметь братика или сестричку, каким надежным другом он станет и как весело с ним будет играть и проводить время.
  3. Пусть ребенок начнет общение со своим братиком или сестричкой, пока тот еще находится у мамы в животе. Он может разговаривать с ним, гладить, рассказывать ему сказки.
  4. Пофантазируйте с ребенком о том, какой родится малыш: какие у него будут глаза, волосы, что ему будет нравиться, а что нет.
  5. Игрушки, кроватку, коляску и прочие принадлежности для новорожденного выбирайте вместе с первенцем, советуйтесь с ним.
  6. Подготовьте ребенка к предстоящим изменениям в его и вашей жизни: «Вот здесь мы поставим кроватку для малыша, а у тебя теперь будет своя комната. Представляешь, какой ты уже взрослый!», «Сейчас ты катаешься на горке один, а скоро будешь вместе со своим младшим братиком. Вы будете с ним почти все время вместе: и играть, и гулять. Представляешь, как вы подружитесь!».
  7. Объясните, что сначала братик будет маленький, он еще не будет ни ходить, ни говорить, поэтому нужно немного подождать, когда он подрастет. А пока нужно заботиться о нем и оберегать.
  8. После рождения второго ребенка не делайте первенца нянькой. Он тоже имеет право на детство.
  9. Объясните ребенку, как нужно обращаться с новорожденным (не шуметь, когда он спит, бережно брать на руки и т.д.).
  10. Пусть он сам предложит вам свою помощь – достать закатившуюся соску, принести бутылочку, покачать коляску. Если захочет подержать младенца, ни в коем случае не отказывайте. Если боитесь, что может уронить, сядьте рядом и подстрахуйте.
  11. Не оставляйте старшего и младшего ребенка наедине! Это вопрос безопасности. Даже если вам кажется, что старший любит малыша, заботится и никаких агрессивных действий в его сторону не предпринимает. Вы не представляйте, насколько могут быть изобретательны дети. И, возможно, пока вы моете посуду, старшая дочка захочет угостить младенца конфеткой или апельсином, покатать на велосипеде или «сделать маникюр» фломастерами.
  12. Чаще подчеркивайте эмоциональную близость детей рассказами о том, что старший ребенок станет для малыша самым лучшим братом или сестрой, научит его кататься на велосипеде, на коньках, играть в футбол. Дайте ребенку почувствовать себя важным человеком в жизни новорожденного.
  13. Не отдавайте старшего ребенка на время пожить у бабушки, тети, пока вы заняты заботами о младенце. Первенец будет остро чувствовать свою ненужность и оторванность от семьи, желание родителей «избавиться» от него.

Старший ребенок ревнует к младшему : в чем причина?

Когда у меня на приеме озвучивается эта проблема, проблема детской ревности к малышу, я начинаю разговор с ребенком, а уже потом разговариваю с родителями, ведь они уже тогда начинают понимать свою главную ошибку.

Случай из практики. Артем, 5 лет, агрессия по отношению к сестре Маше, 9 месяцев. Психологическая беседа с ребенком:

Психолог: Артемка, а какой ты будешь, когда вырастешь?

Артем: Я буду большой, сильный, вот с такими бицепсами (показывает).

Психолог: А что ты будешь делать?

Артем: Я работать буду, как  папа, денежки зарабатывать. Наверное, буду тоже менеджером, а может и полицейским. Да, я полицейским буду.

Психолог: Полицейским тоже хорошо, добрых от злых защищать. Здорово. Ты будешь работать как папа, денежки зарабатывать, а зачем папы денежки зарабатывают?

Артем: А как без денег? Маме надо в магазин ходить, хлеб там покупать, сосиски, игрушки детям тоже надо.

Психолог: Хорошие у тебя папа и мама. А ты когда вырастешь, у тебя какая жена будет?

Артем: Тоже хорошая. Красивая, драться не будет. У нас в саду Таня красивая, но дерется она.

Психолог: А зачем люди женятся?

Артем сначала молчит,  потом смеется.

Психолог: Ну как ты думаешь? Вот люди полюбили друг друга, хотят всю жизнь вместе быть, помогать друг другу, радоваться. Вот они поженятся красиво…

Артем: У нас дома на стене висит мама и папа свадебные. Красивые очень. Как в кино. А еще у моего крестного свадьба была, я там тоже был. У меня костюм был и цветочек вот тут.

Психолог: А потом что?

Артем: Потом ребеночек у них родился.

Психолог: Правильно, Артем, какой ты умный! Догадался! Люди женятся, чтобы у них детки рождались. Ты знаешь семьи, где много детей?

Артем: Да, у Тани есть два брата. Мам, у кого еще много детей?

Мама: У тети Кати с дядей Олегом четверо детей.

Артем: Да, у них Леша, Василиса, Андрей и Леля. Мы с ними на даче шалаш строили. Только Леля, конечно, не строила, она маленькая еще, в колясочке.

Психолог: Весело, когда детям есть с кем поиграть! Когда деток много  — это хорошо! Это счастливая семья. А в вашей семье сколько детей?

Артем:  Я и Маша. Двое.

Психолог: В вашей семье ПОКА двое. Люди женятся, чтобы у них детки рождались. А у тебя сколько детей будет, когда ты вырастешь?

Артем: У меня много детей будет!

Итак, главная  ошибка родителей Артема — они не дали понять ребенку, что рождение детей — это нормальный процесс для семьи. А наоборот, дали ему ощущение, что он решает, быть детям или нет. Так, родители спрашивали сына, хочет ли он малыша, кого он хочет мальчика или девочку и так далее. Так делать нельзя, вы можете услышать что-то вроде «лучше уж хомячка»!

Советы психолога

  • Нельзя заставлять старшего ребенка «полюбить» малыша. Каждому чувству — свое время. Братская любовь обязательно придет, но не факт, что именно сейчас, и уж точно не по требованию родителей.
  • Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом! Они — разные. Примите это как свершившийся факт и никогда не подчеркивайте достоинства одного малыша как упрек в адрес второго.
  • Чаще говорите первенцу, что мама очень сильно любит его, и с появлением на свет второго ребенка ничего в этой любви не изменилось.
  • Возьмите на вооружение принцип «восьми объятий». Чтобы чувствовать себя любимым и нужным, ребенку требуется минимум 8 объятий в течение дня.
  • Самая опасная детская ревность – скрытая. Внешне вы можете не заметить ее проявлений, но напряжение, которое будет накапливаться внутри у ребенка, может вызвать вполне осязаемые на физическом уровне заболевания.

Поощряйте обмен игрушками между детьми, если разница в возрасте у них небольшая. Учите их делиться. Если братья-сестры упорно сражаются за право обладания той или иной игрушкой, объявите, что все игрушки в доме отныне «мамины». И выдавайте их детям на свое усмотрение.

Чаще подчеркивайте, что малыш очень любит своего старшего брата (сестру)

Обращайте внимание первенца на то, каким обожающим взглядом смотрит на него кроха. Преувеличивать или обманывать вам точно не придется, ведь все малыши действительно боготворят своих старших братьев и сестер.

Если ребенок начал регрессировать и требует дать ему грудь, как младшему, взять его на ручки, если он начал «покушаться» на погремушки малыша, предложите ему соску, заверните в пеленку, при это запретите есть яблоки и пирожные, ведь «маленьким это нельзя»

Старший быстро поймет, что быть крохой крайне невыгодно и «вернется в свой возраст» обратно.

Не нужно отдавать вещи старшего ребенка младшему, если «большой» против. Кроватку или коляску лучше купить новую, чем отбирать у подросшего ребенка. Ведь для него это будет болезненно и очень обидно. Наследовать вещи можно только с согласия старшего ребенка.

  • Научитесь все, абсолютно все, делить между детьми поровну. Это касается и конфет, и своего внимания. Если поцеловали одного малыша, сразу же поцелуйте и второго. Если взяли на руки одного, обнимите или посадите на колени второго.
  • Не давайте второму карапузу ласковых прозвищ и имен, которыми вы называли старшего ребенка в младенчестве. «Карасик», «Пухлик» или «Медвежонок» в семье может быть только один. Старший ребенок не готов отдать малышу свое второе имя. Подбирайте второму ребенку новое ласковое прозвище. Мой трехлетний сын довольно сильно ревновал к новорожденному брату. Примирить их удалось в том числе и с помощью ласковых имен. Первый у нас всегда был «Пирожком с капустой». Второго мы прозвали «Пирожком с повидлом». Это как бы уравняло малышей, и в то же время каждый чувствует свою индивидуальность.
  • Как бы ни были похожи братики и сестрички, помните, что они все-таки разные. А потому нуждаются в разных секциях, кружках. Если каждый ребенок будет заниматься чем-то своим, к чему у него есть способности и интерес, то соперничество между детьми удастся свести к минимуму.
  • Нечасто, но бывает и обратная ревность – младший ребенок начинает ревновать маму к старшему. Сгладить такую ревность значительно проще, ведь большинство малышей все-таки воспринимают старших братьев и сестер как еще одного родителя.

Из следующего видео вы получите еще несколько ценных советов для нахождения компромисса между детьми.

Порядок действий взрослых

Конечно, лучшим выбором является превентивная психотерапия. Перед рождением второго ребёнка, нужно подготовить старшего: показывать ему его собственные фото в грудном возрасте, рассказывать о том, как растёт его братик или сестра в мамином животике, советоваться с первенцем по поводу выбора кроватки и коляски, игрушек и нарядов для крохи. Чем больше ребёнок будет чувствовать собственную значимость, тем лучше.

Расскажите, что он добрый и хороший, что он уже очень ждёт этой встречи и мечтает познакомиться. Оптимально, если ребёнок знакомится с будущим отчимом и налаживает первичные отношения до того, как будет принято решение о совместном проживании взрослых.

Если же подготовка проведена не была, и избежать ревности не удалось, помогут следующие советы психолога.

Просите старшего ребёнка помочь вам, покажите, насколько значимым может быть его участие в уходе за малышом, но не превращайте ребёнка в няню. Постепенно старший полюбит младшего всем сердцем, а пока пусть помогает подавать соску или детский крем, катить коляску.

Находите каждый день пусть всего час, но исключительно для старшего ребёнка. Читайте, рисуйте вместе, посмотрите мультики или фильм, просто пройдитесь вдвоём по улице

Очень важно не скупиться на выражения своей любви к нему.
Чаще организуйте совместный досуг, в котором найдётся место всем членам семьи: совместный поход в кино, на пикник, в поход, поездка на море. Делайте это вместе.
Не пытайтесь задобрить ребёнка подарками, лишая его внимания

Принимайте его переживания всерьёз, поощряйте проговаривание, пусть малыш рассказывает о своих чувствах. Будьте хорошим слушателем.
Жёстко пресекайте попытки проявить любую агрессию. Этот тот самый случай, когда компромиссов не бывает.

Детская ревность

Ревность – крайне деструктивное чувство, а детская ревность разрушительна вдвойне.

Чаще всего она появляется у ребят, которым еще не исполнилось 5 лет. Малыш привык быть в центре внимания, он искренне полагает, что он в семье самый главный, а потому появление новорожденного, вокруг которого немедленно начинает крутиться вся жизнь родителей, больно бьет первенца в самое уязвимое место. Он перестает чувствовать себя в безопасности. У ребенка развиваются страхи.

Проявления ревности при рождении второго и последующего детей у старшего малыша могут проявляться в форме частых капризов, агрессии, направленной на новорожденного и на взрослых. У первенца повышается уровень тревожности, могут фиксироваться нарушения аппетита и сна. Некоторые особо впечатлительные детки становятся . Реже – старшие дети «впадают в детство», регрессируют, начинают сюсюкать и просить соску, погремушки или даже начинают снова писаться в штаны.

Что делать, чтобы уменьшить ревность

Взрослым очень важно выработать правильную линию поведения со своим первенцем. Если появилась детская ревность — относитесь с пониманием к негативному отношению своего первого ребенка к появлению младшего

Он имеет право на собственное мнение. Родителям необходимо понять, что чувствует расстроенное чадо, помочь наладить хорошие отношения между детьми.

Заранее готовьте ребенка к появлению малыша. Разговаривайте во время беременности с ним о том, что маленький будет беспомощный и ему понадобится мамина забота, а также помощь старшего, обсудите, как изменится ваша жизнь.

Поскольку детская ревность связана с ощущением недостатка внимания и любви, то старайтесь проявлять ее по отношению ко всем детям. После рождения малыша, постарайтесь сохранить привычные ритуалы в жизни старшего ребенка: чтение сказки перед сном или воскресные походы в парк. При прогулках с коляской выбирайте такие места, чтобы старшему тоже было чем заняться – покачаться на качелях или полазить на детской площадке.

Выделяйте время в течение дня, 30-40 минут в день, которое будет принадлежать исключительно вам и старшему ребенку. В этот период стоит поиграть с чадом, почитать, поговорить, делать то, что интересно именно ему. Можно использовать время, когда младенец спит, или когда кто-то может заменить вас. Рассказывайте первенцу, что когда он был малышом, то вы точно так же о нем заботились. Посмотрите вместе его маленькие фото, расскажите о его собственном периоде младенчества.

Включайте старшего ребенка в уход за малышом

Обратите внимание, как много уже умеет старший, какой он ловкий. Попросите принести игрушку или пустышку

Похвалите, если он выполнил просьбу. Скажите, как вам приятна его помощь. Но если ребенок сопротивляется, то не настаивайте. Не превращайте заботу о младшем в обузу и обязанность.

Часто к старшим детям возрастают требования, а терпимость уменьшается. Не срывайтесь на него из-за усталости или проблем с младшим ребенком. Подросший малыш тоже ребенок, нуждающийся в любви и заботе, и у него могут быть свои интересы, игры. Найдите ему занятие, чтобы освободить свое время, попросите помочь мужа, родственников.

Перед тем, как отдать коляску или игрушки, принадлежащие первому ребенку, стоит спросить у него разрешение, узнать какую игрушку он хотел бы оставить себе, даже если уже сам в нее и не играет. Можно попросить старшего научить чему-то младшего – кушать ложкой, произносить простые слова, научить названию предметов окружающей обстановки. Такие занятия разовьют у старшего навыки заботы и ответственности, вместо соперничества и конкуренции.

В семье не должно быть двойных стандартов. Не стоит оставлять без наказания баловство младшего только потому, что он — самый маленький в семье, и его стоит простить, так и крепнет детская ревность. В ссорах детей между собой выслушайте обе стороны, постарайтесь установить истину, в крайнем случае, можно одинаково наказать обоих. За хорошие поступки обязательно надо хвалить каждого, можно поощрять какими-то действиями.

Делите между детишками все поровну. Не стоит говорить: ты старший, значит, обойдешься без вкусняшки. Взяли на ручки грудничка, поцелуйте и старшего. Плюс проведите воспитательную беседу с остальными взрослыми членами семьи (особенно бабушками) – они часто выделяют кого-то одного из внуков, остальные обижаются

Старайтесь придумать такие игры, где могут участвовать оба ребенка, не соревнуясь за ваше внимание (игра в магазин, игры с мячом, настольные)

Детская ревность не исчезает сама. Чаще напоминайте деткам об их родственной близости

Говорите первенцу, что младенец любит его больше остальных, всегда ему рад, обратите внимание на то, как маленький улыбается брату/сестре, тянется к нему

Очень часто детишки спрашивают маму, кого она больше любит. Не стоит выделять одного, чтобы проучить другого. Расскажите, что все детки — это большая любовь и радость в семье. Можно сравнить с пальчиками на одной руке – где все разные, но все нужны и важны. Именно отношение взрослых к собственным детям формирует доверительные, родственные отношения друг с другом.

Зачастую у повзрослевших детей интересы все больше расходятся, поэтому стоит записывать в кружки с учетом их интересов и желаний, не требовать совместных прогулок и постоянного пребывания вместе. Детская ревность становится меньше, если признавать достижения обоих детей, не сравнивать их друг с другом. Достигнув результатов в разных сферах деятельности, возможно, они перестанут ощущать себя соперниками.

Терпение, любовь всех взрослых членов семьи, проявленное внимание ко всем своим малышам позволит создать дружественную гармоничную атмосферу в семье

Сказка про Медвежонка

Автор — Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, автор метода комплексной сказкотерапии, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии

Помните, много деток – хорошо! Кстати, очень часто лучшим лекарством от ревности является рождение третьего ребенка! Радости вам и вашим детям! Автор статьи — Наталья Баринова, мама двух взрослых детей, детский психолог.

Понимаю, что у вас, дорогие читатели «Родной тропинки»,  могут возникнуть очень личные вопросы к автору, поэтому по согласованию с Натальей  даю ее контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта nmbarinova@yandex.ru

skype natali020570

Телепередачу «Как помочь ребенку преодолеть ревность к младшим братьям и сестрам» с участием автора этой статьи Натальи Бариновой, Вы можете посмотреть прямо сейчас!

А в заключение хочу пригласить Вам в путешествие в еще одну сказку — помощницу в решении проблемы детской ревности. Ее написала  мама — одна из участниц нашего проекта — Виктория Бурдовицына, когда в их семье появилась вторая малышка. Виктория с этой сказкой участвовала в конкурсе маминых сказок в апрельской Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». Вот эта замечательная интересная сказка о Питере и его сестричке Лили — http://rodnaya-tropinka.ru/detskaya-revnost/ . так нам всем полюбившаяся :).

Продолжение статьи Вы можете прочитать здесь:

Часть 2 — «Дети ссорятся : что делать?»

Часть 3 — копилка игр » Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения, снимаем агрессию, учимся взаимодействовать друг с другом»

Мирилки — 22  мирилки в картинках. Картотека для родителей и педагогов.

Всем желаю интересных выходных в кругу семьи!

Обсуждаем эту статью в нашей группе Вконтакте: из опыта читателей «Родной тропинки»

Ольга: «Пункт 4 кажется очень сомнительным. Читала у многих психологов, что подарок от младшего старшему — это совсем неправильно».
Анна: «Ольга, а мы так делали. Два года назад, когда я готовилась к появлению второго сына, как раз читала эту статью. И мы заранее купили старшему игрушечный мотоцикл от младшего братика. Старшему было 2,5 г. И знаете, когда мы приехали домой и вручили старшему подарок именно от братика, он был несказанно рад. Мне кажется, это даже разрядило некоторое эмоциональное напряжение, которое у него было. И он до сих пор помнит, что братик подарил ему мотоцикл этот. Хотя и говорит сейчас, что это был подарок от нас, тогда он так не думал:).
Ольга: «Спасибо, что рассказали! Очень интересный опыт!»
Анна: «Я тогда очень переживала, что ревновать сильно будет, и рекомендации Натальи Бариновой из этой статьи взяла за основу:). И игрушки для родственников и друзей про запас у нас лежали, если вдруг только малышу принесут. И малыша при выписке сразу папе вручила, чтобы старшего обнять :)».
Ольга: «Анна, спасибо!:) Пусть братики будут дружными всегда!:))»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Как проявляется детская ревность

Детская ревность может проявляться очень разнообразно, в зависимости от возраста ребенка. Если разница в возрасте небольшая, старшему бывает сложно сформулировать и выразить словами свои чувства, поэтому начинает меняться поведение.

Ребенок может стать более капризным и плаксивым. Устраивать истерики, стать нетерпеливее, сильнее реагировать при отказах, быть более агрессивным. Появление нового члена семьи для него стресс и ребенок справляется с ним как умеет. Нередки просьбы вернуть новорожденного обратно, туда, откуда взяли. Бывают и попытки обидеть младенца – ударить, ущипнуть, поэтому нужно следить за настроением старшего, не оставлять их надолго одних.

Иногда, видя как мама заботиться о беспомощном малыше, ребенок тоже требует покормить его с ложки или дать грудь, начинает вести себя как более младший по возрасту (не хочет самостоятельно одеваться, ходить на горшок и т.п.). Могут появиться страхи, особенно темноты, отказ засыпать в одиночестве, хотя раньше не было с этим проблем, беспокойный сон или отказ от ранее любимых занятий.

У детей трех лет и старше сильное чувство собственности, поэтому они не желают, чтобы пользовались их игрушками, использовали их кровать или какие-то другие вещи. Они зорко следят, чтобы младшему не досталось больше сладостей или каких-то еще удовольствий.

Старшие детки пытаются отвоевать внимание родителей, поэтому идут на «крайние меры», перестают слушаться, демонстративно плохо себя ведут, перечат и выдают фразы в духе «вот вы его любите – его и воспитывайте, а от меня отстаньте». Детская ревность в более старшем возрасте проявляется как драки, пакости друг другу, могут портить вещи другого, жаловаться на второго родителям и пытаться доказать что они лучше брата/сестры

Детская ревность в более старшем возрасте проявляется как драки, пакости друг другу, могут портить вещи другого, жаловаться на второго родителям и пытаться доказать что они лучше брата/сестры.

Как не допустить детской ревности к братику или сестренке

Еще до появления нового члена в семье создайте эмоциональную связь между детьми. Вместе с ребенком наблюдайте, как растет животик. Позвольте прикоснуться к нему, а когда малыш внутри будет толкаться, то физический контакт подарит неповторимые ощущения и радость старшему. Он почувствует, что есть отклик на его прикосновений.

Полезным будет включить музыку, которую старший ребенок подберет сам. Совместное прослушивание втроем создать идиллию и фундамент для будущих отношений. 

Ходите вместе на прогулки, чтобы подышать «свежим воздухом». Пусть старший вслух почитает малышу в животике свою любимую книгу, поговорит с ним или споет песенку. Мама расскажет, что, вероятнее всего, чувствует младший. Обратная связь очень важна для старшего ребенка.

Обустройством места для младшей сестренки или братика займитесь вместе со старшим ребенком. Пусть он дает советы по выбору мебели и одежды. Ходите с ним за покупками. Инициатива в ребенке воспитывает в нем чувство ответственности и пробуждает желание поскорее встретиться с младшим.

В общественном месте или во время прогулки на детской площадке, когда встречаете семьи, где есть старшие и младшие дети, обратите на них внимание. Покажите на примере, как ребятишки вместе играют

Скажите, как им хорошо, весело и здорово. Никогда не бывает скучно. А дома они смотрят вместе мультики, читают книжки, а потом их обсуждают. Играют в игрушки и придумывают веселые и забавные игры.

Вся подготовка старшего ребенка к рождению малыша, уменьшает стресс и устанавливает заранее между ними эмоциональную связь. 

Не стоит никогда спрашивать у ребенка, кого он хочет — братика или сестренку? Скорее всего у него есть предпочтение, с кем будет лучше. Если вы не знаете пол будущего ребенка, то вместе со старшим пофантазируйте, что будет если родиться девочка или мальчик. Какие совместные игры больше им подойдут.
Чтобы не было ревности, у старшего должно быть собственное пространство и игрушки. Конечно, в идеале это отдельная комната, но если жилищные условия не позволяют, то в ее роли выступает кровать и небольшое пространство возле нее, где лежат личные вещи. У ребенка всегда должна быть возможность побыть одному, когда ему это захочется. Компактный игрушечный домик или детская палатка делают такое место идеальным.

Заранее с ребенком поговорите об игрушках. Пусть он отберет несколько самых дорогих ему. На них распространяется «гарантия неприкосновенности». Если ребенок не захочет с ними делиться с кем-то, то это его личное право. Помимо игрушек к личным вещам относятся дневники, книжки и карандаши с фломастерами. Остальные игрушки — будут общими с младшим.

Запомните: уважение родителями личного пространства ребенка учит его также не нарушать границы у других людей.

Предотвращает ревность внимательное отношение к ребенку, к его желаниям и потребностям:

  • Демонстрируйте постоянно свою любовь. Говорите вслух, что любите его. Несколько раз в день обязательно прикасайтесь: обнимайте, гладьте и целуйте.
  • Предлагайте помощь. Если ребенок с чем-то не справляется, помогите сделать вместе. Хвалите, когда у него получилось. Такое поведение со стороны взрослого человека демонстрирует пример сплоченности семьи и отзывчивости друг к другу. Ребенок перенимает подобное отношение и затем будет также вести себя с малышом.
  • Благодарите и извиняйтесь. Любая помощь, даже по самым мелочам, и забота со стороны старшего ребенка по отношению к беременной маме, а потом и к новорожденному, стоит благодарного «спасибо». Также и родитель должен выражать сожаление или говорить «извини», если произошла ошибка или случилось недоразумение. Простые слова и теплые взаимоотношения создают фундамент теплого отношения старшего ребенка к младшему.

Типичное поведение ревности старшего ребенка

Поведение ревности ребенка можно видеть не только по тому, что он ведет себя плохо или неадекватно. Существует определенные признаки, по которым можно определить, что старшему ребенку не хватает близости с мамой.

Ревность — это чувство, подаренное мозгом ребенку для того, чтобы он изменил свое поведение так, чтобы мама его заметила

При уколах ревности все силы мозга брошены на то, чтобы зацепить внимание мамы. Получить любое поощрение или порицание, создать ситуацию, в которой мама будет вынуждена отвлечься от малыша и связаться со старшим ребенком

Это поведение называется «желать и стремиться к близости с мамой любой ценой». Возникает тогда, когда ребенок сталкивается с опасностью, что его могут перестать любить, меньше любить, когда появился другой ребенок.

И вот что может предпринимать старший ребенок в стремлении сблизится с мамой.

Прятаться «Я от вас вообще уйду! Оставайтесь с этим ребенком!» Хлопает дверьми в комнату, дуется по мелочам, не решает конфликты, а сидит в комнате за закрытыми дверями и всех отсылает. Вынуждает маму объясняться, извиняться, умолять ребенка не обижаться и т.д.

Искать контакта «Мама, побудь со мной!», «Мама, а ты уже все сделала? Мама, а ты уже закончила? Мама, а ты уже свободна?» Липнет, пристает, поджидает, контролирует. Мама отдает себя, сколько может

А когда она начинает разрываться от невозможности успеть все, ребенок получает необходимое внимание в криках, срывах, ругательствах мамы на него. Ну и что, что внимание со знаком минус, но внимание же!

Резко повзрослеть «Видите, какой я у вас уже большой!» Улавливает одобряемые поступки и начинает делать то, что ему не свойственно по возрасту

Например, мыть за собой посуду, убирать в квартире. Делает не для того, чтобы научиться, а для того, чтобы мама похвалила.

Резко стать маленьким. Ребенок начинает сюсюкать, как маленький, навязчиво, долго, раздражающе. Чтобы мама обратила внимание и взяла на ручки, поболтала, посюсюкала с ним в ответ. Или перестает делать то, что уже умел делать до рождения малыша. Например, требует, чтобы его кормили из ложки, а сам не есть ни в какую.

Унижать себя «Я теперь никто. Меня больше никто не любит. Зачем я такой нужен» Обычно появляется, когда ребенок что-то натворил и его отругали. Принимать может тяжелую форму, когда ни словами, ни объяснениями ребенку не доказать, что он ценный и его любят не меньше.

Преувеличивать себя. «Я- старший. Да если я только захочу. Да я все могу. Да вы еще посмотрите, кто я». Ребенок одевает маску величия, чтобы получить желаемое одобрение от родителей. Доказать себе и всем, что он не пустое место.

Зеркалить. Ребенок начинает копировать тех, кого мама с папой одобряют. Героев, зверей, других детей. Так он прячется от ревности и боли. Копируя других, он как бы приближается к идеалу, который мама с папой точно принимают, симпатизируют ему (он это слышал и знает точно).

Искать расположение. Когда ребенок заглядывает в глаза и говорит «Мамочка, а что еще для тебя сделать? А хочешь это? А хочешь то? А давай я тебе вот это принесу?» И мама соглашается. Так ребенок напрашивается на одобрение и похвалу.

Все эти реакции ребенка активируют родителей уделять хоть какое-то внимание ему. Это поведение для того и встроено в человека, чтобы побудить другого отреагировать на него

Потому что НЕ отреагировать не получиться. У мозга ребенка простая логика: Чтобы меня любили, нужно сделать одно из этих действий (описанных выше) и тогда меня заметят и начнут любить.

Такие реакции могут закрепляться в характере ребенка, если он слишком долго использовал их для получения внимания мамы (родителей). Что нужно делать родителям, чтобы старший ребенок не прибегал к использованию этого поведения?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector