В каком возрасте ребёнок начинает ходить?

Во сколько дети начинают ходить?

Как и другие ступени развития, начало ходьбы носит очень индивидуальный характер. Педиатры определяют условные рамки возраста для первых шагов: от 9 месяцев до 1,5 года. В большинстве случаев детки впервые становятся в полный рост с опорой к 8-9 месяцам, а без поддержки – к 10-12 месяцам.

Первые шаги, сделанные малышом до 8 месяцев, должны насторожить родителей. Ведь в этом возрасте мускулатура и скелет малыша еще достаточно слабы. А настолько сильная нагрузка на позвоночник вредна для грудных детей.

На то, когда ребенок начнет ходить, влияет несколько факторов:

1 Генетика. Очень сильное влияние на начало хождения оказывает генетический фактор. Если мама или папа когда-то начали ходить позже положенного срока, то и от малыша слишком ранних успехов ждать не стоит.

2 Пол и телосложение ребенка. Девочки немного опережают мальчиков в развитии, а пухлые малыши начинают ходить позже худеньких.

3 Тип темперамента. Подвижные дети учатся ходьбе в процессе забавы: такие малыши не останавливаются на ползании и во что бы то ни стало стараются подняться на ножки.

Если ваш ребенок больше интересуется спокойными играми, то и ходить он станет чуть позже.

4 Тонус мышц. Его нужно развивать с помощью гимнастики и массажа. Мышечный тонус не появляется сам по себе, его придется укреплять изо дня в день

Также упражнения будут полезны для развития равновесия у малыша – ещё одного немаловажного фактора при обучении ребенка

Видео

Источники

  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit/hodit-samostoyatelno/
  • https://kpoxa.info/uxod-razvitie/vo-skolko-rebenok-nachinaet-xodit.html
  • https://mymalish.ru/so-skolki-mesyacev-rebenok-nachinaet-xodit.html
  • https://umnyash.com/rebenok-do-goda/navyki-sposobnosti/vo-skolko-malysh-nachinayet-khodit-samostoyatelno.html
  • https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/hodit.html
  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kogda-rebenok-nachinaet-hodit.html
  • https://kroha.info/razvitie/kogda-rebenok-dolzhen-nachat-hodit

Как подобрать обувь?

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:

  • Подошва должна быть мягкой – правильная подошва при сжатии внутрь согнется не под носком, а в месте свода стопы, по центру
  • Широкие носы обеспечивают свободное расположение пальцев, обеспечивая естественную опору на них, что является обязательным условием развития силы ног, легкости движения, здоровой осанки,
  • Размер не должен быть «впритык». Между большим пальцем и краем стельки нужно соблюдать зазор 1 – 1.5 см.
  • Каблук должен отсутствовать, в крайнем случае – быть тонким и пружинным.
  • Избегайте выпуклостей на стельке – своды стоп под воздействием супинаторов формируются механически, происходит ослабление мышц ступней.
  • Мягкие ботиночки и сандалики из натуральных дышащих материалов дают ножкам возможность свободно двигаться, сгибаться, работать. Закованные в жесткие задники детские ступни теряют силу и подвижность, суставы голеностопа замедляют развитие, деформируются, вызывают проблемы со скелетом, от чего со временем появляется боль в ногах и спине, общая утомляемость, понижение активности. 
  • Обувь нужна только на улице и только тогда, когда ребенок начал ходить.

Главное условие гармоничного, физиологичного развития детских стоп – хождение босиком дома и на улице. При любой возможности разувайте малыша и давайте ему бегать босыми ножками по песку, траве, камням и другим поверхностям. Дома это могут быть различные фактурные покрытия, специальные детские коврики, паласы. Хождение босыми ступнями по естественному, разнообразному рельефу развивает гибкость и силу стопы, укрепляет пальцы, они остаются прямыми и широко расставленными, обеспечивая правильную поддержку всего тела.

Автор статьи
Кирилл Ковалев

Кирилл является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, питании и здоровье мамы и ребенка.

Со скольких месяцев дети делают первые шаги

Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.

Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.

Мнение эксперта
Полякова Людмила Игоревна – медицинский работник
Помощник врача акушера-гинеколога, мама двоих детей

Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.

Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

В каком возрасте ребенок начинает ходить

Во сколько ребенок начинает ходить – этим вопросом задаются все молодые мамы. Хочется, чтобы малыш ни в чем не отставал от других, а порой и опережал сверстников. Все должно происходить постепенно: сначала ребенок начинает ходить за ручки, в ходунках, а затем отпускает маму и не уверенно топает сам. Во сколько же ждать этого знаменательного события? Врачи не дают четкого и конкретного ответа. Когда чадо сделает первые шаги – не предугадает никто. Но есть определенные границы, которые помогают ориентироваться педиатрам и родителям. В норме ребенок начинает ходить в период с 9 до 15 месяцев.

От чего может зависеть формирование столь важного навыка?

Наследственность. Если мама с папой уже в 10 месяцев с хохотом носились по квартире, возможно, и ребенок пойдет по их стопам.

Параллельное освоение других навыков. Некоторые психологи считают, что малышу сложно учиться говорить и ходить одновременно. Поэтому формирование одного навыка (разговора) может вытеснить другой (хождение).

Неподходящие условия. Слишком тесная квартира не дает крохе прочувствовать прелесть пространства, длительное нахождение в кроватке или манеже приучает к ограниченным возможностям. Известен случай, когда ребенок, по причине маниакальных страхов родителей простудить его, вообще не находился на полу, только в кроватке и в манеже. Результат – в год и три месяца ребенок стал делать неуверенные шажочки.

Половая принадлежность. Считается, что мальчики осваивают навык прямохождения позже, чем девочки. Но здесь могут сыграть роль и другие вышеперечисленные факторы.

Занятия гимнастикой и массаж. Укрепление мышц поможет крохе достигать успехов в деле освоения пространства. Интересуясь, со скольки месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, не стоит забывать, что роль родителей в этом деле немаловажная.

Длительность прогулок в ходунках. Дети, чувствуя безопасность и поддержку, расслабляются и начинают неправильно ставить ноги. Поэтому долгое нахождение ребенка в этом приспособлении может отдалить момент первых шагов. Рекомендуется сажать кроху в ходунки не более чем на 15 минут 3 раза в день.

Не стоит радоваться, если малыш бороздит просторы квартиры уже в 8 месяцев. Все должно идти своим чередом – формирование скелета, развитие мышц. И раннее хождение увеличивает нагрузку на мышцы, тем самым искривляя детские косточки. Длительная задержка формирования навыка тоже сулит неприятности. В 1 год и 3 месяца мамы уже начинают бить тревогу, расспрашивать врачей, записываться на консультации к специалистам. И это хорошо, ведь все мы знаем «Предупрежден – значит вооружен»

Нет ничего страшного, что ребенка осмотрят, поставят на ножки, обратят внимание на наличие гипертонуса или гипотонуса мыщц. Если врачи не найдут никаких отклонений, можно дать крохе еще 1-2 месяца, чтобы созреть для ходьбы

А в случае выявленных проблем важно поскорее начать их устранять, чтобы карапуз мог наслаждаться приобретенным навыком. Важно правильно вести себя, когда малыш учится ходить

Не стоит мчаться к нему на пятой скорости, если он вдруг плюхнулся на мягкое место. Страхи, негативные эмоции в дальнейшем могут воспрепятствовать полноценному освоению навыка. Улыбнитесь, подбодрите и помогите встать. И вскоре кроха уже будет сам топать ножками

Важно правильно вести себя, когда малыш учится ходить. Не стоит мчаться к нему на пятой скорости, если он вдруг плюхнулся на мягкое место

Страхи, негативные эмоции в дальнейшем могут воспрепятствовать полноценному освоению навыка. Улыбнитесь, подбодрите и помогите встать. И вскоре кроха уже будет сам топать ножками.

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,»подключаем» любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и , помогающих малышам. Среди таких «приспособлений»ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот «гаджет» куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Когда бить тревогу

Сколько бы ни говорили о том, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, всем родителям хочется, чтобы их малыш развивался как «написано в книге». Так бывает далеко не всегда, однако существуют некоторые ориентиры, на которые смотрят специалисты. Нормально развивающиеся дети в возрасте 11 месяцев уже уверенно сидят, встают на ножки в кроватке, уверенно ползают.

Родителям стоит обратиться к врачу, если в 9-11 месяцев малыш не проявляет двигательной активности: не встает в кроватке, не ползает, не может удержаться на ногах, если его поставить. Причин такого поведения много: от психологических (малыш начинал двигаться, но сильно испугался) до наследственных. Специалист поможет найти верный путь решения проблемы.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Как помочь развить навык

Как правильно учить ребенка ходить? Для начала нужно убедиться, что он готов к этому процессу: регулярно встает с колен, стоит продолжительное время, пробует передвигаться, опираясь о предметы. Правильно учить — значит, создавать условия для развития этого навыка. Какими они должны быть?

Обувь. К выбору первой обуви нужно подойти ответственно

Обратите внимание на четыре вещи: натуральный материал, жесткий задник, супинатор для поддержки свода стопы и соответствие размеру. Ножка малыша не должна болтаться

Правильно выбранная обувь является хорошей профилактикой плоскостопия. Таково мнение ортопедов.
Босиком. Существует и другой, менее традиционный, подход к вопросу. Если ребенок начал ходить, не надо спешить обуваться. Особенно если это произошло в теплое время года и есть возможность выезжать на природу, дачу. Хождение босиком по твердой поверхности укрепляет суставы, мышцы и связки. Кроме того, этот способ формирует правильный свод стопы. В то время как обувь с супинатором ослабляет мышцы стопы, формирует свод механическим путем.
Поверхность. По возможности ограничьте перемещение малыша по скользкому полу — паркет, линолеум, кафель. В первое время кроха будет ходить неуверенно, терять равновесие, падать. Такая поверхность может быть опасной. Лучше если есть покрытие на полу, тогда ножки ребенка не будут скользить. Есть еще один вариант — купить носки с резиновой подошвой.
Экипировка. Уязвимое место во время падения — голова. Особенно опасны падения назад и удары о затылок. Чтобы обезопасить грудничка, можно приобрести защитный шлем для младенцев.
Простор. Обеспечьте ребенку пространство для перемещения. Уберите ненужные, громоздкие вещи, расширьте возможности для ходьбы. Если малыш пошел, он не ограничится своей комнатой. Его будет интересовать все, что попадается на пути. Организуйте в каждой комнате уголки для развлечений и отдыха путешественника.
Вожжи. Противопоказаний нет, если малыш уже перемещается самостоятельно, но пока неуверенно. Хотя с эстетической и гуманистической точек зрения ребенок на «поводке» выглядит, мягко говоря, непривлекательно. Есть еще одна причина, чтобы отказаться от вожжей. Эта конструкция не позволяет крохе падать. А учиться падать и вставать он должен уметь. Это тренирует не только тело, но и дух.

Побеспокойтесь о безопасности. С момента, когда малыш начал перемещаться по дому, родители должны быть максимально бдительны. Уберите из поля зрения и доступности острые, тяжелые, горячие предметы, бытовую химию, средства по уходу за телом, лекарства и т.д. Поставьте защиту на углы и ящики шкафов, заглушки на розетки, провода спрячьте в короба — словом, приготовьтесь достойно встретить исследователя и путешественника.

Сроки и нормы

Умение сидеть довольно сложное и требует соблюдения ряда определенных условий. Во-первых, к этому должны быть готовы мышцы спины, во-вторых, достаточно зрелыми должны быть позвоночный столб и тазобедренные суставы младенца.

Однако нормы эти потому и называются среднестатистическими, что они не учитывают индивидуальных особенностей отдельного ребенка. А потому, с точки зрения практики, разумнее считать, что сидеть малыш начинает в промежутке между полугодом и 8-9 месяцами. От того, насколько хорошо готовы мышцы его спинки, живота и ручек и зависит в конечном итоге срок освоения нового навыка. Научившись сидеть, малыш получит существенное расширение своих возможностей в познании мира. К тому же такая поза считается переходной к умению стоять, а потом и перемещаться на своих двоих.

Более активные ребята могут предпринимать попытки сесть и раньше полугода, а менее активные вполне могут медлить до последнего. В этом также нет ничего необычного или патологического. Хотя многое зависит от того, как наблюдающий ребенка педиатр относится к средним нормам. Не слишком утруждающий себя специалист может сухо констатировать отставание ребенка от физических норм развития, чем сильно расстроит родителей.

Авторитетное мнение

Доктор Комаровский считает, что родители сильно преувеличивают связь между навыком ползать на четвереньках и временем, когда дети начинают стремиться к прямохождению. Это два различных навыка, запрограммированные природой, и подтверждение этому – тот факт, что некоторые малыши долгое время ловко перемещаются на четвереньках, и их этот способ вполне устраивает. Есть и другие примеры, ребенок начинает ходить самостоятельно, почти не проходя через этап ползания.

Известный педиатр, Евгений Комаровский перечисляет и психологические факторы, которые влияют на стремление становиться на ножки:

  • пережитая неудача, боль, испытанная в первых попытках, может ненадолго отбить стремление к таким действиям;
  • стимуляция наглядным примером сверстника, с которым ребенок растет в контакте, встречается в разных условиях (известны примеры, когда малыш, уже вставший на ножки, начинает ползать, или стремится ходить, глядя на чьи-то удачные попытки);
  • позже начинают ходить дети, перенесшие заболевание в грудничковом периоде, так как ослабленный иммунитет оказывает подавляющее влияние на активность ребенка, его стремление самостоятельно передвигаться.

Факт!Дети начинают раньше ходить самостоятельно, когда родители делают с ними гимнастику, ежедневный массаж, выполняют в форме игры простые упражнения. Все это – не обучение навыку хождения, а подготовка к моменту, когда опорно-двигательный аппарат становится подготовленным к умению ходить.

Когда начинает проявляться стремление к подъему и первым шагам, от родителей тоже зависит многое – помощь, стимуляция, заинтересованность – все это поможет ребенку быстрее пройти сложный этап.

Приведенная таблица неслучайно озаглавлена примерные нормы и возможные границы. В ней нет никаких разграничений, мальчик или девочка у родителей. Изначально предусмотрено природой, что младенцы мужского пола рождаются чуть крупнее, но временные рамки развития моторики, основных навыков, контактности и хождения можно указать только приблизительно, в определенном развале сроков.

Единого мнения о нормах детского развития не достигнуто даже в различных педиатрических школах. В приведенной таблице указывается классический период начала хождения – с 9 до 14 месяцев. Популярные источники ориентируются на более лояльные рамки и указывают сроки от 9 до 18 месяцев. Раннее хождение, как и замедленное развитие человеческого навыка одинаково нежелательно, независимо от того, мальчик или девочка у озабоченных родителей.

Также читайте: Какими лекарствами можно лeчить аденоиды у детей

При относительном совпадении биологических этапов, можно все-таки проследить объективные предпосылки к более позднему старту хождения у мальчиков. Отличия по весу и росту могут быть результатом генетических факторов, полученных от родителей. Но, если внимательно просмотреть приведенную таблицу, можно заметить, что даже средние показатели у мальчиков выше, чем у девочек. Начиная с года, дети мужского пола прочно опережают своих соперниц, и это одна из самых вероятных причин такого явления.

Однако не существует никаких нормативных различий в педиатрических нормах для мальчиков и девочек. Родители всех младенцев могут ориентироваться на норму, как на возраст с 9 до 18 месяцев

 Ускорить событие можно, если постоянно уделять малышу внимание, заниматься с ним упражнениями и гимнастикой, чтобы подготовить опорно-двигательный аппарат к будущим нагрузкам

Как помочь ребенку научиться ходить?

Приблизить момент появления первых шагов вряд ли удастся, но в силах родителей поспособствовать развитию этого навыка, создать благоприятные условия для обучения. Для начала рассмотрим то, что ни в коем случае не должны делать родители на этом этапе.

Главные «не» во время обучения малыша хождению:

1 Не спешите и не навязывайте ребенку обучение. Не стоит торопить события, малыш сам почувствует готовность к ходьбе. Если ребенка ставить на ножки насильно, то у него могут возникнуть проблемы с формированием опорно-двигательной системы.

2 Никакой обуви! Малыш должен передвигаться максимально свободно. Обувь не даст ребенку почувствовать равновесие, а скорее будет еще сильнее сковывать его движения.

Первую обувь для ребенка стоит приобретать только тогда, когда обучение ходьбе вышло за пределы квартиры.

3 Не нужно чрезмерно опекать ребенка. Безусловно, родители должны как можно больше времени находиться с малышом и быть готовыми в любую минуту оказать ему помощь.

Но это не значит, что его нужно держать за ручку постоянно. Если вы видите, что малыш сам стоит на ножках и медленно, но всё же пытается сделать шаг, перестаньте поддерживать его.

4 Не критикуйте ребенка. Малышу с большим трудом даются первые шаги, и без падений и ударов этот этап практически никогда не обходится.

Не стоит заострять внимание на неудачах ребенка, а тем более ругать его. Негативный опыт может сильно повлиять на кроху: ребенок может вообще на некоторое время отказаться ходить

Начинать обучение стоит с профилактического массажа. Для быстрого результата лучше обращаться к профессиональному массажисту. Врач также покажет вам некоторые приемы, которые можно выполнять дома самостоятельно. Эффект от хорошего массажа может быть заметен уже через 2 недели после первого занятия.

Упражнения из комплекса оздоровительной гимнастики родители могут делать с малышом в любое удобное время. Основные упражнения для детей от 9 до 12 месяцев будут такими:

1 «Скользящие шаги». Уложите малыша на спинку, аккуратно возьмите его за голени. Совершайте попеременные сгибания и разгибания, как бы имитируя ходьбу.

2 Приподнимания тела. Малыш лежит на животе, повернут к маме лицом. В ладони ребенка следует вложить гимнастические кольца.

Отводим руки малыша сначала в сторону, затем медленно тянем вверх до уровня его макушки. Ребенок должен сам приподнять головку и, потянувшись за ручками, стать на коленки, а затем и во весь рост. Это упражнение достаточно сложное, не следует повторять его более 2 раз.

3 Наклоны тела. Такое упражнение подойдёт тем деткам, которые уже умеют стоять без опоры. Поставьте малыша спиной к себе, прижав его к своей груди.

Для того, чтобы не допустить сгибания ног ребенка, придерживайте его коленки. Второй рукой придерживаем малыша за живот. Перед ребенком кладем яркую игрушку и просим дотянуться до неё, совершив наклон туловища.

Это упражнение – мощная тренировка для мышц спины, и выполнять его достаточно 2-3 раза.

Важно мотивировать ребенка, вызывать в нём интерес к ходьбе. Отличными помощниками для родителей будут яркие игрушки, находящиеся в комнате на местах, до которых трудно дотянуться с опорой

Также следует принять во внимание любовь детей к подражанию. Хорошо, если у малыша есть возможность общаться со старшими детьми или сверстниками, уже умеющими ходить

В то время, когда малыш учится ходьбе, на полу в детской можно разбросать подушки или постелить мягкий ковер. Это поможет смягчить удар при неизбежных падениях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий

Adblock
detector