Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет: дидактические игры, занятия по сенсорике

Ход игры:

Вариант № 1 – «Наряди матрешку!»

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной,если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».

Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр. Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

Цель: учим запоминать геометрические фигуры.

Условия игры: сосчитай, сколько здесь нарисовано кругов, прямоугольников, квадратов, овалов, треугольников.

Дидактическая игра «Цвет, форма, размер».

Цель: учим в игровой форме- цвета, размеры, формы.

Ход игры: перемешать 5-7 разных фигур.Попросить найти: самую маленькую, самую большую, все треугольники (круги, квадраты). Фигуры зеленого цвета без углов. Фигуры красного цвета с 3 углами(4-мя,5-ю). Попросить ребенка разложить все квадраты (звездочки, трапеции и т. д.)по порядку: от самого маленького до самого большого.

Дидактическая игра «Подбери цвет».

Цель: научить подбирать цвета с помощью операции сравнения, различных по цвету предметов. Формировать практические действия по цветовому признаку.

Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же.Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

5. Игра «Цветная дорожка».

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик».

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру».

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал.Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона.Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами,спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал,тоже обводя его пальцем: «А это какая форма?»То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник

Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы детей

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме».

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета,отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал.Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры.

Воспитатель раскладывает перед ребенком листочки разных цветов. Затем рассказывает, что подул сильный ветер и все листочки разлетелись и их нужно собрать на то дерево с которого они слетели. Затем воспитатель спрашивает у ребенка, какого листочки цвета и предлагает собрать сначала все желтые листочки, затем красные и зелёные.

Как вариант, эту игру можно провести не за столом, а на паласе, пригласив 3 ребенка разложить все листочки, поставить 3 корзинки, спросить какого цвета листочки. Каждому ребенку сказать какой именно цвет он будет собирать в корзинку, ребенок, который соберет первый все листочки станет победителем. Дети с удовольствием играют в эту игру.

Дидактическая игра «Собери яблоки по цвету».

Цель: развитие сенсорно — математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Задачи: закреплять понятие один — много.

Продолжать учить основные цвета — красный, желтый, зеленый.

Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.

Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать желание помогать ежику

Воспитывать желание помогать ежику.

Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Ход деятельности.

В: «Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу письмо и посылку).

— «Посмотрите, здесь письмо!Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание».

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей) Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек (дети делают большой шаг). А теперь перейдем через узкий ручеек (дети делают маленький шаг).

«Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?» (Побуждать детей использовать слова шире — уже).

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В: «Посмотрите, ребята, на посылке какое — то изображение. Что это?»

Дети: «Ёлочки».

В: «Они одинаковые или разные?» (ответы детей).

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети : «Большие зелёные треугольники».

В : «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети : «Маленькие зеленый треугольники».

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети : «Да».

В : «А посылка не открывается».

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки».

В : «Это что?»

Дети: «Рукавички».

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д: «Да!»

В : «Давайте исправлять!»

В : «Все справились?»

Д : «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?» (Ответы детей).

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки».

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развиватьумение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

— речевое развитие,

— художественно-эстетическое развитие,

— физическое развитие,

— познавательное развитие,

— социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Ход деятельности:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними расположены на столе две матрешки.

В: Дети, к нам в гости пришли две матрешки. Леля и Ляля. Посмотрите, дети, одна из них большая — это Леля, старшая сестра, а другая маленькая — это Ляля, младшая. Матрешки у нас разные по величине. Это большая, (спросить у детей какая, а это матрешка маленькая (спросить у детей какая).

Дать установку на закрепление понятия большой и маленький: Попросить повторить, где большая матрешка, а где маленькая. Попросить нескольких детей, найти на столе большую и маленькую матрешку и назвать «какая?».

В: Большая матрешка жила в большом домике, а маленькая в маленьком домике. Аналогично попросить детей назвать, найти и показать большой и маленький домики. Около большого домика росла большая елочка, около маленького — маленькая елочка. Попросить детей повторить, найти, назвать и показать большую и маленькую елочки. Однажды захотелось пойти матрешкам в лес по грибы. Взяли они корзинки и отправились в сказочный лес. Дети, пойдемте и мы с ними. Предложить детям сначала собрать большие грибы в большую корзинку, а затем маленькие в маленькую корзинку.

В лесу воспитатель находит корзину с цветными ленточками и предлагает детям вытянуть каждому по ленточке. Назвать цвет ленточки, длинную или короткую они вытянули.

В: Теперь, дети, отправляемся домой.

Затем воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: Дети, посмотрите, уже на улице цветы появились, а у наших матрешек совсем нет цветов около домиков. Давайте соберем большие цветы для старшей матрешки и маленькие для младшей.

Дети собирают цветы. Перед тем как положить цветок рядом с домиком, ребенок называет его цвет и размер.

В: Посмотрите дети, как обрадовались цветам наши матрешки! Они говорят вам спасибо, и хотят угостить вас конфетами!

Дети благодарят матрешек за угощение и прощаются с ними.

Заключение

Предложенные в данной работе упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах

Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей

Согласно рекомендациям Л. А. Венгера,все предложенные нами упражнения можно разделить на следующие типы:

1. Задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2. Задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3. Задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

4. Задания на развитие глазомера.

В работе предложены два конспекта комплексных занятий,при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет. Такие упражнения необходимы, так как в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Литература

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорнойкультуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.: ил.

2. Методические рекомендации по использованию материалов и пособий для сенсорной комнаты: Учебное пособие для воспитателей, студентов, пед. учебн. заведений. – Тольятти. 2001. – 148 с.

3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. — Ярославль «Академия развития», 1998.

Ход занятия

Вводная часть:

Дети сидят за столами. Стук в дверь (няня подает Зайку)

Дети посмотрите, кто к нам пришел в гости.

Олеся, кто это? Правильно Зайка.

Давайте поздороваемся с Зайкой.

Здравствуй Зайка (дети здороваются)

Ребята, а зайка нам что- то принес (Зайка садится на стульчик)

Основная часть:

Давайте посмотрим, что лежит у Зайки в корзиночке. Посмотрите – это коробочка. (Рассматривание)

Ребятки, это коробочка не простая (потрясти)

Слышите, что- то в ней стучит.

Посмотрим, что в ней спрятано? (открыть, показать шарики)

Посмотрите, какой круглый шарик, он красного цвета, его можно катать.

Артем, возьми еще один шарик?

Что ты взял? Какого он цвета?. Синего цвета.

Даша, достань шарик из коробочки

А у Даши какого цвета шарик?

Андрюша, дай не такой же шарик как у меня. Молодец. Посмотрите, они одинакового цвета. (Сравниваем и соотносим шарики по цвету)

Давайте покатаем шарики. Посмотрите, как катится шарик.

Егор, покатай шарик.

Во время игры продолжать учить детей соотносить шарики по цвету.

Ребята, что- то наш Зайчик заскучал. Давайте поиграем.

Сложите шарики в коробку.

Физминутка:

Зайка к детям прискакал,

Возле деток прыгать стал,

Прыг- скок, прыг- скок

Догони меня дружок. (Догонялки с Зайкой)

Молодцы, хорошо повеселили Зайку, а теперь давайте поможем собрать морковь в корзинки.

В большую корзинку мы будем собирать большие морковки, а в маленькую- маленькие.

Ариша, что это? (Показать большую морковь)

Посмотри какая выросла большая, куда мы ее положим?

Аналогичными вопросами и действиями помогаем разложить все морковки.

Ребята, Зайка вас всех благодарит, говорит спасибо и угощает чем- то вкусненьким.

Угощение.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки.Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

— Они сейчас глядят в окошки.Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)

— Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку!

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Ход игры:

Детям предлагается угостить бурундучка орешком. Но надо внимательно посмотреть на бурундучка и найти орешек с такой формой, какую хочет бурундучок

Конспект НОД по сенсорике в группе раннего возраст

Тема: «Зайка в гостях у ребят»

Образовательные задачи:

1.Учить выполнять разнообразные действия с предметами: открывать и закрывать, класть, катать;

2. Учить соотносить предметы по цвету и размеру;

3. Закрепить знание красного и синего цветов.

Развивающая задача: Развивать внимание, память, глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Воспитательная задача: Формировать эмоциональное отношение к занятию, отзывчивость, воспитывать добрые чувства

Воспитательная задача: Формировать эмоциональное отношение к занятию, отзывчивость, воспитывать добрые чувства.

Материал: Мягкая игрушка Зайка, 3 корзиночки разного размера, коробочки с шариками синего и красного цветов, большие и маленькие морковки, угощение (печенье).

Сюрпризный момент: появление Зайки, угощение.

Активизация словаря: синий, красный, открой, закрой, большой, маленький, возьми, положи.

Индивидуальная работа: побуждать отвечать на поставленный вопрос и выполнять действия по показу.

Предварительная работа: д/и «Найди и покажи», «Соберем шарики в корзиночки».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

9) «Светофор», «Мишка».

Цель:

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками — дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

10) «Бусы»

Цель:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

11) Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

12) Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел

Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

13) Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

14) Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление

Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию

В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

обогатить словарный запас;
сформировать правильную структуру речи;
улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
развить фантазию;
получить полную информацию об окружающей действительности;
улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

— Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп. – Хлопают в ладоши.

— Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. – Топают ногами.

Здравствуйте, гости! – Кланяются.

Воспитатель выглядывает за дверь и вносит письмо.

В. — Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

ПИСЬМО.

«Здравствуйте, ребята! У меня сегодня день рождения. Я приглашаю вас в гости. По дороге ко мне вас будут ожидать различные игры и сюрпризы.» Медвежонок.

В. — Ребята, да это приглашение на день рождения! От кого это письмо?

Д. — От Медвежонка.

В. — Ну, что примем приглашение?

Д. — Да!

В. — Ребята, где живет Медвежонок?

Д. — В лесу!

В. — А как мы доберемся до леса?

Д. — Доедем!

В. — На чем поедем?

Д. — На машине, поезде, автобусе.

В. — Правильно. Мы с вами поедем на автобусе.

Дети подходят к «автобусу» — стулья по количеству детей. Рядом стоят круги из картона разного цвета – это колеса, и крышки от бутылок соответствующих цветов.

В. — Ой, ребята, наш автобус сломан. Как же мы поедем! Что нужно сделать?

Д. – Починить колеса.

Дети чинят колеса, прикручивая крышки к кругам, подбирая их по цвету.

В. – Молодцы! Мы с вами починили автобус. Теперь я раздаю вам билеты, а вы занимайте соответствующие места.

Воспитатель раздает картонки с изображением фигур разного цвета. На стульях те же фигуры. Дети садятся на стулья.

В. – Дети, мы приехали в лес. Посмотрите, здесь что- то написано. Воспитатель находит записку от медвежонка.

ЗАПИСКА.

«В нашем лесу стало темно, потому что Солнышко грустное. Ребята, развеселите Солнышко!»

Д/и «Солнышко». Дети украшают бантиками на прищепках длинные лучи, а короткие накручивают на колпачки от фломастеров.

В. – Молодцы! Теперь Солнышко веселое и светит ярко

Дети с воспитателем идут дальше. На полу – полянка с ежиками.

В. – Ребята, посмотрите, ежики!

Ё. – Ребята, поиграйте с моими ежатами!

Д/и «Ёжики на полянке». Воспитатель завязывает глаза детям и они наощупь определяют, какая у ежа шубка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Еж спешил к себе домой, — шаги на месте.

Нес запасы он с собой. — несут мешок за спиной.

Через кочки еж скакал, — прыгают.

Быстро по лесу бежал. – бег на месте.

Вдруг, он сел и изменился. — садятся на корточки.

В шарик круглый превратился. – обнимают колени.

А потом опять вскочил, — встают

И к детишкам поспешил.» – шаги на месте.

Ё. – Спасибо, ребята, вам за игру! До свидания.

Д. – До свидания, ежики!

Дети и воспитатель подходят к полянкам с цветами.

ЗАПИСКА.

«Ребята, помогите цветам найти свои полянки!»

Д/и «Цветочные полянки». Дети по цвету подбирают цветы к полянкам.

Идут дальше. На полу разложены ягоды, грибы, яблоки и корзины к ним из картона.

В. – Ой, ребята, ведь мы идем на день рождения. А что мы забыли взять для Медвежонка?

Д. – Подарки!

В. – Правильно. А что любит Медвежонок?

Д. – Грибы, ягоды.

В. – Молодцы! Посмотрите, на полянке растут разные ягоды, грибы, фрукты. Давайте соберем их для Медвежонка!

Д/и «Наполни корзину». На корзинах приклеены картинки ягод и грибов. Дети собирают их в соответствующие корзины.

В. – Ребята, вы молодцы! Собрали подарки для Медвежонка. А вот и его дом.

Дети подходят к домику Медвежонка, сделанного из большой коробки. На двери висит картонный замок с изображением силуэта ключа.

В. – Ой, а дверь закрыта. Что же делать?

Д. – Открыть ключом.

В. – Правильно!

Д/и «Подбери ключ». Дети подбирают правильный ключ по силуэту. Воспитатель открывает дверь. На стуле сидит игрушка –медведь.

ИТОГ.

В. – Здравствуй, Медвежонок! Поздравляем тебя с Днем рождения! У нас для тебя есть подарки!

М. – Здравствуйте, ребята! Спасибо за подарки. А легко ли вам было добраться до меня?

В. – Ребята, расскажите Медвежонку, что нам пришлось сделать по дороге к нему.

ВОПРОСЫ.

На чем ехали в лес? Как ремонтировали автобус? Как веселили Солнышко? Кого еще встретили? Где взяли подарки?

М. – Спасибо, ребята, что пришли на мой день рождения. У меня тоже есть для вас сюрприз. Поиграйте с моим волшебным слоником и узнаете, какой сюрприз я приготовил для вас.

Д/и «Волшебный Слоник». Дети по очереди запускают руку в хобот. Определяют на ощупь, что попалось в руку. Называют предмет, а потом достают и показывают всем. Внутри лежат конфеты.

В. – Какой замечательный день – День рождения Медвежонка!

Ход игры:

Воспитатель объясняет «Сейчас я спрячу эту игрушку, вы будете ее искать, а я –помогать вам: говорить с какой стороны искать игрушку».

Дети выходят из комнаты, воспитатель в это время прячет игрушку. Дети, входят и останавливаются возле какого- нибудь предмета. Если там игрушки нет воспитатель говорит «Иди вперед, назад». Если ребенок стоит вблизи, где спрятана игрушка, воспитатель говорит, «Ищи справа, слева». Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

Для развитияориентировки в пространстве используем тело ребенка и опираемся на его практический опыт:

покажи правую руку, где ты держишь флажок;

подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад;

покажи, где у тебя ушки;

а где ноги, внизу? А голова, вверху?

назови, что находиться впереди (сзади, справа, слева) от тебя;

Изучив теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.

Процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие – это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

В общей системе сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector