Основные критерии диагностики и 3 способа поддержки детей с синдромом Аспергера

Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседник


а, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.

Диагностика синдрома Аспергера

В связи с тем, что данное расстройство имеет широкий спектр комбинации симптомов, ранняя диагностика бывает затруднительной. Существует несколько определенных методов выявления синдрома Аспергера. Однако для начала необходимо провести медицинские методы диагностики, такие как слуховые тесты, анализ крови и рентгенографию, для того чтобы исключить другие состояния, вызывающие похожие симптомы.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) утверждает, что на сегодняшний день существует множество различных инструментов скрининга, пользующихся различными критериями, и в зависимости от того, какой метод будет использовать врач, один и тот же ребенок может быть диагностирован по-разному. Однако, к сожалению, не многие специалисты могут поставить точный диагноз. 

Зачастую диагноз не ставят до совершеннолетия ребенка.

Для того чтобы точно поставить ребенку диагноз, правительство штата Виктория (Австралия) считает, что диагностика должна проводиться специально обученным педиатром, который работает с командой других специалистов, таких как психологи и логопеды, и способен провести углубленную оценку навыков и умений ребенка. 

Каждый ребенок индивидуально оценивается и наблюдается. В случае диагностирования у ребенка синдрома Аспергера родителям обязаны дать подробную информацию о симптомах

Наблюдения учителей также должны быть приняты во внимание при диагностике данного расстройства. При оценке взрослых специалисты, кроме как с самим пациентом, должны беседовать и с его родителями, супругом(ой) и близкими родственниками, для того чтобы лучше узнать семейный анамнез. 

Диагностика помогает человеку с синдромом Аспергера, его семье, друзьям и партнерам по работе лучше понять его потребности и поведение. После того как синдром идентифицируется, эти люди должны получить должную поддержку. 

Синдром Аспергера — лечение

На сегодняшний день не существует лечения синдрома Аспергера. Однако есть несколько методов терапии и обучения, которые могут повысить эффективность  работоспособности у людей с данным синдромом, уменьшить у них беспокойство, улучшить поведение, а также улучшить восприятие передачи информации и событий. Понимание синдрома Аспергера дает нам больше шансов раскрыть их полный потенциал. 

Комбинированное лечение, правильный подход к обучению и некоторые другие методы могут оказать существенное влияние на качество жизни человека с синдромом Аспергера. 

Приобретение более подходящих для них социальных навыков

Человек узнает, как более эффективно и успешно взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на способности понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Данный метод обучает считывать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Это поможет повысить эмпатию у людей с синдромом Аспергера.

Медикаментозное лечение

На сегодняшний день нет лекарств от синдрома Аспергера. Однако, медикаментозное лечение может быть направлено на уменьшение определенных симптомов или сопутствующих состояний (депрессия, тревога, гиперактивность, обсессивно-компульсивное поведение).

Альтернативная медицина

Ряд авторов указывают, что специальные диеты, например, безглютеновая диета и витаминные добавки могут быть полезны при данном расстройстве. Существуют научно необоснованные данные, что применение рыбьего жира может помочь людям с синдромом Аспергера преодолеть тревогу и некоторые когнитивные проблемы.

Отличие синдрома Аспегера от аутизма

Формально синдром Аспергера — и есть аутизм, его разновидность. Если говорить конкретнее, расстройство отличается от типичного аутизма (синдромов Каннера, Ретта и прочих) несколькими моментами:

  1. Отсутствие идентичной глубины симптоматики. Как было сказано выше, клиническая картина примерно идентична в том и ином случаях. Но интенсивность признаков различна, что используется врачами в рамках диагностики. Так, например, сохранена речь. Пациент не просто может говорить, он излагает свои мысли грамотно, имеет богатый словарный запас, показывает глубокое понимание лексических конструкций.
  2. Большая гибкость. Страдающие хотя и консервативны, плохо воспринимают все новое, вполне способны к принятию изменений, в крайних случаях. Если это необходимо. Адаптационный период будет тяжелым, но стресс куда меньше чем для страдающих аутизмом.
  3. Высокая функциональность, сохранность интеллекта и основных поведенческих особенностей. Чего практически не бывает у аутистов за крайне редкими исключениями.
  4. Возможность коррекции состояния, большая простота лечения. Аутизм в большинстве своем вообще не поддается какому-либо воздействию извне. Синдром Аспергера относится к более мягким личностным расстройствам. При целенаправленном влиянии вполне возможна коррекция большей части особенностей характера, проблем с социальными контактами, пониманием эмоций других, прочих моментов. Хотя, конечно, на это требуется разное количество времени. Зависит от особенностей личности пациента и течения самого заболевания.

Отличия синдрома Аспергера от аутизма фундаментальные. Несмотря на отнесение их к одной группе расстройств, общего мало.

Изменения DSM-5

В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам», пятое издание (DSM-5), опубликованном в мае 2013 года, расстройство Аспергера было отменено как отдельный диагноз и гомогенизировано как расстройство аутистического спектра, с оценками степени тяжести в рамках более широкого диагноза. В DSM 5 отмечается, что «лицам с хорошо установленным диагнозом расстройства Аспергера по DSM-IV следует поставить диагноз расстройства аутистического спектра».

Диагностические критерии DSM 5 для состояний расстройства аутистического спектра

A. Устойчивый дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных контекстах, о чем свидетельствует следующее, в настоящее время или в истории (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими; см. Текст):

Дефицит социально-эмоциональной взаимности, начиная, например, от ненормального социального подхода и отказа от нормального двустороннего разговора; к уменьшению разделения интересов, эмоций или аффектов ; к неспособности инициировать социальное взаимодействие или ответить на него.
Дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия, например, от плохо интегрированного вербального и невербального общения; нарушениям зрительного контакта и языка тела или дефициту понимания и использования жестов; к полному отсутствию мимики и невербального общения.
Недостатки в развитии, поддержании и понимании отношений, варьирующиеся, например, от трудностей с адаптацией поведения к различным социальным контекстам; к трудностям в совместном творчестве или поиске друзей; отсутствию интереса к сверстникам.
B. Ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или действий, которые проявляются, по крайней мере, в двух из следующих случаев, в настоящее время или в прошлом (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими; см. Текст):

Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь (например, простые моторные стереотипы, выстраивание игрушек в ряд или переворачивание предметов, эхолалия, идиосинкразические фразы).
Настойчивость в единообразии, негибкое соблюдение распорядка или ритуальных схем вербального или невербального поведения (например, крайнее недомогание при небольших изменениях, трудности с переходами, жесткие паттерны мышления, ритуалы приветствия, необходимость выбирать один и тот же маршрут или есть одну и ту же пищу каждый день).
Сильно ограниченные, фиксированные интересы, ненормальные по интенсивности или фокусу (например, сильная привязанность или озабоченность необычными объектами, чрезмерно ограниченные или настойчивые интересы).
Гипер- или гипореактивность к сенсорному вводу или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, очевидное безразличие к боли / температуре, отрицательная реакция на определенные звуки или текстуры, чрезмерное обоняние или прикосновение к объектам, визуальное очарование светом или движением).
Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться полностью, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или могут быть замаскированы усвоенными стратегиями в более поздней жизни).
Симптомы вызывают клинически значимые нарушения в социальных, профессиональных или других важных областях текущего функционирования.
Эти нарушения нельзя лучше объяснить умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития) или общей задержкой в ​​развитии. Умственная отсталость и расстройство аутистического спектра часто встречаются одновременно; Для постановки коморбидного диагноза расстройства аутистического спектра и умственной отсталости уровень социального общения должен быть ниже ожидаемого для общего уровня развития.

Диагноз разбивается на 3 уровня серьезности.

Удаление расстройства Аспергера из DSM вызывает споры, поскольку оно широко используется страховыми компаниями, исследователями, государственными учреждениями, школами и людьми с этим расстройством. Эксперты обеспокоены тем, что устранение ярлыка Аспергера предотвратит обследование людей с легким заболеванием на аутизм. Метаанализ 14 исследований, опубликованных Школой медсестер Колумбийского университета в начале 2014 года, показал, что после публикации DSM 5 число диагнозов расстройства аутистического спектра снизилось на 30%.

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Взгляд сквозь призму синдрома Аспергера

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Эпидемиология

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек. Необходимы дополнительные эпидемиологические исследования с использованием общепринятых критериев и скринингового инструмента, который ориентирован на эти параметры.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно. Однако в других частях мира, где ни один из этих факторов не может применяться, распространённость может быть совершенно иной.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира. Например, в Нью-Йорке многие жители являются иммигрантами, и не всегда можно получить медицинские записи из страны их происхождения.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

Симптомы

Симптомы индивидуума варьируются от лёгких до тяжёлых.  Также будет разным уровень функционирования у каждого ребёнка. У детей могут быть все или только некоторые из описанных ниже характеристик. У них возможно будет больше проблем в неструктурированных социальных условиях или в новых ситуациях, связанных с навыками решения коммуникационных задач.

Социальные проблемы

Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении со сверстниками и могут быть отвергнуты другими ребятами. У подростков с расстройством обычно развивается депрессия, и они чувствуют себя одинокими.

За пределами общения с ближайшими родственниками пострадавший ребёнок может проявлять неуместные попытки инициировать социальное взаимодействие и подружиться с окружающими людьми. Дети с синдромом могут бояться демонстрировать искренние желания общаться со сверстниками. Но члены семьи могут научить такого ребёнка выражать свою любовь к родителям с помощью многочисленных репетиций на протяжении многих лет.

Бывает, что пострадавший ребёнок не может проявлять привязанность к родителям или другим членам семьи.

У детей с синдромом Аспергера имеются особенные и узкие интересы, они исключают другие виды деятельности. Эти интересы могут иметь приоритет над их отношениями со своей семьей, школой и сообществом.

Перемены в повседневной жизни ребёнка (развод родителей, смена школы, переезд,) может также усугубить тревогу, депрессию и другие психологические нарушения.

Коммуникативные нарушения

Пострадавшие дети очень ограниченно используют жесты. Язык тела или невербальное общение могут быть неуклюжими и неуместными. Мимика может отсутствовать. При ответе на вопросы у ребёнка обычно возникают ошибки. Эти дети часто дают неуместные ответы.

Нарушения речи и слуха

У детей с синдромом Аспергера наблюдаются некоторые аномалии в речи и языке, включая скрупулёзную речь и странность в подаче, интонации, просодии (постановка ударения) и ритме. Непонимание языкового нюанса (например, буквальные интерпретации оборотов речи) является обычным явлением.

У детей часто наблюдаются практические проблемы речи, в том числе:

  • неспособность использовать язык в социальных контекстах;
  • прерывание речи другого человека;
  • неактуальные комментарии.

Речь бывает необычно формальной или трудной для понимания других людей. Дети могут озвучивать свои мысли без цензуры.

Объём речи может сильно различаться и отражать текущее эмоциональное состояние ребёнка, а не требования к коммуникации в социальной сфере. Некоторые дети могут быть разговорчивыми, другие молчаливые. Более того, один и тот же ребёнок может демонстрировать как многословность, так и стойкое молчание в разное время.

Некоторые дети могут проявлять селективный мутизм (отказ от говорения в определённых ситуациях). Некоторые могут говорить только с теми, кто им нравятся. Таким образом, речь может отражать индивидуальные интересы и предпочтения личности.

Форма выбранного языка может включать метафоры, которые имеют смысл только для говорящего. Сообщение, что-то значащее для оратора, может быть не понято тем, кто его слышит, или оно может иметь смысл только для некоторых людей, которые понимают личный язык говорящего.

Дети часто проявляют слуховую дискриминацию и искажение, особенно когда сталкиваются 2 или более человек, говорящих одновременно.

Сенсорная чувствительность

У детей с синдромом Аспергера может проявляться ненормальная чувствительность на звук, прикосновение, боль и температуру. Например, они могут демонстрировать либо чрезвычайно большую, либо уменьшенную чувствительность к боли. Возможна гиперчувствительность к текстуре продуктов. У детей бывает синестезия, когда раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе вызывает автоматический, непроизвольный ответ в другом сенсорном режиме.

Задержка моторных навыков

  • видимая неуклюжесть и слабая координация;
  • дефицит визуально-моторных и визуально-перцептивных навыков, включая проблемы с балансом, ловкостью рук, почерком, быстрыми движениями, ритмом.

Spectrum: Теория связности

теги: 

научные исследования,

научные статьи,
теории аутизма

На первый взгляд, «теория связности» проста: в аутичном мозге, как утверждает данная теория, связи между областями атипичны. Но как именно они атипичны — этот вопрос сложен и непонятен.

Под связностью исследователи обычно подразумевают «функциональную связность» — меру синхронизации активности между различными областями мозга. За последние лет десять во всё большем числе исследований аутизма изучались паттерны связности, в то время как участники отдыхали внутри томографа.

В некоторых из этих работ отмечают, что аутизм характеризуется недостаточной связностью между отдалёнными областями мозга и чрезмерной связностью между соседними; в других — демонстрируют различия в связности определённых нейронных сетей. По данным одного из исследований, связи внутри сети пассивного режима работы мозга у аутистов выглядели особенно слабыми.

На основе этих разрозненных результатов учёные построили теорию связности в общих чертах. Однако результаты некоторых исследований расходятся с предложенными паттернами; также имеются исследования, которые вовсе не обнаруживают различий между аутичным и контрольным мозгом. По мере увеличения масштабности и усложнения исследований число расходящихся друг с другом результатов растёт.

Здесь мы объясняем эти противоречивые результаты и то, как исследователи к ним относятся.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector