Развитие

Развитие речи и дикции с помощью скороговорок и чистоговорок: упражнения на трудные буквы для детей разного возраста

Скороговорки – что это?

Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.

Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

Читать так же:  7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Детские скороговорки на английском языке с переводом

Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.

Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.

Примеры детских английских скороговорок:

Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.

Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»

Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»

Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Читать так же:  После трех уже поздно (Масару Ибука) – правильное воспитание ребенка

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!

Если ребенок только учится говорить

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам. 

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук

Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре

С чего начать упражнения

Для постановки дикции специалисты рекомендуют развивать речевой аппарат с помощью упражнений на дыхание, скороговорок, артикуляционных гимнастик. Также для этой цели применяют метод проработки согласных звуков и произношения буквенных сочетаний.

Разминка речевого аппарата и диафрагмы

Иногда на выступлениях перед публикой ораторам не хватает дыхания. От этого речь становится прерывистой и смазанной. Одна из причин – использование в речи длинных сложных фраз. Еще одна важная причина – это неумение дышать. Речевой поток при разговоре идет на выдохе. Человеку необходимо вдохнуть столько воздуха, чтобы фраза не разорвалась. Уметь выдыхать тоже стоит правильно, чтобы сохранить интонацию и ритм.

Для исправления недочетов необходимо заняться тренировкой диафрагмы. Она осуществляется несколькими способами. Для начала можно заняться надуванием воздушных шаров.

Для самостоятельной тренировки дыхания специалисты рекомендуют выполнять и такие упражнения:

  1. Открыть рот, вдохнуть, выдохнуть через нос. Эти действия повторить 10 раз.
  2. Положить руку на живот, медленно вдохнуть через нос. Потом спокойно выдохнуть через узкую щель между губами. Кисть на животе должна чувствовать его движение. Повторить 6 раз.
  3. Закрыть одну ноздрю пальцем, сделать 6 вдохов. При этом выдыхать необходимо через другой носовой проход.
  4. Вдохнуть воздух носом, нажимая на его крылья. Так будет создаваться сопротивление воздушному потоку.
  5. Вдохнуть через нос, резко выдохнуть им же, быстро втянув живот.

Важно во время дыхательных упражнений следить за осанкой. Стоя прямо, ноги нужно расположить на ширине плеч, руки поставить на пояс

Затем немного открыть рот и сделать выдох медленно. Для усложнения можно прочитать на выдохе стихотворение.

После предыдущего упражнения следует  вернуться в исходное положение, медленно наклониться вперед и вдохнуть. Спина при этом сохраняется ровной. Подъем начинается на выдохе с произнесением «гм-м-м». Можно расположить на голове книгу, чтобы она не падала. Еще сложнее будет с жестикуляцией, приседаниями и более быстрой ходьбой.

Чтение скороговорок

Использование скороговорок для развития дикции является самым простым способом. Он в то же время и самый эффективный. Чем больше таких выражений в распоряжении оратора, тем лучше его дикция. Регулярные словесные упражнения делают речь активной и понятной, но на это потребуется время.

Сначала используются простые скороговорки и медленная скорость. Когда звуки будут произноситься более четко, можно перейти к предложениям сложнее. Следующим этапом будет проговаривание с орехами, конфетами во рту. Будет тяжело, но преодолев сопротивление, мышцы станут подвижными.

Примеры скороговорок могут быть такие:

Преподаватели советуют начинать проговаривать скороговорки медленно, выговаривая каждый слог. Затем ускорить темп, активно артикулируя. Длинные предложения легче запоминать, разбивая на части. После работы над артикуляцией, фразы можно проговорить шёпотом, затем громко. Скорость при этом следует увеличивать, добавлять игру интонации.

Проработка согласных звуков

Много внимания при работе над дикцией уделяется согласным звукам, потому что они отвечают за смысловую нагрузку слов и их различительную функцию

Во время выступлений или разговора необходимо обратить внимание на них. Они не должны заглатываться

Для отработки согласных звуков сначала нужно без голоса произносить глухие (по несколько раз): п-пь, х-хь, т-ть, к-кь. Затем с голосом: пу-по-па, пэ-пи-пы, пя-пе-пё-пю; ту-то-та, тэ-ти-ты, тя-те-тё-тю. Так же с другими согласными.

После этого можно включать звонкие звуки: бу-бо, ба-бэ, би-бы, бя-бе, бё-бю. Повторить то же самое со звуками д, г, р, в. Дальше добавляются в конце глухие: бу – бу – бупп, бо – бо – бопп, ба – ба – бапп, бэ – бэ – бэпп, би – би – бипп, бы – бы – быпп. Потом в конец можно добавлять звуки т, ф.

Закрепить произношение согласных звуков поможет проговаривание слов и словосочетаний: без шубы, бессмертие, оттолкнуть, к Гале, ввязаться, к городу, изжить. Сначала это делается медленно, потом быстро.

Произношение буквенных сочетаний

Прием проговаривания рядов из звуков используют для дополнительной тренировки. Они совершенствуют четкость произношения без проглатывания звуков. Любые сочетания можно составить самостоятельно. Например: врж, кфт, тлз, лрю, шра, мфо, дрдя, птэ, здри, кта, птку, рло, гбда.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Читать так же:  Особенности развития ребенка в 12 месяцев: что должен знать и уметь каждый малыш в 1 год?

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит

Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.

Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.

Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к

  • Бобры добры ушли в боры.
  • Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
  • Баран-буян залез в бурьян.
  • Бублик, баранку, батон и буханку.
  • Пекарь из теста испёк спозаранку.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Вылили мыло в ванну.
  • И вымыли мылом Ваню.
  • Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
  • Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
  • Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  • Гули-голуби гуляли, голубику собирали.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.

           Дровоколорубы рубили дубы.

  • Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
  • В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
  • Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
  • Розовые розы замерзают в морозы.
  • Зимним утром от морозе.

           На заре звенят берёзы.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

          Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

          Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.

  • Коси, коса, пока роса
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Мыла Мила мишку мылом,

            Мыло Мила уронила,

            Уронила Мила мыло —

            Мишку мылом не домыла.

  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На мели мы лениво налимов ловили.

            И меняли налимов вы мне на линя.

            О любви не меня ли вы мило молили,

            И в туманы лимана манили меня.

Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.

  • Пекарь Пётр пёк пироги.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Повар Пётр и повар Павел,

            Пётр пёк, а Павел парил,

            Парил Павел, Пётр пёк,

Смотрите еще:

  • Как побороть страх
  • Как развить память
  • Упражнения для развития речи и дикции

            Повар Пётр и повар Павел.

Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!

            Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
  • Слон сломал случайно стенку.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  • Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Ткет ткач ткани на платки Тани.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

  • Филипп к печке прилип.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
  • Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  • Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
  • В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
  • На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
  • Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Наварила щука щей, угощала двух лещей.
  • Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button