Включать ли детям телевизор?

Не используйте телевизор, если детям скучно

Раньше мама Ира всегда слышала от своей семилетней дочки « Мама, мне скучно! Мне нечем заняться! Игрушки надоели!» И тогда волей-неволей приходила одна мысль – включить телевизор. Но потом Ирина вовремя сообразила, что нечего идти на поводу у ребенка, и строго ответила: «Если тебе скучно – поскучай немного, потом сразу себе занятия найдешь». Это сработало, дочка подулась минут десять и стала придумывать себе занятия, играть в новые игры, сочинять.

А вот папа Антон решил проблему иначе, его семилетний сын и десятилетняя дочка просто не отрывались от ТВ, но потом семье пришлось переехать. В новой квартире не было антенны и целый месяц они обходились без телевизора. Дети просто отвыкли от него. Потом, конечно все таки сделали телевизор, но просмотры стали строго по часам.

Совет: телевизор не средство от скуки, не стоит сразу бежать и включать его ребенку. Лучше достаньте старые детские игрушки, наверняка ребенку станет интересно. Можно написать список детских занимашек и предлагать их ребенку, когда тот не знает что ему делать.

Альтернатива телевизору

Вот несколько практических советов, как отучить ребенка от телевизора и перевести его внимание на более продуктивную деятельность:

  • Начните с себя — избавьтесь от привычки включать ТВ фоном. Приучите себя тщательно выбирать то, что вы хотите посмотреть. Отфильтруйте все «пустые» передачи, оставьте только действительно важные и интересные. 
  • Ходите гулять. Старайтесь выходить в любую погоду, даже в дождь можно вместе попрыгать по лужам, соорудить бассейн в песочнице, запускать листочки-кораблики. Организуйте подвижные игры на свежем воздухе, берите с собой мяч, детские лопатки, ведерки, мыльные пузыри. Даже совместная с малышом прогулка до магазина и обратно – отличный шанс провести время вместе, побыть на улице, увидеть что-то интересное.
  • Читайте, разглядывайте картинки, показывайте крохе персонажей книг.
  • Играйте с игрушками: складывайте кубики, пирамидки, катайте мячики, озвучивайте зверей.
  • Занимайтесь творчеством. Даже самые маленькие детки любят эксперименты с различными красками, фломастерами, пластилином.
  • Разговаривайте с крохой. Полноценное общение компенсирует проведенное перед монитором время. Детишки с удовольствием слушают, как взрослые комментируют свои действия, называют предметы, показывают незнакомые вещи, описывают их.
  • Позволяйте ребятенку делать то, что ему очень нравится: младенец может увлеченно рвать бумагу, с упоением стучать ложкой по кастрюле, гонять макароны или крупу по тазу. Если маленький человечек любит дергать провода, привяжите к батарее старую компьютерную мышь или веревку, подвесьте игрушку, которую придется добывать. 
  • Организуйте водные процедуры. Дайте малышу тряпочку, пластмассовую миску или ложку, чтобы он мог плюхаться в ванне, налейте пены, позвольте брызгаться и грызть игрушки.
  • Старайтесь приучать чадо играть самостоятельно. Поначалу играйте вместе, потом будьте рядом, позже – начинайте оставлять отпрыска на пять-семь минут наедине с игрушками, мисками, кастрюлями. Разговаривайте с ним, рассказывайте, что делаете и когда сможете снова заняться играми. Младенец, не понимающий слов, очень хорошо улавливает интонации, настроение мамы, перенимает ее уверенность, спокойствие.
  • Доверяйте близким – отправляйте кроху играть рядом со старшими детьми, снаряжайте папу, бабушек, дедушек на прогулку.

Здесь нужно отметить важность примера родителей. Если жизнь мамы и папы сосредоточена вокруг «голубого экрана», они не смогут убедить чадо предпочесть другой вариант досуга

Активными, подвижными, самостоятельными становятся дети, которые с самого рождения видят взрослых, имеющих увлечения, хобби, интересы вне дома.

Для того, чтобы организовать досуг с ребенком, нужны время, терпение, мотивация и возможность отдыхать. Изучив предпочтения своего отпрыска, приспособившись регулярно применять данные выше рекомендации, родители научатся достигать разумного компромисса между просмотром телевизора и альтернативной деятельностью.

Иногда мультик или развивающая передача становятся экстренной, вынужденной мерой. Если есть возможность, лучше делегировать игры с малышом другим взрослым, чтобы отдохнуть или заняться своими делами. Но порой единственный способ для мамы «выдохнуть» — усадить малютку за мультик. Старайтесь выбирать спокойные видео, адекватно регулировать громкость. Карапузу можно смотреть телевизор сидя, находясь на достаточном расстоянии от экрана. Желательно, чтобы время просмотра не превышало 10-15 минут, и этот метод «изоляции» дитя не использовался слишком часто.

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

У телевизора должны быть конкуренты

А вот папа Андрей лучше многих знает, куда можно деть неисчерпаемую энергию детишек! Его ребятки (пяти-семи лет) практически и не вспоминают про существование этого серого ящика, а все потому, что он стоит в самом углу комнаты в стенке и не маячит перед глазами. Отец очень активно занимается детьми, постоянные прогулки, занимательные игры. Какой тут телевизор? С папой в сто раз интересней! Даже разлука во время папиной работы не повод воткнуться в телек – есть мама, которая всегда рядом и найдет детям полезные занятия.

Совет: поставьте телевизор так, что бы он не бросался в глаза, например в дальний угол комнаты. Ребенка можно заинтересовать множеством полезных игр и тогда про телевизор он и не вспомнит.

Можно ли смотреть телевизор грудничку до 6 месяцев?

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку

Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.

Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.

Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.

Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.

Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.

Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах

Всему свое время.

Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.

Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали

Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».

Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.

Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.

Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.

Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.

Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Правила безопасности

Прежде чем посадить ребенка возле телевизора, обеспечьте ему удобное место, например, стул со спинкой, диван или кресло

Также обратите внимание на следующие правила:

  1. Найдите оптимальное расстояние от глаз малыша до монитора. Экран не должен располагаться слишком близко. Расстояние должно составлять хотя бы 3 метра. При этом помните, что сильно далеко отсаживать кроху тоже не стоит, иначе он будет напрягать глаза.
  2. Не позволяйте смотреть ТВ в полной темноте. Это губительно сказывается на зрении.

Что можно смотреть?

Развивающие передачи станут идеальным досугом для детей. Также можно показывать малышам мультфильмы с познавательной составляющей. Выбор для просмотра должны делать родители в соответствии с возрастом ребенка. При этом желательно объяснять непонятные моменты на экране малышу. Лучше всего для малыша подойдут мультики “Лунтик”, “Фиксики”, “Барбоскины”, “Малышарики”, “Три кота”, “Пластилиновая деревня” (японского производства), “Рассказы старого моряка” (СССР, 1970-1972 г), “Исторические личности. Анимированная энциклопедия” (США, 1991 г) и т.д. Не менее интересны для детей мультсериалы “Жили-были” про первооткрывателей, производства Франции.

Мультик “Лунтик”.

Если крохе понравился мультсериал и он хочет посмотреть сразу несколько серий, не стоит идти у него на поводу. Лучше разграничить просмотр на несколько этапов. Например, одну серию с небольшими перерывами утром и другую вечером

Эти меры предосторожности помогут предотвратить перенапряжение глаз и гиподинамию

Что нельзя смотреть?

Не все передачи для детей одинаково полезны. Несмотря на то, что многие из них сняты для малышей и подростков, сняты с агрессивным подтекстом. Не рекомендуется давать смотреть своему ребенку следующие мультфильмы:

  1. “Том и Джерри”. Кот на протяжении всех серий бегает за мышонком и пытается его убить.
  2. “Полный расколбас”. Рейтинг этого анимационного фильма 18+. Весь мультик сопровождается пошлыми и грубыми шутками на протяжении всего хронометража.
  3. “Алиса в стране чудес”. Этот мультфильм производства студии Дисней 1951 года показывает детям, как не надо себя вести. Главная героиня разговаривает с незнакомцами, гуляет там, где ей запрещено гулять, пьет незнакомую еду и ест незнакомые напитки.

Несмотря на то, что многие родители выступают против мультфильма “Маша и медведь”, специалисты все же приходят к выводу, что этот мультик учит добру. Конечно, в анимационном фильме есть сцены, где главная героиня мучает волков и других животных, но скорее делает это из-за заботы, не пытаясь им навредить.

Детям нельзя смотреть мультики, которые транслируют жестокость.

В гостях у бабушки

Все бабушки любят баловать своих внуков. Разрешают им есть сладкое в слоновьих дозах, ложиться спать позднее обычного и смотреть телевизор хоть весь день. И как же бороться с этим? Ведь дети потом начинают обижаться на родителей, которые все эти вещи им запрещают.

Психологи советуют разговаривать. Разговаривать и разговаривать, пока эффект не будет достигнут. Объясните то, как вредно детям постоянно быть прикованными к «ящику», например, как сильно от этого портится зрение. А если ребенок смотрит телевизор, который включен «фоном», расскажите, чего там может нахвататься малыш, и какой урон это может нанести его развитию.

Конечно, это помогает не всегда. Ведь бабушкам сложно уделять много времени внукам просто по состоянию здоровья, да и домашних дел навалом. Включить мультики и оставить на час гораздо удобнее. Попробуйте предложить какую-то альтернативу, дело, которым ребенок может заниматься без присмотра, например, чтение книжки или, если читать ребенок еще не умеет, пусть послушает аудиокнигу со сборником сказок. Или займется лепкой.

Если все ваши доводы и предложения остаются не услышаны, то постарайтесь ограничить время пребывания вашего малыша в гостях. Также следите за тем, чтобы дома, в отличии от бабушки, правила по просмотру четко соблюдались и контролировались.

Если ребенок приехал после каникул и начал заливаться соловьем, как хорошо ему было там и как плохо тут, на нытье не поддавайтесь. Главное, выдержать детскую атаку истерикой и слезами. Правила неизменны. У бабушки смотри, сколько разрешают. А дома смотри, сколько разрешают. Когда ребенок чуть подрастет, он начнет лучше понимать, что и где ему можно, а что нельзя.

Редакция Tlum. Ru просмотрела форум u-mama и выбрала комментарии людей, которые уже столкнулись с этой проблемой. Вот что они советуют:«Просто разграничивайте что можно дома, а что нет. И все. Все привыкнут. А в том что дети на расслабоне раз в неделю, пользуются гаджетами и смотрят мультики, нет ничего плохого».

«У детей должны быть любящие их бабушки и дедушки, балующие их. Воспитывать — это дело родителей. Объясняйте детям, что в ВАШЕМ доме будет как вы скажете. Не надо других людей переделывать под себя — неблагодарное это дело и пустое. Все равно вы будете делать как вы заходите, другие — как они считаю нужным. Терпите, вы живете не на острове».

«Ну так и объяснить, что у бабушки дома — свои правила, у вас — свои, и это замечательно, они могут и так, и эдак пожить. Если младшему 7, то дети не малыши, значит с ними можно договориться».

«Поищите какую-нибудь авторитетную статью или лучше видеоролик (раз она так любит телевизор) со страшной страшилкой на тему пагубного влияния телевизора на психику ребенка. Со всякими ужастиками про отклонения и насилие».

«Выкинуть камень преткновения на свалку… заодно и электричество сэкономите… говорят сейчас кризис…».

Как отучить ребенка от телевизора

Многие мамы жалуются на то, что ребенок, даже едва умеющий выговаривать три слова, часами сидит у экрана телевизора и на любые попытки отвлечь его отвечает истерикой. Как правильно отучить ребенка от телевизора и привить интерес к другим занятиям? Конечно, сразу полностью запрещать смотреть телевизор не нужно. Как лечение зависимости, проводим отучение постепенно, час за часом убирая время, проведенное перед телевизором за неделю.

Важно, чтобы взрослые сами не смотрели телевизор, подавайте ребенку правильный пример и не старались добиться того, чего сами не в состоянии выполнить. Особенно плохо, когда телевизор работает в доме источником фонового звука, отучить ребенка не пялиться в экран в таком случае крайне сложно

Некоторые правила ребёнка лучше научить соблюдать с самого раннего возраста:

Во-первых, малыш должен знать, что именно ему разрешено смотреть по телевизору: мультики (не мультсериалы!), обучающие и познавательные передачи
Во-вторых, без надобности телевизор включаться не должен

Можно посмотреть конкретный мультик или полезную передачу, но не работать фоном и отвлекать внимание
В-третьих, желательно, чтобы дети научились проводить большую часть свободного времени без телевизора, займите их чем-нибудь другим. Желательно, чтобы в детской комнате не было электроники: так вам будет проще контролировать время просмотра

Вечерний просмотр вреден для сна ребенка, так как специфическое сияние монитора или экрана ведет к нарушению выработки мелатонина

Желательно, чтобы в детской комнате не было электроники: так вам будет проще контролировать время просмотра. Вечерний просмотр вреден для сна ребенка, так как специфическое сияние монитора или экрана ведет к нарушению выработки мелатонина.

Приучаем ребенка к умеренности

Зарубежные педиатры рекомендуют снизить время, проведенное у телевизора, до двух часов в день максимум. При этом, телепрограммы должны нести определенную информацию, то есть выполнять познавательную и образовательную функции. Мнение российских врачей иное: строго до трех лет ребенок не должен смотреть телевизор ни при каких условиях. Для дошкольников допустимо проводить у телевизора только 20 минут, а детям до семнадцати лет — два часа, еще час можно отвести для компьютера. Переключая детей с телевизора на компьютер будьте внимательны: вынужденное близкое расположение глаз от монитора сказывается не лучшим образом на зрении, а компьютерные игры и интернет для детей привлекательнее, чем просмотр телепрограмм, так что не переусердствуйте.

Активно участвуем в жизни ребенка

Уделяйте ребенку больше времени, так как основная причина проблем детей с телевизором — недостаточное внимание со стороны взрослых. Многие родители оставляют ребенка на попечение телевизора и компьютера, а потом недоумевают, почему ребенок капризничает, если лишать его привычных радостей

Ребенка всегда можно занять чем-то другим, кроме телевизора, если родители заняты или устали. Плохое оправдание это и для тех родителей, которые предпочитают, чтобы дети сидели дома под их «контролем», что на деле сводится к тому же просмотру развлекательных программ по телеку, чем нахождение «неизвестно где и неизвестно с кем».

Заблуждения о вреде и пользе телевидения для ребенка-грудничка

Программы, транслируемые по телевидению, не  могут способствовать развитию ребенка в возрасте до двух лет. Дело в том, что исследованиями подтверждено, что транслируемое  по телеэфиру воспринимается малышами лишь как череда цветовых и световых картинок без смысла. И только после двух лет у ребенка мозг начинает отслеживать и разделять предметы, полученные с телеэкрана и происходящие наяву

Поэтому даже развивающий фильм сможет лишь привлечь внимание малыша, но принесет ему пользы не больше, чем рекламный ролик

Есть еще одно заблуждение – что тихо работающий телевизор способствует спокойному сну ребенка. Педиатры не подтверждают этот факт, а, напротив, уверяют, что подобный шум приводит к возбудимости и нарушении сна. К тому же при подобной ситуации будет нарушена выработка гормона мелатонина, который играет важную роль при регулировании нормальных ритмов суток. Ласковая колыбельная песня мамы принесет больше пользы и поможет малышу расслабиться перед сном, нежели пусть даже и приглушенно работающий телевизор.
В первые дни жизни новорожденного малыша особенно нельзя смотреть телевизор родителям в его присутствии

Резкий звук, яркая картинка живо вызывают интерес и притягивают к себе внимание крохи. Для того чтобы не напрягать нервную систему ребенка, не стоит оставлять его перед телевизором надолго

А лучше и вовсе исключить такое «общение».
Что касается исходящего от телеэкрана опасного излучения, то можно уверенно сказать, что это все заблуждения. Точнее, подобная история имела место, но давно и с определенной моделью фирмы General Electric, выпущенной еще в 1960-х годах. Все цветные теле-приборы, выпущенные после 1968-х годов, не приносят вреда человеку посредством облучения.

Что можно смотреть по телевизору ребенку?

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят

Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное

Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: «Он ведь не по-настоящему умер?», уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми. Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное — не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.

Если же вы сами хотите посмотреть фильм с неоднозначным содержанием сделайте так, чтобы ребенок при этом не присутствовал.

Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присущ каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестностью жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем, и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Почему мы не смотрим телевизор

Как-то так повелось, что мы с мужем не смотрим телевизор уже более 10 лет. Я имею в виду новости и сомнительные передачи, рекламу, а также весь тот спектр сериалов и фильмов, которые отбирают для нас продюсеры телеканалов по непонятно каким критериям.

Я в принципе люблю зависать в своих мыслях и не люблю шум, который этому препятствует, а телевизор — самый мощный и надоедливый генератор этого шума. Негативные новости, сплетни о знаменитостях и сомнительные шоу забирали у меня много энергии, так что стоило посмотреть с утра телевизор за завтраком — и настроение становилось каким-то мерзопакостным. Вечером телепередачи продолжали уверять, что жизнь дерьмо, все друг с другом судятся, любимые предают, самолеты падают, музыка становится все кошмарнее. Так что примерно в 11 классе и на первом курсе института я совсем перестала его включать, да и некогда было залипать на экран — учеба становилась все серьезнее.

С тех пор я не заметила никаких минусов отсутствия телевизора в своей жизни — напротив, стало меньше тревоги, раздражения и больше свободного времени. Ведь что только не сыпется на нас с экрана… Большинство передач, новостей и сериалов — сугубо негативные, порой мерзкие, специально таковыми и снимаются, чтобы пробудить в нас чувства и эмоции, заставить сопереживать незнакомым людям, обсуждать и зависать у экрана

Продюсеры не зря получают зарплату — у них отлично получается завладевать нашим вниманием

Именно поэтому, зная и ощутив на себе негативные факторы телевидения, мы с мужем единогласно пришли ко мнению, что детей знакомить с телевизором нужно как можно позже. Также мы почему-то были уверены, что не стоит рано давать ребенку в руки гаджеты и включать мультфильмы. Лично я просто не видела в этом особой необходимости и какого-то развития для грудного ребенка.

Когда родилась дочка, мы решили не показывать ей мультики до трех лет. Не знаю, почему был выбран именно этот возраст — все решалось интуитивно. И лишь спустя какое-то время я убедилась в правильности этого решения. Сейчас, когда дочери исполнилось три года, мы начали показывать ей некоторые, тщательно отобранные мультфильмы и поняли — да, время пришло.

А теперь, чтобы не быть голословной, ниже я расскажу и обосную, почему нельзя включать детям телевизор как минимум до этого возраста, что об этом говорят известные педиатры и какие существуют исследования, подтверждающие эту гипотезу.

Влияние просмотра телевизора на здоровье детей

Излишнее пребывание ребёнка у телевизора оказывает влияние как на его умственное развитие, так и на физическое здоровье.

Воздействие на психику ребёнка

В этом контексте рассматривается влияние исключительно добрых и позитивных передач, даже не говоря о фильмах в жанре ужастиков и передачах со сценами насилия.

Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации

Марина Озерова, известный педагог с большим стажем работы, неоднократно исследовала влияние просмотра телевизора на детей и посвятила этому многие публикации. Так, она выделяет сразу несколько негативных моментов, возникающих при длительных просмотрах телепередач:

  1. В первую очередь страдает работа зрительного восприятия. Так, ребёнок не получает осязательной информации об объектах, видимых на экране, а также отсутствуют кинестетические ощущения, что мешает полноценному развитию.
  2. Вместе с тем не накапливается опыт — из-за недостатка полноценных данных об объектах, ребёнок не может фантазировать и создавать собственные образы. Так, если попросить детей нарисовать любимого героя из мультика, то они в точности скопируют персонаж.
  3. Страдает развитие мозга. Казалось бы, многие родители включают познавательные программы для своих малышей именно с целью расширения кругозора и образования ребёнка. Но из-за отсутствия полноценного восприятия и необходимости переработки полученной информации ребёнок не производит новые нейронные связи, а просто запоминает некие шаблоны.
  4. Перегрузка мозга информацией. Из-за поступления большого количества зрительных сведений за короткий промежуток времени мозг начинает посылать сигналы нервной системе о необходимости в перезагрузке, а та, в свою очередь, посылает мозгу нервные импульсы и реакции, внешне проявляющиеся как гиперактивность малыша, энурез, нервный тик.
  5. Привычка к бездеятельному времяпрепровождению. Пассивное удовольствие ребёнка, которое он получает, сидя на диване, создаёт тягу к опасным развлечениям в более зрелом возрасте.
  6. Никто и ничто, в том числе телевизор, компьютер, детский сад, не может заменить общения ребёнка с мамой и папой. Совместные дела, поступки, творчество, родительское слово — только это оставляет прекрасные впечатления и даёт хороший стимул для развития малыша.

Общество родителей, участие в их делах, их слова, поступки и даже мысли — лучшее для воспитания малыша

Многие исследования, проведённые психологами и логопедами, показывают, что избыточный просмотр телевизора приводит к следующему:

  • упрощению речи;
  • преобладанию в лексиконе словесных штампов;
  • снижению способности творчески мыслить и придумывать новые идеи.

Малыш не получает полноценного диалога, а только впитывает сказанное героями с экрана, следовательно, не идёт навыков построения разговора. Значительно уменьшается объём памяти и стремление к развитию путём чтения. Ребёнок предпочитает просмотр мультфильмов классическим сказкам и современным рассказам.

Влияние телевизора на физическое здоровье

Проблемы со здоровьем связаны в первую очередь с малоподвижным образом жизни, недостатком физических нагрузок и неправильной позой у телевизора. Последствия увлечения телевизором:

  • несформированность мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • лишний вес.

Сидя неподвижно по нескольку часов и глядя в одну точку, малыш не только не получает развития своего тела, но и медленно теряет его. Природа требует, чтобы дети были активными, подвижными и любознательными, иначе неизрасходованная энергия превращается в проблемы раннего ожирения.

Малоподвижный образ жизни и неправильная поза при сидении перед телевизором становятся причиной нарушения осанки

Чтобы свести к минимуму неприятные последствия просмотра телевизора ребёнком, стоит соблюдать расстояние от глаз до экрана прибора — в норме оно должно составлять от 1,5 до 2 метров в зависимости от размера диагонали телевизора. Каждые 30 минут нужно делать перерыв и давать глазам передохнуть.

К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…

  • Подавление естественных желаний и навыков (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в туалет, общаться с друзьями, заниматься привычными вещами и пр.).
  • Замена реального мира телевизионным. В реальном мире слишком мало «драйва» после ярких мультфильмов, динамичных кинокартин и громких реклам.
  • Бессмысленная потеря времени. За 2 часа у телевизора можно сделать массу полезных для общего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать собственное время.
  • Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для здоровья и жизни. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который едят всей семьей чуть ли не ложками — значит, он действительно вкусный и полезный.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector