Влияние музыки на развитие ребенка

С какого возраста знакомить ребенка с музыкой?

Психологи утверждают, что малыши, которых знакомили с музыкой до рождения, начинают гораздо раньше своих сверстников разговаривать писать, читать, считать и адаптироваться к меняющемуся вокруг них внешнему миру. А когда они вырастают, то быстро идут по служебной лестнице, выстраивая свою карьеру. Кроме этого, они могут без каких-либо трудностей осваивают иностранные языки. Именно по этой причине музыкальный вкус следует прививать карапузу еще в утробе. Чтобы ребенок после появления на свет любил слушать музыку, мама должна ему петь, не стесняясь отсутствия голоса и слуха.

Пение оказывает позитивное влияние и на течение беременности. А после появления на свет карапуз уже с первых дней начнет реагировать на музыку, считая ее чем-то знакомым, радостным и приятным. Кроха будет улыбаться сразу, как услышит, как его мама поет. А когда чадо подрастет, родители могут воспользоваться его интересом к шуршащим, гремящим и стучащим звукам, время от времени устраивая ему своеобразные концерты с использованием погремушки или металлической банки наполненной, чем-нибудь сыпучим.

Чтобы карапуз привык к музыке и полюбил ее, психологи советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Музыка для малыша не должна становиться звуковым фоном;
  • Не следует допускать музыкальной перенасыщенности, необходимо чтобы все было умеренно;
  • Музыка должна быть легкой и мелодичной, громкие звуки приведут к испугу, а ритмичные композиции негативно отразятся на нервной системе ребенка, приведя к ее перенапряжению.

Ну и, конечно, родители на своем примере должны показывать любовь к музыке, путем ее постоянного прослушивания, ведь они для малыша являются самым главным авторитетом.

Как правильно слушать музыку вместе с новорожденным?

Чтобы прослушивание музыкальных произведений приносило исключительно пользу, соблюдайте несколько важных правил.

Ребенок должен находиться на определенном расстоянии от источника звучания (магнитофона или компьютера) – не менее одного метра.

Громкость музыки должна примерно соответствовать громкости обычной разговорной речи.

Специалисты рекомендуют включать классические музыкальные композиции для младенцев один-два раза в день по 15-30 минут. Однако, в первую очередь, следует ориентироваться на своего малыша.

Внимательно отслеживайте поведение ребенка. Если видите, что мелодия начинает его раздражать или утомлять, меняйте композицию на другое произведение или вообще прекращайте сеанс прослушивания.

Перед сном включайте только тихие спокойные мелодии, а еще лучше пойте грудничку колыбельные.

Итак, музыка оказывает огромное влияние на развитие детей. Это подтверждает и японский ученый Масару Ибука, автор новаторской методики воспитания и обучения малышей раннего возраста. В своем широко известном педагогическом труде «После трех уже поздно» он приводит любопытный факт: младенцы, которые слушали музыку, развивались быстрее, чем их сверстники.

И напоследок, музыкальные произведения для новорожденных и младенцев должны быть разнообразными. Пусть в вашем доме звучит классика, джаз, эстрадные и народные композиции. Разнообразие мелодий поможет всестороннему развитию вашего ребенка.

Как музыка действует на детей

  • Ускоряет физическое, умственное и эмоциональное развитие;
  • Формирует речь и помогает при дефектах речи. Например, с заиканием гораздо легче петь, чем говорить;
  • Улучшает память, стимулирует работу мозга и повышает интеллект;
  • Развивает творческие и музыкальные способности, тренирует воображение, пространственное мышление и умение интерпретировать;
  • Учит концентрироваться и сосредотачиваться, сможет улучшить внимательность и привить усидчивость;
  • Воспитывает и формирует музыкальный вкус, приобщает к мировой культуре, к искусству и эстетике. Расширяет кругозор;
  • Налаживает эмоциональный фон, помогает при нервных расстройствах, укрепляет психику;
  • Спокойная музыка успокаивает и снимает стресс, помогает уснуть и избавляет от бессонницы. Бодрая, наоборот, наполняет энергией и тонизирует, повышает настроение и работоспособность, избавляет от депрессии, тоски и хандры;
  • Развивает письменные и математические способности. Ребенок быстрее осваивает счет и письмо. Под влиянием классики и музыки в целом формируется красивый и ровный почерк;
  • Ритмичные физические упражнения под музыку улучшают координацию, укрепляет иммунитет, мышцы и связки, развивают четкость ходьбы и движений. Детки гораздо охотнее занимаются под музыку;
  • Помогает справиться со страхами и фобиями, найти друзей и социализироваться. Ребенок растет уверенным и общительным, активным и оптимистичным;
  • Воспитывает в ребенке дисциплинированность и ответственность;
  • Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев и рук, учит делать сразу несколько дел. А игра на духовых инструментах, как и пение, укрепляет и развивает органы дыхания.

Какого композитора выбрать

Произведения Моцарта – лучшая классическая музыка для новорожденных. Многие родители отмечают, что груднички могут часами слушать мелодии этого великого композитора. Причем он универсален. Здесь можно найти и спокойную, и бодрую, и веселую, и грустную музыку.

Влияние музыки Моцарта на детей заключается в том, что они становятся спокойными и сосредоточенными. Они могут самостоятельно играть или заниматься, не капризничают. За счет преобладания мажорных нот музыка Моцарта несет позитивную энергию. Она активизирует работу мозга и формирует четкость мыслей, помогает при головных болей.

Штраус и Шопен стимулируют к активности и физической деятельности, повышают работоспособность. Вальсы и марши этих композиторов улучшают настроение, отвлекают ребенка от дискомфорта, например, когда того мучают колики, газообразование или боли при прорезывании зубов. Кроха становится веселым, бодрым и игривым.

Чайковский нравится многим деткам. Он оказывает бодрящее действие, стимулирует к деятельности. Например, помогает ребенку быстрее одеться и собраться на прогулку. Обязательно дайте прослушать крохе музыку из балета “Щелкунчик” и фортепианный цикл “Времена года”

Они повышают внимание. Ребенку легче сосредоточиться и выполнить определенное действие или задачу

Вивальди – залог духовного здоровья и хорошего самочувствия, особенно мажорные части “Времен года”. Такие композиции повышают настроение, приободряют и тонизируют. Включайте музыку во время активных игр или зарядки.

Бетховен налаживает эмоциональный фон, снимает напряжение, успокаивает и укрепляет нервные клетки. Он подходит для капризных и истеричных деток. Нежные и обволакивающие звуки сонат Бетховена, особенно “Лунной сонаты”, наполнены умиротворением и смыслом. Найдите несколько сонат, которые понравятся крохе и периодически включайте для прослушивания.

Шуман и Глюк – композиторы, чьи произведения оказывают успокаивающее действие. Они включают четкий ритм и медленный темп, что помогает при бессоннице, обеспечивает спокойный и крепкий сон. Поэтому включаем музыку перед сном или после кормления. Особенно подходят “Грезы” Шумана и “Мелодия” Глюка.

Бах, как показывает практика, не нравится большинству деток. Это не удивительно, ведь музыкальные произведения еще слишком сложны для восприятия маленького кроха. Однако если малышу пришелся по вкусу Бах, то его музыка окажет положительное влияние на развитие памяти и логического мышления, способностей к математике, физике и химии.

Мендельсон вселяет веру и уверенность, повышает самооценку, помогает социализироваться и адаптироваться. Это отличное решение для тихих, неразговорчивых и неуверенных деток. “Симфония №5” повышает концентрацию внимания и сосредоточенности. “Свадебный марш” благотворно влияет на работу сердца и сосудов, нормализует артериальное давление. А “Весенняя песня” вылечит головную боль.

Как звуки действуют на одушевленную и неодушевленную материю?

Швейцарский ученый Ханс Йенни и японский исследователь Эмото Мосару, занимались изучением воздействия музыки на структуру молекул воды. Результаты исследования позволили им прийти к выводу, что музыка может воздействовать на кристаллическую структуру воды как негативно и разрушающе, так и позитивно и созидающе.

И если принять во внимание, что организм человека по большей части состоит из воды, то музыка определенно должна влиять на него положительно. Но какое влияние она оказывает на новорожденных малышей? Звуки действуют на детскую ЦНС по-разному: будоражат, возбуждают, успокаивают, оздоравливают или, наоборот, негативно сказываются на общем состоянии организма

Благодаря экспериментам, проводимым над коровами, удалось установить, что прослушивание животными классической музыки увеличивало удои. Рок, наоборот, приводил к значительному уменьшению молока. Эта теория была проверена и на кормящих мамочках, в результате чего психологи пришли к выводу, что во время кормления лучше всего слушать классику, она будет полезна и маме, и ребенку.

Французским ученым удалось выяснить, что классика воспроизводится в высокочастотном диапазоне, который благотворно влияет на энергетическое поле человека и провоцирует повышенное продуцирование гормонов счастья. Хип-хоп, рок и металл, наоборот, имеют низкочастотный диапазон, который присущ таким разрушающим стихиям, как наводнение, ураган и землетрясение, поэтому он оказывает на организм всех живых существ крайне негативное влияние.

Каждой мамочке хочется, чтобы ее карапуз был здоровым и правильно развивался. Именно по этой причине прежде чем давать ребенку слушать те или иные музыкальные произведения, следует знать, как они отразятся на его нервной системе. К сожалению, далеко не всем родителям нравится классическая музыка и у них дома играет агрессивный и жесткий рок, который негативно влияет на кроху. В этом случае своими предпочтениями придется пожертвовать хотя бы до тех пор, пока карапуз подрастает, слушая на протяжении этого времени лишь полезные для его развития композиции.

Воспитание музыкального вкуса детей.

Каждый отдельно взятый ребенок по своему воспринимает музыку. Имеет свои предпочтения к определенному музыкальному жанру. В основном свой выбор дети делают под влиянием родителей, проще говоря какую музыку слушают взрослые, то нравится и ребенку. Но родителям следует учесть, что только соприкосновение с подлинным искусством, у детей появляется возможность чувствовать и понимать музыку, слушая ее развивать фантазию и воображение, получать интеллектуальное и эстетическое удовольствие. У каждого ребенка с рождения есть музыкальный слух но надо развивать его с самого раннего возраста. Даже маленькие дети способны чувствовать характер произведения, проявлять эмоциональное отношение к музыке. Постепенно у детей вырабатывается музыкальный вкус, но какой он будет зависит только от того, с какой музыкой ребенка знакомят с самого раннего возраста.

Как и с процессом овладения речевыми навыками, которые невозможны без речевого общения, так без опыта восприятия музыкальных произведений, ребенок не научится любить и понимать музыку. Ранние музыкальные способности наблюдаются у детей, получивших яркие музыкальные впечатления в раннем возрасте.

Влияние классической музыки на ребенка

Мнения взрослых разделяются на два лагеря — одни говорят, что для маленьких деток классическая музыка слишком сложна, а другие настаивают, что именно классика воспитывает в детях эстетический вкус

Однако детям неважно, как вы относитесь к этой музыке — каждый малыш интуитивно тянется к тому или иному звучанию, независимо от ваших личных предпочтений. Так, например, многие малыши затихают, когда слышат мелодии Чайковского, Бетховена, Вивальди, а вот к Баху с его несколько тяжеловатой для восприятия органной музыкой, дети относятся с настороженностью, потому что столь глубокое звучание вызывает у них тревогу.

Положительное влияние классической музыки на детей доказано учеными, и они говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для малыша и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать малышу в перерывах между познавательными играми.

При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние малыша. Так, например, чтобы успокоить ребенка, можно включить ему произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, чтобы улучшить настроение включите ему Чайковского, для поднятия активности пускай малыш слушает Листа, Моцарта, Хачатуряна, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги рекомендуется включать вальсы Штрауса, Рубинштейна, произведения Шопена.

Насильно принуждать ребенка к прослушиванию классической музыки не стоит, ведь даже не каждый взрослый способен осилить 10 минут прослушивания классики. Старайтесь каждый день включать малышу разные произведения и присмотритесь, как он на них реагирует. Наверняка от одних он будет успокаиваться, а другие наоборот будут побуждать его к необъяснимым капризным поступкам. Через время вы уже сможете подобрать список произведений, которые наиболее благотворно влияют на малыша.

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

• Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д. Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии. Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

• Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

• Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.
Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов»

Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

С какого возраста ребенку можно слушать музыку?

Все мы знаем, что первые 1,5 недели малыш находится под охраной природы, то есть он еще плохо слышит и видит, дабы не испугаться шума и яркости этого мира. Однако он прекрасно ощущает доброту и нежность, ему приятны ласковые слова, медленные мелодии. Поэтому, музыку ребенок может слушать с первых дней его жизни, но самое главное — не переборщить с этим.

Мозг младенца получает такое колоссальное количество информации каждый день, что нужно помогать ему еще и правильно её усваивать. Чтобы у ребенка одинаково хорошо развивались оба полушария мозга, необходимо слушать музыку, потому что именно мелодия воспринимается обоими полушариями, улучшая межполушарные и внутриполушарные связи.

Влияние музыки на развитие мозга

Обучение музыке в раннем возрасте (до семи лет) вызывает реальные физические изменения в структуре и функциях мозга. Известно, что при этом увеличивается белое вещество в мозолистом теле, что приводит к увеличению связности мозга.  

Также раннее музыкальное обучение способствует увеличению серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсорно-моторной области.

Музыка и воспитание детей

Музыка улучшает эмоциональную регуляцию и способность быстро реагировать на события. Это повышает способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать чрезмерных стрессов.

Одним из последних открытий нейровизуализации является то, что даже краткая музыкальная тренировка приводит к увеличению кровотока в левой части мозга

Это, например, приводит к улучшению языковых способностей, когнитивных функций, включая внимание, и зрительно-пространственного восприятия

Из-за возросшего интереса к взаимосвязи между музыкой и мозгом была создана целая область исследований — нейромузыкология.

Все исследования, проведенные за последние несколько лет, сходятся в одном — музыка активирует каждую известную область мозга и способствует ее развитию.  

Известно, что мозг музыкантов больше, чем у среднестатистических людей. Они обладают превосходной рабочей памятью, слуховыми навыками и когнитивной гибкостью. С течением времени музыка «перестраивает» мозг, либо укрепляя существующие связи, либо формируя новые нейронные цепочки.

Влияние музыки на обучение

Развитие ребенка через музыки идет по многим направлениям, например:

  • Развитие перцептивных и языковых навыков;
  • Интеллектуальной развитие;
  • Увеличение внимания и концентрации;
  • Физическое развитие и здоровье;
  • Социальная адаптация и эмоциональное развитие.

Также не стоит забывать, что игра на музыкальных инструментах всегда приводит к повышению самооценки.

Музыка как средство развития ребенка в раннем возрасте

Слушать или заниматься музыкой в любом возрасте полезно. Тем не менее, эксперты считают, что максимальные преимущества достигаются, когда музыкальное обучение начинается в возрасте до семи лет.

Сейчас даже доступны наушники для живота, поэтому мамы могут позволить своему ребенку начать слушать музыку еще до его рождения.  

Значение музыки в развитие детей.

Музыкальные занятия сами по себе влияют на всестороннее развитие личности, но еще и каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое назначение в этом развитии.

  • Пение, кроме того что является дыхательной гимнастикой, развивает артикуляционный аппарат, память, речевые навыки, коммуникативные навыки.
  • Танцы это правильная осанка, пластика, чувство ритма, физическая подготовка.
  • Игра на музыкальных инструментах это музыкальный слух, развитие мелкой моторики со всеми положительными последствиями, терпение и сила воли.

Занимаясь ежедневными музыкальными занятиями, ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус. Все это обогащает внутренний мир маленького человека.

Исполняя музыкальное произведение, юный музыкант передает мысли и чувства, вложенные композитором в произведение, отражающие тончайшие нюансы музыкальной речи. Благодаря этому умению, ребенок ощущает все тонкости интонаций, тональность и темп разговора с собеседником, что способствует росту его коммуникабельности в обществе. Общаясь с другими людьми, он более остро улавливает эмоциональное состояние и настроение человека, чем его сверстник, не имеющий к музыке никакого отношения.

Умение пользоваться музыкальным инструментом формирует в ребёнке чувство ритма и налаживает координационную связь «слух» — «моторика рук«, что позволяет в хорошем темпе двигаться пальчикам, занимаясь письмом, а также переключиться с одного движения на другое, разделяя при переносе слова на слоги.

Значение музыки в развитии детей хорошо демонстрирует школьная успеваемость,особенно часто ошибки в правописании проявляются у старшеклассников. Они не могут выразить свою мысль, мучаясь над сочинением. Им совершенно не под силу создать структуру текста (разделить на абзацы, которые несут на себе законченную смысловую нагрузку). А их сверстники, владеющие нотной грамотой, и без труда делящие на фразы музыкальное произведение, смогут легко справиться с этой задачей и в письменной речи.

Музыкальные сказки

Помимо просто музыки (классической или эстрадной) ребенку нужно слушать музыкальные сказки, мультфильмы, в которых поют и играют на музыкальных инструментах. Ведь все жизненные мудрости, весь мир ребенок познает через сказки, через мультяшных героев — они занимают его и доносят до понимания больше слов, чем вы можете себе представить. Так, например, мультфильм «Как Черепаха и Львенок пели песенку» учит ребенка дружбе, и малыши с удовольствием повторяют песенку о том, как львенок «на солнышке лежит». Не менее поучительна «Сказка о Царе Салтане», которая легко запоминается своими стихами, и в особенности песенкой белочки, которая «орешки всё грызет». Добрые песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность.

Музыка с рождения

После рождения музыка начинает играть ещё более важную роль в жизни ребёнка. На новорождённого малыша музыка действует примерно так же, как действовала до рождения: задаёт его эмоциональный фон. Во время активного бодрствования можно включать весёлые динамичные песенки, перед сном или во время криков и капризов – тихие спокойные мелодии. Правда, если говорить о колыбельных песнях, однозначно намного лучше, если мама поёт ее сама. Кое-кто из мам очень низко оценивают свои вокальные данные и предпочитают включать уже готовые записи, чтобы не сформировать дурной музыкальный слух у ребёнка. Эти опасения напрасны, потому что малыши – самые благодарные слушатели, и голос любимой мамы для них – самая желанная мелодия. Если петь действительно не очень получается, можно просто говорить нараспев – это уже лучше, чем чужой голос из динамика.

Чем старше становится ребенок, тем более глубокое и всестороннее влияние оказывает на него музыка. Помимо развития эмоциональной сферы, музыка способствует развитию двигательных навыков. Даже если не обучать ребёнка танцевальным движениям, когда он научится стоять на своих двоих – его ножки идут в пляс, как только он слышит любимую песенку. Причём ребёнок очень хорошо чувствует ритм и двигается в соответствии со звуком.

https://youtube.com/watch?v=aHMSj_So9Cg

  • Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Музыка не только вызывает определённые эмоции, – вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
  • Очень важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. Как мы уже говорили, слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста, пола и социального статуса. В этом плане родителям можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
  • Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть. Если говорить о русских народных инструментах, то многие и них вполне доступны малыша: дудки, ложки, трещотки.

Детки старше двух лет уже способны запоминать тексты песенок. Можно даже не заучивать их специально: слушая и пытаясь подпевать, ребёнок запоминает слова и потом радует родителей первыми попытками сольного пения. Таким образом, музыка влияет ещё и на развитие памяти и речи.

Для людей, живущих в мире звуков, музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса. Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать), мы лишь способствуем его всестороннему развитию. От знакомства малыша с музыкой не стоит ждать каких-то конкретных положительных результатов, пусть это будет процесс ради процесса. Человеческая психика устроена настолько сложно, что никогда нельзя заранее предугадать, когда и в какой ситуации проявится эффект от услышанных ранее произведений Моцарта или маминых колыбельных.

Читаем далее: 

  • Какая музыка полезна новорожденным
  • 10 фактов о пользе музыки и звуков природы для мам и малышей;
  • Влияние сказок на развитие ребенка;
  • Как игры влияют на развитие ребенка;
  • Гаджеты и дети (плюсы и минусы современных гаджетов на развитие детей).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector