Что такое СДВГ: симптомы, лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и школьного возраста

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

ТипСимптоматика
НевнимательностьРебенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
ГиперактивностьРебенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
ИмпульсивностьРебенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

ВозрастОсобенности
ДошкольныйПроявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школаСиндром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
СтаршеклассникиЕсли своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Диагностика СДВГ у детей и взрослых

Методом для оценки ребенка или взрослого на дефицит внимания и геперактивность является стандартная оценка, предназначенная для выявления поведенческих моделей и признаков, связанных с гиперактивностью и недостаточным вниманием. Если ребенку от 4 до 18 лет, и есть подозрение, что он имеет синдром, Американская академия педиатрии рекомендует врачу провести первоначальную оценку поведенческого скрининга

Во время консультации доктор встречается с ребенком и задает ему и родителям ряд вопросов. Это помогает определить, проявляются ли у ребенка стойкие признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности и встречаются ли они в более чем одной ситуации, например, дома и в школе

Если ребенку от 4 до 18 лет, и есть подозрение, что он имеет синдром, Американская академия педиатрии рекомендует врачу провести первоначальную оценку поведенческого скрининга. Во время консультации доктор встречается с ребенком и задает ему и родителям ряд вопросов. Это помогает определить, проявляются ли у ребенка стойкие признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности и встречаются ли они в более чем одной ситуации, например, дома и в школе.

Если педиатр подозревает СДВГ, он рекомендует провести обследование узким специалистом, неврологом или психологом, который применит нейропсихологическое тестирование. Этот тип диагностики проходит углубленнее, чем стандартный скрининг. Тестирование включает проверку на слуховую и визуальную обработку и сенсорное развитие.

Выявив способствующие факторы, врач рекомендует подход к лечению, устраняющий основную причину СДВГ.

Если доктору сложно поставить диагноз, он назначает неврологическую визуализацию. Сканирование SPECT (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) измеряет кровоток в мозге. Радиоактивный краситель вводится в руку, и делается серия снимков головы. Они преобразуются в трехмерные изображения и просматриваются, чтобы увидеть, где мозг выглядит более и менее активным.

Дети с диагнозом в возрасте до 6 лет имели гораздо больше шансов на неврологическую визуализацию, чем дети в возрасте от 6 лет и старше (41,8% против 25%).

Взрослые сначала проходят скрининг по шкале самоотчетов для взрослых.

Один этот тест не может диагностировать синдром. Серия вопросов предназначена для определения того, следует ли рассматривать обследование у невролога или психолога.

Список используемой литературы:

  1. Greenhill L. et al. Efficacy and safety of immediate-release methylphenidate treatment for preschoolers with ADHD //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2006. – Т. 45. – №. 11. – С. 1284-1293.
  2. Gurevitz M. et al. Early markers in infants and toddlers for development of ADHD //Journal of Attention Disorders. – 2014. – Т. 18. – №. 1. – С. 14-22.
  3. Centers for Disease Control and Prevention et al. Key findings: Trends in the parent-report of health care provider-diagnosis and medication treatment for ADHD, United States, 2003–2011 //Centers for Disease Control and Prevention. – 2014.
  4. Rappley M. D. et al. Patterns of psychotropic medication use in very young children with attention-deficit hyperactivity disorder //Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2002. – Т. 23. – №. 1. – С. 23-30.
  5. Smith B. ADHD among preschooler: Identifying and treating attention deficit hyperactivity disorders in very young children requires a different approach //Am Psychol Assoc. Monitor Psychol. – 2011. – Т. 42. – №. 7. – С. 50.
  6. ATTENTION-DEFICIT S. O. N. et al. ADHD: clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2011. – С. peds. 2011-2654.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

СДВГ у взрослых

В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно

Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного

Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. Индивид, страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно повысить самооценку. Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

Причины

В психологии принято выделять несколько причин возникновения СДВГ. И чаще речь идет о влиянии сразу нескольких факторов:

  1. Генетика. Если кто-то из родителей имел СДВГ, то с большой вероятностью расстройство возникнет и у ребенка.
  2. Вредные привычки матери. Курение, алкоголизм или прием других психоактивных веществ негативно влияют на развитие плода и способны вызвать органические патологии.
  3. Трудная беременность. Стрессы, прием лекарств, плохое питание, перенесенные заболевания – все это может негативно отразиться на развитии плода.
  4. Травмы и инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Кроме этого, причиной развития СДВГ может стать родовая травма, проблемы с позвоночником и кровообращением.

Иногда СДВГ возникает в рамках другой проблемы, то есть выступает как симптом. Например, такое встречается при задержке речевого или психического развития.

Кроме этого, СДВГ можно спутать с некоторыми другими состояниями. Например, со стрессом, вызванным переездом, или другими резкими и (или) серьезными изменениями в жизни, сбоем в работе щитовидной железы, депрессией или расстройством сна, отравлением свинцом.

СДВГ у взрослых встречается редко, так как патология проявляет себя рано и, как правило, ее сразу же вылечивают. То есть если взрослому человеку ставится диагноз СДВГ, то вероятнее всего это тянется из детства. Но большинство людей с СДВГ учатся успешно жить с этим. В редких случаях болезнь может развиться во взрослом возрасте из-за интоксикаций, травм, других психических расстройств.

Интересно! Хоть в большинстве случаев СДВГ и диагностируют в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте, развитие патологии начинается в раннем детстве (1–3 года), а иногда и во время внутриутробного развития плода.

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между
    родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит
    средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
    сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Диагностика

Очень сложно установить диагноз до того времени, как симптомы не будут развиты полностью и не приведут к постоянным проблемам дома и в школе.

Актуально проведение следующих исследований:

  • расспрос учителей и членов семьи о ребёнке;
  • медосмотр для выявления других причин симптомов;
  • сбор информации о состоянии здоровья;
  • шкалы для объединения и оценки полученной информации.

Дифференциальная диагностика

Заболевания, аналогичные симптомам данной патологии или существующие параллельно:

  • синдром Туретта;
  • трудности говорения или обучения;
  • судорожные расстройства;
  • тревожные расстройства;
  • нарушения сна;
  • поражение головного мозга.

Диагностика дошкольников
Порой симптомы несложно определить даже у дошкольников, но в основном диагностика в этой возрастной группе заметно затруднена, поскольку такие проблемы развития, как нарушенная речь могут попросту приниматься за СДВГ ошибочно.

Именно поэтому дошкольников необходимо показывать специалистам: психологу, логопеду, психиатру, педиатру, иными словами, врачам, специализирующимся на развитии детей. Среди актуальных методов диагностики стоит выделить внешний опрос и психометрическое тестирование.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является
наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с
друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов,
для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психолог. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и
анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога,
внутрисемейную обстановку.

У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике
заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, МРТ,
электрокардиографию, компьютерную томографию Необходим сбор симптомов заболевания

Симптомы

У СДВГ есть три ключевых симптома:

  1. Невнимательность. Ребенок легко отвлекается, многое забывает, часто что-то теряет. Ему сложно работать по инструкциям, организовывать свою деятельность. Он систематически не выполняет просьбы и поручения родителей, педагогов, воспитателей, друзей. Со стороны кажется, что он не слушает взрослых, хулиганит. Из-за этого таких детей ошибочно называют трудными, запущенными.
  2. Гиперактивность. Ребенку с СДВГ нужно постоянное движение. Даже если он какое-то время сидит на месте, то ему все равно нужно что-то перебирать в руках, постукивать пальцами по столу или ногами по полу, покачиваться и т.д. Гиперактивность отражается не только в поведении, но и в общении. Со стороны кажется, что ребенок невоспитанный, суетливый, тревожный, нетерпеливый. Проявления активности тоже не поддаются нормам, инструкциям, каким-либо правилам. Ребенок делает то, что посчитает нужным, и тогда, когда посчитает нужным. Например, во время урока он может встать и начать бегать по классу или покинуть кабинет.
  3. Импульсивность. Заметны проблемы в иерархии мотивов. Человеком с СДВГ управляют его желания. Он не готов ждать ни секунды, если ему чего-то захочется. В попытках добиться своего такой ребенок кричит, спорит, перебивает, проявляет физическую агрессию. Он не готов идти на компромисс.

Специалисты отмечают, что у девочек симптомы СДВГ выражаются слабее, чем у мальчиков. А гиперактивность иногда и вовсе не заметна, то есть остается только рассеянность и невнимательность.

Симптомы дефицита внимания у подростков не отличаются от диагностических симптомов у детей. Разница только в том, что из-за естественных гормональных изменений в подростковом возрасте ребенок становится еще более рассеянным и агрессивным.

На практике встречаются разные типы СДВГ. В зависимости от вида синдрома немного отличаются проявления патологии. К трем основным симптомам присоединяется ряд второстепенных.

Типы СДВГ:

  1. Классический тип. Проявляется неустойчивостью и рассеянностью внимания, дезориентацией.
  2. Невнимательный тип. Наблюдается отстраненность человека, его зацикленность на себе, замкнутость. Заметны проблемы с мотивационной сферой, астения.
  3. СДВГ с чрезмерной фиксацией. Заметны повторяющиеся действия и зацикленность на негативных мыслях. Человек отличается обидчивостью, беспокойством. Он часто вступает в конфликты с другими детьми.
  4. Агрессивный тип. Человек отличается тревожностью и повышенной вспыльчивостью. Ему кажется, что окружающие желают зла, постоянно критикуют и оскорбляют его.
  5. Лимбический или меланхолический тип. Человек отличается замкнутостью в себе, заниженной самооценкой. Заметны проблемы со сном. Ребенок стремится отгородиться от общества.

Интересно! Согласно статистике, симптомы СДВГ наблюдаются у 6% населения, но за лечением обращаются только 2%.

Последствия СДВГ

Неспособность к нормальному восприятию нового материала, задержка развития речи и умственного развития приводят к тому, что ребенок плохо учится, не имеет элементарных навыков чтения, письма, выполнения простых заданий. Непредсказуемое поведение делает его изгоем среди сверстников. Он постоянно сталкивается с осуждением окружающих. Пытается «мстить»: берет и портит чужие вещи, неадекватно реагирует на замечания.

Из-за отсутствия естественного чувства страха и неспособности контролировать свои действия гиперактивные дети чаще попадают в опасные ситуации, получают травмы. Подросток может совершить преступление, так как у него прогрессируют такие черты характера, как хитрость и жестокость. Появляется склонность к курению, алкоголизму, приему наркотиков.

Если уголовных наклонностей у взрослого человека с таким отклонением нет, то предположить наличие у него СДВГ можно, если он склонен к конфликтам, резким вспышкам гнева, пренебрегает данными обещаниями, не способен выслушать собеседника.

СДВГ у взрослых — лечение

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение обычно состоит из стимуляторов или не стимуляторов. Стимуляторы увеличивают количество дофамина и норадреналина в головном мозге

Это два химических вещества, которые улучшают внимание и концентрацию

Однако стимуляторы могут не подходить пациентам с высоким артериальным давлением, судорогами, заболеваниями печени или почек или тревожными расстройствами.

Не-стимуляторы работают медленнее, но также улучшают концентрацию и внимание и уменьшают импульсивность. Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности

Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности.

Психотерапевтическая терапия

Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия направлены на то, чтобы помочь пациенту изменить свои поведенческие привычки и научить методам желаемого поведения. Врачи также могут предложить присоединиться к группе поддержки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий