Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Причины детской лени

  1. Темперамент. Врожденные свойства нервной системы влияют на черты характера, определяют индивидуальные особенности человека. Ребенку-сангвинику или холерику очень тяжело даются занятия, требующие длительной сосредоточенности и усидчивости. Такое больше по душе флегматичным и меланхоличным деткам. Зато спокойным и уравновешенным флегматикам не захочется выполнять задание, где нужно быстро реагировать и активно общаться.
  2. Неуверенность в себе и страх возможной неудачи. Бывает, что ребенок отказывается от выполнения какого-то задания из-за страха возможной неудачи. Например, не хочет готовить доклад, с которым надо будет выступить, потому что у него был отрицательный опыт публичного выступления, или просто он боится внимания к себе, страдает от застенчивости. Здесь причина уже психологическая и кроется в низкой самооценке, неуверенности в собственных силах (Читаем также: Три ценных умения, которым нужно научить своих детей – 3 не бояться ошибок).
  3. Переутомление. Может быть, ваше чадо настолько загружено учебой, дополнительными занятиями, спортивными секциями, что просто не успевает физически восстановиться? В конце концов, он взбунтуется и откажется заниматься ставшей непосильной деятельностью. Кроме того, это грозит болезнью, в которой организм ищет возможность отдохнуть. Не сравнивайте своего ребенка с другими, которые успевают заниматься везде. Все дети разные, и гнаться за кем-то – верный путь отбить желание у собственного чада.
  4. Излишняя опека. Часто сами взрослые приучают малыша лениться, не давая возможности самому потрудиться. Мамы и бабушки убирают за ребенка в комнате, складывают одежду, моют за ним посуду. Когда кроха 3-4 лет делает попытки помочь по дому, мы часто говорим ему: “Ты еще мал, дай я сделаю”. Или карапуз хочет одеться сам, а мы, боясь опоздать, одеваем и обуваем его. Такая родительская тактика постепенно гасит у ребенка стремление к самостоятельности, а мы потом удивляемся, в кого он такой лентяй.
  5. И, наконец, самая распространенная причина: недостаток мотивации. И малыш, и взрослый, не захочет заниматься тем, что не вызывает у него никакого интереса. Интерес мотивирует чадо изнутри, вызывает желание что-то делать, помогает ставить цели и достигать результата, получая удовольствие от самого процесса. Задача взрослых: помочь ребенку найти такой интерес и создать условия для его проявления.

Чтобы ребенок перестал лениться, помогите найти сферу деятельности, интересную для него. Увлечение станет стержнем, на который дитя может опираться в повседневной жизни, даст стимул справляться с учебой, домашними обязанностями. Наконец, это повысит уверенность в себе и общую успешность маленького человека.

Советы родителям

Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному

Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех

Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него

Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.

Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.

Воспитание детей Психология Семья

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая «медвежью услугу» ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками

Что скрывает лень

Очень часто «лень» — это удобный ярлык для целого клубка запутанных чувств, неудобных и неприятных отношений, конфликтов, которые мешают нам быть активными. К примеру, вам «лень» получать второе высшее образование или заниматься повышением квалификации. Страшно подумать: может быть, вы «ленитесь», потому что не хотите делать то, что кажется вам бессмысленным? Например, если цель поставили не вы сами — просто кто-то из значимых для вас людей внушил вам, что второе высшее образование необходимо.

Если идти на курсы или сидеть после основной работы за партой нет никаких сил и вы отчаянно прогуливаете, самое время задаться вопросом: а для чего всё это затевалось? Если вы мечтаете сменить сферу деятельности, может, достаточно будет просто подать заявку на стажировку? Или даже просто отправить резюме на должность с чуть более низким окладом, вписав туда весь опыт работы по близким специальностям. Вы удивитесь, насколько короче оказывается путь к цели, если разобраться, чего на самом деле хочется.

Что такое лень

Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком. 

Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса. 

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.  

Ленивые дети – результат воспитания

Привычку к умственному и физическому труду нужно воспитывать у детей с ранних лет. Нередко родители говорят, что девочка прилежная и старательная, как ее мать, или мальчик ловкий, как отец. Не отрицая наследственности, можно с полным основанием утверждать, что они в большинстве случаев — результат правильного воспитания, хорошего личного примера.

С каждым школьником может случиться, что он по той или иной причине не выучил урок. Однако, если школьник знает, что дома родители или дедушка с бабушкой регулярно проверяют, как он выучил уроки, у него не может выработаться привычка ходить в школу неподготовленным.

Родители ленивых школьников оправдываются своей занятостью — у них нет времени контролировать детей, помогать им. Однако все мы работаем, все заняты, у каждого много забот. И ребенок работает, и у него свои заботы. Основная его обязанность — учиться — требует от него большого умственного и физического напряжения

Как бы заняты мы ни были, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание родителей, уважение к его труду, интерес к тому, что он делает. Детям нужно помогать, но не навязчиво, что парализует их волю и мышление, не следует постоянно надоедать им одним и тем же вопросом: „Выучил уроки ?”, а проявлять подлинный интерес к работе ребенка, подходить к нему с доверием и уважением, с разумными и посильными требованиями

В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно

Нельзя именно в этот момент посылать ребенка за хлебом, отвлекать его внимание разными вопросами. Даже если он в чем-то провинился, следует подождать отчитывать его

Школьник нуждается в правильном режиме дня. К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости.

Ребенок раздваивается. Так с каждым днем невыученное, непонятое накапливается, подготовка к урокам становится для него неприятной и неинтересной, в дневнике появляются двойки. Так и хороший ученик может стать ленивым.

Как помочь ребенку найти занятие по душе

  • Сбор как можно большего количества информации об интересах ребенка. Стоит знать о том, какие мультики, игры и занятия предпочитает малыш. Необходимо провести анализ склонностей ребенка, наверняка они сосредоточены в какой-либо определенной области.
  • Лучше всего дать возможность ребенку попробовать свои силы в самых разных направлениях. Возможно, что придется выделить денежные средства, найти время, чтобы отвозить свое чадо в секцию, которая находится на определенном расстоянии от дома. Это позволит ребенку найти свое истинное призвание, что позволит обрести уверенность в себе и повысит его целеустремленность при выполнении каких-либо заданий.
  • Не стоит прибегать к критике, если ребенок отказывается от какого-либо увлечения, к которому первое время проявлял активный интерес. Каждый человек имеет право искать действительно свой путь, а данный поиск невозможен, если не пробовать себя в разных сферах деятельности. Придет время, и он непременно увлечется чем-либо одним.
  • Демонстрация искренней заинтересованности увлечениями ребенка. Это означает радость за его поведение, сочувствие при неудачах и похвалу за достижения. Можно присоединиться к деятельности ребенка и разделить его интересы.

Ощущая поддержку со стороны родителей, ребенку будет легче найти себя. Любимое дело будет способствовать уверенности в собственных силах, появлению здоровых амбиций. Главное, что он будет чувствовать, что его любят и понимают. Это послужит причиной возникновения благодарности и ответным желанием помощи близким.

Если же лень у ребенка вызвана нежеланием что-либо делать, можно воспользоваться проверенными рекомендациями от специалистов.

Боремся с детской ленью: советы родителям

  • Давать конкретное задание. Формулировка должна звучать максимально кратко и понятно «Сложи одежду в шкаф», «Поставь игрушки на место». Никаких лишних слов, лишь суть задания;
  • Учитывать эмоциональное состояние ребенка. К примеру «Можешь поиграть за компьютером полчаса, а потом садись за выполнение домашнего задания», а не «Быстро начал делать уроки!»;
  • Не бояться ребенку давать ощутить последствия поступка. Если вещи небрежно кинуть на стул, то они будут мятыми. Если не сделать уроки, можно получить двойку.
  • Отмечать достижения ребенка. «Ты смог выучить задание быстро и получил хорошую оценку»
  • Не забывать о поощрениях. «Какой ты молодец, смог быстро и правильно сделать уроки, мы можем пойти погулять».

Откуда взялась лень

Обычно о лени нам впервые рассказывают родители или учителя. Ребёнок может узнать, что он «ленив», в разных ситуациях: например, когда он, по мнению старших, недостаточно энергичен — то есть апатичен и вял. Здоровый ребёнок действительно должен быть активным, поэтому вялость — это и правда повод для беспокойства. Но в этом случае лучше обратиться к врачу или психологу, а не клеить ярлыки.

Второй и, наверное, наиболее частый вариант — когда ребёнка не интересует то, что его родители считают полезным и нужным: «Ленишься убрать комнату», «Ленишься делать уроки или писать прописи», «Ленишься навестить бабушку с дедушкой». За нежеланием делать что-либо может стоять сотня разных причин — но так как родители считаются непререкаемым авторитетом, а говорить с ребёнком о его желаниях и чувствах в нашей культуре пока по-прежнему не принято, любое неподчинение принято списывать либо на плохое поведение (когда ребёнок активно бунтует), либо на лень (её считают пассивным бунтом).

Как приучить детей к труду: советы психологов

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

Читаем также: как правильно поощрять ребенка

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

  • 6 способов, как правильно мотивировать ребенка
  • 9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому
  • Как приучить ребенка к порядку

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также:  Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа. Такое некритичное восприятие, особенно в отношении негативных комментариев, при стечении ряда обстоятельств может сохраняться и во взрослом возрасте — на это влияют и личностные особенности, и условия воспитания.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Причины детской лени

причины детской лени

Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.

Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.

Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.

У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?

Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно

В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».

Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.

При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.

Что может скрываться за ленью ребенка

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector